Проблемы выхода российских регионов на международный рынок туристских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:12, дипломная работа

Краткое описание

В дипломной работе рассматривается российский регион на международном рынке туристических услуг на примере Тверской области. Тверская область является одним из сложившихся туристических регионов России с активно развивающейся и модернизируемой туристической инфраструктурой. Тверская область – традиционное место для рекреационного, культурно-познавательного, делового, паломнического туризма.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Туризм(2).docx

— 1.30 Мб (Скачать)

В России выделяется 13 туристских зон федерального значения. Они различаются  между собой по характеру и  значимости сосредоточенных в них  ресурсов, общему уровню развития туризма  и перспективности для туристского  освоения.60  В таблице 8 представлено число принятых туристов в регионах России за 2002-2008 гг.

            Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма. У России есть курорты на южном Черном и северном Балтийском морях, что делает ее пригодной для пляжного отдыха, лечения и оздоровления на море. Крайний Север предоставляет шанс наблюдать северное сияние и отправиться в этнические туры к северным народам, а также участвовать в сафари на оленях по тундре.61

            Наличие гор открывает возможности для всех видов горного туризма (альпинизма, спелеотуризма, пеших походов, рафтинга по "кипящим" горным рекам и горнолыжного туризма, маунтинбайка, полетов на дельтоплане), а также курортного лечения в местах, где есть источники минеральных вод. География проведения горно-пешеходных туров в России обширна – они проходят в предгорьях "больших гор" – Кавказа и Алтая, в "малых горах" Хибинах, Уральских, в Саянах и на Камчатке.62

                   Велики запасы ресурсов познавательного туризма. Наиболее привлекательны в этом отношении Центр европейской части страны, Северо-Западный район, северная и центральная части Поволжья, Средний и Южный Урал. Большим познавательным потенциалом обладает Северный Кавказ.

           Российская Федерация располагает ресурсами оздоровительного туризма − климатическими, водными, биоресурсами, оказывающими благотворное влияние на организм человека. Способствуют развитию туризма природно-климатические условия на юге европейской части России, на большей части Центрального и Волго-Вятского районов, северо-востоке Поволжья.63

            В России достаточно мест с нетронутой, дикой природой, что создает идеальные условия для проведения экологических туров. В отличие от многих европейских стран, путешествуя по просторам России, турист может за долгое время не встретить людей. В Сибири за несколько часов езды по шоссе, проложенному прямо в лесу, можно не встретить ни одной машины! Зато не исключено, что удастся пару раз заметить среди деревьев бурого медведя.64 В России туристы пока мало представляют, чем экотуризм отличается от обычного отдыха на природе. Классические экотуры нацелены, прежде всего, на экологическое просвещение путешественников, хотя и предполагают знакомство с историческим прошлым населяющих регион народов, с их традиционным образом жизни, ремёслами, фольклором, способствуют развитию местной экономики. Ориентированные на различные категории путешественников, экотуры могут включать как элементы активного туризма (сплавы по рекам на катамаранах и рафтах, велопутешествия, лыжные походы) с проживанием в палатках, так и "цивилизованное" размещение в домах отдыха и на турбазах и многочисленные экскурсии.65

            Кроме природных и историко-культурных предпосылок развитию въездного туризма способствуют некоторые социальные факторы. Это высокая покупная способность иностранных валют, обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород и Самару, города, закрытые ранее для иностранных туристов.66

На рисунке 8 представлены показатели въезда иностранных граждан в  Российскую Федерацию за 2000- 2009 гг.

            Согласно оперативным данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, внутренний турпоток в 2009 году, по экспертной оценке, составит 34,5 млн. человек, что по сравнению с прошлым годом больше на 1,4 млн. человек (увеличение на 4,2%).

Рис. 8. Показатели въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию за 2000- 2009 гг.67

 

           Лидером по числу туристских прибытий остается Южный Федеральный округ (16,2 млн. человек в 2009 г., увеличение на 6,5 %), в том числе Краснодарский край (13,1 млн. чел. в 2009 г., увеличение на 2,5 %). Так, например, по данным Администрации г. Сочи, количество туристов в мае – июне 2009 г. составило 780 тыс. чел., что на 4 % больше, чем в аналогичный период 2008 г.; Анапу в этом году посетило более 240 тыс. чел., что на 15 % больше показателей 2008 г. Рост турпотока в Геленджик на данный момент составляет 3 %.68

          Значимое увеличение внутреннего турпотока прогнозируется также в Ставропольском и Алтайском краях, Ростовской, Тверской, Московской, Пензенской, Нижегородской областях, Республиках Карелия, Алтай, Татарстан, Карачаево-Черкесской Республике.

