Международная торговля услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:28, реферат

Краткое описание

Услуга представляет собой не вещь, не материальный предмет, но некую, весьма разнообразную по характеру деятельность, работу. Дать точное определение понятия услуги не просто. Услугу определяют иногда как разновидность товара, для которого момент производства и момент потребления совпадают во времени, в качестве работы, сделанной для других, результатом которой не являются осязаемые вещи товары. Услуги называют иногда - "невидимыми статьями торговли".

Файлы: 1 файл

междунар торговля услугами.docx

— 69.33 Кб (Скачать)

Совету  ИКАО предоставлено право осуществлять арбитраж при урегулировании разногласий  между государствами-членами по вопросам толкования применения Конвенции и ее приложений.

Секретариат ИКАО (Монреаль) управляется Генеральным  секретарем и имеет шесть региональных бюро (Бангкок, Дакар, Лима, Мехико, Найроби, Париж).

Коммерческие  перевозки воздушным транспортом  включают перевозки пассажиров, их багажа, грузов и почты. При этом выработано семь так называемых "свобод воздуха" (Г.П. Жуков):

1) право выполнять  транзитные беспосадочные полеты  через территорию иностранного  государства;

2) право совершать  посадки на иностранной территории, но лишь в технических целях;

3) право высаживать  пассажиров, багаж и грузы на  иностранной территории, если они  следуют из государства регистрации  воздушного судна;

4) право брать  на борт на иностранной территории  коммерческую загрузку и везти  ее только в свою страну;

5) право привозить  в иностранное государство и  брать там на борт коммерческую загрузку для перевозки в третьи страны из третьих стран. Пятая "свобода воздуха" предоставляет большое поле коммерческой деятельности для авиакомпаний;

6) право осуществлять  перевозку между третьими странами  через свою территорию;

7) право осуществлять  перевозку между третьими странами, минуя свою территорию.

Все эти "свободы воздуха" применяются  не только к воздушным судам государств регистрации, но и к воздушным  судам государства, арендующего  воздушные суда.

Среди международных  многосторонних конвенций, заключенных  под эгидой ИКАО и с более выраженным экономическим характером, можно  назвать, в частности: Соглашение 1944 г. о международных транзитных воздушных сообщениях (право беспосадочных транзитных перелетов и право посадок с некоммерческими целями. Участвует около 100 государств); Соглашение о совместном финансировании североатлантических океанских (аэронавигационных) станций 1954 г.; Соглашение о совместном финансировании некоторых аэронавигационных услуг в Гренландии, на Фарерских островах и в Исландии 1956 г.; Женевская конвенция 1948 г. о международном признании прав на воздушное судно.

Всего же количество международных много- и  двусторонних соглашений по вопросам международного воздушного гражданского транспорта, считая зарегистрированные в ИКАО, - превышает 3 тысячи. Стандартная  форма двусторонних коммерческих соглашений авиапредприятий в регулярных международных  авиаперевозках выработана была еще  в 1944 г. ("Чикагский тип"). Кроме  того, существует широко применяемая  форма таких соглашений, выработанная на двусторонней основе США и Великобританией  в 1946 г. ("Бермудский тип").

О масштабах  международного воздушного транспорта говорит цифра - более 5 млн. международных  авиарейсов ежегодно. За этим стоят  многомиллиардные суммы доходов. Большая  часть перевозок приходится на авиакомпании США, которые в значительных масштабах  выполняют и внутренние авиаперевозки  во многих странах. С этим связана  выдвигаемая, в том числе и  в рамках ИКАО, но пока безуспешно, концепция "открытого неба", т.е. неограниченного  доступа к рынку авиатранспортных услуг в любой стране.

В США  еще в 1978 г. принят был закон о  свободной конкуренции авиапредприятий  на внутренних линиях, а по Закону США (по сути экстратерриториального действия) о конкуренции на международном воздушном транспорте 1979 г. предусматривается возможность применения санкций (ограничения и прекращения полетов в США) к государствам, не придерживающимся свободы конкуренции в международных воздушных сообщениях.

Ограниченная  либерализация полетов введена  в 1983 г. также в Евросоюзе.

 

Железнодорожный транспорт

Международное сотрудничество в области железнодорожного транспорта началось в XIX в. в период его экстенсивного развития. Еще  в 1884 г. была создана Международная  ассоциация железнодорожных конгрессов (AICCF). В состав Ассоциации входит более 100 участников - правительств и железнодорожных  администраций стран. Целями ее являются обмен научно-техническими достижениями, организация и периодический  созыв международных железнодорожных  конгрессов, обсуждение финансово-экономических  вопросов, обеспечение эксплуатационных задач и т.п.

