Международная торговля услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:28, реферат

Краткое описание

Услуга представляет собой не вещь, не материальный предмет, но некую, весьма разнообразную по характеру деятельность, работу. Дать точное определение понятия услуги не просто. Услугу определяют иногда как разновидность товара, для которого момент производства и момент потребления совпадают во времени, в качестве работы, сделанной для других, результатом которой не являются осязаемые вещи товары. Услуги называют иногда - "невидимыми статьями торговли".

Файлы: 1 файл

междунар торговля услугами.docx

— 69.33 Кб (Скачать)

6. Услуги  в области связи и коммуникаций

Современные виды международной связи и коммуникаций весьма разнообразны, причем в последнее  время непрерывно появляются все  новые виды. Исторически это, прежде всего, - почтовая связь, затем появляется электрическая связь: телеграф, телефон, телетайп, радио, телевидение, факсимильная связь, спутниковая связь, Интернет и т.п.

Одной из старейших международных организаций  считается Всемирный почтовый союз, возникший в 1874 г., а с 1947 г. ставший  специализированным учреждением ООН. Он содействует, в частности, международному сотрудничеству в культурном, социальном и экономическом планах. На основе Устава Союза создана единая общемировая  почтовая территория для обмена письменной корреспонденцией, гарантируется свобода  транзита на всей этой территории.

Другой  подобной организацией является Международный  союз электросвязи, зародившийся еще  в 1865 г., в настоящее время имеющий  статус специализированного учреждении ООН и работающий на основе Устава и Конвенции о Международном  союзе электросвязи 1992 г. В функции Союза входит сотрудничество в использовании всех видов электросвязи, включая содействие их экономической эффективности и оказание технической помощи.

Еще в XIX в. широкое международное распространение  телеграфной связи вызвало к  жизни заключение, к примеру, Международной  конвенции по охране подводных кабелей 1882 г. Основные ее положения отражены также в Конвенциях об открытом море 1958 г. и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Повреждение кабеля наказуемо  независимо от возмещения убытков. Контроль (охрана) осуществляется военными судами государств-участников.

Образованы  были для целей коммерческого  использования возможностей спутниковой  связи специальные международные  организации: "Инмарсат", "Интелсат", "Интерспутник", "Евтелсат", "Раском" и др. Некоторые из них получ статус частных компаний, в том числе: "Инмарсат" (Великобритания), "Интелсат" (США), "Евтелсат" (Франция).

Примером  может служить история Международной  организации морской спутниковой  связи ("Инмарсат"). Она была создана в 1976 г. для обеспечения морской связи с помощью искусственных спутников Земли. Членами Организации являлись как государства (Стороны) Конвенции об "Инмарсат", так и национальные неправительственные организации (участники особого Эксплуатационного соглашения). Финансировалась "Инмарсат" за счет взносов "участников". В дальнейшем, однако, "Инмарсат" была приватизирована под новым полным названием "Международная организация мобильных спутников".

Прямое (непосредственное) телевизионное вещание  с использованием спутников вызвало  необходимость его правового  урегулирования. В 1982 г. Генассамблея ООН  приняла резолюцию: Принципы использования  государствами искусственных спутников  Земли для международного непосредственного  телевизионного вещания. Принципы предусматривают, что организация такого вещания  может создаваться только соглашением  между государством вещания и  государством приема.

 

Международный рынок космических  услуг

Все весьма капиталоемкие космические технологии создавались и использовались изначально в основном в военных целях  и финансировались за счет государственных  бюджетов (СССР, США, Китай, Франция  и др.).

Но уже  в 1962 г. в США был принят закон  о коммерческом использовании американских спутников связи; это послужило  началом быстрого развития международного рынка космических услуг. При  этом США с самого начала стремсь держать этот рынок под жестким контролем. Эффективным рычагом такого контроля были экспортные ограничения США, действовавшие на поставку в СССР, страны Восточной Европы и целый ряд других государств космической аппаратуры, производимой в США содержащей компоненты американского производства. США не останавливались и перед применением санкций к странам, заключающим между собой "неодобряемые" США сделки на поставки ракетной техники.

Примером  может служить острый международный  конфликт, возникший в связи с  заключением в 1992 г. между российскими  и индийскими предприятиями контракта  о поставке в Индию российских криогенных реактивных двигателей. США  в связи с этой сделкой ввели  запреты на любые торговые операции с индийскими и российскими предприятиями, заключившими контракт. "Юридически" США обосновали свои санкции несоответствием  российско-индийского контракта договоренности 18 западных стран о "Режиме контроля за распространением ракетных технологий", в которой, между тем, ни Россия, ни Индия не участвовали.

Перекрывая  такого рода средствами возможности  определенным странам, обладающим ракетными  технологиями (Россия, Китай, Украина) для беспрепятственного выхода на международный  рынок космических услуг, США  в качестве "клапана" для такого выхода использовали заключение с этими  странами так называемых соглашений о "добровольном ограничении экспорта", хотя и осуждаемых в рамках системы ГАТТ/ВТО .