            Что же касается роли туризма вообще, то уже сейчас одно из 8 рабочих мест в мире напрямую или косвенно зависит от туристской сферы. Туристская индустрия дает работу миллионам людей на транспорте, в гостиничном хозяйстве, в общественном питании, строительстве, сувенирной промышленности, торговле и т.д. В фундаментальном исследовании Всемирной туристской организации «Туризм – Панорама 2020» сделан вывод, что международный туризм будет расти темпами, превышающими 4,3% в год. Это значительно выше среднегодовых темпов экономического развития в целом. Конечно же, туризм не развивается сам по себе. В том числе и в России, несмотря на то, что наша страна обладает огромным туристским потенциалом.69

           Популярные туристические города центральной России влияния кризиса на себе не ощутили. Положительна тенденция развития оздоровительного туризма в ЦФО – санатории и профилактории в большинстве регионов загружены на 100%. В высокий сезон 2009 г. увеличение туристского потока в регионах ЦФО к 2008 г. на 15,8 %.70

            Центральный федеральный округ – ведущий округ страны. Здесь проживает четверть её населения и производится треть валового внутреннего продукта. Перспективы развития Центрального округа имеют непосредственное отношение к социально-экономическому развитию всего Российского государства. Динамичный и устойчивый рост экономики округа в существенной степени зависит от разумного использования потенциала, привлечения новых ресурсов, развития новых производств.71

             В составе округа – индустриально развитые регионы Центрального экономического района с исторически сложившейся специализацией на отраслях машиностроения, химической, легкой промышленности (Московская, Тульская, Ярославская, Ивановская, Владимирская области), активно развивающиеся аграрно-промышленные регионы Центрально-Черноземного экономического района с сельским хозяйством межрайонного значения и пищевой промышленностью (Воронежская, Курская области), с горнодобывающей промышленностью и черной металлургией (Липецкая, Белгородская и Курская области).

 

Таблица 8

Количество туристов посетивших регионы Российской Федерации за 2002-2009 гг.72

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Москва (тыс. чел.)

1714,0

2259,3

2488,2

2919,2

3487

3732,2

4012,0

3968

3700

Тверская область (тыс. чел.)

 

550

600

720

800

856

980

1180

1400,00

Тульская область (тыс. чел.)

46

82

93

141

150

131

137

700

 

Смоленская область (тыс.руб.)

 

174,2

217,1

     

189,8

182,4

191,6

Новгородская область (тыс. чел.)

200

     

218

239

255

267

106


 

              На общем фоне областей Центрального округа своим уникальным географическим положением, богатейшим историческим, культурным наследием выделяется Смоленская область. Смоленщина, являясь приграничным регионом, выступает в роли своеобразных транспортных «ворот» всего Центрального округа на запад: через территорию области проходят кратчайшие автомобильные и железнодорожные магистрали, связывающие Западную Европу с Центральной Россией, важнейший для России рокадный автотранспортный коридор «Санкт-Петербург – Юг России», имеющий неоценимое геополитическое значение, один из крупнейших газопроводов «Ямал – Европа», высоковольтный энергомост «Россия – Беларусь – Западная Европа», мировая оптико-волоконная телекоммуникационная магистраль с сопутствующей производственной инфраструктурой. Все эти преимущества, а также значительный туристский потенциал позволяют рассматривать Смоленскую область как один из перспективных ареалов экономического роста, способных сгладить (нивелировать) негативные социально-экономические процессы в округе в будущем.73 Так количество туристов посетивших Смоленскую область за 2007- 2009 гг. увеличилось с 189,8 тыс. чел. до 191,6 тыс. чел., а также количество выезжавших в поездки жителей региона с 75, 60 до 81,30 тыс. чел.74

Таблица 9

Число принятых туристов (граждан  других стран), человек, значение показателя за год75

