Международная торговля услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:28, реферат

Краткое описание

Услуга представляет собой не вещь, не материальный предмет, но некую, весьма разнообразную по характеру деятельность, работу. Дать точное определение понятия услуги не просто. Услугу определяют иногда как разновидность товара, для которого момент производства и момент потребления совпадают во времени, в качестве работы, сделанной для других, результатом которой не являются осязаемые вещи товары. Услуги называют иногда - "невидимыми статьями торговли".

Файлы: 1 файл

междунар торговля услугами.docx

— 69.33 Кб (Скачать)

Так же как  в ГАТТ - ст. V ГАТС допускает особый режим, устанавливаемый странами-участницами  интеграционных объединений в части  торговли услугами, причем как ГАТТ, так и ГАТС обуславливают такую "легализацию" интеграционных объединений  условием, что они будут способствовать либерализации торговли не только внутри этих объединений, но и в отношении  стран, не участвующих в них. Не должно быть также при этом дискриминации этих третьих стран, в том числе любого отступления от принципа национального режима, а также "общий" уровень барьеров в торговле услугами в отношении третьих стран не должен повышаться в результате экономической интеграции.

Важная  цель и смысл ГАТС - либерализация  государственных и отчасти негосударственных  мер, регулирующих и ограничивающих импорт услуг, включая относящиеся  к услугам ограничительные меры, кроме торговой, также в валютной и миграционной сферах. При этом, что касается мер, вытекающих из обязательств сторон, но относящихся к компетенции муниципальных и региональных местных властей, а также негосударственных институций, ГАТС (как и ГАТТ) предусматривает принятие государствами-участниками лишь "разумных мер, имеющихся в их распоряжении" (ст. I п. 3а). Иначе говоря, в этой части нет облигаторных обязательств государств.

ГАТС  полностью в качестве составной  части Марракешского пакета является интегрированной частью системы ВТО, в том числе ее институционной структуры, включая подчиненность общему руководству со стороны Генерального совета ВТО, юрисдикцию Органа по разрешению споров ВТО и т.д. ГАТС при этом сохраняет известную "автономность" в общем режиме ВТО (lex generalis), представляя собой теоретически специальное регулирование (lex specialis), а следовательно, имеющее преобладающую силу в случае возможных коллизий и другими нормами ВТО.

 

Основные  права и обязанности государств по ГАТС:

Сердцевиной ГАТС (часть II) являются общего характера  постоянно закрепленные обязательства, своего рода "кодекс добропорядочного поведения". При этом не предусматривается  обязательств изменения внутреннего  законодательства стран , наоборот, его закрепленность (stand-still) в соответствии с этим "кодексом".

Ключевым  принципом ГАТС, как и ГАТТ, является режим наибольшего благоприятствования  в его безусловном понимании, т.е. без требования взаимной компенсации, что создает возможности для  пользования этим режимом, не предоставляя встречных уступок, иначе - порождает  феномен так называемой "бесплатной езды", как и при торговле товарами. Что касается услуг, особенностью является применение принципа наибольшего благоприятствования  не только к товару, как в ГАТТ, но и к поставщику услуги.

Исключением из принципа наибольшего благоприятствования  является, как обычно принято, приграничная торговля услугами. Что же касается обычного исключения из принципа наибольшего  благоприятствования для интеграционных объединений (таможенных союзов, зон  свободной торговли и т.п.), в ГАТС такого исключения нет, но практически  соответствующая "дискриминация" допускается в силу действия национального  режима, который в ГАТС содержит исключение для интеграционных объединений.

Национальный  режим в ГАТС гораздо более  ограничен сравнительно с ГАТТ, поскольку  допускает условия и ограничения, которые каждый участник ГАТС может  указывать по своему усмотрению в  перечне взятых на себя конкретных обязательств (см. ниже); при этом в  перечне государство может предусмотреть  исключения в отношении действия национального режима для соответствующих  способов поставки услуг из других государств. Таким образом, допускается дискриминация иностранных поставщиков сравнительно с отечественными. Кроме того, национальный режим может не применяться для иностранных лиц, если государство изменит условия конкуренции в пользу своих национальных лиц (ст. XVII, п. 3, ГАТС). Наконец, исключения из национального режима допускаются (как уже сказано выше) и для услуг, оказываемых в рамках таможенных союзов и зон свободной торговли.

Прозрачность (транспарентность). По аналогии с условиями ГАТТ государства обязаны, во-первых, публиковать информацию по всему своему правовому регулированию в секторе услуг; во-вторых, создать в этих целях специальные информационные пункты и, в-третьих, предоставлять любую информацию о мерах, применяемых в сфере услуг, по запросам государств-партнеров.

