Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:28, реферат
Услуга представляет собой не вещь, не материальный предмет, но некую, весьма разнообразную по характеру деятельность, работу. Дать точное определение понятия услуги не просто. Услугу определяют иногда как разновидность товара, для которого момент производства и момент потребления совпадают во времени, в качестве работы, сделанной для других, результатом которой не являются осязаемые вещи товары. Услуги называют иногда - "невидимыми статьями торговли".
1. Понятие
услуги и особенности
Услуга
представляет собой не вещь, не
материальный предмет, но
В Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС) 1994 г., действующем в системе ВТО, определения понятия услуги не содержится, но для целей Соглашения используется специальный классификатор, содержащий перечень 160 видов услуг, сгруппированных по следующим 12 разделам: деловые услуги (46 видов); услуги связи (25); строительство и инжиниринг (5); дистрибьюторские услуги (5); общеобразовательские услуги (5); услуги по окружающей среде (4); финансовые услуги, включая страхование (17); услуги по охране здоровья и социальные (4); организация досуга, культуры и спорта (5); транспорт (33); прочие услуги.
Международное торговое право родилось изначально в стремлении государств урегулировать торговлю товарами и сделать доступ товаров на иностранные рынки максимально доступным. Для этого практически важно было обеспечить достаточно свободный, либерализованный на взаимной основе благоприятный режим импорта, а также режим свободного , по крайней мере, взаимного валютного обмена для платежно-расчетных операций и для финансирования торговли.
Регулирование
международного обмена услугами, однако,
значительно сложнее, требует не
только свободы движения товаров
и свободы валютного обмена, но
и благоприятного режима импорта
инвестиций для образования за рубежом
постоянных представительств и для
репатриации капиталов, заработанных
от услуг за рубежом; для осуществления
за рубежом банковского и
Руководствуясь
своего рода здравым социально-
В целях, в частности, обеспечения также занятости своего капитала и населения в сфере услуг, государства обычно проводят откровенно протекционистскую политику в этой сфере, в том числе: ограничивают иностранный капитал в национальных предприятиях в секторе услуг; запрещают участие иностранных компаний в отдельных секторах национальной экономики (телевидение, радио, телекоммуникации, банковская и страховая деятельность, внутренний коммерческий транспорт), предписывают своим купцам осуществление международных морских перевозок полностью частично на национальных судах; ограничивают труд иностранцев на национальных предприятиях, а иногда даже в отделениях, фалах этих предприятий за рубежом; запрещается допуск иностранных специалистов к некоторым профессиям (в органах правосудия, внутренних дел и т.п.) же допуск иностранцев к определенным профессиям обусловливается прохождением всего курса обучения в национальных учебных заведениях (врачи, адвокаты и т.п.).
Впрочем,
заметим в скобках, когда по фискальным
иным причинам государство в этом
заинтересовано, иностранный капитал
в сфере услуг активно
Современные
государства с рыночной экономикой
широко практикуют также либо напрямую,
либо через государственно контролируемые
структуры предоставление услуг
самим государством на коммерческой
основе, в том числе: транспортные
услуги (к примеру, железные дороги
часто принадлежат государству)
Все отмеченные выше факторы, связанные в той иной сфере с вмешательством государств в сферу услуг, естественно, не способствуют формированию свободного международного рынка услуг и его эффективному международно-правовому урегулированию.
