Международная торговля инжиниринговыми услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Активное использование достижений научно-технического прогресса, а также развитие и углубление международного разделения труда определяют необходимость приобретения конкурентных преимуществ для стран. Создание наукоемких товаров требует наличия соответствующих мощностей и разработок, развитой инфраструктуры, повышения эффективности предприятий, присутствия современных технологий и новейших средств производства, ноу-хау. Присутствие в экономике развитой отрасли инжиниринговых услуг позволяет компаниям национальной экономики функционировать в этих условиях. Высокотехнологичные инжиниринговые услуги являются важным конкурентным преимуществом государства.

Цель и задачи исследования. Основной целью данного исследования является выявление тенденций развития современной международной торговли инжиниринговыми услугами и теоретико-методологическое и практическое обоснование путей и механизмов использования конкурентных преимуществ российских инжиниринговых компаний для повышения роли России в условиях усиления глобализации мировой экономики. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи исследования:

Оглавление

Введение

Глава 1. Современные тенденции развития международной торговли инжиниринговыми услугами

1.1 Понятие инжиниринга. Классификация инжиниринговых услуг в ГАТС

1.2 Оценка состояния мировой торговли инжиниринговыми услугами

1.3 Место инжиниринга в мировом инновационном обмене

Глава 2. Коммерческие условия инжиниринговых операций

2.1 Основные формы инжиниринговых операций. Деятельность специализированных фирм и производственных компаний

2.2 Особенности ценообразования в международном инжиниринге. Роль тендеров

2. 3 Объем, динамика и структура экспорта и импорта инжиниринговых услуг в России.

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Международная торговля инжиниринговыми услугами.doc

— 356.50 Кб (Скачать)

  Все регионы мира вовлечены в международную торговлю инжиниринговыми услугами. Наиболее активными ее участниками являются страны Европы, Азии и Северной Америки. Тем не менее все эти страны уступают США в объемах торговли, кроме того страна отличается от других еще одной особенностью, она импортирует больше услуг по строительству и инжинирингу, чем экспортирует. В то же время промышленный инжиниринг выравнивает этот дисбаланс по торговым операциям, превращая США в успешного игрока на этом рынке.2

  По  данным ВТО, Европа является самым крупным регионом – экспортером (53,9%) и импортером (50,2%) инжиниринговых услуг. Кроме того со временем ее доля растет, за восемь лет экспорт увеличился на 3,6% (37,5 млрд. долл.), а импорт вырос на 1,9% (15 млрд. долл.). Другими важными центрами международной торговли услугами типа инжиниринг являются Северная Америка и Азия.

  Данные  таблицы 1.2.1 наглядно демонстрируют спад в международной торговле в отрасли, произошедший в 2008 г. В связи с кризисом в этот период темпы роста значительно снизились, хотя в предыдущие годы преимущественно наблюдались повышательные тенденции на рынке. 

  Таблица 1.2.1

  Международная торговля инжиниринговыми и проектными услугами по регионам в 2000-2008 гг. (млрд. долл. и %)

    

  Источник: International Trade Statistics 2009, WTO 

  Кроме того, данные таблицы 1.2.2 также позволяют нам сделать выводы о том, что доля таких крупных игроков на международном рынке, как США, Япония, Канада снижается, зато роль стран БРИК, НИС, наоборот возрастает.

  Кроме того, можно заметить, что большей  частью международная торговля инжиниринговыми  услугами представляет собой перераспределение  знаний, навыков, технологий между несколькими  странами, являющими как экспортерами, так и импортерами разных видов инжиниринговых услуг. Такие страны, как ЕС, США, Канада, Швейцария, Китай, Южная Корея, Сингапур, Индия, Бразилия, Россия и некоторые другие страны, являются одновременно и экспортерами, и импортерами услуг на этом рынке (там же).

Таблица 1.2.2 Основные экспортеры и импортеры инжиниринговых и проектных услуг в 2000-2008 гг. (млрд. долл. и %).

    

  Источник: International Trade Statistics 2009, WTO 

  Основными направлениями экспорта инжиниринговых услуг из стран ЕС являются развитые страны, а именно другие страны ЕС, США, Швейцария, Япония, кроме того экспорт  производится в Россию, Китай, Сингапур, Индию, Австралию, Канаду, Южную Корею, Турцию, Африку южнее Сахары и другие страны. На пять крупнейших стран-импортеров из ЕС-27 приходится 78,1% всего экспорта (680208 млн. долл.), а на пятнадцать – 86,9% (756834 млн. долл.). Список стран, с которыми сотрудничают страны ЕС-27 при импорте инжиниринговых услуг, почти полностью повторяет предыдущий. Исключением является доля импорта из Бразилии (0,3%) и тот факт, что европейских стран импорт является более концентрируемым, 85% импорта обеспечивается пятью странами, а 90% - двенадцатью.3

  Китай

  На  сегодняшний день Китай показывает необычайные темпы роста промышленного  сектора экономики. На фоне процессов  приватизации реального сектора  экономики, улучшающегося уровня жизни, а также присутствия транснациональных  корпораций в Китае, спрос на все виды промышленных товаров будет продолжать увеличиваться.

