Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:12, дипломная работа
В дипломной работе рассматривается российский регион на международном рынке туристических услуг на примере Тверской области. Тверская область является одним из сложившихся туристических регионов России с активно развивающейся и модернизируемой туристической инфраструктурой. Тверская область – традиционное место для рекреационного, культурно-познавательного, делового, паломнического туризма.
В России выделяется 13 туристских
зон федерального значения. Они различаются
между собой по характеру и
значимости сосредоточенных в них
ресурсов, общему уровню развития туризма
и перспективности для
Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма. У России есть курорты на южном Черном и северном Балтийском морях, что делает ее пригодной для пляжного отдыха, лечения и оздоровления на море. Крайний Север предоставляет шанс наблюдать северное сияние и отправиться в этнические туры к северным народам, а также участвовать в сафари на оленях по тундре.61
Наличие гор открывает возможности для всех видов горного туризма (альпинизма, спелеотуризма, пеших походов, рафтинга по "кипящим" горным рекам и горнолыжного туризма, маунтинбайка, полетов на дельтоплане), а также курортного лечения в местах, где есть источники минеральных вод. География проведения горно-пешеходных туров в России обширна – они проходят в предгорьях "больших гор" – Кавказа и Алтая, в "малых горах" Хибинах, Уральских, в Саянах и на Камчатке.62
Велики запасы ресурсов познавательного туризма. Наиболее привлекательны в этом отношении Центр европейской части страны, Северо-Западный район, северная и центральная части Поволжья, Средний и Южный Урал. Большим познавательным потенциалом обладает Северный Кавказ.
Российская Федерация располагает ресурсами оздоровительного туризма − климатическими, водными, биоресурсами, оказывающими благотворное влияние на организм человека. Способствуют развитию туризма природно-климатические условия на юге европейской части России, на большей части Центрального и Волго-Вятского районов, северо-востоке Поволжья.63
В России достаточно мест с нетронутой, дикой природой, что создает идеальные условия для проведения экологических туров. В отличие от многих европейских стран, путешествуя по просторам России, турист может за долгое время не встретить людей. В Сибири за несколько часов езды по шоссе, проложенному прямо в лесу, можно не встретить ни одной машины! Зато не исключено, что удастся пару раз заметить среди деревьев бурого медведя.64 В России туристы пока мало представляют, чем экотуризм отличается от обычного отдыха на природе. Классические экотуры нацелены, прежде всего, на экологическое просвещение путешественников, хотя и предполагают знакомство с историческим прошлым населяющих регион народов, с их традиционным образом жизни, ремёслами, фольклором, способствуют развитию местной экономики. Ориентированные на различные категории путешественников, экотуры могут включать как элементы активного туризма (сплавы по рекам на катамаранах и рафтах, велопутешествия, лыжные походы) с проживанием в палатках, так и "цивилизованное" размещение в домах отдыха и на турбазах и многочисленные экскурсии.65
Кроме природных и историко-культурных предпосылок развитию въездного туризма способствуют некоторые социальные факторы. Это высокая покупная способность иностранных валют, обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород и Самару, города, закрытые ранее для иностранных туристов.66
На рисунке 8 представлены показатели въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию за 2000- 2009 гг.
Согласно оперативным данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, внутренний турпоток в 2009 году, по экспертной оценке, составит 34,5 млн. человек, что по сравнению с прошлым годом больше на 1,4 млн. человек (увеличение на 4,2%).
Рис. 8. Показатели въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию за 2000- 2009 гг.67
Лидером по числу туристских прибытий остается Южный Федеральный округ (16,2 млн. человек в 2009 г., увеличение на 6,5 %), в том числе Краснодарский край (13,1 млн. чел. в 2009 г., увеличение на 2,5 %). Так, например, по данным Администрации г. Сочи, количество туристов в мае – июне 2009 г. составило 780 тыс. чел., что на 4 % больше, чем в аналогичный период 2008 г.; Анапу в этом году посетило более 240 тыс. чел., что на 15 % больше показателей 2008 г. Рост турпотока в Геленджик на данный момент составляет 3 %.68
Значимое увеличение внутреннего турпотока прогнозируется также в Ставропольском и Алтайском краях, Ростовской, Тверской, Московской, Пензенской, Нижегородской областях, Республиках Карелия, Алтай, Татарстан, Карачаево-Черкесской Республике.
