Особенности рынка информационных услуг и продуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности рынка информационных услуг и продуктов.

Файлы: 1 файл

готовый курсовик.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

жетные ассигнования на НИОКР, в некоторой степени приведут к существенному улучшению возможностей для реставрации в значительной степени утраченной государственной части национальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей информационные ресурсы для развития. Вместе с тем кое – какие новые возможности появятся на таких секторах рынка, как:

                   информация для специалистов и, прежде всего, НТИ, необходимая для реализации фундаментальных и прикладных аспектов НТ проектов в области оборонной техники;

                   потребительская информация и, прежде всего публичные библиотеки.

В качестве конкретных приоритетных задач в области воссоздания госу-дарственной части национальной инфраструктуры в современной России можно отметить:

                   включение информационной составляющей в качестве обязательного элемента во все государственные программы отраслевых и проблемно – ориентированных НИОКР;

                   выделение задач информирования общества о своей работе в качестве самостоятельных для всех органов государственной власти и управления.

В настоящее время в качестве основной задачи и содержания информити-зации должно рассматриваться создание глобальной информационно – коммуникационной инфраструктуры – системы технических средств работы с информацией (компьютеры и каналы связи, работающие по общим стандартам, т.е. собственно сеть) и информационных ресурсов, доступных в этой сети т.е. системы, которая должна обеспечить каждого жителя возможностью доступа к мировым информационным ресурсам в любом месте в любое время и за прием-лемую плату.

Эта глобальная инфраструктура в силу своей природы и прежде всего обеспечения глобальности в условиях сохранения существования отдельных стран, их объединений и корпораций (в т.ч. и транснациональных) не может быть и не будет формальной системой имеющей какого либо одного или нескольких «хозяев». Более того, ее нельзя рассматривать и как совокупность национальных инфраструктур, так как в ее состав с самого начала интегрированы и транснациональные корпоративные, и специальные не корпоративные (например, научно – технические или социально – политические), и публичные структуры как общественных организаций, так и формально не организованных сообществ.

С учетом мирового опыта в отношении ведущих информационных институтов России необходимым выглядит превращение их в центры консолидации сектора профессиональной информации в России за счет объединения подготовки вторичной информации и первоисточников с приватизацией этих институтов в перспективе и, возможно, их дальнейшей консолидацией с ведущими мировыми информационными службами.

Представляется что включение таких институтов в состав транснациональных корпораций не сможет нанести ущерба национальным интересам России, т.к. существенная часть их деятельности по – прежнему должна финансироваться из бюджета, а механизм распределения бюджетных средств может быть выстроен таким образом, чтобы сделать решение национальных задач России привлекательным и для будущих международных хозяев этих институтов (как, собственно, это и удается сделать во многих развитых странах). Несомненно положительным же моментом, который перевесит все возможные отрицательные последствия, станет окончательный отказ от автаркии и действительная реализация на практике глобальной природы мировых информационных ресурсов, а так же полноценное включение России в мировой рынок информации, результатов исследований и технологий. 

   

Рис.2.2. Структура ИТ-рынка региона Центральной и Восточной Европы в 2009 г

Из шести стран, в которых проводились исследования, крупнейшим ИТ-рынком является российский, составляющий более 65% от общего объема. Его также отличают наиболее высокие темпы роста. В этой связи ожидается, что в 2010 году доля России превысит 70%. В 2004 г.  17% затрат на ИТ в России приходилось на наиболее крупный и быстрорастущий государственный сектор, который в 2005 г. уступил первенство домашним пользователям.24 Наиболее высоки темпы роста ИТ-затрат в телекоммуникационном сегменте, где операторы уже миновали период ускоренного роста и подошли к моменту, когда им потребуется набор программно-техничнских продуктов, включающий полные ин-дивидуальные и корпоративные решения.