  В то же время национальный рынок не может в полной мере обеспечить внутренний спрос на инженерно-консультационные услуги. Причинами являются низкое качество предоставляемых национальными фирмами услуг, Китай не создает необходимые технологии для создания современных конкурентоспособных предприятий, например для строительства Пекинского Национального стадиона Наячао – «Птичье гнездо» был выбран проект известного швейцарское бюро Жака Херцога (Jacques Herzog) и Пьера де Мерона (Pierre de Meuron) при участии Китайского Научно-Исследовательского Института Архитектуры и компании Аруп Спорт. В дальнейшем возведение проекта также сопровождалось консультациями иностранных инженерно-консультационных фирм и проектных компаний. Спортивный объект расположен на севере Пекина, его вместимость составляет 91 тысяч человек, строительство началось в декабре 2003 года, проект обошелся в полмиллиарда долларов.

  Среди других причин недостаточного развития отрасли являются частое изменение правительством Китая норм регулирования инжинирингового рынка и отраслей, которым данный вид услуг предоставляется (например, 5 января 2007 года Министерство строительства Китая издало нормативные требования для проектных инжиниринговых компаний с высокой долей иностранного капитала в УК подавать заявления на получение лицензии для осуществления архитектурной, инжиниринговой и проектной деятельности согласно Декрету 114), ограниченных выбор средств финансирования, а также само разнообразие и количество возможных услуг в инженерно-консультационной отрасли12. 

  1.3 Место инжиниринга  в мировом инновационном  обмене 

  Объекты мирового рынка инновационных технологий (МРИТ) — это результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование) и неовеществленной (различные виды информации, производственный опыт и знания) формах. Действующими лицами на рынке МРИТ выступают государственные структуры, научно-исследовательские и образовательные учреждения, частные компании и физические лица — специалисты. Налицо стойкая тенденция перемещения источников благосостояния от традиционных факторов производства в виде земли и капитала к информационным ресурсам.

  Что касается коммерческого обмена результатами интеллектуальной деятельности, то среди  его наиболее распространенных форм следует отметить: куплю-продажу  и аренду технологий в овеществленном виде (оборудование); патентно-лицензионный обмен; реализацию на рынке ноу-хау; инжиниринг; франчайзинг; консалтинг.

  «Инжиниринг инноваций» — это комплекс работ  по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение  и распространение определенной инновации.

  Задачей инжиниринга инноваций является получение наилучшего экономического эффекта от вложения инвестиций в новый продукт и определение перспективных направлений инновационной деятельности.4

  Инжиниринг  инноваций включающий в себя:

  • проведение предварительного исследования рынка и выбор перспективного сегмента для нововведений;
  • установление целей финансовых изменений на рынке и определение задач, встающих перед инновациями, объяснение прогнозируемой полезности процесса инжиниринга коллективу и менеджменту предприятия;
  • технико-экономическое обоснование инновационного процесса, оценка отдельных его этапов и всего процесса в целом;
  • разработку рекомендаций по созданию нового продукта или операции;
  • определение объема затрат всех видов ресурсов и численности работников, необходимых для создания проекта, а также сроков выполнения работ по проекту и экономической эффективности проекта в целом;
  • оформление проекта в виде документа;
  • консультации работников-исполнителей мероприятий по исполняемому проекту.

  В современных условиях в развитых странах практически все изобретения и новые товары патентуются. Патентные лицензии, т.е. разрешения на передачу прав использования патентов без соответствующего "ноу-хау", играют относительно скромную роль в лицензионной торговле. Это объясняется необходимостью проведения дополнительных НИОКР и расходов на внедрение, оптимизацией технологического процесса, а также риском, что данное изобретение окажется экономически нерентабельным и технологически неприемлемым.

  Наибольшее  распространение в международной  торговле получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними "ноу-хау".

  В соответствии с законодательством  всех промышленно-развитых стран передача технологий и имущественных прав на них в рамках международного обмена требует “разумной компенсации” или “разумных роялти” в качестве вознаграждения за использование интеллектуальной собственности.