Что же касается роли туризма вообще, то уже сейчас одно из 8 рабочих мест в мире напрямую или косвенно зависит от туристской сферы. Туристская индустрия дает работу миллионам людей на транспорте, в гостиничном хозяйстве, в общественном питании, строительстве, сувенирной промышленности, торговле и т.д. В фундаментальном исследовании Всемирной туристской организации «Туризм – Панорама 2020» сделан вывод, что международный туризм будет расти темпами, превышающими 4,3% в год. Это значительно выше среднегодовых темпов экономического развития в целом. Конечно же, туризм не развивается сам по себе. В том числе и в России, несмотря на то, что наша страна обладает огромным туристским потенциалом.69
Популярные туристические города центральной России влияния кризиса на себе не ощутили. Положительна тенденция развития оздоровительного туризма в ЦФО – санатории и профилактории в большинстве регионов загружены на 100%. В высокий сезон 2009 г. увеличение туристского потока в регионах ЦФО к 2008 г. на 15,8 %.70
Центральный федеральный округ – ведущий округ страны. Здесь проживает четверть её населения и производится треть валового внутреннего продукта. Перспективы развития Центрального округа имеют непосредственное отношение к социально-экономическому развитию всего Российского государства. Динамичный и устойчивый рост экономики округа в существенной степени зависит от разумного использования потенциала, привлечения новых ресурсов, развития новых производств.71
В составе округа – индустриально развитые регионы Центрального экономического района с исторически сложившейся специализацией на отраслях машиностроения, химической, легкой промышленности (Московская, Тульская, Ярославская, Ивановская, Владимирская области), активно развивающиеся аграрно-промышленные регионы Центрально-Черноземного экономического района с сельским хозяйством межрайонного значения и пищевой промышленностью (Воронежская, Курская области), с горнодобывающей промышленностью и черной металлургией (Липецкая, Белгородская и Курская области).
Таблица 8
Количество туристов посетивших регионы Российской Федерации за 2002-2009 гг.72
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Москва (тыс. чел.) |
1714,0 |
2259,3 |
2488,2 |
2919,2 |
3487 |
3732,2 |
4012,0 |
3968 |
3700 |
Тверская область (тыс. чел.) |
550 |
600 |
720 |
800 |
856 |
980 |
1180 |
1400,00 | |
Тульская область (тыс. чел.) |
46 |
82 |
93 |
141 |
150 |
131 |
137 |
700 |
|
Смоленская область (тыс.руб.) |
174,2 |
217,1 |
189,8 |
182,4 |
191,6 | ||||
Новгородская область (тыс. чел.) |
200 |
218 |
239 |
255 |
267 |
106 |
На общем фоне областей Центрального округа своим уникальным географическим положением, богатейшим историческим, культурным наследием выделяется Смоленская область. Смоленщина, являясь приграничным регионом, выступает в роли своеобразных транспортных «ворот» всего Центрального округа на запад: через территорию области проходят кратчайшие автомобильные и железнодорожные магистрали, связывающие Западную Европу с Центральной Россией, важнейший для России рокадный автотранспортный коридор «Санкт-Петербург – Юг России», имеющий неоценимое геополитическое значение, один из крупнейших газопроводов «Ямал – Европа», высоковольтный энергомост «Россия – Беларусь – Западная Европа», мировая оптико-волоконная телекоммуникационная магистраль с сопутствующей производственной инфраструктурой. Все эти преимущества, а также значительный туристский потенциал позволяют рассматривать Смоленскую область как один из перспективных ареалов экономического роста, способных сгладить (нивелировать) негативные социально-экономические процессы в округе в будущем.73 Так количество туристов посетивших Смоленскую область за 2007- 2009 гг. увеличилось с 189,8 тыс. чел. до 191,6 тыс. чел., а также количество выезжавших в поездки жителей региона с 75, 60 до 81,30 тыс. чел.74
