Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:28, реферат
Услуга представляет собой не вещь, не материальный предмет, но некую, весьма разнообразную по характеру деятельность, работу. Дать точное определение понятия услуги не просто. Услугу определяют иногда как разновидность товара, для которого момент производства и момент потребления совпадают во времени, в качестве работы, сделанной для других, результатом которой не являются осязаемые вещи товары. Услуги называют иногда - "невидимыми статьями торговли".
Так же как
в ГАТТ - ст. V ГАТС допускает особый
режим, устанавливаемый странами-
Важная
цель и смысл ГАТС - либерализация
государственных и отчасти
ГАТС полностью в качестве составной части Марракешского пакета является интегрированной частью системы ВТО, в том числе ее институционной структуры, включая подчиненность общему руководству со стороны Генерального совета ВТО, юрисдикцию Органа по разрешению споров ВТО и т.д. ГАТС при этом сохраняет известную "автономность" в общем режиме ВТО (lex generalis), представляя собой теоретически специальное регулирование (lex specialis), а следовательно, имеющее преобладающую силу в случае возможных коллизий и другими нормами ВТО.
Основные права и обязанности государств по ГАТС:
Сердцевиной ГАТС (часть II) являются общего характера постоянно закрепленные обязательства, своего рода "кодекс добропорядочного поведения". При этом не предусматривается обязательств изменения внутреннего законодательства стран , наоборот, его закрепленность (stand-still) в соответствии с этим "кодексом".
Ключевым
принципом ГАТС, как и ГАТТ, является
режим наибольшего
Исключением
из принципа наибольшего
Национальный
режим в ГАТС гораздо более
ограничен сравнительно с ГАТТ, поскольку
допускает условия и
Прозрачность (транспарентность). По аналогии с условиями ГАТТ государства обязаны, во-первых, публиковать информацию по всему своему правовому регулированию в секторе услуг; во-вторых, создать в этих целях специальные информационные пункты и, в-третьих, предоставлять любую информацию о мерах, применяемых в сфере услуг, по запросам государств-партнеров.
Условие
прозрачности особо практически
важно, так как в сфере национального
регулирования услуг
Исключения из обязательств по прозрачности допускаются только в отношении конфиденциальной информации, по причинам публичного порядка либо защиты законных коммерческих секретов.
Статья VI ГАТС содержит принципы применения национальных правовых норм регулирования услуг:
а) меры, затрагивающие торговлю услугами, должны быть "разумными, объективными и справедливыми";
б) в стране должен существовать процессуальный порядок защиты прав поставщиков услуг, обеспечивающий право на справедливое судопроизводство;
в) технические стандарты, лицензирование и квалификационные требования к услугам не должны создавать неоправданных барьеров в торговле услугами;
г) занятия и торговля многими видами услуг (банковские, адвокатские и т.п.) и во внутреннем правопорядке обычно носят разрешительный порядок. Тем более это относится к иностранным специалистам, в отношении допуска которых широко распространена протекционистская практика. Соответственно, государство согласно ГАТС имеет право на проверку квалификации, профессионализма, знания языка и т.п. у иностранных специалистов свободных профессий, предлагающих свои услуги.
Статьи VIII и IX ГАТС касаются вопросов монополизма и исключительных поставщиков услуг (например, почтовых), а также антиконкурентной деловой практики в сфере услуг. Обусловлено, относительно монополий и исключительных поставщиков, недопущение дискриминации и злоупотребления монопольным положением, но в отношении антиконкурентной деловой практики - лишь обязательство принимать участие в межправительственных консультациях по этому вопросу.
Статья
XI ГАТС предусматривает в общей
форме принцип
Статья XII ГАТС обусловливает возможности введения страной временных, пропорциональных, необходимых, недискриминационных и соответствующих уставу МВФ ограничений (исключений) в отношении взятых на себя ранее обязательств по либерализации услуг, а также на платежи и трансферы по услугам, - в случае серьезных затруднений с платежным балансом и внешними финансовыми отношениями.
