Особенности рынка информационных услуг и продуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности рынка информационных услуг и продуктов.

Файлы: 1 файл

готовый курсовик.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

 

В последнее время в число инструментальных технологий рыночной экономики активно внедряются компьютерные системы общественного доступа: коммерческие базы данных тематического характера, системы элек­тронных бирж и рекламных досок, объявлений, системы удаленной обработки информации, средства представления информационных, финансовых и других видов услуг.

Основными формами реализации подобных многопользовательских коммерческих систем являются локальные вычислительные сети и теле­коммуникационные системы. Возможности локальных вычислительных сетей жестко ограничены в территориальном плане. Телекоммуникационные же системы, используя выделенные, а в подавляющем большинстве случаев обыч­ные городские телефонные каналы, снабжают пользователей полным набором информационных услуг от удаленной телекоммуникационной базы данных.

Кроме того, некоторые экономисты склонны относить к информацион­ным услугам также СМИ и консультационные услуги.6

Краткая характеристика этих рынков выглядит следующим образом.

Читатели прессы являются сформировавшимися личностями с устоявши­мися пристрастиями и привычками, поэтому аудитория печатных СМИ более лояльна к своему журналу или газете, чем к другим СМИ.

Большинство читателей бегло просматривает статьи: на чтение ежеднев­ной газеты в среднем современный читатель затрачивает 12-14 минут.

Время, потраченное американцами на чтение газет, снижается с динами­кой 2-5 часов в год. Время на чтение журналов сокращается на два часа в год в течение последних четырех лет.

Основными достоинствами печатных изданий считают: вовлеченность читателей, доступность, нишевость, неназойливость и информативность рекла­мы. Недостатками печатных изданий являются: быстрое устаревание информа­ции, низкое качество газет, высокая стоимость журналов.

6Глинских А. Мировой рынок информационных услуг / А. Глинских. CITFORUM [элек­тронный ресурс] // http://www.citforum.ru/consulting/docflow/market.

Теряемая прессой читательская аудитория переходит к онлайн-чтению привычных газет.

По контенту печатные СМИ можно условно разделить на следующие ви­ды: деловая пресса, специализированная пресса, корпоративная пресса, попу­лярные издания, рекламная пресса.

Последние несколько лет происходит постепенное сокращение тиражей газет. С уменьшением печатных тиражей увеличивается количество посетите­лей сайтов газет.

Согласно данным аналитиков PWC, печатный бизнес будет развиваться минимальными темпами: ежегодный прирост составит 3,3%, а объем продаж в 2009 году достиг $202 млрд.7.; произойдет укрепление рынка газетных объяв­лений и увеличение продаж таблоидов, однако в целом сектор печатных СМИ уступит позиции Интернету и телевидению.

Большинство специалистов считают интеграцию газет в Интернет важ­ным условием дальнейшего развития печатных СМИ.

На протяжении последних лет отрасль аудиторских и консультационных услуг была одной из наиболее динамично развивающихся в мировой экономи­ке. Среднегодовой рост составлял более 10%, а у ведущих компаний на рынке достигала 20%.

Важным моментом является так же общий объем выручки в отрасли. Со­гласно данным Министерства торговли США в 2005 году доходы лишь только от аудиторских услуг в мировом масштабе составили около 70 млрд. долл., а сектор консультационных услуг был еще больше - около 90 млрд. долл., где на долю услуг по консультированию в области информационных технологий пришлось порядка 60 %. То есть, если говорить о масштабах рынка классиче­ского (стратегического) управленческого консультирования, то он оценивается на сегодняшний день примерно в 35 млрд. долл.

Говоря о рынке аудиторского консультирования, нельзя не сказать о так назы-

 

7Гиляревский Р.С. Мировой рынок информационных услуг /Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Залаев, В.А. Цветкова. - М., 2002. С. 10.

 

ваемой Большой пятерке. В ее состав входят такие фирмы как: PricewaterhouseCoopers, Arthur Andersen, Ernst & Young, KPMG, Deloitte Touche Tomatsu international. Суммарные доходы этих пяти компаний за 2005 год оце­ниваются в 60 млрд. долл., а их персонал составляет примерно 500 000 чело-

век. Следует отметить, что в секторе аудита они занимают абсолютно домини­рующее положение - из каждого заработанного в отрасли доллара около 80 центов приходится именно на эти пять компаний.

