Международная торговля услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:28, реферат

Краткое описание

Услуга представляет собой не вещь, не материальный предмет, но некую, весьма разнообразную по характеру деятельность, работу. Дать точное определение понятия услуги не просто. Услугу определяют иногда как разновидность товара, для которого момент производства и момент потребления совпадают во времени, в качестве работы, сделанной для других, результатом которой не являются осязаемые вещи товары. Услуги называют иногда - "невидимыми статьями торговли".

Файлы: 1 файл

междунар торговля услугами.docx

— 69.33 Кб (Скачать)

1. Понятие  услуги и особенности международного  рынка услуг

 

 Услуга  представляет собой не вещь, не  материальный предмет, но некую,  весьма разнообразную по характеру  деятельность, работу. Дать точное  определение понятия услуги не  просто. Услугу определяют иногда  как разновидность товара, для  которого момент производства  и момент потребления совпадают  во времени, в качестве работы, сделанной для других, результатом  которой не являются осязаемые  вещи товары. Услуги называют  иногда - "невидимыми статьями торговли".

В Генеральном  соглашении о торговле услугами (ГАТС) 1994 г., действующем в системе ВТО, определения понятия услуги не содержится, но для целей Соглашения используется специальный классификатор, содержащий перечень 160 видов услуг, сгруппированных  по следующим 12 разделам: деловые услуги (46 видов); услуги связи (25); строительство и инжиниринг (5); дистрибьюторские услуги (5); общеобразовательские услуги (5); услуги по окружающей среде (4); финансовые услуги, включая страхование (17); услуги по охране здоровья и социальные (4); организация досуга, культуры и спорта (5); транспорт (33); прочие услуги.

Международное торговое право родилось изначально в стремлении государств урегулировать  торговлю товарами и сделать доступ товаров на иностранные рынки  максимально доступным. Для этого  практически важно было обеспечить достаточно свободный, либерализованный на взаимной основе благоприятный режим импорта, а также режим свободного , по крайней мере, взаимного валютного обмена для платежно-расчетных операций и для финансирования торговли.

Регулирование международного обмена услугами, однако, значительно сложнее, требует не только свободы движения товаров  и свободы валютного обмена, но и благоприятного режима импорта  инвестиций для образования за рубежом  постоянных представительств и для  репатриации капиталов, заработанных от услуг за рубежом; для осуществления  за рубежом банковского и страхового бизнеса. Требуется доступ в иностранных  государствах к занятию операциями этого рода; нужна свобода передвижения лиц (в частности, в туризме) и  т.п. Короче говоря, невозможно эффективно обеспечить на международном уровне свободу оказания услуг, не обеспечив  при этом свободы платежей, свободы  инвестиций, свободы миграции людей. Многие из этих свобод, однако, с большим  нежеланием предоставляются государствами  в сфере услуг для иностранцев. Напротив, внутренний рынок услуг  стремятся сохранять для отечественного капитала. Именно это является причиной того, что в отличие от торговли товарами международная интеграция в сфере услуг сильно "запаздывает", и до сего времени отдельные секторы национальных рынков услуг остаются не открытыми вполне для иностранного освоения.

Руководствуясь  своего рода здравым социально-протекционистским  смыслом и по мотивам охраны публичного порядка, государства во внутренней практике традиционно предъявляют  обычно более высокую степень  контроля за предпринимательской деятельностью в сфере услуг, особенно высокопрофессиональных услуг, например врачебных, услуг, требующих в интересах потребителей особой степени надежности (банковская, страховая, транспортная и т.п. деятельность).

В целях, в частности, обеспечения также  занятости своего капитала и населения  в сфере услуг, государства обычно проводят откровенно протекционистскую  политику в этой сфере, в том числе: ограничивают иностранный капитал  в национальных предприятиях в секторе  услуг; запрещают участие иностранных  компаний в отдельных секторах национальной экономики (телевидение, радио, телекоммуникации, банковская и страховая деятельность, внутренний коммерческий транспорт), предписывают своим купцам осуществление международных  морских перевозок полностью  частично на национальных судах; ограничивают труд иностранцев на национальных предприятиях, а иногда даже в отделениях, фалах этих предприятий за рубежом; запрещается допуск иностранных специалистов к некоторым профессиям (в органах правосудия, внутренних дел и т.п.) же допуск иностранцев к определенным профессиям обусловливается прохождением всего курса обучения в национальных учебных заведениях (врачи, адвокаты и т.п.).

Впрочем, заметим в скобках, когда по фискальным иным причинам государство в этом заинтересовано, иностранный капитал  в сфере услуг активно привлекается. Это, к примеру, так называемые "удобные флаги" (Либерия, Панама, Кипр и др.) в сфере мореплавания оффшоры (Антильские, Багамские, Виргинские острова, островные государства Тихого океана, Лихтенштейн, Монако, Нормандские острова и т.п.) - в финансовой сфере.

