Международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Оглавление

Введение 3
1 Основные теории международной торговли 4
1.1Классическая теория международной торговли 4
1.2Понятие международной торговли 5
1.3Основные этапы в развитии мировой торговли 7
2 Товаропотоки мировой торговли и виды мировой торговли 10
2.1Структура и основные товаропотоки мировой торговли 10
2.2Виды мировой торговли 20
Заключение. 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономической теории - Международная торговля.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

 

    Традиционной  и наиболее развитой формой международных  экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений.

    Теории  международной торговли, ведущие  начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие:

  • что лежит в основе международного разделения труда?
  • какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?
  • какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле?

    В современных условиях активное участие  страны в мировой торговле связано  со значительными преимуществами: оно  позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

    В этой связи значительный интерес  представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле. 

1 Основные теории международной торговли

1.1Классическая теория международной торговли

 

    А. Смит обосновал тезис, в соответствие с которым основой развития международной торговли служит различие абсолютных издержек. Он отмечал, что следует импортировать товары из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже экспортеров.

    Взгляды А. Смита были дополнены и развиты  Д. Рикардо, который сформулировал  теорию сравнительных издержек. Д. Рикардо  показал, что международный обмен  возможен и желателен в интересах  всех стран. Он считал возможной взаимовыгодную торговлю и при наличии абсолютных преимуществ одной страны перед другой при производстве товаров.

    Специализация, основанная на использовании принципа сравнительных преимуществ обеспечивает более эффективное размещение мировых  ресурсов и рост мирового производства соответствующих товаров. Однако следует иметь в виду, что рассматриваемая модель разделения труда основана на ряде упрощений. Она исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров, свободной торговли, совершенной мобильности труда (т.е. рабочей силы) внутри каждой страны при отсутствии его перелива между странами); постоянных издержек производства, полной взаимозаменяемости ресурсов при альтернативном использовании; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами, а также отсутствия транспортных затрат и технических изменений.

    Эти исходные предпосылки были необходимы для выявления основных принципов  развития международной торговли. Однако ряд из них нуждается в уточнении. На практике расширение производства во многих отраслях связано с ростом предельных издержек, поэтому выпуск каждой последующей единицы данного товара требовал отказа от все возрастающего количества всех остальных.

    Модель  Хекшера - Олина

    Новая модель была создана шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертелем Олином. Вплоть до 60-х гг. модель Хекшера - Олина господствовала в экономической литературе.

    Сущность  неоклассического подхода к международной  торговле и специализации отдельных  стран состоит в следующем: По причинам исторического и географического  характера распределение материальных и людских ресурсов между странами неравномерно, что, по мнению неоклассиков, объясняет различия относительных цен на товары, от которых, в свою очередь, зависят национальные сравнительные преимущества. Олин сформулировал этот закон еще короче: «Международный обмен - это обмен изобильных факторов на редкие: страна экспортирует товары, производство которых требует большего количества факторов, имеющихся в изобилии». 

    Теория  конкурентных  преимуществ  страны Майкла Портера

    Дальнейшее  развитие на качественно новой основе теория сравнительных преимуществ получила в трудах известного американского экономиста Майкла Портера.

    Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального  ромба, раскрывающего четыре главных  свойства («детерминанта») экономики, формирующих конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны.

    «Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную  среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.

1.2Понятие международной торговли

 

    Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

    Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах.

      Международная торговля включает  экспорт и импорт товаров, соотношение  между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира.

    Структурные сдвиги, происходящие в экономике  стран под влиянием НТР, специализация  и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговлям опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производствам

    Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими  странами, состоящая из оплачиваемого  ввоза (импорта) и оплачиваемого  вывоза (экспорта) товаров.

    Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

    Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира.

    Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

1.3Основные этапы в развитии мировой торговли

 

    Зародившись в глубокой древности, мировая торговля достигает значительных масштабов  и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений  на рубеже XVIII и XIX вв.

    Мощным  импульсом этого процесса послужило  создание в ряде промышленно более развитых стран (Англии, Голландии и др.) крупного машинного производства, ориентированного на масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, и экспорт в эти страны промышленных товаров, преимущественно потребительского назначения.

    В XX в. мировая торговля пережила ряд  глубоких кризисов. Первый из них был  связан с мировой войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и глубокому  нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы. Следует отметить, что все эти кризисы были преодолены.

    В целом характерной чертой послевоенного  периода явилось заметное ускорение  темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого  общества. Причем темпы роста мировой  торговли превысили темпы роста мирового ВВП.

    Со  второй половины XX века, когда международный  обмен приобретает «взрывной  характер», мировая торговля развивается  высокими темпами. В период 1950-1994 гг. мировой торговый оборот вырос в 14 раз. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта составил в 50-х гг. 6%, в 60-х гг. - 8,2. В период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта (т. е. рассчитанный в неизменных ценах) возрос в 2,5 раза, среднегодовой темп роста - 9,0%, в 1991-1995 гг. этот показатель был равен 6.2%.

    Соответственно  возрастал и объем мировой  торговли. Так в 1965 г. он составил 172,0 млрд, в 1970 г. - 193,4 млрд, в 1975 г. - 816,5 млрд долл., в 1980 г. - 1,9 трлн, в 1990 г. - 3,3 трлн и в 1995 г. - свыше 5 трлн долларов.

    Именно  в этот период был достигнут ежегодный 7%-ный рост мирового экспорта. Однако уже в 70-е годы он снизился до 5%, еще  больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После явного спада в начале 90-х, в середине 90-х годов он вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы.

    На  стабильный, устойчивый рост международной торговли оказали влияние ряд факторов:

  1. развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
  2. НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
  3. активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;
  4. регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ);
  5. либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;
  6. развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;
  7. получение политической независимости бывших колониальных стран. Выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.

    По  имеющимся прогнозам, высокие темпы  мировой торговли сохранятся и в дальнейшем: к 2003 г. объем мировой торговли увеличится на 50% и превысит 7 трлн долл.

    Со  второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней  торговли. Это повлияло на соотношение  сил между странами на мировом  рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 80-е годы значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по факторам конкурентоспособности. В тот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии - Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур, Гонконг, а также Япония, которая ранее на протяжении шести лет занимала первое место.

    Пока  развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья, продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции на мировой рынок. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обуславливается выработкой заменителей сырья, более экономным его использованием, углублением его переработки. Промышленно развитые страны практически полностью захватили рынок наукоемкой продукции. Вместе с тем, отдельные развивающиеся страны, прежде всего «новые индустриальные страны», сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой продукции, промышленных изделий, в т.ч. машин и оборудования. Так, доля промышленного экспорта развивающихся стран в общем мировом объеме в начале 90-х годов составила 16.3%.

Информация о работе Международная торговля