Соответственно  США заключены были особые соглашения о регулировании торговли услугами в области запусков космических  спутников ракетами-носителями с  Китаем (1989 г. и 1995 г.), Россией (1993 г. и 1996 г.) и Украиной (1995 г.). Все эти соглашения однотипны, они предусматривают  строгие односторонние обязанности  названных стран в отношении  разрешаемых им запусков коммерческих спутников для пользователей  из третьих государств. Обязанности  включают: количества, сроки и орбиты запусков, а также нижние лимиты цен, сравнимых с ценами для аналогичных  запусков спутников США и других западных стран. Предусматривался и  предварительный контроль США в  каждом случае осуществления запуска  с полезной нагрузкой (компонентами), требующей выдачи экспортной лицензии США.

Аналогичным образом установлены были ограничения  для российских коммерческих запусков космических спутников и в  Соглашении 1994 г. о партнерстве и  сотрудничестве между Россией и  ЕС.

Таким образом, для наиболее конкурентоспособной  высокотехнологичной отрасли российского  экспорта на мировом рынке установлен был режим диктата и сдерживания, "право силы", являющее собой  вопиющее противоречие широко пропагандируемой концепции либерализма и свободы  конкуренции. Лицо экстравертного протекционизма и неоглобализма без прикрас.

 

Телекоммуникационные услуги (дальней  связи) и ВТО

В рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) предприняты были должные  уся по регулированию бурно развивающегося международного рынка услуг дальней связи (телекоммуникаций), и заключено было специальное Соглашение о либерализации торговли основными услугами в области дальней связи (телекоммуникаций) (IV Протокол к ГАТС).

Телекоммуникационный сектор включает все виды связи: телеграфная, телефонная, телексная, телекодовая и факсимильная связи, а также средства передачи сигналов: кабели, оптико-волоконные линии, стационарные и мобильные системы  спутниковой связи и оказываемые  по ним услуги; услуги частных арендованных каналов связи; сотовые мобильные  и пейджинговые системы персональной связи. Спецификой телекоммуникаций является их двоякая роль: это, во-первых, особый сектор торгово-экономической деятельности и, во-вторых, в настоящее время  основной способ передачи информации в других сферах экономики, а также  и форма правового оформления сделок.

Экономическое значение телекоммуникационного сектора  услуг отнюдь не второстепенно, что  иллюстрируется доходами от него (более 2% валового мирового продукта свыше 600 млрд. долларов в год) и исключительно  высокими темпами прироста (более 15% в год).

IV Протокол  к ГАТС был подписан в 1997 г. 69 государствами, на которые  падает до 90% мирового объема услуг  в этом секторе. Этим Соглашением  открыта огромная новая сфера  для свободной международной  конкуренции и предопределяется  постепенный отказ от государственной  монополии в этом секторе. Индивидуальные  обязательства стран фиксируются  в перечнях конкретных обязательств, которые могут дополняться и  изменяться. При этом некоторые  государства (в том числе Бразя, Канада, Португалия, Франция, Чехия, Япония) резервировали определенные ограничения допуска иностранных услуг, в основном в частмитов иностранных капиталов в предприятиях телекоммуникаций.

В Соглашении обуславливается прежде всего обязанность стран ВТО приводить свое законодательство в соответствие с правилами ВТО. Члены ВТО должны обеспечивать без дискриминации каждому поставщику телекоммуникационных услуг беспрепятственный доступ к основным сетям и услугам связи общественного характера, которые включаются в национальные списки "специфических услуг" ("конкретных обязательств") по либерализации, а также содействовать применению международных стандартов глобальной совместимости и взаимодействия коммуникаций, в частности, в рамках Международного союза электросвязи и Международной организации по стандартизации. Из общего применяемого в ВТО режима наибольшего благоприятствования допускаются изъятия в отношении льгот и преимуществ в рамках ранее заключенных региональных соглашений, в частности в ЕС. Особое значение IV Протокола к ГАТС состоит в том, что к нему прилагаются имеющие юридически обязательную силу Списки "специфических обязательств" каждой из стран по либерализации услуг телекоммуникаций, а также Перечни изъятий из режима наибольшего благоприятствования. В Справочном документе к IV Протоколу закреплены согласованные принципы дальнейшего совершенствования регулирования конкуренции на рынке телекоммуникаций, включая: борьбу с антиконкурентной практикой, общедоступность условий лицензирования, недискриминационность распределения ограниченных ресурсов связи и т.п.

Договоренности  о либерализации электронной  торговли. Эта торговля (в основном в системе Интернет) не охвачена была Марракешским пакетом соглашений 1994 г. В связи с бурным ростом такой торговли США в 1998 г. выступ инициатором принятия документа о либерализации этой торговли. Соответствующие принятые договоренности предопределяют неприменение таможенных пошлин к объектам электронной торговли, каковыми признаются товары и услуги, переводимые в цифровой формат и доставляемые покупателю пересылкой файлов по глобальной компьютерной сети, но это не распространяется на товары, заказываемые через Интернет и поставляемые обычными средствами доставки. Именно то, что торговля через Интернет неразрывно связана с электронной связью, дает основания рассматривать этот вид торговли в сфере услуг.

