Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности рынка информационных услуг и продуктов.
В последнее время в число инструментальных технологий рыночной экономики активно внедряются компьютерные системы общественного доступа: коммерческие базы данных тематического характера, системы электронных бирж и рекламных досок, объявлений, системы удаленной обработки информации, средства представления информационных, финансовых и других видов услуг.
Основными формами реализации подобных многопользовательских коммерческих систем являются локальные вычислительные сети и телекоммуникационные системы. Возможности локальных вычислительных сетей жестко ограничены в территориальном плане. Телекоммуникационные же системы, используя выделенные, а в подавляющем большинстве случаев обычные городские телефонные каналы, снабжают пользователей полным набором информационных услуг от удаленной телекоммуникационной базы данных.
Кроме того, некоторые экономисты склонны относить к информационным услугам также СМИ и консультационные услуги.6
Краткая характеристика этих рынков выглядит следующим образом.
Читатели прессы являются сформировавшимися личностями с устоявшимися пристрастиями и привычками, поэтому аудитория печатных СМИ более лояльна к своему журналу или газете, чем к другим СМИ.
Большинство читателей бегло просматривает статьи: на чтение ежедневной газеты в среднем современный читатель затрачивает 12-14 минут.
Время, потраченное американцами на чтение газет, снижается с динамикой 2-5 часов в год. Время на чтение журналов сокращается на два часа в год в течение последних четырех лет.
Основными достоинствами печатных изданий считают: вовлеченность читателей, доступность, нишевость, неназойливость и информативность рекламы. Недостатками печатных изданий являются: быстрое устаревание информации, низкое качество газет, высокая стоимость журналов.
6Глинских А. Мировой рынок информационных услуг / А. Глинских. CITFORUM [электронный ресурс] // http://www.citforum.ru/consult
Теряемая прессой читательская аудитория переходит к онлайн-чтению привычных газет.
По контенту печатные СМИ можно условно разделить на следующие виды: деловая пресса, специализированная пресса, корпоративная пресса, популярные издания, рекламная пресса.
Последние несколько лет происходит постепенное сокращение тиражей газет. С уменьшением печатных тиражей увеличивается количество посетителей сайтов газет.
Согласно данным аналитиков PWC, печатный бизнес будет развиваться минимальными темпами: ежегодный прирост составит 3,3%, а объем продаж в 2009 году достиг $202 млрд.7.; произойдет укрепление рынка газетных объявлений и увеличение продаж таблоидов, однако в целом сектор печатных СМИ уступит позиции Интернету и телевидению.
Большинство специалистов считают интеграцию газет в Интернет важным условием дальнейшего развития печатных СМИ.
На протяжении последних лет отрасль аудиторских и консультационных услуг была одной из наиболее динамично развивающихся в мировой экономике. Среднегодовой рост составлял более 10%, а у ведущих компаний на рынке достигала 20%.
Важным моментом является так же общий объем выручки в отрасли. Согласно данным Министерства торговли США в 2005 году доходы лишь только от аудиторских услуг в мировом масштабе составили около 70 млрд. долл., а сектор консультационных услуг был еще больше - около 90 млрд. долл., где на долю услуг по консультированию в области информационных технологий пришлось порядка 60 %. То есть, если говорить о масштабах рынка классического (стратегического) управленческого консультирования, то он оценивается на сегодняшний день примерно в 35 млрд. долл.
Говоря о рынке аудиторского консультирования, нельзя не сказать о так назы-
7Гиляревский Р.С. Мировой рынок информационных услуг /Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Залаев, В.А. Цветкова. - М., 2002. С. 10.
ваемой Большой пятерке. В ее состав входят такие фирмы как: PricewaterhouseCoopers, Arthur Andersen, Ernst & Young, KPMG, Deloitte Touche Tomatsu international. Суммарные доходы этих пяти компаний за 2005 год оцениваются в 60 млрд. долл., а их персонал составляет примерно 500 000 чело-
век. Следует отметить, что в секторе аудита они занимают абсолютно доминирующее положение - из каждого заработанного в отрасли доллара около 80 центов приходится именно на эти пять компаний.