На сегодняшний день рынок управленческого консультирования оценива­ется в почти в 90 млрд.долл. с годовым потенциалом роста порядка 15-20 про­центов в течении ближайших нескольких лет. В отрасли управленческого консультирования, где основными видами услуг являются стратегического планирования, решение вопросов связанных с использованием информационных технологий и консультации в области управления кадрами, было занято порядка 18 000 консультантов, а на сегодняшний день число спе­циалистов составляет 140 000 человек, без учета консультантов, занимающихся только вопросами информационных технологий и управления кадрами.

Причины существования консультантов и консультационных фирм выделяются следующим образом:

1.              консультанты обладают теми знаниями, которыми не обладаю сотрудники обычных компаний;

2.              они накапливают значительный объем опыта в процессе работы с другими клиентами;

3.                 у них достаточно времени для детального изучения проблемы;

4.                 они независимы;

5.              они способны претворять в жизнь свои теоретические изыскания и предложения.

Компании, занимающиеся управленческим консультированием, являются для крупнейших мировых корпораций почти что необходимостью, так как кон-­

сультанты обладают объективностью, опытом и высокой продуктивностью, что в

 

большинстве случаев приносит свои результаты. А для отдельных людей пре­доставляют прекрасные возможности развития карьеры, получения незамени­мого опыта, достижения хорошего материального положения, и уникальное

профессиональное окружение, нежели обычные производственные или непро­изводственные компании.

Таким образом, рассмотрены особенности нескольких сегментов мирового информационного рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Конкуренция и механизмы регулирования мирового рынка информации

Стратегический характер информации как ресурса экономического и со­циального развития обуславливает высокую степень государственного регу­лирования, значительный уровень концентрации и монополизации информа­ционного производства.

Существующие сегодня тенденции в этой области ярко иллюстрирует ситуация на рынке коммуникаций. Так, среди 13 развитых стран мира только в США, Великобритании и Японии нет монополии на традиционные коммуни­кационные средства.

В самой большой телекоммуникационной компании мира - американской корпорации «АТТ»-в настоящее время работает 320 тысяч служащих, а ее обо­рот составил 65 млрд. долларов (что сопоставимо с объемами ВНП многих государств мира). «АТТ» контролирует 99% рынка международных телефонных переговоров, тогда как на долю ее ближайшего конкурента приходится менее 1% этого рынка8.

Надо отметить, что новые виды телекоммуникационной связи в развитых странах функционируют, как правило, в условиях жесткой конкуренции. В принципе аналогичное положение наблюдается сегодня и в России: наряду с монополизмом в сфере почтовых или телефонных услуг существует более 30 территориальных систем компьютерной связи.

Высокий уровень концентрации средств коммуникации, в первую оче­редь современных, является причиной разделения различных регионов на «ин­формационно бедные» и «информационно богатые». Так, обеспеченность Лон­дона современной аппаратурой телексной связи равна 256% от среднеанглий- ского уровня, так как в информационно бедных районах она не превышает 50%. Соответствующие показатели для Франции составляют 188% и 50%, для Германии -  146% и 48%, для Италии-175% и  13%9:

 

 

 

 

8 Ключевые технологии 2005. Аналитика. C-News [электронный ресурс] http://wvvw.cnews.i-ii/reviews/free/2005/article5/keytecb

9Щудоровская А. Ф.-Управление процессами использования информационных ресурсов в мировом масштабе/ А. Ф. Дудоровская// ЭКО. -2006. - № 11. С. 29.

Во многих странах начала проводиться политика демонопо­лизации и дерегулирования, что в свою очередь способствовало становлению разнообразных рыночных структур и диверсификации информационного про­изводства. Широкую огласку получила проводившаяся приватизация таких ги­гантов информационного бизнеса, как английская корпорация «Бритиш теле­ком», японская «Ниппон телеграф & телефоун», американская «Американ те-лефоун & телеграф».

Усиление конкуренции на информационном рынке повлекло за собой как снижение затрат на производство многих информационных товаров, так и снижение цен на рынке информации. Так, в преддверии денационализации фирма «Бритиш телеком» снизила плату за пользование междугородними ка­налами телефонной связи на 33%.