 

2002

2004

2005

2006

2007

2008

Российская Федерация

532847

683971

67897

657987

580366

198347

Центральный ФО

11046

249013

310503

219260

167954

38308

Дальневосточный ФО

158821

187595

90321

57196

54774

62914

Сибирский ФО

27982

31794

29549

25528

14926

19331

Северо-Западный ФО

224260

184200

241763

313936

302421

41392

Уральский ФО

757

1821

432

1148

375

349

Приволжский ФО

821

5499

3225

6732

5226

547

Южный ФО

6962

3846

2256

34169

34617

35326

Северо-Кавказский ФО

2838

203

148

18

77

180


 

            В данной работе непосредственно  рассматривается развитие туристских  услуг в Тверской области. Среди регионов России область занимает 66-е место по инвестиционному риску и 44-е по инвестиционному потенциалу. Наименьший инвестиционный риск – экологический, наибольший – криминальный. Наибольший потенциал – туристический.76 В таблице 10 представлены основные показатели развития туристских услуг в Тверской области.

              По итогам 2007 г. Тверская область занимает второе место в России по количеству туристов, за этот год здесь было принято 970 тыс. человек. Первое место отдано только Московскому региону. Об этом сообщил на пресс-конференции председатель Комитета по туризму, курортам и международным связям Тверской области Николай Иванов. По оценкам статистиков, в 2006-ом г. регион посетило 760 тыс. Туристов, а в этом году поток возрастет примерно до 970 тыс. человек. Из них 50 тыс. иностранных гостей (что на 30 тыс. больше, чем в 2006 году). В 2009 г. количество туристов посетивших Тверскую область возросло до 1400,00 тыс. чел.

        Рис. 9. Количество посетивших область  туристов (тыс. чел.) за 2002-2009 гг.77

 Рис. 10. Структура географии обслуженных турфирмами туристов, чел.78

 

          Такой всплеск интереса к Тверской области власти региона объясняют активным развитием гостиничной инфраструктуры в таких районах как Селигер и Конаково, привлечением дополнительных инвестиций к музейным и историческим объектам, а так же развитием событийного туризма. В итоге, в 2007 г. бюджет Тверской области получил доход от туротрасли около 60 млн. рублей.79

             Основа туристических ресурсов Тверской области – природно-рекреационные ресурсы (экологическая чистота региона, своеобразие растительного и животного мира, разнообразие и обилие природных водоемов, природные лечебные средства и многое другое) и историко-культурные памятники (музеи, исторические и культурные памятники, храмы и монастыри). Важнейшим преимуществом также является выгодное местоположение области (между Москвой и Санкт-Петербургом), а также возможность сочетания сразу нескольких видов туризма для полноценного отдыха, восстановления и лечения.80

Таблица 10

 Ключевые показатели  развития туристских услуг в  Тверской области81

Раздел показателей

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Количество туристов посетивших Тверскую область (тыс.чел.)

550

600

720

800

856

980

1180

1400,00

Количество иностранных  туристов (нерезидентов) (тыс.чел.):

-СНГ

-вне СНГ

10,4

 

 

0,1

10,3

11,5

 

 

0,3

11,2

12,00

 

 

0,40

11,6

12,54

 

 

0,54

13,25

 

 

0,75

50

   

Количество выезжавших в  поездки жителей региона (тыс.чел.)

4,3

5,0

5.20

5,50

5,84

     

Объемы затрат жителей  региона на поездки

(тыс.долл.США)

1200,0

1750,0

2080,00

2500,00

3050,0

     

Объем туристских услуг, предоставленных  предприятиями отрасли (млрд.руб.)

   

0,7

0,9

2,01

2,62

3,16

3,95

Средний процент загрузки средств размещения (%)

   

52

53

58

59

60

61

Количество мест для размещения туристов (мест)

   

16680

17000

17082

17276

17350

1750

Количество человек занятых  в туристской отрасли (тыс. чел.)

   

7,5

7,7

8,01

9,03

9,8

10,7

Количество инвестиций в  туристскую отрасль  (млн.руб.)

   

57,0

60,0

107

165

192

200

Информация о работе Проблемы выхода российских регионов на международный рынок туристских услуг