Особенности рынка информационных услуг и продуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности рынка информационных услуг и продуктов.

Файлы: 1 файл

готовый курсовик.doc

— 441.50 Кб (Скачать)


 

ВВЕДЕНИЕ

Научно-техническая революция и развитие производительных сил ведут к углублению международного разделения труда. В этих условиях торгово-экономические отношения между странами характеризуются быстрым расширением научно-технического и производственного сотрудничества.

Если выделить из области торгово-экономических отношений обмен сырьевыми и продовольственными товарами, которые так или иначе связаны с географическими, климатическими условиями и наличием полезных ископаемых, то оставшаяся часть внешнеэкономических связей в сегодняшнем мире явится следствием международного разделения труда, базирующегося на неравномерном развитии различных видов технологии, уровень которой определяет конкурентоспособность товаров на рынке, их качество и себестоимость, а, следовательно, и получение прибыли при реализации.

Если же исключить товары широкого потребления, то оставшаяся часть международного экономического обмена будет представлять собой обмен технологией либо в «чистом виде» – в виде знаний, опыта и научно-технической информации, либо «овеществленной» в материалах, машинах и оборудовании. Эта часть внешнеэкономических связей представляет собой обширную сферу обмена, ко­нечная цель которого, с одной стороны, повышение технического и технологического уровня производства, с другой – получение прибылей.

В век высоких технологий и революционных изобретений эта отрасль международных экономических отношений становится все более актуальной, в том числе и для экономики России, страны, которая обладает весьма значительным потенциалом нематериальных активов, хоть и пока не имеет эффективно отлаженной системы торговли технологиями и ноу-хау с зарубежными партнерами, т. к. в обозримом прошлом эта сфера деятельности полностью находилась в безраздельном ведении государства.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности рынка информационных услуг и продуктов.

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИИ

1.1. Информация как экономическая категория

В рыночном хозяйстве принято выделять четыре сектора: потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. В последние годы экономисты выделяют пятый сектор -рынок информации.

Информацией (информационным продуктом, интеллектуальным продуктом, продуктом духовного или нематериального производства и т. п.) называется вещь или действие (продукт или услугу), которые:1

-   предназначены их производителем для доставки определенного знания получателю;

-   способны пополнить знания последнего без проведения им каких-то специальных, нетипичных для него познавательных действий, то есть, как правило, знания должны восприниматься непосредственно: чтением, наблюдением, слушанием.

Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм. Информационные по­требности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.

Результатом информационной деятельности является информационный продукт, который предстает на рынке в виде информационных товаров и услуг.

С другой стороны, существует множество информационных товаров и услуг, которые не являются результатом информационной деятельности. Это, прежде всего, материальные компоненты, которые необходимы для производства, переработки, хранения и распространения информации.

Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров.

Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть ис­пользована многократно.

 

1 Гиляревский Р.С. Мировой рынок информационных услуг /Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Залаев, В.А. Цветкова. - М., 2002. С. 5.

Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.

Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается своеоб­разному «моральному износу». Хотя информация и не изнашивается при упот­реблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным (процесс «старения» информации может длиться от пяти до пятнадцати лет).

В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информа­ционного продукта требует усилий.

В - четвертых, производство информации, в отличии от производства ма­териальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обхо­дится, как правило, намного дешевле его производства.

Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образо­вание, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.

Экономика информации не имеет долгой истории. Как научная дисциплина она стала складываться примерно три десятилетия назад. Американский экономист Ф. Махлуп первым попытался определить границы «индустрии зна­ний» и ответить на вопрос о том, какая часть национального богатства является результатом производства, обработки и распространения информации2. Разработанные ими методики анализа информационной деятельности наиболее часто применяются в международной практике.

Информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и людскими.

2 Майоров С. И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг / С. И. Майоров. - 2006. - С. 22.

Информация имеет реальную ценность благодаря своей структуре. С по­мощью информационных продуктов потребитель имеет возможность удовле­творять потребность в новых сведениях и знаниях, а также различные эстети­ческие потребности. Информационные товары и услуги предоставляют определенную информацию и средства, которые позволяют воссоздавать необходимые знания.

Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам тра­диционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические ха­рактеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т. д.) при анализе инфор­мационного производства. В качестве экономического ресурса информация предназначается для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос.

Ценность, или полезность, информации состоит в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю. Информация расширяет набор возможных альтернатив и помогает правильно оценить их последствия.

Классическая теория информации К. Шеннона рассматривает способность снимать неопределенность ситуации как основное свойство информации3.

Полученные через информацию знания позволяют увидеть новые воз­можности в старой ситуации и тем самым увеличивают степень неопреде­ленности и бремя выбора.

На сегодняшний день теория информации еще не сложилась оконча­тельно, существует множество различных, иногда диаметрально противопо­ложных взглядов на природу информации, не выработано общепризнанного определения самого понятия «информация».

Кроме того, существует такое определение информации как превращенной формы знания, знания, отчужденного от непосредственного владельца и перенесенного на какой-либо материальный носитель.

 

3Тамбовцев В. Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации / В. Л. Тамбовцев. - М.; Издательство МГУ, 2001. С. 9.

Результатом информационной деятельности является информационный продукт, который предстает на рынке в виде информационных товаров и услуг.