Все большую роль в информационном производстве стали играть мелкие и средние предприятия, используя такие свои преимущества, как гибкость, мобильность, близость к потребителю. Например, в США мелкий и средний бизнес поглощал 50,1% всех занятых в области обработ­ки данных и обслуживания компьютеров10.

Вместе с ростом числа производителей на информационном рынке рас­ширяется круг предлагаемых товаров и услуг, повышается качество продукции и обслуживания, т. е. производство становится более мобильным и гибким, что отвечает самому характеру информационных товаров.

Таким образом, на рынке информации четко проявились основные тен­денции структурных изменений и смены приоритетов регулирования, проис­ходившие в последнее время в развитых странах. В этой связи остановимся на такой черте, характерной для стран с высоким уровнем экономического и со­циального развития, как формирование так называемого бесприбыльного сек­тора экономики, Некоммерческие информационные службы составляют зна­чительную часть этого сектора (библиотеки, научно-исследовательские учреж­дения, издательские фирмы, профессиональные общества, правовые службы и т. д.).

 

10Ваганов А. Рынок информационной безопасности / А. Ваганов. Телеком. Независимая га­зета [электронный ресурс] // http://www.ng.ru/events/2006-l 1-29///13_.html.

Среди экономических концепций, объясняющих причины возникнове­ния и развития этого сектора, выделяются, например, теории коллективных благ и услуг, неэффективности рыночного механизма, потребительского кон­троля.

Многие продукты информационной деятельности по своему статусу яв­ляются общественными благами (фундаментальные научные исследования, го­сударственное управление, национальные сети коммуникаций и т. д.) Они об­ладают свойствами неделимости и неисключаемости из потребления. Как пока­зывает мировой опыт, на основе одних лишь рыночных принципов невозмож­но выявить и удовлетворить потребности в такого рода благах.

Как правило, государство берет на себя регулирование процесса про­изводства и распределения информационных продуктов, без которых общест­во не может нормально развиваться. Это создает более или менее равные воз­можности в сфере потребления информационных продуктов. Ведь интересы общества требуют, чтобы значительная часть информации была бы доступной, вот почему государство и бесприбыльные организации берут на себя покрытие расходов на обеспечение доступа к информации. Кстати, отметим, что в ряде случаев частный бизнес также заинтересован в достаточно простом и деше­вом доступе к информации, например при проведении рекламных кампаний.

Неприбыльные информационные службы в отличие от государственных в большей степени следуют законам рынка. Но их деятельность направлена не на замену создаваемых частным бизнесом и государством товаров и услуг, а на   возможность   их   альтернативного предоставления потребителю.

Одним из видов формирования доходов неприбыльного сектора является платная реализация информационных продуктов наряду с бюджетными ассиг-

нованиями, благотворительными взносами, операциями с ценными бумагами.

Из-за специфики информации как товара и социальной значимости информационных продуктов при оценке эффективности производства и воз­можностей использования информации все чаще применяются моральные и эс­тетические критерии наряду с денежными. Возможно, именно это объясня­ет высокую долю организаций, занятых информационной деятельностью, внутри

бесприбыльного сектора экономики. Ведь даже в случае предоставле­ния таким организациям платных информационных товаров и услуг преследу­ются иные цели, нежели получение прибыли денежного вознаграждения: стремление достичь финансовой независимости, возмещение затрат на разра­ботку новых информационных продуктов, получение новых знаний, приобре­тение социального авторитета и т. п.

Итак, высокая степень государственного регулирования информаци­онного производства может быть объяснена ролью государства в производ­стве многих информационных продуктов, которые являются общественными благами. Экономическая деятельность по производству информационных това­ров и услуг как никакая другая сопровождается значительными внешними эффектами, т.е. выгодой или ущербом для третьих лиц без соответствующей оплаты или возмещения.

Отношение к интеллектуальной собственности, сложившееся в миро­вой практике, очень неоднородно. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, определяет ее как права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям; исполнитель­ской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телепередачам; изобретени­ям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; про­мышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции и все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Информация о работе Особенности рынка информационных услуг и продуктов