Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности рынка информационных услуг и продуктов.
Итак, с одной стороны, регулирование информационных рынков во многих случаях подчиняется общим тенденциям, с другой стороны, особенности информации как товара требуют выработки принципиально новых подходов при оценке эффективности ее производства и возможностей ее использования.
По оценкам экспертов, мировое потребление информационных продуктов в 2005г. превысило триллион долларов с двенадцатикратным увеличением к 201011.
11Родионов И. И. Основные характеристики рынка информационных услуг западных стран / И. И. Родионов // Открытые системы. -2005. -№ I,—С. 7.
Несмотря на тенденцию снижения цен на многие виды информационных
товаров и услуг, информационный бизнес растет быстрыми темпами, что свидетельствует о значительном потенциале спроса на продукцию информационного сектора.
Многообразие видов информации предопределяет широкий круг потребителей информационных товаров и услуг. В силу того, что на информацию предъявляется и потребительский и производственный спрос, она является предметом как индивидуального, так и производственного потребления. Но сегодня основную массу информационных продуктов потребляют именно фирмы, а не индивидуальные пользователи. Технология производства, оперативная управленческая информация, маркетинговые исследования, деловые консультации - вот примеры использования информационных продуктов предприятиями. В свою очередь прямые закупки информационных товаров и услуг населением в развитых странах составляют всего лишь 8% от общего объема продаж информационного сектора12.
В свою очередь в структуре потребительского спроса информационные товары и услуга занимают всё большее место из-за происходящих в обществе социальных и культурных изменений при переходе на информационную стадию развития. Так, насыщенность современного американского дома потребительской электроникой характеризуется сегодня следующими цифрами: телевизоры имеют 98% семей, цветные телевизоры — 95%, видеомагнитофоны — ■ 61%, стереосистемы — 15%, лазерные проигрыватели — 13%, автоответчики — 24%13.
На потребительском рынке информационных продуктов четко проявляется зависимость уровня спроса, от наличия товаров - субститутов. В этой связи представляют интерес следующие данные: на 1000 жителей в 2000 г. в России приходилось 10000 телефонов (соответственно в США — 10760, в Германии - 1509, в Японии-2415, в Индии- 144), на 1000 жителей в год отправлялось 200- телеграмм (в США - 247, в Германии - 102, в Японии - 368, в Индии -128).14
12Родионов И. И. Основные характеристики рынка информационных услуг западных стран / И. И. Родионов // Открытые системы. -2005. -№ I, с. 8. 13Карасева И. А. Состояние и тенденции развития рынка информационных продуктов и услуг /И. А. Карасева?/, Открытые системы -2005. -№ 12.-С. 13. 14Там же, с. 14.
В процессе формирования цен на информационные товары и услуги каждый производитель решает целый ряд вопросов: насколько уникальны данные товар или услуги, какова платежеспособность потребителей, какова структура рынка данного продукта и т. д.
Ценность информационного продукта характеризуется десятками свойств, таких, как значимость, полезность, употребимость, полнота, своевременность, доступность, форма подачи, достоверность и т.д.
Особое значение имеет тот факт, что стоимость информации постоянно и заметно снижается, что вызвано в первую очередь совершенствованием и широким распространением информационных технологий. Даже в годы экономического кризиса компьютеры подешевели на 95%, стоимость эксплуатационных сетей ПК снижалась на 11% ежегодно, программ -на 25, машинной памяти — на 40 %15. Эти тенденции сохраняются и сегодня. В то же время стоимость традиционных средств распространения информации — книг, газет и т. д. — значительно возросла, так как материалы и энергоносители обходятся все дороже в отличие от информационных ресурсов.
В отношении многих видов информационных продуктов, в первую очередь тех, которые производятся бесприбыльными организациями или же которые относятся к общественным товарам, возникает проблема платности. С одной стороны, настойчивая ориентация на принцип бесприбыльности, нежелание выходить на информационный рынок могут иметь сегодня катастрофические последствия для традиционных государственных и бесприбыльных информационных организаций. С другой стороны, полный перевод информационной деятельности на коммерческие рельсы может поставить под угрозу общедоступность информации. В качестве основных аргументов против платности ряда информационных продуктов выдвигаются такие отрицательные последствия применения принципов рынка, как невозможность учесть общественные затраты и выгоды, опасность массового производства дешевых услуг
15Азаева О. Б. Информационный сектор и его место в экономике США / А. Б. Азаева // Открытые системы. - 2006. - № 5. - С. 21.