  Важность  и актуальность решения практических проблем ценообразования при  реализации научно-технических разработок и коммерциализации интеллектуальной собственности и судебной защите их прав обусловлена неоднозначностью позиций специалистов по вопросам определения обоснованного размера упущенной выгоды или ущерба от нарушения прав интеллектуальной собственности, а также и обоснования “справедливых” размеров лицензионных выплат.

  В соответствии с законодательством  всех промышленно-развитых стран передача технологий и имущественных прав на них в рамках международного обмена требует “разумной компенсации” или “разумных роялти” в качестве вознаграждения за использование интеллектуальной собственности.

  В международной практике лицензионной торговли под ценой лицензии обычно понимают сумму выплат покупателя лицензии в пользу продавца лицензии.

  Наиболее  широко используются два основных метода расчета цены лицензии: на основе размера прибыли лицензиата; на базе роялти.

  При расчете цены лицензии на основе размера  прибыли лицензиата исходят из того, что размер выплат лицензиару определяется как часть (доля) прибыли, получаемой лицензиатом от изготовления и реализации продукции по лицензии.

  При расчете цены лицензии на базе роялти расчетную цену лицензии и, соответственно, размер выплат владельцу интеллектуальной собственности (лицензиару) традиционно  определяют как определенный процент отчислений в зависимости от стоимости произведенной и реализованной продукции по лицензии.

  В лицензионных соглашениях ставка роялти устанавливается в процентах  от стоимости чистых продаж лицензионной продукции, ее себестоимости, валовой  прибыли или определяется в расчете на единицу выпускаемой продукции.5

  Если  международная передача технологии рассматривается более широко и  включает торговлю технологически емкими товарами, то подход к оценке ее размеров несколько иной. Для оценки объемов  технологии, которая передается через торговлю высокотехнологичными товарами, применяется разработанная ЮНКТАД классификация технологической емкости торговли. 
 
 
 

Глава 2. Коммерческие условия  инжиниринговых операций 

  2.1 Основные формы  инжиниринговых операций. Деятельность специализированных  фирм и производственных  компаний 

  Практика  инжиниринга выработала большое  разнообразие форм международного сотрудничества в этой области. В развитых странах насчитывается много тысяч фирм и организаций, выполняющих работы типа инжиниринг. Некоторые из них имеют очень узкую специализацию, ограничиваясь консультациями по частным вопросам (выбор земельных участков, составлении балансов, архитектурное оформление и т.д.). Нередко такая фирма представлена одним экспертом в какой-либо определенной области, и вся его деятельность сводится лишь к консультированию. В то же время, например, для США характерны фирмы-гиганты, выполняющие работы типа строительного инжиниринга и берущие на себя все функции по созданию соответствующих объектов.

  В международной практике определились две категории фирм, выполняющих работы по инжинирингу: специализированные фирмы (предоставление инженерно-технических услуг — основная сфера их деятельности) и промышленные фирмы (сочетают оказание инженерных услуг с производственной деятельностью).

  В промышленно развитых странах —  США, Англии, Голландии, Японии и др. — существуют крупные инженерные фирмы, которые имеют свои филиалы  за границей и осуществляют большой  объем инжиниринговых работ. Такие фирмы в своей деятельности обычно ориентируются в значительной степени на экспорт.

  Промышленные  фирмы относятся ко второй категории  фирм, выполняющих работы типа инжиниринга. Их обычно подразделяют на компании-проектировщики и компании — производители оборудования для определенных отраслей промышленности.

  Другой  формой международного сотрудничества инжиниринговых фирм может быть совместная дочерняя фирма. Процесс создания инжиниринговыми компаниями совместных дочерних фирм имеет место как внутри отдельных стран, так и в международном плане.  

  2.2 Особенности ценообразования  в международном  инжиниринге. Роль  тендеров 

  Определение стоимости инженерно-консультационных услуг является одной из самых  трудных и сложных проблем, с  которыми сталкиваются стороны соглашения при заключении сделки на их предоставление. Хотя комплекс инжиниринговых услуг обычно содержит стандартные работы, выполнявшиеся ранее по аналогичным заказам, большая часть их требует для своего исполнения творческого подхода, поэтому окончательный характер и масштабы таких работ часто трудно установить заранее. Кроме того, расходы, связанные с предоставлением инженерно-консультационных услуг, непосредственно зависят от тех изменений в характере и масштабе проекта, которые практически всегда происходят после начала его осуществления. В результате стоимость услуг часто значительно увеличивается по сравнению с их объемом, который был первоначально определен при заключении сделки. По данным исследования Европейского фонда развития (ФЕД), охватившего около 3 тыс. проектов, фактические расходы по инженерно-консультационному обслуживанию в среднем на 10% превышают их первоначальную оценку.

Информация о работе Международная торговля инжиниринговыми услугами