 

7. Регулирование  международной торговли финансовыми  услугами в ВТО

Такое регулирование  осуществляется в развитие условий  ГАТС на основе специальных соглашений о либерализации торговли финансовыми  услугами (четыре приложения к ГАТС, а также подписанный 70 странами в 1997 г. особой важности Пятый протокол к ГАТС).

Под финансовыми  услугами понимаются: страховые, банковские и другие финансовые операции; прежде всего операции купли-продажи ценных бумаг. Соглашение 1997 г. обеспечивает открытие для конкуренции мирового рынка  этих услуг на 95%. Регулирование ВТО  не распространяется при этом на услуги, предоставляемые государственными учреждениями при проведении валютной и кредитной политики.

Введено, в частности, понятие "мер предосторожности", применяемых странами по защите интересов  инвесторов, вкладчиков, страхователей  доверенных лиц поставщиков финансовых услуг. Такие меры могут даже быть при необходимости дискриминационными по своему характеру. Основными "мерами предосторожности" признаются: нормы  достаточности капитала и прибыли; ограничения на концентрацию кредитов у одного заемщика на структуру инвестиционного  портфеля; требования по качеству активов; нормы ликвидности и т.д.

Не запрещается, вместе с тем, государствам ВТО применять  не являющиеся "мерами предосторожности" иные защитные меры, как, например, требования к кредитным учреждениям предоставлять  займы для определенных отраслей экономики предприятий по преференциальным процентным ставкам. Однако эти меры должны быть недискриминационными и  не ограничивать доступ на рынок. Предусмотрено  также право введения временных  недискриминационных ограничений  на трансферы и платежи по причинам серьезных осложнений с платежным  балансом и с внешним финансированием. Обеспечиваются права иностранных  поставщиков финансовых услуг создавать "коммерческое присутствие", включая  учреждение фалов и дочерних структур, во всех странах-членах ВТО на основе режима наибольшего благоприятствования.

Согласованы увеличения долей иностранного участия  в капитале национальных банков и  страховых компаний, хотя ограничения  остаются (в ряде стран контрольный  пакет до 51% уставного капитала сохраняется  за национальным капиталом). Резиденты  одного государства получ возможности пользоваться финансовыми услугами, предоставляемыми иностранными предприятиями, в том числе не имеющими коммерческого присутствия в стране оказания услуг.

 

8. Регулирование  международного рынка трудовых  услуг

 Методологически  необходимо прежде всего разделить: во-первых, так называемое международное трудовое право и, во-вторых, правовое регулирование международного рынка трудовых услуг.

Международное трудовое право - самостоятельная отрасль  международного публичного права. Еще  в 1919 г. была создана Международная  организация труда (МОТ), имеющая  в настоящее время статус специализированного  учреждения ООН. Предметом деятельности МОТ, как и предметом регулирования  международного трудового права  в целом является, прежде всего, охрана жизни и здоровья трудящихся, обеспечение  их социальных прав, социального мира, полной занятости, роста уровня жизни, а также соблюдение основных прав человека и т.д. Иначе говоря, цели сотрудничества по большому счету - социально-гуманитарные, и сотрудничество при этом направлено в принципе не на регулирование трансграничного  движения рабочей силы, но на регулирование  правового положения и социальной защиты трудящихся, где бы они ни находсь.

Лишь  отдельные международно-правовые акты в рамках международного трудового  права касаются и проблем трансграничной миграции рабочей силы, но не как  таковой, а опять же в плане прежде всего защиты социального положения трудящихся-мигрантов. Это: Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах 1949 г., 1975 г., 1982 г. и др.; Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.; Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г. и т.д.

Все подобные акты однозначно ориентированы на социальную защиту мигрантов, отнюдь не делая акцента  на их качестве рабочей силы, ее правах и обязанностях. Показательно, что  основной принцип МОТ гласит: "Труд не является товаром".

В реальной жизни существует, однако, "рынок" рабочей силы, иначе - труда, в том  числе и международный рынок. На рынке же могут быть лишь либо товары, либо услуги. И если рассматривать  труд не как товар, а как услугу, вряд ли это в экономическом, коммерческом смысле представляет собой принципиальную разницу.

 

Очевидно, что  есть две стороны феномена труда. С одной стороны, труд - деятельность человека - производителя продукта (товара), причем и для личного  потребления. С другой стороны, труд - несомненно может быть как таковой объектом найма и т.д. Одним из предметов международного экономического права, а точнее, торгового права (сектора услуг) - является, конечно, не сам человек ( коллектив, юридическое лицо), а услуга, производимая физическим юридическим лицом. Что касается международного торгового обмена (а это сфера международного экономического права), труд, как услуга, связан с трансграничным его передвижением, а такое передвижение неотделимо от человека - производителя труда. Предметом правового регулирования является поэтому, прежде всего, трансграничное перемещение человека-трудящегося, иначе миграция рабочей силы, урегулирование самой миграции, ее возможностей и порядка, а затем уже - определение возможностей труда мигранта.

Информация о работе Международная торговля услугами