Особенности рынка информационных услуг и продуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности рынка информационных услуг и продуктов.

Файлы: 1 файл

готовый курсовик.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

Сравнительно низкие темпы роста европейских ИТ – рынков есть следствие того, что крупные предприятия этих стран, давно автоматизировав свои бизнес-

процессы, в условиях высоких издержек снизили в своих бюджетах долю расходов

на ИТ. Средние же предприятия не могут себе позволить значительных ИТ-инвестиций вследствие высоких расходов на энергоносители и снижения продаж из-за высокого курса евро. Не следует забывать и о системных экономических проблемах в зоне евро. Завышенные социальные гарантии лишают экономики этих стран необходимой гибкости, что сказывается на ИТ-отрасли. Напротив, азиатским экономикам (за исключением Японии и Южной Кореи) удавалось компенсировать рост нефтяных цен дешевизной рабочей силы.

Но самое главное — на сегодняшний день не видно факторов, которые способны переломить тенденцию стагнации европейского ИТ-рынка. Последние же события во Франции окончательно убеждают в том, что европейские общества политически не готовы к росту рыночной эффективности в ущерб ставшей привычкой социальной защищенности.

Темпы роста по итогам года неодинаковы и в различных секторах, каждый из которых имеет свою собственную, внутреннюю логику развития. Тем не менее, ведущими остаются прежние лидеры — программное обеспечение, карманные устройства, сетевое аппаратное обеспечение и ИТ- услуги. Структура рынка в разрезе крупнейших компаний также осталась прежней. В области аппаратного обеспечения продолжат лидировать Hewlett-Packard, Dell, Intel, в области программного обеспечения — Microsoft.. Их годовой оборот находится в интервале 30-100 млрд. долл19.

В целом темпы роста рынка корпоративных информационных систем существенно разнятся в европейских и азиатских странах. Если в среднем показ- тель не превышал 5 %, то в Азии темпы роста достигали (причем в некоторых странах превышали) 12 %. Сильный рост цен на нефть отразился на темпах роста именно европейских ИТ - рынков. Для сравнения индийский рынок ИТ-услуг, преодолев спад, вступил в новую фазу и вырос на 19%, филиппинский — па 14%, китайский — на 12%.      В Малайзии и Таиланде рост составил по 6 и 8 % соответственно20.

Основные ресурсы роста как для компании, производящих ERP-системы, так и для компаний, которые предоставляет услуги ИТ-аудита, консалтинга, внедрения и технической поддержки, находятся, по всей видимости, в азиатских странах. Высокий спрос этих стран на нефть и газ подтверждает, что там идет- бурное развитие промышленных производств и сферы услуг. Это оз­начает, что в самое ближайшее время остро встанет вопрос информатизации крупных и средних азиатских компаний и вероятно, повысит спрос на информационные токологии государственный аппарат этих стран. Одним из факторов, сдерживавших рост ИТ-рынка в 2006 году, стало своего рода перепроизводство информационных систем. Множество решений со сходными характеристиками и возможностями ведет к тому, что в результате конкуренции между продуктами, объемы продаж не окупают по­несенных на их создание затрат. Причем наблюдается эффект, когда одна и та же компания «выбрасывает» на рынок продукты, различающиеся лишь в деталях. Учитывая большое

19 Левина Е.. Мировой рынок ИТ настигает кризис перепроизводства/ Е.Левина. Аналитика. C-News [электронный ресурс] http://wvvw.cnews.ru/reviews/free/2006/articles/itworld.

20Ключевые технологии 2005. Аналитика. C-News [электронный ресурс] http://wvvw.cnews.ru/reviews/free/2005/articles/keytech.

количество дистрибьюторов, возникает эффект конкуренции продуктов одного производителя между собой.

Вообще в подобных условиях на рынке образуется три вида конкуренции: конкуренция между брендами, конкуренция между продуктами в рамках одного бренда, конкуренция между версиями одного программного продукта.

Возникает такое явление, как «самосъедание» рынка высокотехнологичных продуктов, ввиду того, что производители, боясь потерять рынок, постоянно объявляют о выпуске новых продуктов с небольшими (а иногда просто лишними) нововведениями. Результат— быстрое падение цен на продукт, выпущенный немного ранее, из которого компании, таким образом, не успевают извлекать выгоду. Стратегия рационального потребителя выстраивается, соответственно, по принципу: «подождем, скоро подешевеет».

За последний год на ИТ - рынке практически не появилось качественно новых продуктов. Впрочем, это касается не только программного обеспечений, но и плееров, фото-видео камер, DVD -рекордеров и другой техники.

Отметив динамичность азиатских ИТ-рынков в целом, следует особое внимание уделить Китаю. И не только потому, что это очевидный экономиче­ский гигант (в том числе в области ИТ), но еще и потому, что данное государ­ство все отчетливее проявляет свои, пока, региональные, геополитические инте­ресы. Главный соперник и одновременно партнер Китая в борьбе за лидерство на ИТ - рынке, конечно же, США.

