Международная торговля: виды и механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:19, реферат

Краткое описание

Международная торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Она зародилась в глубокой древности - собственно международная торговля начала осуществляться с формированием первых национальных государств в IV - III тысячелетиях до нашей эры.

Оглавление

Введение
1. Сущность и важнейшие характеристики международной и внешней торговли
2. Виды мировой торговли и ее механизмы
3. Международная торговля услугами
4. Международная торговля товарами
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Международная торговля.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

 Реферат

 на  тему: Международная торговля: виды и механизмы

 Минск 2009 

 Содержание

 Введение

 1.  Сущность и важнейшие характеристики международной и внешней торговли

 2.  Виды мировой торговли и ее механизмы

 3.  Международная торговля услугами

 4.  Международная торговля товарами

 Заключение

 Список  литературы

 
Введение

 Международная торговля - одна из наиболее развитых и  традиционных форм международных экономических  отношений. Она зародилась в глубокой древности - собственно международная  торговля начала осуществляться с формированием первых национальных государств в IV - III тысячелетиях до нашей эры.

 Однако  в тот период в международный  обмен поступала лишь небольшая  часть производимой продукции, поскольку  господствующей формой хозяйства было натуральное хозяйство.

 Начиная с 80-х гг. XX в. развитие международной  торговли тесно связано с глобализацией  экономики, когда происходит по существу «срастание» рынков отдельных стран. Наиболее интенсивно это происходит в рамках интеграционных группировок, таможенных, торговых и экономических союзов, где уменьшаются или вообще ликвидируются административные и экономические барьеры между странами.

 Все более значительное место в современной  международной торговле занимает электронная  торговля (e-commerce, electronic commerce). В основе электронной торговли лежит использование возможностей современных компьютерных систем для осуществления сделок по реализации товаров и услуг и перевода финансовых ресурсов.

 Существенное  воздействие на развитие международной  торговли оказывает деятельность ТНК, которые формируют свои собственные внутренние («интернальные») рынки, определяют в их рамках конъюнктуру рынка, масштабы и направления товарных потоков, цены на товары (особое место здесь занимают трансфертные цены) и общую стратегию развития таких рынков. Поскольку в современной международной торговле участвует множество различных субъектов международных экономических отношений (от ТНК с глобальными стратегиями и глобальными масштабами торговли — до отдельных физических лиц («челноков»)), экономические интересы которых часто не совпадают, то в целом для характерна острейшая конкуренция.

 Международные товарные потоки в целом приобретают  огромные масштабы и охватывают все  регионы мира. В 2003 г. международная  торговля товарами (вместе с международной торговлей услугами) продолжает занимать центральное место в общей системе международных экономических отношений начала ХХI в. Действительно, именно с международной торговлей так или иначе связано население всех без исключения стран современного мира. В сфере международной торговли реализуются экономические интересы ее участников - отдельных государств, их группировок и союзов, корпоративного бизнеса разного уровня — от малых предприятий до сверхкрупных ТНК, участвующих в международной торговле физических лиц (индивидуалов). При этом, осуществляя внешнеторговые операции, указанные субъекты международных экономических отношений включаются в сложные и весьма противоречивые процессы международной конкуренции.

 Эффективность или неэффективность внешней  торговли, открытость или наоборот закрытость национальных экономических систем оказывают весьма противоречивое воздействие на хозяйствующих субъектов и на население различных стран мира. Так, например, либерализация внешнеэкономических связей и рост открытости национальной экономики приводят к тому, что в страну в значительных количествах приходят дешевые конкурентные импортные товары, однако это может привести к закрытию отечественных предприятий, производящих аналогичную продукцию, росту безработицы в стране и т.д.

 Международная торговля товарами складывается из двух противоположно направленных потоков  — экспорта и импорта товаров.

 Экспорт — вывоз за границу товаров  для их реализаций на внешнем рынке. Импорт — ввоз товаров для их реализации на внутреннем рынке. Реэкспорт — вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в данной стране переработке. Реимпорт - обратный ввоз из-за границы в страну не подвергшихся обработке отечественных товаров. Факт экспорта и импорта фиксируется в момент пересечения таможенной границы и отражается в таможенной и внешнеторговой статистике государства.

 При оценке масштабов международной  торговли различают понятия номинального и реального объема международной  торговли. Первый из них (номинальный  объем) представляет собой стоимость  международной торговли, выраженную в долларах США в текущих ценах. Поэтому номинальный объем международной торговли зависит от состояния и динамики обменного курса доллара к национальным валютам. Реальный объем международной торговли - это ее номинальный объем, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора.

 Номинальный объем международной торговли, несмотря на некоторые отклонения в отдельные  годы, в целом имеет общую тенденцию  к росту.

 Помимо  показателей экспорта и импорта  во внешнеторговой статистике используется показатель внешнеторгового сальдо, представляющего собой стоимостную разницу между экспортом и импортом. Сальдо может быть положительным (активным) или отрицательным (пассивным) в зависимости оттого, превышает ли экспорт по своей величине импорт или, наоборот, импорт превышает экспорт (соответственно, существуют понятия активного и пассивного внешнеторгового баланса). Страны мира заинтересованы в том, чтобы внешнеторговое сальдо было положительным и масштабы его росли, поскольку это свидетельствует об активной внешнеторговой политике, растут валютные поступления в страну, а тем самым создаются и предпосылки для экономического роста внутри страны.

