Проблемы выхода российских регионов на международный рынок туристских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:12, дипломная работа

Краткое описание

В дипломной работе рассматривается российский регион на международном рынке туристических услуг на примере Тверской области. Тверская область является одним из сложившихся туристических регионов России с активно развивающейся и модернизируемой туристической инфраструктурой. Тверская область – традиционное место для рекреационного, культурно-познавательного, делового, паломнического туризма.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Туризм(2).docx

— 1.30 Мб (Скачать)

            Набор услуг может  дополняться  такими услугами, как встречи  и проводы, трансфер (перевозка  на автотранспорте от аэропорта,  вокзала до гостиницы и (или)  обратно) и различные экскурсионные  и культурно-развлекательные мероприятия.

           Большое разнообразие услуг, оказываемых  предприятиями туриндустрии, влияет  на систему распределения турпродукта.  Эти услуги можно разделить  на три группы: услуги общественного  сектора, услуги, контролируемые  централизованной системой управления, и услуги, оказываемые частным  сектором.18

          Несмотря на функциональные различия  между компонентами туристической  индустрии, все они взаимосвязаны  и тесно взаимодействуют. Например, если бы не было достопримечательностей, созданных людьми в местах  назначения (тематические парки,  спортивные комплексы и др.), то  спрос на транспорт и гостиницы  был значительно ниже. Вместе  с тем будь хорошо развитой  транспортной системы  и гостиничной  сети, вряд ли можно было ожидать  наплыва туристов в достопримечательные  места. Иногда некоторые компоненты  туристской индустрии работают  независимо друг от друга, при  других обстоятельствах они соединяются  в «пакетах» (турах).19

           Международный туризм – одна из форм обмена услугами. В основе туристского бума, который охватил весь мир в последние десятилетия, лежат конкретные экономические, социальные и другие причины. Это прежде всего научно-техническая революция, с которой связан совершенно новый уровень производительных сил. Это глобальный феномен урбанизации, заставляющий жителей больших городов искать отдохновения в других районах и странах. Это и общее повышение качества и уровня жизни, увеличение доходов и продолжительности отпусков. Наконец, это общий рост культуры, вызывающий рост познавательных потребностей людей.

          Наиболее яркое выражение туристский  бум находит в двух показателях  – численности участников международного  туризма и размерах доходов  от него. Динамику того и другого  показателя демонстрирует таблица  1.20

Таблица 121

Динамика международного туризма в 1980-2008 гг.

Год

Число интуристов, млн человек

Поступления от туризма, млрд долл

1980

285

102

1985

330

118

1990

460

265

1995

566

393

2000

697

474

2002

703

471

2003

694

533

2004

763

633

2005

803

680

2006

846

742

2007

903

856

2008

922

944


Рис. 1. Динамика международного туризма в 1980-2008 гг.22

 

           По данным Всемирной туристской  организации (ВТО), еще в середине 1990-х гг. в мировой торговле  товарами и услугами на долю  туризма приходилось более 1/10, что позволило ему замять место  после экспорта нефти и автомобилей.  А в торговле услугами его  доля превысила 1/3.23

          В последние 20 лет  среднегодовые  темпы роста международного туризма  составляли 5,1% и в 2002 г. число  прибытий достигло 703 млн человек.  За этот же период валютные  поступления от международного  туризма увеличились в среднем  на 14% в год, составив в 2001 г. 476 млрд долларов.24 

         Международные туристские прибытия  в 2008 г. побили все предыдущие  рекорды и достигли 922 млн. Рост  наблюдался по всем географическим  направлениям, но особенно сильным  он был в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (28%) и в странах Ближнего Востока (18%). Темпы роста в Американском регионе составили 11%, в Африке – 8, в Европе – 5%.25

        В  таблице 2 приводятся показатели  международных туристских прибытий  за период 1990-2007 гг. Наибольшую положительную  динамику прибытий показывают  азиатские направления.

Таблица 226

Международные туристские прибытия (1990-2007 гг.)

Международные прибытия, млн

Рыночная доля, %

Изменения (%)