Действуют десятки и других международных  учреждений по железнодорожному транспорту. Одним из важнейших является Международный  союз железных дорог (IUR), образовавшийся в 1922 г. с местом нахождения в Париже. В состав союза входят железнодорожные  администрации стран всего мира. Цели Союза - совершенствование методов  строительства и эксплуатации железных дорог, выбор оптимальных маршрутов, унификация международных тарифов на перевозку пассажиров, багажа и грузов, разработка новых типов вагонов и механизмов и т.д.

Среди государств Европы, где железнодорожная сеть исторически сложилась особо  разветвленной и где сеть эта  накладывается на мозаичную национально-территориальную  карту, возник соответственно ряд специфических  организаций по регулированию международных  железнодорожных сообщений. Прежде всего следует отметить Европейскую конференцию по пассажирским тарифам (CEV) 1975 г. с участием России. Конференция выполняет функции тарифного союза на основах общей тарифной политики и разрешения коммерческих проблем обеспечения эффективности железнодорожного транспорта. В Европе действуют также особая Конференция по расписанию пассажирских поездов (CЕН), основанная еще в 1872 г. (с участием России), и Конференция по расписанию грузовых поездов (СЕМ) 1924 г.

Всестороннее  правовое регулирование международных  железнодорожных перевозок на многосторонней основе осуществляется Соглашением  о международных железнодорожных  перевозках 1980 г. (КОТИФ) с участием большинства стран Европы и некоторых азиатских и североафриканских стран. К Соглашению имеются два приложения: "А" (Единые правила МПК) об условиях перевозок пассажиров и "В" (Единые правила МГК) о перевозках грузов. Эти последние применимы к железнодорожным линиям, согласовываемым странами-участницами. Для доставки грузов установлены определенные сроки в зависимости от расстояний. Согласовываются тарифные ставки за транспортировку грузов, пределы ответственности перевозчиков за несохранение грузов, а также возмещения убытков за просрочку в доставке.

СССР  не участвовал в КОТИФ, международные  перевозки грузов и пассажиров регулировались в рамках Организации сотрудничества железных дорог ОСЖД (1957 г.), а также  Международным транзитным тарифом  с участием стран Восточной Европы, Вьетнама, Китая, КНДР и Монголии.

 

Автодорожный транспорт

Международно-правовому  регулированию автодорожного транспорта традиционно свойственны в основном негосударственные организационные  формы сотрудничества. В 1909 г. была основана Постоянная международная ассоциация дорожных конгрессов (Париж). Участниками  с различным статусом являются правительства, общественные организации, научные  и технические общества, туристические  и автомобильные клубы и индивидуальные (физические) лица. СССР (затем Россия) участвовал с 1955 г.

Целями  Ассоциации являются содействие техническому и т.п. совершенствованию автодорог, тесному международному экономическому сотрудничеству и обеспечению безопасности движения на международных дорогах, а также упорядочению регистрации  иностранных автомобилей, пересечения  границ; взаимное признание водительских прав; унификация дорожных знаков и  т.п.

Ассоциация  созывает обычно раз в 4 года Всемирные  дорожные конгрессы. Текущая работа обеспечивается Постоянной международной  комиссией, ее Советом, Исполнительным комитетом и Секретариатом.

В 1948 г. основан  был Международный союз автомобильного транспорта (Женева). В нем представлены около 50 стран, включая Россию. Членами Союза являются национальные ассоциации, представляющие профессиональный автотранспорт, в том числе пассажирский, грузовой транспорт по найму, а также транспорт в частном пользовании. Органы Союза - Совет дирекции, Президиум, а также Генеральный секретариат.

Цели  союза - содействие развитию международного автомобильного транспорта в интересах  автоперевозчиков и экономики автотранспорта в целом, в том числе посредством  подготовки рекомендаций, а также  проектов конвенций. Важное место в  деятельности Союза занимает проведение конгрессов, на которых принимаются  программного характера решения  и обращения к правительствам.

Результатом деятельности Союза стала, в частности, подготовленная им и затем принятая Таможенная конвенция 1975 г. о международных  перевозках грузов автотранспортом (заменившая ранее действовавшую одноименную  конвенцию 1959 г.) с участием СССР (России). Конвенция предусматривает международную  дорожную перевозку (МДП) на основе разового единого международного гарантийного документа - книжки МДП, выдаваемой в  каждой стране-участнице Конвенции  национальными ассоциациями автомобильных  перевозчиков. При наличии книжки МДП грузы освобождаются от уплаты на месте ввозных вывозных таможенных пошлин и, как правило, от таможенного  досмотра. Оплата пошлин, сборов, возможных  штрафов гарантируется на территории каждой страны национальными ассоциациями.