Еще более заметны расхождения в аналитических прогнозах на более длительный период, что, правда, неудивительно, так как российский ИТ-рынок стоит перед выбором: поднять ИТ-отрасль на качественно новый уровень или остаться на ИТ-задворках. Аналитики J&P полагают, что российский рынок за период с 2005-го по 2015 год вырастет более чем в 3 раза (рис. 2.3), а доля ИТ в ВВП страны приблизится к подобным показателям стран «большой семерки». Министр информационных технологий и связи Леонид Рейман еще более оптимистичен: по

 

24Карачаровский В. Российский рынок информационных услуг-2006: из чего складывается и кто формирует/ В. Карачаровский. Аналитика. C-News [электронный ресурс] http://wvvw.cnews.ru/reviews/free/2006/articles/form.

его мнению, к 2010 году объем рынка в отрасли информационных технологий может достигнуть 40 млрд долл. (для сравнения по данным J&P — 34 млрд долл.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.3. Объем российского ИТ-рынка, млрд долл.

Специалисты аналитического центра REAL-IT даже представили возможные сценарии развития российского ИТ-рынка в период с 2009-го по 2015 год в зависимости от цен на энергоносители и экономического и институционального режима в России. Предполагается пять сценариев развития рынка: «Новый курс», «На всех не хватит», «Эльдорадо», «Кошмар» и «Утопия», наиболее реальными из которых являются первые три. Естественно, что прогнозируемые объемы ИТ-рынка для разных курсов различны. Например, для вполне реального «Эльдорадо» (цены на энергоносители растут, режим — корпоративное управление) объем рынка к 2015 году составит 56 млрд долл., а для маловероятного «Утопия» (цены на энергоносители растут, режим — национальная модернизация) — 151 млрд долл.

              Для современной России процесс выработки приоритетов национальной стратегии внедрения нового поколения информационных технологий имеет особое значение. На примере таких компаний, как Cisco(США), Алкатель (Бельгия) или Нокия (Финляндия) хорошо известно, что наиболее эффективным вложением финансовых ресурсов является сфера производства информационных и сетевых систем. Поэтому новому Правительству РФ требуется уделить особое внимание

вопросу развития производственной сферы индустрии связи и телекоммуникаций

с учетом следующих положений:25

25Карасева И.А. Состояние и тенденции развития рынка информационных продуктов и услуг /И.А.Карасева//Открытые системы-2005.-№12.-С.14.

1.                  Рынок сетевых средств связи будет расширятся за счет внедрения в сферу традиционной телефонии цифровых технологий передачи данных и создания нового класса многофункциональных устройств персональных коммуникаций (Personal Communicator – PGr), объединяющих технологии передачи голоса, видео и компьютерных данных.

2.                  В основе создаваемых современных систем связи лежат высоко-производительные микропроцессорные компоненты цифровой обработки сигналов, средства защиты информации и беспроводного доступа, стандартные сетевые протоколы и мультимедиа интерфейсы.

3.                  Глобальная сетевая инфраструктура будет формироваться на основе технологии Интернет, а все вновь разрабатываемые технические устройства, включая средства транспорта, управления и наблюдения гражданского и военного применений, будет иметь интерфейсы для межсетевого взаимодействия через эту систему передачи цифровых данных.

Учитывая вышеизложенное, можно утверждать,  что создание глобального информационного пространства будет основным направлением в развитии мировой экономики в XXI веке, а отмеченные выше тенденции позволяет выра-ботать приоритеты государственной стратегии финансирования прикладных исследований и инженерных разработок в этом направлении в первом десяти-летии XXI века.      

На современном этапе процесса создания информационного сообщества Россия еще может стать страной, в которой разрабатывается и производится все базовые компоненты современных сетевых технологий. Некоторые экономисты считают, что в основе государственной политики могут быть определены следу-

ющие приоритеты развития национальной индустрии высоких технологий:26

1.                  Создание отечественной промышленной базы по производству много-функциональных устройств телекоммуникаций, интегрирующих технологии телефонии, средств массовой информации и сети Интерне;

2.                  Формирование национальной инфраструктуры распределенных се-

26Глинских А. Мировой рынок информационных услуг / А. Глинских. CITFORUM [элек­тронный ресурс] // http://www.citforum.ru/consulting/docflow/market.