К числу исключений, допустимых в отношений обязательств по ГАТС, относятся также (по аналогии с ГАТТ): избавительная оговорка (escape clause) об отказе в выгодах по ГАТС при определенных обстоятельствах (ст. XXVII); условия о возможности принятия защитных мер при чрезвычайных обстоятельствах (ст. X), создающих дезорганизацию рынка, увязываемую с принятыми либерализационными мерами, а также введение исключений в связи с защитой публичного порядка (ст. XIV) в интересах безопасности (ст. XIV).
Особенностью ГАТС являются так называемые конкретные (специфические) обязательства, которые государства могут в результате переговоров о либерализации международной торговли (обычно в ходе так называемых "раундов") зафиксировать в особых перечнях (schedules), касающихся ограничений в торговле конкретными видами услуг. Перечни прилагаются к ГАТС и имеют обязательную правовую силу.
Ограничения в перечнях показываются, во-первых, по доступу на свой национальный рынок и, во-вторых, по предоставлению национального режима для такой допускаемой на рынок услуги. При этом и то и другое (допуск и национальный режим) для каждой конкретной услуги еще дифференцируются по четырем способам поставки, а именно: трансграничный способ (например, трансграничная перевозка груза); поставка услуги иностранному потребителю (например, участие иностранного капитала в организации туризма для иностранцев); поставка путем коммерческого присутствия (например, функционирование представительства иностранной авиалинии); поставка услуг физическимцами (например, турне иностранного артиста). Например, иностранный специалист может быть допущен для оказания услуг, но национальный режим в части социального обеспечения и т.п. ему не будет предоставляться.
Как предоставление допуска на внутренний рынок услуг, так предоставление при таком допуске национального режима полностью зависит от воли государства. Но если такое предоставление уже зафиксировано в перечне (schedule) в результате проведенных переговоров, государство тем самым принимает на себя обязательство заморозить зафиксированные ограничения и не ужесточать их.
Предусмотрено, что если государство либерализовало доступ той иной услуги способами трансграничной поставки коммерческого присутствия и при этом существенной частью услуги является трансфер капитала, государство обязуется разрешать и соответствующие переводы капитала.
4. Международно-правовое
регулирование отдельных
Хотя
ГАТС имеет универсальную
Между тем секторальное урегулирование международных услуг началось на многосторонней основе (во всяком случае, в сфере транспорта и связи) почти на полтораста лет раньше появления ГАТС, и автоматически с возникновением ГАТС это урегулирование не изменялось. В этой связи представляется правильным рассмотреть ниже реальные правовые режимы оказания международных услуг по отдельным их видам как вне рамок системы ВТО, так и в этой системе, кроме, однако, регулирования на основе конкретных (специфических) обязательств, закрепленных в упомянутых выше особых прилагаемых к ГАТС перечнях (schedules), конкретных обязательств, детальный обзор которых не может укладываться в рамки настоящего курса.
До принятия ГАТС торговля услугами на международном уровне регулировалась по относительно немногим узкоотраслевым направлениям, в основном в сфере транспорта и связи, с чего и уместно начать рассмотрение международной торговли отдельными видами услуг.
При этом
необходимо иметь в виду, что международное
регулирование в области
5. Международно-правовое
регулирование экономических
Морской транспорт
Из разнообразных
современных видов
В принципе существуют две главные формы коммерческих морских перевозок: с использованием регулярно функционирующих морских рейсов около 400 линий (по сути, картелей судовладельцев), так называемого трампового мореходства на судах, нанимаемых (фрахтуемых) обычно на основе принятых на практике проформ договоров морской перевозки - так называемых чартеров для выполнения либо согласованного разового рейса, либо неограниченного числа свободно определяемых по направлениям рейсов нанимателем (фрахтователем) в течение определенного срока на основе так называемого тайм-чартера.
Ввиду специфики
международных морских