Проблемы выхода российских регионов на международный рынок туристских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:12, дипломная работа

Краткое описание

В дипломной работе рассматривается российский регион на международном рынке туристических услуг на примере Тверской области. Тверская область является одним из сложившихся туристических регионов России с активно развивающейся и модернизируемой туристической инфраструктурой. Тверская область – традиционное место для рекреационного, культурно-познавательного, делового, паломнического туризма.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Туризм(2).docx

— 1.30 Мб (Скачать)

Введение

            Международный туризм представляет  собой сложную и комплексную  сферу мировой экономики, существенно  влияющую как на мировое хозяйство,  так и на хозяйство отдельных  стран и регионов.1 Туризм – одна из наиболее развивающихся отраслей экономики.

          В последние годы значение  международного туризма в жизни  современного общества постоянно  растет. Этому способствует целый  ряд факторов, в частности рост  доходов населения, увеличение  количества свободного времени,  рост открытости регионов и  др. Туризм стал играть такую  роль в жизни общества, что  превратился в уникальную крупномасштабную  мировую индустрию, а туристические  ресурсы становятся важнейшей  частью национального богатства  многих стран.2

           Для распространения современного международного туризма характерна значительная территориальная неравномерность. В самом общем виде она отражает разные уровни социально-экономического развития Севера и Юга (Центра и Периферии мирового хозяйства). Так, согласно имеющимся расчетам, на постиндустриальные страны ныне приходится 57% всех туристских прибытий, на развивающиеся страны – 30% и на страны с переходной экономикой – 13%.3

             Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое – огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах – нетронутая, дикая природа.4 В России выделяется 13 туристских зон федерального значения. Они различаются между собой по характеру и значимости сосредоточенных в них ресурсов, общему уровню развития туризма и перспективности для туристского освоения.5 

            Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма. У России есть курорты на южном Черном и северном Балтийском морях, что делает ее пригодной для пляжного отдыха, лечения и оздоровления на море. Крайний Север предоставляет шанс наблюдать северное сияние и отправиться в этнические туры к северным народам, а также участвовать в сафари на оленях по тундре.6 Также в России развиты круизы по крупным рекам – Волге, Лене и Енисею, а также путешествия по Транссибирской магистрали (железной дороге, тянущейся от Москвы до Владивостока на берегу Тихого океана). Ещё одним популярным туристическим объектом является Золотое кольцо России, объединяющее Ярославль, Владимир, Ростов, Кострому, Суздаль, Углич и Переславль-Залесский. Кроме того, активно развивается туризм на русском севере и в северных "финно-угорских" регионах) (например, Карелия). Одним из главных туристических объектов, притягивающих международных туристов, является уникальное озеро Байкал.

            Туризм является мощным катализатором региональной экономики, отраслью с высокой скоростью оборота капитала, окупаемостью и рентабельностью инвестиций. Вообще говоря, проблема оценки эффективности туризма и индустрии досуга в целом на народохозяйственном и региональном уровнях чрезвычайно сложна и в настоящее время далека от окончательного решения, так как многообразные эффекты рекреации весьма трудно, а порой и невозможно выразить количественно.7

            Согласно рейтинговым показателям  Всемирной туристской организации  (UNWTO), Россия занимает 59-е место  среди 133 стран по конкурентоспособности  туристического сектора экономики,  по числу мест в гостиницах – на 85 месте, по ценовой доступности размещения в них – на 115, по открытости для туризма – на 108.  По статистике Минспорттуризма, в 2009 г. внутри страны отдыхали более 32 млн. россиян. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 1,6%. За границу выехало 3,9 млн. российских туристов, снижение в среднем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 15%. В том числе в странах дальнего зарубежья отдохнули около 21 млн. человек (снижение – 20%). 8

         В дипломной  работе рассматривается российский  регион на международном рынке туристических услуг на примере Тверской области. Тверская область является одним из сложившихся туристических регионов России с активно развивающейся и модернизируемой туристической инфраструктурой. Тверская область – традиционное место для рекреационного, культурно-познавательного, делового, паломнического туризма. В последние годы область стала местом проведения целого ряда знаковых культурных, спортивных, туристских событий российского и областного значения. В настоящее время на территории Тверской области действует более 200 объектов размещения туристов (по данным статистики 165 объектов, по данным мониторинга областного комитета по туризму 220 объектов по состоянию на 01.01.2008 г.). За последние пять лет в Тверской области было построено и реконструировано 52 объекта размещения. Количество туристов, посетивших Тверскую область в 2008 г., по данным статистики составило 1180 тыс. человек.9

           В настоящее время в области сложилось несколько основных туристских зон, наибольшей популярность среди которых пользуются «Великое Троеградье» (Калининский, Старицкий, Торжокский районы)  – туристский маршрут культурно-познавательного, этнографического, событийного туризма, ориентированного на транзитный и въездной туризм; «Селигер» (Осташковский, Селижаровский, Пеновский,Фировский районы) – рекреационный, культурно-познавательный, паломнический туризм, а также охота и рыбалка; «Московское море» (часть Калининского, Конаковский районы) – занятие яхтингом, активный отдых, деловой и событийный туризм. Перечисленные зоны хорошо известны на московском и российском туррынке.10        

           Среди регионов России область занимает 66-е место по инвестиционному риску и 44-е по инвестиционному потенциалу. Наименьший инвестиционный риск – экологический, наибольший – криминальный. Наибольший потенциал – туристический.11

           Правовое обеспечение  туристической  деятельности осуществляется на  основе международных и национальных  норм права, выражающихся в  формировании национальных законодательств,  международных соглашений, создании  организаций в сфере туризма.