 

тевых вычислений и обработки цифровых данных на базе отечественных аппа-ратно-программных компонентов и систем управления;

3.                  Выход на мировой рынок высокоинтеллектуальных встраиваемых интернет-приложений, средств компьютерной телефонии и мультимедиа ком-муникаций. 

Достигнуть поставленных целей можно на пути широкого использования технологий венчурного финансирования и создания инновационно – промышленных комплексов по перечисленным выше направлениям деятельности.

В процессе создания глобального информационного сообщества будет происходить формирование новой политической и экономической элиты мирового сообщества. Будут возникать страны фавориты – разработчики технологий, производители оборудования и программного обеспечения; появятся страны, выступающие в качестве массовых потребителей информационных услуг, а также те страны, кому доступ к информационным ресурсам будет ограничен по экономическим или политическим мотивам. Ряд экономистов считает, что существуют весьма влиятельные силы,  которые не заинтересованы в том, чтобы Россия в XXI веке стлана страной – лидером, особенно в области высоких технологий или престижных направлениях мировой экономической системы.27 Поэтому государство в лице своих законодательных и исполнительных органов должно в полной мере осознать свою ответственность за формирование национальной политики России в области высоких технологий и, в первую очередь, индустрии информационных и интегрированных систем связи.

Мировая экономическая система переживает критический этап своего развития, связанный с началом практической реализации концепции глобального информационного сообщества. При этом происходит разделение рынков и сфер между странами, что приводит к формированию новой экономической элиты XXI века. Поэтому государственная политика России должна быть направлена на продвижение на мировой рынок высоких технологий интеллектуальной продукции

 

27 Родионов И.И. Информационный бум как часть прогресса/ И.Родионов. Страница эксперта. ОПЕК.РУ. Экспертный канал «Открытая экономика» [электронный ресурс] // www.opec.ru/experts/rodionov/1448.

отечественных производителей и непосредственное участие нашей страны в выборе стратегии развития глобального информационного сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.МЕРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИИ.

За последние сто лет возникла и структурно оформилась новая информационно-техноло­гическая сфера международных экономических отношений, основу которой составляет мировой рынок информации и технологий (МРИТ). С экономической точки зрения информация как некая совокупность новых сведений, расширяющих объем знаний об интересующем нас объекте, характеризуется следующими особенностями:

                   неуничтожимостью в процессе использования;

                   иным механизмом «старения» по сравнению с амор­тизацией вещественных предметов;

                   отсутствием универсальной стоимостной оценки.

Технология выступает на мировом рынке в виде комп­лекса научно-технических знаний о приемах и методах производства, а также формах его организации и управле­ния.

Мировой рынок сведений и технологий развивается весьма динамично. Уже в начале 2000-х гг. сектор сведений и технологий давал до 80% ВВП США, обеспечивая вместе с услугами 85% рабочих мест в стране. Налицо стойкая тенденция перемещения источни­ков благосостояния от традиционных факторов производства в виде земли и капитала к информационным ре­сурсам.

Важным фактором расширения рамок международного обмена на МРИТ следует назвать деятельность ТНК, круп­нейшие из которых создают собственные научно-исследо­вательские центры для достижения технологического про­рыва в процессе создания конкурентоспособных товаров. Что касается средних и мелких фирм, то они, чтобы не потер­петь убытки, вынуждены приобретать технологии и инфор­мацию у крупных.

В таблице 2.1 показана структура мирового рынка ИТ в 2003, 2005 и 2009 годах28[1]. Анализ таблицы показывает, что рынок расширяется достаточно быстро, примерно на 10% в год, а структура рынка изменяется. Наиболее быстро растет сектор программного обеспечения. Если в 2003 году он составлял 22%, то в 2005-м — уже 24,5%, а в 2009-м – более 30% от общего рынка ИТ.

Информация о работе Особенности рынка информационных услуг и продуктов