Перегнав Америку еще в 2004 г. по объему экспорта, Китай и в 2005 г. сохранил позиции лидера. Годовой темп роста китайского экспорта составил 46 % в 2004 году — против американских 9% ( объем китайского экс­порта в 2004 году достиг 180 млрд. долл., а американского — 149 млрд. долл.). При сохранении динамики в 2005 году нынешний объем китайского экспортно­горынка можно оценить примерно в 263 млрд. долл., тогда как американского – только в 162 млрд. долл21. Вместе с тем, вдвое меньший, по сравнению с США, импорт Китаем ИТ-

 

21Граванова Ю. Ведущие мировые поставщики технологий обработки информации/Ю. Граванова Аналитика. . C-News [электронный ресурс] http://wvvw.cnews.ru/reviews/free/2005/articles/capital.

товаров объясняется расхождением в уровне жизни граждан. Однако важнее то, что увеличивается сальдо внешнеторгового баланса по статье «информационные и коммуникационные технологии».  

Суммарный внешнеторговый оборот (экспорт плюс импорт) Китая по информационным технологиям за последние годы, рос в среднем на 38% в год. Если рост продолжится такими же темпами, то к 2009 г. суммарный внешнеторговый оборот должен был бы достигнуть 454 млрд. долл., что составляет около трети общего объема мирового ИТ – рынка.

Интересно, что США является одним из крупнейших импортеров китайс-

ких ИТ – товаров, тогда как сам Китай все больше и больше склоняется к  импорту недостающих комплектующих и технологий из соседних азиатских

стран. Подобная ситуация ставит острые вопросы перед американскими геопо­литическими аналитиками. Поскольку именно ИТ является одной из основных статей американского экспорта, переориентация китайского импорта на азиатских поставщиков (из Японии, Кореи и Малайзии)— весьма неблаго­приятная доя США тенденция. Изменение информационного баланса представ­ляет собой явную угрозу сложившемуся соотношению мировых сил.

В связи с резким ростом интернета возникло пред­положение, что информационная индустрия подвергнется коренным преобра­зованиям. Однако этого не случилось, и информационная инфраструктура не была сломана, все ее действующие существенные элементы и сектора, наце­ленные на профессионального потребителя, сохранились фактически неизменными, а новые технологии просто дозволили участникам рынка работать более эффективно, расширив информационный рынок и создав новые глобальные рынки для новых участников, услуг и массового потребителя.

Традиционные участники рынка сохранились, но были вынуждены изме­ниться, т.к. лишились монополии. основывающейся на старой системе дистри­буции,

базирующейся на эксклюзивности для данного, ранее закрытого, гео­графического рынка, позволяющей произвольно назначать пены и не допускать на него новых доставщиков, одновременно предотвращая выход потребителя на другие рынки. Более того, технологии, привнесенные интернетом в области организации баз данных и поиска в них, за счет- их ориентации на массового потребителя явились определенным упрощением по отношению к тому, что было создано после прихода в информационную индустрию ПК.

Сеть Интернет, занявшая одно из лидирующих положений на информа­ционном рынке, интересна тем, что дала новое измерение для каждой из облас-тей информационного рынка, интегрировав их на качественно новом и более высоком уровне или оставив им четко очерченную и ограниченную сферу ис­пользования. Однако все три области рынка - рынок деловой и коммерческий, рынок профессиональной и рынок массовой информации - по-прежнему сохра­няют самостоятельность, и каждая из них продолжает развиваться по-своему занимает собственное место в структуре общественного производства и соци­альной инфраструктуре общества.

В 2000-е годы в мировой информационной индустрии продолжились про­цессы консолидации как в отношении издательств, центров-издателей баз дан­ных, так и диалоговых центров обработки баз данных, большинство из которых были приобретены крупными издательствами профессиональной литературы, или медиа-холдингами. Вместе с тем уровень концентрации информационных служб по сравнению с другими отраслями пока все еще трудно назвать значи­тельным и существенную роль на рынке по-прежнему играют средние и мелкие компании.

Основным потребителем информационных услуг и продуктов в мире по-прежнему выступают профессионалы, менеджеры и работники компаний, заня­тые в маркетинговых и исследовательских подразделениях. Поэтому кризис фондового рынка высокотехнологическнх компаний коснулся информационно­го рынка в незначительной степени, и большая часть информационных служб, выжила, потеряв в капитализации немного (1,5-3 -разовое падение цен акций). Кроме того, большинство существовавших информационных служб даже не предпринимало попыток использо­вания возможностей интернета для выхода на массовый, потребительский ры­нок, т.к. бесплатный доступ никак не укладывался в рамки их бизнес-моделей.