Современные государства с рыночной экономикой широко практикуют также либо напрямую, либо через государственно контролируемые структуры предоставление услуг  самим государством на коммерческой основе, в том числе: транспортные услуги (к примеру, железные дороги часто принадлежат государству), водоснабжение, электроэнергетика, телекоммуникации, связь, страхование, банковская сфера и т.п., причем часто некоторые из этих услуг монополизируются государством.

Все отмеченные выше факторы, связанные в той  иной сфере с вмешательством государств в сферу услуг, естественно, не способствуют формированию свободного международного рынка услуг и его эффективному международно-правовому урегулированию.

Изначальной практикой государств была и во многом остается протекционистская защита национального рынка услуг исключительно  преимущественно для отечественных  поставщиков услуг. Однако по мере развития международных связей, в том числе и в потреблении услуг, возникла необходимость в обеспечении, наряду с сохранением национальных приоритетов, также и добросовестной международной конкуренции на рынке услуг, на который по различным оценкам приходится от 20 до 25% стоимости всей мировой торговли, причем рынок этот, особенно в развитых странах, растет темпами, значительно опережающими рост рынка товаров, и является наиболее перспективным. В 90-е гг. доля услуг в валовом внутреннем продукте ведущих западных стран достигала уже 70-75%. Все это настоятельно требовало, наряду с либерализацией торговли товарами, приступить к либерализации и мирового рынка услуг.

 

2. Генезис  правового регулирования международного  рынка услуг

Для генезиса международно-правового урегулирования рынка услуг характерно:

- во-первых, то, что уже в самых первичных,  фундаментальных конвенционных  формах регулирования международной  торговли на двусторонней основе, в так называемых договорах  о торговле часто добавлялись  слова "и мореплавании" просто  включались в текст соответствующие  правила. При этом мореплавание (как вид транспортной услуги) носило как бы сопутствующий  характер к главному, к обеспечению  благоприятного режима торговли  товарами;

- во-вторых, первые многосторонние опыты  международно-правового конвенционного  характера по урегулированию  торговли собственно услугами  отличались фрагментарностью, секторальностью и институализацией. Это остается и доныне. Первой соответствующей институцией стал в 1865 г. Международный телеграфный союз, в дальнейшем эволюционировавший в современный Международный союз электросвязи. Затем в 1874 г. создан был доныне здравствующий Всемирный почтовый союз. Далее следовали многочисленные узкоспециализированные международные конвенции и организации по отдельным услугам в области морского и железнодорожного транспорта, что привело в конце концов к созданию, в частности, современной Международной морской организации в 1982 г. (фактически под названием ИМКО - с 1958 г.). В 1944 г. была создана Организация международной гражданской авиации и т.д.

Этот  далеко не полный перечень наглядно иллюстрирует, что из торговли услугами для действенного правового регулирования прежде всего оказались востребованы транспорт и связь. И до настоящего времени именно этот сектор услуг остается наиболее детально юридически урегулированным, несмотря на принятие в 1994 г. рамочного по своей сути Генерального соглашения по торговле услугами;

- в третьих,  наибольшие успехи в многостороннем, многосекторальном правовом урегулировании торговли услугами достигнуты были первоначально на региональных уровнях: в Евросоюзе - вплоть до создания общего рынка услуг, наряду с другими свободами движения товаров, капиталов и рабочей силы; в рамках ОЭСР, но по ограниченному кругу услуг и с многими оговорками и исключениями для отдельных государств; в НАФТА, также с рядом исключений, особенно в части культурных аспектов услуг и миграции рабочей силы;

- в четвертых,  во многом вопросы международной  торговли услугами, особенно что  касается железнодорожных, речных  и иных перевозок; трубопроводного  транспорта; миграции рабочей силы (режим допуска иностранцев); транзита  и т.д. - реально продолжают решаться  на международной договорной  основе в двустороннем порядке  ( с узко ограниченным числом непосредственно задействованных стран);

- в пятых,  унификация частноправовых норм  национальных правовых систем  в сфере услуг еще далеко  не достаточна (см. гл. XI). Хотя именно  для эффективного международного  обмена в секторе услуг проблемы  выбора применимого права и,  соответственно, необходимость унификации, возможно, более насущны, чем даже  в сфере торговли товарами;

- в шестых, парадоксальным в течение более  полувека является положение,  когда в силу Устава МВФ  (а в Фонде сегодня участвуют  практически почти все государства  мира) любые платежи и трансферы  по внешним текущим операциям,  включая услуги, принципиально не  подлежат каким-либо ограничениям  между странами, придерживающимися  режима валютной конвертируемости, сами же внешние услуги отнюдь  не либерализованы столь универсально.