Следует подчеркнуть, что многие виды информации производятся не для обмена и предоставляются потребителю бесплатно, в качестве так называемых общественных благ. Их производство осуществляется государством или не­коммерческими организациями.

Свойство информационного продукта - трудность производства и отно­сительная простота тиражирования - создает, в частности, немало проблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности.

Информационная сфера охватывает широкий круг товаров и услуг. Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.

Общепринятой классификации информационных товаров и услуг на сегодняшний день не существует. Остановимся на некоторых из применяемых подходов к выделению определенных категорий информационного продукта на основании тех или иных признаков.

Прежде всего, следует различать информацию как таковую и носители информации. По сферам использования информация может подразделятся на научно-техническую, управленческую и социальную.

При прагматическом подходе, который оценивает блага от использования информации, информационные продукты делятся на познавательные и развлекательные.

В международной практике, еще начиная с работ Ф.Махлупа, к информа­ционным товарам, как правило, относят собственно продукты информационной деятельности и вспомогательные продукты, т. е. обеспечивающие производство, хранение, обработку и распространение информации.

Так, Ф. Махлуп выделил 30 отраслей, связанных с производством знания и разделил их на пять групп: образование, научные исследования и разработки,

 

средства массовой информации и связь, информационные машины и оборудо­вание, информационные услуги.4

Существует и такая точка зрения, что к информационной сфере нецеле­сообразно относить производство технических средств для обучения и преоб­разования информации, ее носителей, каналов связи и т. д.

Так, В. Тамбовцев видит пять крупных блоков внутри информационного рынка: научно-техническая продукция, объекты художественной культуры, управленческие данные и сообщения, бытовая информация, услуги и образование5.

Целесообразность того или иного подхода к выделению видов информа­ционного продукта определяется непосредственными целями исследования, разработанными методами статистического учета, возможностью сопоставлений как на уровне предприятий и отдельных секторов экономики, так и на меж­дународном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4              Гиляревский Р.С. Мировой рынок информационных услуг /Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Залаев,
В.А. Цветкова. - М., 2002. С. 15.

5              Тамбовцев В. Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации / В. Л.
Тамбовцев. - М.; Издательство МГУ, 2001. С. 17.

1.2. Сегменты рынка информации и их характеристика в мировом

масштабе

Современный информационный рынок включает четыре взаимодейст­вующих области:

1.                 рынок электронной информации;

2.                 рынок электронных сделок;

3.                 рынок систем сетевых коммуникаций;

4.                 рынок программного обеспечения.

 

Рынок электронной информации включает четыре основных сектора.

Сектор деловой информации, охватывает:

-биржевую и финансовую информацию - информацию о котировках цен­ных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, ин­вестициях, ценах, предоставляемая биржами, специальными службами бирже­вой и финансовой информации;

-   экономическую и статистическую информацию - числовую экономическую, демографическую, социальную, информацию в виде рядов динамики, прогнозных моделей, оценок и т.д.;

-   коммерческую информацию - информацию по предприятиям, фирмам, их продукции, ценам, руководителях и т.п.;

-              информацию коммерческих предложений - информацию о купле/продаже по определенным товарным группам;

-              деловые новости в области экономики и бизнеса;

Сектор юридической информации, включает системы доступа к электронным сборникам указов, постановлений, инструкций и других докумен­тов, выпущенных органами государственной и местной власти.

Сектop информации для специалистов, охватывает:

-научно-техническую информацию - справочную информацию и данные в области физики, техники, информатики;

-профессиональную информацию - специальные данные и информация из области разных наук, медицины, педагогики, астрологии и т.д.;

-доступ к первоисточникам - библиографическую и реферативную ин­формацию, а также доступ к полнотекстовым электронным данным.

Сектор массовой, потребительской информации включает:

-информацию служб новостей и агентств прессы;

-потребительскую информацию - местные новости, погоду, программы радио и телепередач, расписание транспорта, справочники по отелям, рестора­нам, информация по прокату машин и т.п.

Рынок электронных сделок (операций) включает системы банковских и межбанковских операций, электронных торгов, системы резервирования биле­тов и мест в гостиницах, заказа товаров, услуг и т.п.

Рынок программного обеспечения включает все виды программной про­дукции.

Рынок систем сетевых коммуникаций включает системы электронной почты, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений, другие сис­темы, объединяющие пользователей ПК.

Большинство технологий, составляющих этот класс, появилось практиче­ски одновременное созданием ПК в виде специального и общего про­граммного обеспечения, операционных систем различного класса и назна­чения, пакетов прикладных программ. Эти технологии, а также их более со­вершенные модификации и сейчас достаточно активно используются разработчиками экономических информационных систем и обстоятельно описаны в научной литературе. Остановимся лишь на инструментальных НИТ, получивших распространение в последнее время. К их числу можно отнести гипертекстовые технологии, машинную графику, телекоммуника­ционные методы доступа, CASE-технологии, системы искусственного ин­теллекта, мультимедиа, возникновение которых связано, главным образом, с новыми техническими возможностями средств вычислительной техники. При создании прикладных информационных систем имеет смысл опираться только на эти более совершенные технологии, которые позволят выйти на современный уровень компьютеризации в экономике и на равных влиться в мировое экономическое пространство.

Информация о работе Особенности рынка информационных услуг и продуктов