 

В качестве основного направления расширения своего рынка эти службы видели выход на студентов и школьников, а также публичные библиотеки, а не на массового индивидуального потребителя, т.к. рассчитывали на средства со­ответствующих бюджетов, а не на индивидуальные кошельки или доходы от рекламы, как большинство интернет - компаний, вынужденных уйти с рынка в результате кризиса 2001 г. Век новой модели бизнеса, основанной на бесплат­ных услугах и доходах в основном от искусственно объясняемого роста капита-лизаций и от рекламы, оказался недолгим - всего 2-3 года. Практика показывает, что крупные информационные службы, на­пример, Dialog, имеют всего около 20000 постоянных клиентов, в отличие, на­пример, от десятков миллионов человек - пользователей Yahoo!, но доходы, приносимые этими клиентами, выше, равно как и затраты. Информационные службы просто, не могут позволить себе работать с убытками, как это делали интернет - компании.

Структура услуг на рынке также изменилась несущественно. Число баз данных, доступных в режиме диалога, в 2005 году стабилизировалось на уровне 5000, а число баз данных на носителях для персональных компьютеров (снача­ла дискеты, а потом./CD-ROM и DVD) достигло в это время пика в 4000 и в последние года снижается. Базы данных получили мультимедийные свойства, однако основная их часть по-прежнему остается текстовой, причем заметного успеха в развитии гипертекста не замечается.

В качестве основного результата, принесенного на информационный ры­нок развитием интернета, можно назвать то, что интернет дал возможность сделать рынок деловой и коммерческой информации действительно массовым, но не в качестве самоцели, а в ходе решения более общей задачи - вовлечения в инвестирование через фондовый рынок кате можно большего числа людей (не­профессионалов) для того, чтобы расширить возможности заработка на фондо­вом и финансовом рынках и распределить риски.

Другим важным результатом является то, что интернет привел на ин­формационный рынок богатые медиа-холдинги, которым требуются новые ка­налы сбыта, дополняющие прессу, радио и телевидение. Бум интернета в мире и кризис рынка высокотехнологических компаний подтвердил, что новая пара­дигма экономики - модель общества «стилевого разнообразия» - является впол­не работоспособной и пришла на смену модели постиндустриального общества.      Цены на информационные услуги и продукты за десятилетие фактически не выросли, и это означает, что рынок рос прежде всего за счет привлечения новых потребителей, а информационные службы повысили эффективность своей работы, т.к. цены научно – технических изданий за этот период более чем удвоилась (сегодня нередки журналы с годовой подпиской, стоящей более $1000, или справочники по цене $2000 и более). Попытки искусственного повышения цен на информационные услуги, например, введение унифицированных цен в $75 за час доступна к базам данных, предпринятое Dialog, привели к снижению числа пользователей, и через год Dialog был вынужден вернуться к дифференцированным ценам, уровень которых, однако, невысок и колеблется от $35 за час подключения (базы данных, подготовленные государственными службами) до $300 за час (базы данных патентной или коммерческой информации).22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22Карасева И.А. Состояние и тенденции развития рынка информационных продуктов и услуг /И.А.Карасева//Открытые системы-2005.-№12.-С.14.

2.2 Анализ Информационного рынка в России и его связь с мировым рынком

Информационная инфраструктура России не могла остаться вне процессов, происходящих в экономике. Ожидалось, что будет происходить нарождение негосударственных информационных служб, работающих на рыночных основах. Этого не произошло, и основных причин здесь, по мнению экономиста И.И. Родионова, несколько:23

-государственный спрос на информацию в условиях небольшого бюджета уменьшился в десятки раз;

-формирование новых крупных рыночных образований в экономике, призванных заменить ставшую неэффективной отраслевую организацию экономики, потребовало больше времени, чем ожидалось. Эти структуры не на-целины на интенсивный рост и не нуждаются в информации и информационных ресурсах в качестве фактора развития;

-новые компании, работающие в области производства ТНП и обслужи- вания их оборота, пока слабы и также не могут предъявить достаточного спроса на информационную продукцию.

Вместе с тем высокий динамизм экономических процессов, зарождение в стране финансового и фондового рынка способствовали становлению и быстрому развитию таких секторов информационного рынка, как рынок деловых новостей,

коммерческой информации, биржевой и финансовой информации и правовой информации.

В качестве основной проблемы развития информационного рынка в России следует отметить то, что информация и информационные услуги долгое время не воспринимались ни бизнесом, ни обществом, ни индивидуумами как важнейший самостоятельный фактор и ресурс экономического роста.

Предпринятые в последние годы попытки укрепления вектора центральной власти и государственности в России за счет воссоздания жесткой вертикали гос управления через консолидацию регионов в федеральные округа, в сочетании с

23Родионов И.И. Информационный рынок за последнее десятилетие в мире и в России /И.И. Родионов. Курский ЦНТИ [электронный ресурс]// http://kcnti.ru/itr/64-65/03.html.

улучшением экономического положения страны, позволяющим увеличить бюд-

Информация о работе Особенности рынка информационных услуг и продуктов