Условие прозрачности особо практически  важно, так как в сфере национального  регулирования услуг государства  имеют большую свободу действий, а регулирование по сути носит характер нетарифных барьеров, которые столь же "невидимы", как сама "невидимая" торговля услугами.

Исключения  из обязательств по прозрачности допускаются  только в отношении конфиденциальной информации, по причинам публичного порядка  либо защиты законных коммерческих секретов.

Статья VI ГАТС содержит принципы применения национальных правовых норм регулирования услуг:

а) меры, затрагивающие  торговлю услугами, должны быть "разумными, объективными и справедливыми";

б) в стране должен существовать процессуальный порядок  защиты прав поставщиков услуг, обеспечивающий право на справедливое судопроизводство;

в) технические  стандарты, лицензирование и квалификационные требования к услугам не должны создавать  неоправданных барьеров в торговле услугами;

г) занятия  и торговля многими видами услуг (банковские, адвокатские и т.п.) и  во внутреннем правопорядке обычно носят  разрешительный порядок. Тем более  это относится к иностранным  специалистам, в отношении допуска  которых широко распространена протекционистская  практика. Соответственно, государство  согласно ГАТС имеет право на проверку квалификации, профессионализма, знания языка и т.п. у иностранных специалистов свободных профессий, предлагающих свои услуги.

Статьи VIII и IX ГАТС касаются вопросов монополизма  и исключительных поставщиков услуг (например, почтовых), а также антиконкурентной деловой практики в сфере услуг. Обусловлено, относительно монополий и исключительных поставщиков, недопущение дискриминации и злоупотребления монопольным положением, но в отношении антиконкурентной деловой практики - лишь обязательство принимать участие в межправительственных консультациях по этому вопросу.

Статья XI ГАТС предусматривает в общей  форме принцип взаимозависимости  свободы платежей и трансферов в  сфере услуг с их либерализацией по конкретным обязательствам государств (см. ниже), а также обязанность  государств не устанавливать валютных ограничений на операции с движением капиталов (инвестиций) в рамках либерализации отдельных видов услуг.

Статья XII ГАТС обусловливает возможности  введения страной временных, пропорциональных, необходимых, недискриминационных  и соответствующих уставу МВФ  ограничений (исключений) в отношении  взятых на себя ранее обязательств по либерализации услуг, а также  на платежи и трансферы по услугам, - в случае серьезных затруднений  с платежным балансом и внешними финансовыми отношениями.

К числу  исключений, допустимых в отношений  обязательств по ГАТС, относятся также (по аналогии с ГАТТ): избавительная  оговорка (escape clause) об отказе в выгодах по ГАТС при определенных обстоятельствах (ст. XXVII); условия о возможности принятия защитных мер при чрезвычайных обстоятельствах (ст. X), создающих дезорганизацию рынка, увязываемую с принятыми либерализационными мерами, а также введение исключений в связи с защитой публичного порядка (ст. XIV) в интересах безопасности (ст. XIV).

Особенностью  ГАТС являются так называемые конкретные (специфические) обязательства, которые  государства могут в результате переговоров о либерализации  международной торговли (обычно в  ходе так называемых "раундов") зафиксировать в особых перечнях (schedules), касающихся ограничений в торговле конкретными видами услуг. Перечни прилагаются к ГАТС и имеют обязательную правовую силу.

Ограничения в перечнях показываются, во-первых, по доступу на свой национальный рынок  и, во-вторых, по предоставлению национального  режима для такой допускаемой  на рынок услуги. При этом и то и другое (допуск и национальный режим) для каждой конкретной услуги еще дифференцируются по четырем  способам поставки, а именно: трансграничный способ (например, трансграничная перевозка  груза); поставка услуги иностранному потребителю (например, участие иностранного капитала в организации туризма  для иностранцев); поставка путем  коммерческого присутствия (например, функционирование представительства  иностранной авиалинии); поставка услуг  физическимцами (например, турне иностранного артиста). Например, иностранный специалист может быть допущен для оказания услуг, но национальный режим в части социального обеспечения и т.п. ему не будет предоставляться.

Как предоставление допуска на внутренний рынок услуг, так предоставление при таком  допуске национального режима полностью  зависит от воли государства. Но если такое предоставление уже зафиксировано  в перечне (schedule) в результате проведенных переговоров, государство тем самым принимает на себя обязательство заморозить зафиксированные ограничения и не ужесточать их. 