На сегодняшний день рынок управленческого консультирования оценивается в почти в 90 млрд.долл. с годовым потенциалом роста порядка 15-20 процентов в течении ближайших нескольких лет. В отрасли управленческого консультирования, где основными видами услуг являются стратегического планирования, решение вопросов связанных с использованием информационных технологий и консультации в области управления кадрами, было занято порядка 18 000 консультантов, а на сегодняшний день число специалистов составляет 140 000 человек, без учета консультантов, занимающихся только вопросами информационных технологий и управления кадрами.
Причины существования консультантов и консультационных фирм выделяются следующим образом:
1. консультанты обладают теми знаниями, которыми не обладаю сотрудники обычных компаний;
2. они накапливают значительный объем опыта в процессе работы с другими клиентами;
3. у них достаточно времени для детального изучения проблемы;
4. они независимы;
5. они способны претворять в жизнь свои теоретические изыскания и предложения.
Компании, занимающиеся управленческим консультированием, являются для крупнейших мировых корпораций почти что необходимостью, так как кон-
сультанты обладают объективностью, опытом и высокой продуктивностью, что в
большинстве случаев приносит свои результаты. А для отдельных людей предоставляют прекрасные возможности развития карьеры, получения незаменимого опыта, достижения хорошего материального положения, и уникальное
профессиональное окружение, нежели обычные производственные или непроизводственные компании.
Таким образом, рассмотрены особенности нескольких сегментов мирового информационного рынка.
1.3. Конкуренция и механизмы регулирования мирового рынка информации
Стратегический характер информации как ресурса экономического и социального развития обуславливает высокую степень государственного регулирования, значительный уровень концентрации и монополизации информационного производства.
Существующие сегодня тенденции в этой области ярко иллюстрирует ситуация на рынке коммуникаций. Так, среди 13 развитых стран мира только в США, Великобритании и Японии нет монополии на традиционные коммуникационные средства.
В самой большой телекоммуникационной компании мира - американской корпорации «АТТ»-в настоящее время работает 320 тысяч служащих, а ее оборот составил 65 млрд. долларов (что сопоставимо с объемами ВНП многих государств мира). «АТТ» контролирует 99% рынка международных телефонных переговоров, тогда как на долю ее ближайшего конкурента приходится менее 1% этого рынка8.
Надо отметить, что новые виды телекоммуникационной связи в развитых странах функционируют, как правило, в условиях жесткой конкуренции. В принципе аналогичное положение наблюдается сегодня и в России: наряду с монополизмом в сфере почтовых или телефонных услуг существует более 30 территориальных систем компьютерной связи.
Высокий уровень концентрации средств коммуникации, в первую очередь современных, является причиной разделения различных регионов на «информационно бедные» и «информационно богатые». Так, обеспеченность Лондона современной аппаратурой телексной связи равна 256% от среднеанглий- ского уровня, так как в информационно бедных районах она не превышает 50%. Соответствующие показатели для Франции составляют 188% и 50%, для Германии - 146% и 48%, для Италии-175% и 13%9:
8 Ключевые технологии 2005. Аналитика. C-News [электронный ресурс] http://wvvw.cnews.i-ii/reviews
9Щудоровская А. Ф.-Управление процессами использования информационных ресурсов в мировом масштабе/ А. Ф. Дудоровская// ЭКО. -2006. - № 11. С. 29.
Во многих странах начала проводиться политика демонополизации и дерегулирования, что в свою очередь способствовало становлению разнообразных рыночных структур и диверсификации информационного производства. Широкую огласку получила проводившаяся приватизация таких гигантов информационного бизнеса, как английская корпорация «Бритиш телеком», японская «Ниппон телеграф & телефоун», американская «Американ те-лефоун & телеграф».