С участием Союза и под эгидой ЕЭК ООН  разработаны были также (иллюстративный перечень):

- Конвенция  о договоре международной дорожной  перевозки грузов ("TIR") 1956 г.  и Протокол к ней 1978 г.;

- Конвенция  о договоре международной автомобильной  перевозки пассажиров и багажа 1973 г. и Протокол к ней 1978 г.;

- Европейское  соглашение о международных автомагистралях  1975 г.;

- Европейское  соглашение, касающееся работы экипажей  транспортных средств, производящих  международные автомобильные перевозки  1970 г.;

- Конвенция  о налоговом обложении дорожных  транспортных средств, использованных  для международной перевозки  грузов 1956 г.;

- Таможенная  конвенция, касающаяся контейнеров  1972 г.;

- Европейское  соглашение о международной перевозке  опасных грузов 1957 г.;

- Соглашение  о международных перевозках скоропортящихся  пищевых продуктов и о специальных  транспортных средствах, предназначенных  для этих перевозок 1970 г.

 

Трубопроводный транспорт

Трансграничная  прокачка по трубопроводам нефти, нефтепродуктов, газа представляет собой особую форму  транспортной услуги, и в силу связанных  с обеспечением экономики стратегически  важных энергоносителей занимает все  большее значение не только в частных  международных торговых связях, но и в торгово-политических межгосударственных отношениях. Примером может служить  несколько лет длившаяся острая конкуренция между проектом газопровода "Голубой поток" по дну Черного  моря для поставок газа из России в  Турцию и, возможно, далее в южную  Европу (один вариант) и газопроводом "Баку-Тбси-Эрзерум" плюс нефтепровод "Баку-Тбси-Джейхан" в Турцию (другой вариант), лоббируемых американцами, оказывающими на Турцию серьезное политическое давление. Нефтеносный район Каспийского моря давно рассматривается США как зона своих "высших национальных интересов". С этим связаны и проблемы наиболее эффективной трубопроводной доставки нефте- и газопродуктов. Как сообщает пресса, охрану "Каспийской трубы" американцы как в Грузии, так и в Азербайджане готовы взять на себя, и "высадка американского десанта у берегов Каспия вполне реальна".

Особенно  масштабными и острыми являются проблемы транспортировки энергоносителей  из России и через Россию. В рамках так называемой Энергетической хартии 1994 г. (Договор подписан, но не ратифицирован - на 2003 г. - Россией) (§ 267), в качестве дополнения к Хартии дебатируется заключение так называемого транзитного  протокола. Евросоюз требует от России включения в протокол условий, означающих практически беспрепятственный  и бесконтрольный доступ среднеазиатских  газа и нефти к европейскому рынку  с использованием российских газо-, нефте- и трубопроводов, а также отказа России от самостоятельного определения уровня оплаты транзитных услуг (транзитных тарифов) по собственным трубопроводам. Евросоюз требует одновременно увеличения внутренней цены на энергоносители в России и снижения экспортных цен на российское топливо для стран Европы. Все это входит в политику "выламывания рук" России в рамках условий, предъявляемых Евросоюзом для согласия принятия России в ВТО.

Хорошо  известны и систематические непростые  межгосударственные переговоры и договоренности об условиях транзита нефти и газа из России в Центральную Европу через  территорию Украины. Годами тянутся  переговоры между Россией, Туркменией и Украиной о создании газового консорциума; о заключении соглашения между Туркменией и Украиной о стратегическом газовом сотрудничестве. Слишком крупные мультимиллиардные интересы государств и нефтемагнатов задействованы при этом.

 

Услуги, не связанные с определенными  видами транспорта

Все шире применяется не просто последовательное использование грузоотправителями и грузополучателями разных способов перевозки, но сплошная, "перевалочная" транспортировка, лучше всего иллюстрируемая перевозкой грузов контейнерами, перегружаемыми, к примеру, с автомобиля - в железнодорожный  вагон, далее - на борт морского судна, затем - опять в автомобиль и т.д. Для правового обеспечения таких  перевозок в рамках ЮНКТАД была подготовлена и в 1988 г. в Женеве подписана Конвенция  о международной смешанной перевозке  грузов.

Конвенция ООН о международных специальных  перевозках грузов 1980 г. основывается на нормах "Гамбургских правил" (1978 г.) и предусматривает перевозку  минимум двумя различными видами транспорта с использованием "операторов смешанной перевозки" (ОСП); устанавливаются  пределы ответственности перевозчиков.

Примером  международных соглашений, не привязанных  к какому-то одному виду перевозок, может служить Конвенция ООН  об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле (Вена, 1991 г.).

 

Информация о работе Международная торговля услугами