Первым  опытом либерализации международного рынка услуг в целом и на многосторонней основе, хотя лишь среди  промышленно развитых стран, была после  окончания Второй мировой войны  разработка - сначала в рамках Организации  европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), а затем ее правопреемницей  Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - кодексов либерализации  текущих операций услуг. В результате было выработано несколько принципиальных подходов к либерализации рынка услуг: определение конкретного круга регулируемых услуг; консолидация действующих в странах ограничений на допуск иностранных поставщиков услуг (standstill clause); постепенное снижение особо важных, пиковых ограничений (top down clause) и недискриминации (non-discrimination) применяемых ограничений, за исключением особого режима в рамках интеграционных и преференциальных объединений.

Наконец, в рамках Уругвайского раунда переговоров  стран-участниц ГАТТ было согласовано  и в 1994 г. заключено Генеральное  соглашение по торговле услугами (ГАТС), которое стало первым в истории  по существу универсально ориентированного характера международно-правовым актом, в котором закреплены были общие  подходы к регулированию рынка  услуг. Единые подходы к правовому  урегулированию международного рынка  услуг осложнялись, однако, прежде всего, реальными возможностями применения к ним национального режима режима наибольшего благоприятствования, которые являются стержневыми в рамках ГАТТ/ВТО.

 

3. Генеральное  соглашение по торговле услугами (ГАТС)

Общие основы ГАТС:

ГАТС  по существу - рамочное соглашение, своего рода кодекс добропорядочного поведения, "свод принципов и правил", которые, по идее, должны последовательно насыщаться конкретными правовыми обязанностями  государств.

По предмету регулирования (ratione materiae) компетенция ГАТС распространяется на все виды услуг.

Все огромное многообразие видов услуг  можно, однако, свести к пяти их основным видам: 1) финансовые услуги, включая банковские депозитные, кредитные, расчетные операции, страхование и т.д. (именно на финансовые услуги приходится до 40% доходов от всех международных услуг); 2) разнообразные транспортные услуги - в силу насущной практической необходимости обеспечения технической безопасности и международного торгового оборота одними из первых стали предметом международно-правового урегулирования (на транспорт падает до 25% доходов от всех услуг); 3) международная связь - почтовая, электрическая, телекоммуникационная (этот сектор услуг развивается особенно быстро); 4) туризм и рекреационный бизнес (почти столь же доходные как и транспорт); и, наконец, 5) трудовые услуги, включая мигрирующую рабочую силу, в том числе интеллектуальный труд, воплощаемый в исключительных правах на промышленную собственность (патенты, ноу-хау и т.д.) и в авторских правах.

Единственным  формальным исключением из универсальной  компетенции ГАТС по предмету регулирования  являются некоммерческого характера  услуги в рамках функций государственной  власти, включая монопольного характера (почта, полиция, правосудие), а также  услуги, связанные с правительственными закупками для удовлетворения потребностей армии, государственных органов  и т.п., но не для коммерческих продаж населению.

"Поставка  услуги" согласно ГАТС означает  не только продажу услуги, но  и ее производство, распределение,  маркетинг, продажу и доставку, т.е. весь комплекс, процесс услуги  от начала до конца. Например, железнодорожная пассажирская перевозка включает: рекламу; составление расписания поездов; обеспечение продажи билетов; определение места в поезде и вагоне; техническая подготовка поезда и вагона; обеспечение их энергией; подачу поезда в назначенное место; перевозка пассажира с обусловленных уровнем обслуживания и в должное время до места назначения и т.д. А та же перевозка на международной линии требует, кроме того, международного согласования рейса, технического, энергетического обслуживания железнодорожного пути и поезда, согласования рейса по времени с таможенными и пограничными службами, обеспечения валютных и финансовых платежей и т.д. Из этого примера видно, насколько сложнее транспортные (как и прочие) услуги сравнительно с куплей-продажей товара.

С точки  зрения субъектного действия ГАТС в  принципе действует в равной мере в отношении всех стран-членов ВТО. Причем отличие от ГАТТ и ВТО в  целом, где во многих правовых нормах прямо закреплен преференциальный режим развивающихся стран, такого особого режима в ГАТС принципиально  не предусмотрено, и, таким образом, ГАТС формально действует единообразно и недифференцированно ко всем странам-участницам. Однако в ряде статей ГАТС содержатся все же, хотя и недостаточно конкретные, рекомендательного характера положения об облегчении развивающимся странам доступа к отраслям и способам поставки услуг, представляющим для них экспортный интерес, а также о "специальном приоритете" для наименее развитых стран (ст. IV п. 1, 3 ГАТС). Кроме того, что касается интеграционных экономических объединений развивающихся стран, ГАТС допускает возможность в рамках таких объединений предоставлять в сфере услуг более благоприятный режим для физических и юридических лиц из развивающихся стран (и тем самым по сути дискриминировать лиц, включая ТНК, из развитых стран).

Информация о работе Международная торговля услугами