Усиление конкуренции на информационном рынке повлекло за собой как снижение затрат на производство многих информационных товаров, так и снижение цен на рынке информации. Так, в преддверии денационализации фирма «Бритиш телеком» снизила плату за пользование междугородними каналами телефонной связи на 33%.
Все большую роль в информационном производстве стали играть мелкие и средние предприятия, используя такие свои преимущества, как гибкость, мобильность, близость к потребителю. Например, в США мелкий и средний бизнес поглощал 50,1% всех занятых в области обработки данных и обслуживания компьютеров10.
Вместе с ростом числа производителей на информационном рынке расширяется круг предлагаемых товаров и услуг, повышается качество продукции и обслуживания, т. е. производство становится более мобильным и гибким, что отвечает самому характеру информационных товаров.
Таким образом, на рынке информации четко проявились основные тенденции структурных изменений и смены приоритетов регулирования, происходившие в последнее время в развитых странах. В этой связи остановимся на такой черте, характерной для стран с высоким уровнем экономического и социального развития, как формирование так называемого бесприбыльного сектора экономики, Некоммерческие информационные службы составляют значительную часть этого сектора (библиотеки, научно-исследовательские учреждения, издательские фирмы, профессиональные общества, правовые службы и т. д.).
10Ваганов А. Рынок информационной безопасности / А. Ваганов. Телеком. Независимая газета [электронный ресурс] // http://www.ng.ru/events/2006-l 1-29///13_.html.
Среди экономических концепций, объясняющих причины возникновения и развития этого сектора, выделяются, например, теории коллективных благ и услуг, неэффективности рыночного механизма, потребительского контроля.
Многие продукты информационной деятельности по своему статусу являются общественными благами (фундаментальные научные исследования, государственное управление, национальные сети коммуникаций и т. д.) Они обладают свойствами неделимости и неисключаемости из потребления. Как показывает мировой опыт, на основе одних лишь рыночных принципов невозможно выявить и удовлетворить потребности в такого рода благах.
Как правило, государство берет на себя регулирование процесса производства и распределения информационных продуктов, без которых общество не может нормально развиваться. Это создает более или менее равные возможности в сфере потребления информационных продуктов. Ведь интересы общества требуют, чтобы значительная часть информации была бы доступной, вот почему государство и бесприбыльные организации берут на себя покрытие расходов на обеспечение доступа к информации. Кстати, отметим, что в ряде случаев частный бизнес также заинтересован в достаточно простом и дешевом доступе к информации, например при проведении рекламных кампаний.
Неприбыльные информационные службы в отличие от государственных в большей степени следуют законам рынка. Но их деятельность направлена не на замену создаваемых частным бизнесом и государством товаров и услуг, а на возможность их альтернативного предоставления потребителю.
Одним из видов формирования доходов неприбыльного сектора является платная реализация информационных продуктов наряду с бюджетными ассиг-
нованиями, благотворительными взносами, операциями с ценными бумагами.
Из-за специфики информации как товара и социальной значимости информационных продуктов при оценке эффективности производства и возможностей использования информации все чаще применяются моральные и эстетические критерии наряду с денежными. Возможно, именно это объясняет высокую долю организаций, занятых информационной деятельностью, внутри
бесприбыльного сектора экономики. Ведь даже в случае предоставления таким организациям платных информационных товаров и услуг преследуются иные цели, нежели получение прибыли денежного вознаграждения: стремление достичь финансовой независимости, возмещение затрат на разработку новых информационных продуктов, получение новых знаний, приобретение социального авторитета и т. п.
Итак, высокая степень государственного регулирования информационного производства может быть объяснена ролью государства в производстве многих информационных продуктов, которые являются общественными благами. Экономическая деятельность по производству информационных товаров и услуг как никакая другая сопровождается значительными внешними эффектами, т.е. выгодой или ущербом для третьих лиц без соответствующей оплаты или возмещения.
Отношение к интеллектуальной собственности, сложившееся в мировой практике, очень неоднородно. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, определяет ее как права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телепередачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции и все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Информация о работе Особенности рынка информационных услуг и продуктов