 

 1.  Сущность и важнейшие характеристики международной и внешней торговли

 Давая определение международной торговле, следует помнить, что она, как и другие элементы системы международных экономических отношений, является весьма сложным и многогранным явлением, поэтому существует множество ее определений. Здесь приводится одно из наиболее общепринятых: международная торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Внешняя торговля — это торговля данной страны с другими странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров, работ, услуг. Внешняя и международная торговля являются близкими понятиями. Одна и та же товарная сделка между двумя государствами может рассматриваться со стороны как внешней, так и международной торговли. Обе они связаны со сферой международного обращения, с актами купли-продажи. Развитие этих категорий определяется процессами сферы производства. Однако данные понятия далеко не однозначны. Внешняя и международная торговля соотносятся друг с другом как частное и общее, как национальное и интернациональное. Когда говорят о внешней торговле, то имеют в виду специфический сектор экономики отдельного государства, связанный с реализацией части национальной продукции (товаров и услуг) на зарубежных рынках и части иностранных товаров и услуг на I национальном рынке. Внешняя торговля регулируется преимущественно национальными государственными органами, она связана с такими категориями, как торговый баланс, национальная экономическая политика.

 Международная торговля представляет собой специфическую  сферу, объединяющую внешнеторговые секторы  национальных экономик. Однако это не чисто механическое, а органическое единство, имеющее собственные закономерности развития, особые органы регулирования. Международная торговля связана с международным разделением труда и международным рынком.

 Внешняя торговля — важнейшая сфера деятельности любого государства. Без внешней торговли и внешнего рынка ни одно государство не может существовать и развиваться. На современном этапе, когда отдельные страны стали звеньями международного хозяйства, их экономика как никогда сильно зависит от внешнего рынка. В связи с углублением международной специализации и кооперирования, роста интернационализации хозяйственной жизни, под влиянием научно-технической революции (НТР) внешняя торговля становится все более важным фактором экономического развития, фактором взаимодействия и сотрудничества государств.

 Международная торговля представляет собой одну из форм международных экономических  отношений (МЭО), ЯГ

 Как известно, важнейшими формами МЭО  являются:

 • международная  торговля;

 • международные валютно-финансовые отношения;

 • международное  научно-техническое и производственной сотрудничество;

 • международная  миграция рабочей силы;

 • международная  миграция капитала и международные  инвестиции;

 • международная  экономическая интеграция.

 Все эти формы тесно связаны и взаимодействуют друг с другом, но, безусловно, основной, главной и лидирующей формой является международная торговля. Она опосредует другие формы, значительная часть которых реализуется через нее. В частности, развитие международной специализации и кооперирования производства, международного научно-технического сотрудничества находят отражение в расширении обмена товарами и услугами между странами. Весьма тесными являются взаимосвязь и взаимозависимость международной торговли и международной инвестиционной деятельности. Зарубежные инвестиции, прежде всего прямые, которые осуществляют производственные компании, как правило, стимулируют развитие экспортного производства в странах-реципиентах капитала и таким образом способствуют расширению и увеличению объемов мировой торговли.

 Региональные  интеграционные группировки и объединения (например, ЕС, НАФТА, СНГ, АТЭС) оказывают  влияние на товарную и географическую структуру международной торговли, способствуют ее развитию в основном в рамках этих объединений. Вместе с тем они нередко препятствуют развитию трансконтинентальных товаропотоков и иногда сдерживают процессы глобализации мировой экономики.

 В общем  виде влияние международной торговли на мировую экономику и международные  экономические отношения заключается в следующем:

 • рост внешнеторгового обмена между странами приводит к тому, что взаимосвязь  и взаимозависимость хозяйственных  комплексов отдельных стран усиливается  настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо государства могут повлечь за собой негативные последствия для развития национальных хозяйств в других странах мира;

 • посредством  международной торговли реализуются  результаты вех форм мирохозяйственных  связей – экспорта капитала, международного научно-технического и производственного сотрудничества;

 ♦ углубление межрегиональных, внутрирегиональных в межгосударственных торговых взаимосвязей выступает предпосылкой и стимулом международной экономической интеграции;

 ♦ международная  торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и глобализации мировой экономики.

 Таким образом, на современном этапе международная  торговля играет важную роль в развитии как мировой экономики и МЭО  в целом, так и отдельных субъектов  мирового хозяйства, являясь, с одной стороны, мощным фактором экономического роста, с другой — фактором увеличения взаимозависимости стран.  

 2.  Виды мировой торговли и ее механизмы 

 · торговля товарами:

 - продовольственное  и непродовольственное сырье;

 - минеральное  сырье;

 - готовая продукция;

 · торговля услугами:

 - инжиниринговые  услуги;

 - лизинговые  услуги;

 - информационно  - консалтинговые услуги;

 · торговля лицензиями и ноу-хау;

 · встречная  торговля:

 - сделки  на основе натурального обмена:

 * бартерные  сделки;

 * операции  с давальческим сырьем – толлинг;

 - коммерческие  сделки:

 * встречные  закупки;

 * выкуп/откуп  устаревшей продукции;

Информация о работе Международная торговля: виды и механизмы