           В России основой правового  регулирования в сфере туризма  являются законодательные акты  и постановления правительства.  В 1996 г. был принят Федеральный  закон «Об основах туристской  деятельности в РФ», в котором,  в частности, говорится, что  «государственное регулирование  туристской деятельности осуществляется  путем защиты прав и интересов  туристов, обеспечения их безопасности, установления правил въезда в  РФ, выезда и РФ и пребывания  в РФ» (принят Федеральный закон  Российской Федерации от 5 февраля  2007 г. № 12-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон  «Об основах туристской деятельности  в Российской Федерации»). Значение  этого закона состоит в том, что он легализовал производственные отношения в сфере туризма и оформил таким образом новую отрасль экономики.12

           Туристская деятельность в Тверской  области регулируется Законом  Тверской области от 26 марта 1998 г. № 4-ОЗ-2 «О туристкой деятельности  в Тверской области» ( с изменениями  от 6 мая 2003г., 14 апреля 2005г.). Настоящий Закон устанавливает правовые основы туристской деятельности в Тверской области, определяет принципы регулирования отношений в сфере туризма, обеспечивает реализацию прав граждан на отдых, удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно-историческим ценностям.13

         Целью данной работы является  предложить методы повышения доли международных туристских услуг в ВРП Тверской области.

          В работе решаются следующие  задачи:

  • Раскрыть понятия международного рынка туристических услуг
  • Проанализировать подходы к понятию "международная  
    туристическая услуга"
  • Рассмотреть структуру международного рынка туристических услуг
  • Оценить показатели участия Тверской области в международной торговле туристическими услугами
  • Исследовать проблемы выхода российского региона на международный рынок туристических услуг

Актуальность изучаемой  проблемы заключается в практике развития

рынка международных туристических  услуг в российской регионе.

Объектом исследования в данной работе является международный

рынок туристических услуг.

          Что касается предмета исследования, то для данной работы особый интерес представляют  показатели участия региона в международной торговле туристскими услугами.

            В исследовании анализируются Россия и Тверская область на международном рынке туристских услуг, ее основные статистические показатели с 2002 по 2009 гг.

           В настоящей работе использованы статистические источники о состоянии международного туризма, прежде всего, такие данные международной туристической организации UNWTO, которая публикует ежегодно “The Compendium of Tourism Statistics” и “Yearbook of  Tourism Statistics ”. Так же используются статистические данные Федерального агентства по туризму (Ростуризм), официального сайта администрации Тверской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области.

Данная работа состоит  из двух глав:

    1. Россия на международном рынке туристских услуг.
    2. Проблемы выхода российских регионов на международный рынок туристских услуг.

В первой главе рассматривается  динамика международного рынка туристических  услуг и структура этого рынка, а также Россия на международном  рынке туристических услуг.

Вторая глава посвящена проблемам выхода российского региона на международный рынок туристических услуг, развитию международных туристских услуг в российском регионе, в частности Тверской области.

 

 

 

 

 

  1. Россия на международном рынке туристских услуг
    1. Структура международного рынка туристических услуг

            Туризм правильнее всего рассматривать  в качестве индустрии, производящей  продукцию, а также обеспечивающей  ее реализацию. Индустрия туризма  включает в себя на первый  взгляд обособленные виды деятельности (транспортное обслуживание, гостиничные  услуги, деятельность туроператоров  и турагентов и др.), которые  на самом деле взаимосвязаны  и обеспечиваются многими предприятиями,  как мелкими, так и очень  крупными, тесно сотрудничающими  между собой. Туристская индустрия  – это совокупность средств  размещения, транспортных средств,  объектов общественного питания,  развлекательного, познавательного,  делового, оздоровительного, спортивного  и иного назначения, туроператорских  фирм и турагентсв, экскурсионных  бюро, услуг гидов-переводчиков.14

          Структуру туристической индустрии  можно представить следующим  образом:

  1. индустрия развлечений, деятельность туроператоров и туагентов,

транспорт, организация экскурсионно-познавательных мероприятий (собственно индустрия  туризма);

  1. индустрия гостеприимства, состоящая из индустрии услуг, индустрии

размещения, индустрии питания;

  1. глобальные компьютерные сети (ГКС).15

          Туристский рынок можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения купли-продажи туристского продукта в данное время и в определенном месте. 
При характеристике туристского рынка необходимо учитывать ряд моментов:

  • основным предметом купли-продажи являются услуги;
  • кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка

включается значительное количество посреднических звеньев;

  • спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим

разнообразием участников поездок  по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой  степенью дифференциации; большой замещаемостью; отдаленностью по времени и месту  от туристского предложения;

  • туристское предложение также характеризуется рядом отличительных

характеристик: товары и  услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные  ресурсы, туристские ресурсы); высокая  фондоемкость отрасли; низкая эластичность; комплексность.16

           Под влиянием изменяющегося спроса  и рыночной конкуренции происходит  эволюция пэкидж- и инклюзив-туров  в сторону уменьшения количества  услуг. К такому сокращению  туристские фирмы толкает конкурентная  борьба и стремление выйти  на рынок с предложением более  низких цен, чем у конкурентов.  При формировании пакета туристических  услуг обычно используется следующий  набор услуг:17

  • полный пансион: включающий размещение и трехразовое питание ежедневно (завтра, обед, ужин);
  • полупансион, включающий размещение и двухразовое питание (завтра, обед (ужин));
  • ночлег плюс завтрак;
  • только ночлег.          

Информация о работе Проблемы выхода российских регионов на международный рынок туристских услуг