Таблица 9
Число принятых туристов (граждан других стран), человек, значение показателя за год75
2002 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Российская Федерация |
532847 |
683971 |
67897 |
657987 |
580366 |
198347 |
Центральный ФО |
11046 |
249013 |
310503 |
219260 |
167954 |
38308 |
Дальневосточный ФО |
158821 |
187595 |
90321 |
57196 |
54774 |
62914 |
Сибирский ФО |
27982 |
31794 |
29549 |
25528 |
14926 |
19331 |
Северо-Западный ФО |
224260 |
184200 |
241763 |
313936 |
302421 |
41392 |
Уральский ФО |
757 |
1821 |
432 |
1148 |
375 |
349 |
Приволжский ФО |
821 |
5499 |
3225 |
6732 |
5226 |
547 |
Южный ФО |
6962 |
3846 |
2256 |
34169 |
34617 |
35326 |
Северо-Кавказский ФО |
2838 |
203 |
148 |
18 |
77 |
180 |
В данной работе
По итогам 2007 г. Тверская область занимает второе место в России по количеству туристов, за этот год здесь было принято 970 тыс. человек. Первое место отдано только Московскому региону. Об этом сообщил на пресс-конференции председатель Комитета по туризму, курортам и международным связям Тверской области Николай Иванов. По оценкам статистиков, в 2006-ом г. регион посетило 760 тыс. Туристов, а в этом году поток возрастет примерно до 970 тыс. человек. Из них 50 тыс. иностранных гостей (что на 30 тыс. больше, чем в 2006 году). В 2009 г. количество туристов посетивших Тверскую область возросло до 1400,00 тыс. чел.
Рис. 9. Количество посетивших область туристов (тыс. чел.) за 2002-2009 гг.77
Рис. 10. Структура географии обслуженных турфирмами туристов, чел.78
Такой всплеск интереса к Тверской области власти региона объясняют активным развитием гостиничной инфраструктуры в таких районах как Селигер и Конаково, привлечением дополнительных инвестиций к музейным и историческим объектам, а так же развитием событийного туризма. В итоге, в 2007 г. бюджет Тверской области получил доход от туротрасли около 60 млн. рублей.79
Основа туристических ресурсов Тверской области – природно-рекреационные ресурсы (экологическая чистота региона, своеобразие растительного и животного мира, разнообразие и обилие природных водоемов, природные лечебные средства и многое другое) и историко-культурные памятники (музеи, исторические и культурные памятники, храмы и монастыри). Важнейшим преимуществом также является выгодное местоположение области (между Москвой и Санкт-Петербургом), а также возможность сочетания сразу нескольких видов туризма для полноценного отдыха, восстановления и лечения.80
Таблица 10
Ключевые показатели развития туристских услуг в Тверской области81
Раздел показателей |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Количество туристов посетивших Тверскую область (тыс.чел.) |
550 |
600 |
720 |
800 |
856 |
980 |
1180 |
1400,00 |
Количество иностранных туристов (нерезидентов) (тыс.чел.): -СНГ -вне СНГ |
10,4
0,1 10,3 |
11,5
0,3 11,2 |
12,00
0,40 11,6 |
12,54
0,54 |
13,25
0,75 |
50 |
||
Количество выезжавших в поездки жителей региона (тыс.чел.) |
4,3 |
5,0 |
5.20 |
5,50 |
5,84 |
|||
Объемы затрат жителей региона на поездки (тыс.долл.США) |
1200,0 |
1750,0 |
2080,00 |
2500,00 |
3050,0 |
|||
Объем туристских услуг, предоставленных предприятиями отрасли (млрд.руб.) |
0,7 |
0,9 |
2,01 |
2,62 |
3,16 |
3,95 | ||
Средний процент загрузки средств размещения (%) |
52 |
53 |
58 |
59 |
60 |
61 | ||
Количество мест для размещения туристов (мест) |
16680 |
17000 |
17082 |
17276 |
17350 |
1750 | ||
Количество человек занятых в туристской отрасли (тыс. чел.) |
7,5 |
7,7 |
8,01 |
9,03 |
9,8 |
10,7 | ||
Количество инвестиций в туристскую отрасль (млн.руб.) |
57,0 |
60,0 |
107 |
165 |
192 |
200 |
Информация о работе Проблемы выхода российских регионов на международный рынок туристских услуг