ухудшенного качества и меньшего значения, усиление социального неравенства потребителей.
С другой стороны, применение принципа платности побуждает информационные службы и поставщиков информации активнее подстраиваться под структуру спроса, повышает понимание реальной ценности информации у пользователей, устраняет излишние запросы, выявляет полезность служб благодаря их оценке через рынок, способствует рационализации управления фирм-производителей информации и т.д.
Так или иначе, при рассмотрении особенности ценообразования на информационном рынке очевиден особый характер информации как товара, что в свою очередь неизбежно накладывает отпечаток на принципы установления цен на рынке информационных продуктов. В ряде случаев информация распределяется, минуя сферу рынка, и потребители получают ее бесплатно.
Глава 2. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА
2.1 Анализ тенденций и проблем развития мирового рынка
информации
В ХХ веке цифровые системы телефонии, средства телевизионного вещания и компьютерные сети стали основой для формирования информационной инфраструктуры, объединяющей системы передачи данных и средства массовой информации. Идеи использования этой инфраструктуры для ускоренного развития промышленности и сферы финансов стали стержнем многих современных геополитических концепций, объединенных понятием сетевой экономики. В связи с формированием нового представительства актуальным является рассмотрение различных аспектов участия России в создании глобального информационного сообщества.
Практическая реализация концепции информационного сообщества опирается на высокую конкурентоспособность рынка высоких технологий в области электроники, цифровой обработки сигналов, интеллектуального управления и высокопроизводительных распределенных вычислений. В этих условиях современные средства интеграции сетей связи стремительно развиваются, а компании, производящие их ключевые компоненты, относятся к финансовой элите промышленно развитых стран. Острота конкуренции и появление принципиально новых решений не позволяет монополизировать производство в сфере высоких технологий или обеспечить доминирование отдельных фирменных стандартов.
Это, в свою очередь, повышает шансы молодых компаний, в том числе и российских, на активную роль в процессе создания технических средств нового поколения. На наш взгляд в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, когда на рынке информационных технологий у России нет своей экономической ниши, хотя значительная часть новых разработок в области сетевых и компьютерных технологий проводится отечественными специалистами, но по заказу иностранных компаний. Поэтому для развития информационно-сетевых средств нового поколения в России и сохранения кадрового потенциала страны необходимо формирование долгосрочных программ переоснащения операторов связи аппаратными и программными средствами отечественного производства.
На современном этане создания глобального информационного сообщества, мировая экономическая система испытывает все возрастающее влияние со стороны высокотехнологичных отраслей промышленности и новых интернет-компании. Именно поиском эффективных технических решений по созданию информационной инфраструктуры объясняются недавние беспрецедентные усилия Западных стран, в частности Германии, по экспорту высококвалифицированных специалистов в области компьютерных сетевых технологий. В таких странах как США. Франции, Бельгии государственная поддержка развития национальной индустрии информационных технологий стала ключевым фактором экономической стратегии. Политики, проводящие эту стратегию в жизнь рассчитывают на то, что в результате ее успешной реализации их страны станут фаворитами мировой экономической системы XXI века, где, по оценке экспертов, национальное производстве» и финансовая система будут ориентированы на использование сетевых информационных технологий.
При реализации проектов модернизации сетевой инфраструктуры, например, общественных телефонных сетей, наряду с чисто техническими вопросами следует учитывать и социально-культурные последствия использования новых технологий. Принцип конкурентоспособности может быть важным стимулом для развития отечественной промышленности и расширения социапьно-культурной базы процесса рыночных реформ. Например, при введении новых форм оплаты за услуги телефонной связи необходимо на законодательном уровне обязать телекоммуникационных операторов внедрять системы, обеспечивающие гражданам страны неограниченный доступ к ресурсам сети Интернет с помощью средств цифрового уплотнения каналов телефонной связи отечественного производства. В противном случае повышение оплаты за услуги телефония без предоставления альтернативных вариантов доступа к современным источникам информации может иметь самые негативные социальные последствия, прежде
всего для молодежи - основных пользователей новых видов связи и людей пенсионного возраста.
Темпы роста мирового рынка информационных технологий, в целом позитивные — 4,7 %, имеют ярко выраженную региональную специфику. Наибольшую ди-намику демонстрируют развивающиеся рынки, в то время как развитые (США и Европа) стабильно лидируют по показателю ИТ - потребления. Вместе с тем, спрос на высокотехнологическую продукцию уже давно уступает предложению. В глобальной ИТ-отрасли намечается кризис перепроизводства.