Изначальной
практикой государств была и во многом
остается протекционистская защита
национального рынка услуг
2. Генезис
правового регулирования
Для генезиса
международно-правового
- во-первых,
то, что уже в самых первичных,
фундаментальных конвенционных
формах регулирования
- во-вторых,
первые многосторонние опыты
международно-правового
Этот далеко не полный перечень наглядно иллюстрирует, что из торговли услугами для действенного правового регулирования прежде всего оказались востребованы транспорт и связь. И до настоящего времени именно этот сектор услуг остается наиболее детально юридически урегулированным, несмотря на принятие в 1994 г. рамочного по своей сути Генерального соглашения по торговле услугами;
- в третьих,
наибольшие успехи в
- в четвертых,
во многом вопросы
- в пятых,
унификация частноправовых
- в шестых,
парадоксальным в течение
Первым опытом либерализации международного рынка услуг в целом и на многосторонней основе, хотя лишь среди промышленно развитых стран, была после окончания Второй мировой войны разработка - сначала в рамках Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), а затем ее правопреемницей Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - кодексов либерализации текущих операций услуг. В результате было выработано несколько принципиальных подходов к либерализации рынка услуг: определение конкретного круга регулируемых услуг; консолидация действующих в странах ограничений на допуск иностранных поставщиков услуг (standstill clause); постепенное снижение особо важных, пиковых ограничений (top down clause) и недискриминации (non-discrimination) применяемых ограничений, за исключением особого режима в рамках интеграционных и преференциальных объединений.
Наконец,
в рамках Уругвайского раунда переговоров
стран-участниц ГАТТ было согласовано
и в 1994 г. заключено Генеральное
соглашение по торговле услугами (ГАТС),
которое стало первым в истории
по существу универсально ориентированного
характера международно-
3. Генеральное
соглашение по торговле
Общие основы ГАТС:
ГАТС
по существу - рамочное соглашение, своего
рода кодекс добропорядочного поведения,
"свод принципов и правил", которые,
по идее, должны последовательно насыщаться
конкретными правовыми
По предмету регулирования (ratione materiae) компетенция ГАТС распространяется на все виды услуг.
Все огромное многообразие видов услуг можно, однако, свести к пяти их основным видам: 1) финансовые услуги, включая банковские депозитные, кредитные, расчетные операции, страхование и т.д. (именно на финансовые услуги приходится до 40% доходов от всех международных услуг); 2) разнообразные транспортные услуги - в силу насущной практической необходимости обеспечения технической безопасности и международного торгового оборота одними из первых стали предметом международно-правового урегулирования (на транспорт падает до 25% доходов от всех услуг); 3) международная связь - почтовая, электрическая, телекоммуникационная (этот сектор услуг развивается особенно быстро); 4) туризм и рекреационный бизнес (почти столь же доходные как и транспорт); и, наконец, 5) трудовые услуги, включая мигрирующую рабочую силу, в том числе интеллектуальный труд, воплощаемый в исключительных правах на промышленную собственность (патенты, ноу-хау и т.д.) и в авторских правах.
Единственным формальным исключением из универсальной компетенции ГАТС по предмету регулирования являются некоммерческого характера услуги в рамках функций государственной власти, включая монопольного характера (почта, полиция, правосудие), а также услуги, связанные с правительственными закупками для удовлетворения потребностей армии, государственных органов и т.п., но не для коммерческих продаж населению.
"Поставка услуги" согласно ГАТС означает не только продажу услуги, но и ее производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку, т.е. весь комплекс, процесс услуги от начала до конца. Например, железнодорожная пассажирская перевозка включает: рекламу; составление расписания поездов; обеспечение продажи билетов; определение места в поезде и вагоне; техническая подготовка поезда и вагона; обеспечение их энергией; подачу поезда в назначенное место; перевозка пассажира с обусловленных уровнем обслуживания и в должное время до места назначения и т.д. А та же перевозка на международной линии требует, кроме того, международного согласования рейса, технического, энергетического обслуживания железнодорожного пути и поезда, согласования рейса по времени с таможенными и пограничными службами, обеспечения валютных и финансовых платежей и т.д. Из этого примера видно, насколько сложнее транспортные (как и прочие) услуги сравнительно с куплей-продажей товара.
С точки
зрения субъектного действия ГАТС в
принципе действует в равной мере
в отношении всех стран-членов ВТО.
Причем отличие от ГАТТ и ВТО в
целом, где во многих правовых нормах
прямо закреплен