Предусмотрено, что если государство либерализовало доступ той иной услуги способами трансграничной поставки коммерческого присутствия и при этом существенной частью услуги является трансфер капитала, государство обязуется разрешать и соответствующие переводы капитала.

 

4. Международно-правовое  регулирование отдельных секторов  услуг

Хотя  ГАТС имеет универсальную компетенцию  по предмету регулирования, распространяющуюся на все виды услуг, практически такое  универсальное регулирование носит  лишь общий установочный характер и  лишь в очень скромных пределах прямо  закрепляет неравномерные и не строго стабильные обязательства государств по свободному доступу иностранных  услуг на свой национальный рынок (см. § 385-386 о перечнях конкретных обязательств, прилагаемых к ГАТС). Соответственно, ГАТС, будучи рамочным договором, исходит из того, что в дальнейшем, в частности в ходе многосторонних раундов переговоров, будут последовательно согласовываться конкретные условия либерализации международных поставок услуг, в том числе в секторах: морского транспорта, автомобильного транспорта; финансовых услуг, перемещениях физических лиц, включая и сферу так называемых профессиональных услуг (свободных профессий), телекоммуникаций, государственных поставок услуг и т.д.

Между тем  секторальное урегулирование международных  услуг началось на многосторонней основе (во всяком случае, в сфере транспорта и связи) почти на полтораста лет  раньше появления ГАТС, и автоматически  с возникновением ГАТС это урегулирование не изменялось. В этой связи представляется правильным рассмотреть ниже реальные правовые режимы оказания международных  услуг по отдельным их видам как вне рамок системы ВТО, так и в этой системе, кроме, однако, регулирования на основе конкретных (специфических) обязательств, закрепленных в упомянутых выше особых прилагаемых к ГАТС перечнях (schedules), конкретных обязательств, детальный обзор которых не может укладываться в рамки настоящего курса.

До принятия ГАТС торговля услугами на международном  уровне регулировалась по относительно немногим узкоотраслевым направлениям, в основном в сфере транспорта и связи, с чего и уместно начать рассмотрение международной торговли отдельными видами услуг.

При этом необходимо иметь в виду, что международное  регулирование в области транспорта в силу практических потребностей первоначально  предопределялось во многом не столько  торгово-экономическими задачами, сколько  технико-эксплуатационными. Поэтому  вопросы экономического характера  в соответствующих международных  правовых актах часто перемежаются с вопросами технико-эксплуатационными, экологическими и т.п.

 

5. Международно-правовое  регулирование экономических отношений  в области транспорта

 

Морской транспорт

Из разнообразных  современных видов международного транспорта морской - наиболее древний  и лучше других видов отлаженный, в том числе в правовом отношении. Международные морские перевозки, однако, и до наших дней юридически регулируются в основном на основе национального законодательства, обычно в рамках специальных законов (кодексов) о торговом мореплавании.

В принципе существуют две главные формы  коммерческих морских перевозок: с  использованием регулярно функционирующих  морских рейсов около 400 линий (по сути, картелей судовладельцев), так называемого  трампового мореходства на судах, нанимаемых (фрахтуемых) обычно на основе принятых на практике проформ договоров морской  перевозки - так называемых чартеров для выполнения либо согласованного разового рейса, либо неограниченного  числа свободно определяемых по направлениям рейсов нанимателем (фрахтователем) в течение определенного срока на основе так называемого тайм-чартера.

Ввиду специфики  международных морских перевозок, заключающейся в использовании  морскими судами для плавания отечественных  и иностранных территориальных  вод, морских портов, а также вод  открытого моря и различных специальных  морских зон, - все связанные с  такими особенностями проблемы решаются в рамках двусторонних и многосторонних международных договоров. Основным таким базисным договором, действующим  в настоящее время, является Конвенция  ООН 1982 г. по морскому праву. А созданная  еще в 1948 г. Международная морская  организация (ИМО) со статусом специализированного  учреждения ООН - обеспечивает механизм межправительственного сотрудничества в решении различных технических  вопросов, затрагивающих, в частности, осуществление морских перевозок грузов, содействие выработке согласованных всеми странами норм обеспечения безопасности на море и эффективности мореплавания, защиту экологии морей и т.д. Кроме того, действует множество многосторонних международных договоров и конвенций (некоторые будут упомянуты ниже), а также двусторонних договоров, посвященных урегулированию, в частности, как торговых, так и имущественных отношений, связанных с использованием морских вод.

Информация о работе Международная торговля услугами