Объем мирового рынка ИКТ (информационных компьютерных технологий) в 2005 г., по ожиданиям IDS, должен был составить чуть больше 2 трлн. евро. При этом на долю собственно ИТ приходится 45 %. Рост, по сравнению с показателем предыдущего года составляет, таким образом, 4,3 % — для рынка ИКТ, к 4,7 % — для сектора ИТ16.
Как и в предыдущие годы, темпы роста имели ярко выраженную региональную специфику. В значительней мере ситуацию на рынках информационных технологий определяет то, как мировые экономические геополитические процессы преломляются в каждом конкретном регионе. Объем глобального рынка ИКТ в 2004–2007 гг. оценивается экспертами от 1,6–2,1 трлн. долларов США до более 3,5 трлн. долларов США только по рынку ИТ. Мировой экспорт информационно-
По данным FТ500 суммарная капитализация транснациональных корпораций сектора ИКТ в последние 3-4 года стабильно превышает 3 трлн. долларов США:
телекоммуникационные услуги – порядка 1,5 трлн. долларов США;
ИКТ оборудование – около 1 трлн. долларов США;
ИТ услуги – более 0,7 трлн. долларов.
Примерно по 30 % всего объема мирового рынка ИКТ приходится сегодня на США и Европу, более 10 % — на Японию и менее 30 % — на остальные страны. Наиболее быстрые темпы роста демонстрируют, как обычно развивающиеся рынки. Россия по-прежнему занимает здесь не самое заметное место. Объем
16 Левина Е. Мировой рынок ИТ настигает кризис перепроизводства / Е. Левина. Аналитика. C-News [электронный ресурс] http:// www.cnews.ru/reviews/free/
отечественного рынка ИТ в 2004 г. оценивался IDC в 9 млрд. долл., по итогам 2005 г. — в 12млрд,. долл. Для сравнения, ИТ-рынок Великобритании составляет около 56 млрд. долл., в США. — более 500 млрд. долл.17
Рис. 2.1 Показатели роста рынка ИКТ по регионам, 2007-2009 (%)18
Что позволяет говорить об информационно-технологической развитости страны? Например, для оценки технологического уровня с точки зрения востребованности ИТ аналитики используют отношения общих расходов на ИТ к объему ВВП. По этому показателю в десятку лидеров входят Швейцария, Швеция, Дания, Великобритания, Финляндия, США, Австралия, Нидерланды, Сингапур и Норвегия.
Уровень потребительской зрелости рынка определяется как отношение объема предоставляемых ИТ - услуг к общему объему рынка ИТ. Здесь лидируют Япония, Финляндия, Испания, Швеция, Великобритания, Канада, США, Бельгия, Германия, Норвегия. По отношению объема средств, требующихся на поддержку аппаратных и программных средств, к расходам на их приобретение, а также по отношению затрат на аутсорсинг к общим затратам на ИТ услуги лидируют Япо- ния, Финляндия, Канада, США, Великобритания, Испания, Австралия, Германия,
17Левина Е. Мировой рынок ИТ настигает кризис перепроизводства / Е. Левина. Аналитика. C-News [электронный ресурс] http:// www.cnews.ru/reviews/free/
18 Ключевые технологии 2005. Аналитика. C-News [электронный ресурс] http://wvvw.cnews.ru/reviews/f
Новая Зеландия, Швеция.
Отрасль ИКТ в России в 2010 году продолжала играть роль одного из "локомотивов" диверсификации экономики страны. Несмотря на то, что темпы ее роста снизились примерно в полтора раза по сравнению с предшествующими годами, она продолжает развиваться достаточно динамично. В целом темпы роста ИКТ-рынка опережают темпы развития российской экономики. Сегодня доля ИКТ равна примерно 5% ВВП страны.
В 2009 году общий объем рынка ИКТ увеличился на 20% и составил 1160 млрд руб. Объем российского ИКТ-рынка сегодня оценивается в 361,5 млрд руб., за год он вырос на 17,3%. При этом общее число эксплуатируемых в стране ПК в 2010 году превысило 23 млн шт., увеличившись по сравнению с предыдущим годом более чем на 35%, а объем информации, передаваемой по глобальной Сети, вырос в 1,6 раза. Особо заметен и значительный рост IT-экспорта: по предварительным оценкам, его объем достиг $1,8 млрд. В целом же объем российского ИКТ-рынка сегодня занимает почти 5% от общемирового рынка.
Информация о работе Особенности рынка информационных услуг и продуктов