Туристическое направление

1990

1995

2000

2004

2005

2006

2007

2007

05/04

06/05

07/06

Всего в мире

441

538

681

763

803

846

898

100

3,1

5,1

6,1

Европа

264,8

309,3

384,1

416,4

438,7

460,8

480,1

53,5

1,7

3,9

4,2

Северная Европа

30,3

39,4

44,6

48,4

51,0

54,9

56,0

6,2

8,4

7,7

2,0

Западная Европа

108,6

112,2

139,7

138,7

142,6

149,8

155,0

17,3

-0,2

3,7

3,5

Центрально-Восточная Европа

32,0

55,0

59,1

78,4

87,8

91,2

92,8

10,3

0,1

8,2

1,7

Средиземноморские страны Европы

93,9

102,7

140,7

150,9

157,3

164,9

176,3

19,6

1,4

1,6

7,0

Азия и Азиатско-Тихоокеанский  регион

57,7

85,0

114,9

152,5

155,3

167,2

184,9

20,6

4,2

11,1

10,2

Центрально-Восточная Азия

28,0

44,1

62,5

87,6

87,5

94,0

104,2

11,6

7,9

12,1

10,5

Юго-Восточная Азия

21,5

28,6

37,0

47,3

49,3

53,9

60,4

6,7

0,0

16,0

11,8

Южная Азия

3,1

4,2

6,1

7,5

8,0

8,8

9,7

1,1

4,1

10,7

7,8

Австралия и Океания

5,1

8,1

9,2

10,2

10,5

10,5

10,7

1,2

1,0

2,5

1,4

Америка

93,3

109,0

129,6

125,5

133,2

135,9

142,1

15,8

4,3

1,8

4,7

Северная и Центральная  Америка

74,2

83,3

96,3

91,3

96,2

97,7

102,7

11,5

13,8

11,1

15,8

Страны Карибского бассейна

11,4

14,0

17,1

18,2

18,8

19,4

19,3

2,1

3,3

1,9

-0,9

Южная Америка

7,7

11,7

15,2

16,0

18,2

18,8

20,2

2,2

2,0

6,8

8,1

Ближний Восток

10,0

14,3

25,2

35,4

38,3

41,8

46,4

5,2

2,5

3,6

13,4

Африка

15,2

20,4

28,2

33,2

37,3

40,7

44,2

4,9

10,9

10,5

7,9

Северная Африка

8,4

7,2

10,2

12,8

13,9

14,9

16,4

1,8

15,3

19,1

8,5

Регион южнее Сахары

6,8

13,2

18,0

20,4

23,3

25,8

278

3,1

8,8

6,5

7,5


 

             Европа является лидером по  количеству международных туристских  прибытий.  Франция сохранила  лидирующее положение в качестве  наиболее посещаемого направления.  В 2007 г. ее посетили 81,9  млн  туристов. Испания с ростом числа  прибытий на 3% занимает 2-е место  (59,2 млн чел.). За ней следуют  США – 56,0 млн прибытий. Наиболее  заметное изменение в рейтинге  прибытий у Китая – 54,7  млн  человек.27

Таблица 328

Региональное распределение  международных туристских прибытий

1995-2020 гг.

 

Средний ежегодный прирост (%) 1995-2020

Рыночная доля (%)

 

Всего

 

1995

2007

2020

4,1

100

100

100

Африка

5,5

3,6

4,9

5,0

Америка

3,9

19,3

15,8

18,1

Восточная Азия/Тихий океан

6,5

14,4

19,5

25,4

Европа

3,0

59,8

53,5

45,9

Ближний Восток

7,1

2,2

5,2

4,4

Южная Азия

6,2

0,7

1,1

1,2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 429

Динамика международных  туристских прибытий в зависимости  от целей поездок в 1990-2004 гг.

             В 2007 г. большинство международных туристских прибытий относилось к путешествиям в целям проведения отпуска – 458 млн., или (51%). На деловые поездки пришлось 16 % количества прибытий (138 млн.). Около 27% (240 млн.) туристов путешествовали ради посещения друзей, родственников, по религиозным мотивам, для прохождения курсов лечения (рисунок 2).30

Рис. 2. Цели международных  туристских прибытий в 1990-2007 гг.31

 

          При всем разнообразии видов  туризма можно сделать вывод,  что основной целью туристских  поездок продолжает оставаться  отдых. Самый высокий показатель  выезжающих на отдых наблюдается  в странах, не имеющих теплого  моря – 76-83%. В странах, располагающих  прекрасными пляжами и теплым  климатом, доля отдых за рубежом  ниже – 62-73%.        

         Согласно статистике ВТО, объемы  реализации услуг делового туризма  распределяются следующим образом: 70% продаж приходится на индивидуальные  туры, 13 – на конференции и  семинары, 11 – посещение выставок  и участие в них, 3% – на конгрессный и инсентив-туризм (рис.3.).32

         Инсентив-туризм подразумевает поездки,  которыми коммерческие фирмы  награждают своих сотрудников  за высокие показатели в работе  или мотивируют их к более  производительному труду в будущем.  В инсентив-туризме около 80% поездок приходится на Европу, 10% – на США, 6% – на страны Юго-Восточной Азии, 4% – на другие направления.33

Рис. 3. Объемы реализации услуг делового туризма34

 

            Перспективы  международного  туризма обычно оценивают очень  высоко. К 2020 г., как полагают, в  международном туризме будут  принимать участие примерно 1,6 млрд. человек.35 В настоящее время спрос в международном туризме испытывает дальнейший спад по причине рецессии в мировой экономике. Между январем и февралем этого года темпы сокращения международных туристских прибытий составляли 8%, а общий объем оставался на уровне, зарегистрированном в 2007 г. Имеющиеся в распоряжении ЮНВТО предварительная статистика за первые месяцы 2009 г. указывает на продолжение отрицательного роста, уже имевшего место во второй половине 2008 г. Турнаправления во всем мире стали жертвой спада в спросе на основных направляющих рынках.  За исключением Африки, а также Центральной и Южной Америки, в которых наблюдаются позитивные результаты на уровне 3-5%. На данный момент в число наиболее пострадавших субрегионов входят Северная и Южная Европа и европейская часть Средиземноморья,    Северо-восточная часть Азии, Южная Азия и Ближний Восток.36

 

    1. Россия на международном рынке туристических услуг

 

             Туризм в России переживает время быстрого роста, который начался с распада Советского Союза в 1991 году. Большинство туристических центров России сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, так как в этих городах расположены самые известные достопримечательности страны — Красная площадь, Собор Василия Блаженного, Кремль в Москве, Петропавловская крепость, Эрмитаж, храм Спаса на Крови в Петербурге. Туристов привлекает богатое культурное наследие и непростое прошлое России. Кроме двух столиц большой популярностью пользуются небольшие города, знаменитые своей архитектурой, историей.

             В настоящее время в стране  насчитывается более 6 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось  только 4 тысячи. С учетом количества  иных средств размещения, таких  как пансионаты, дома и базы  отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2006 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн.человек, из них в гостиницах - 16,4 млн.человек.  

           Объем платных услуг, оказываемых населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2007 году 88,9 млрд.руб., что превысило показатели 2005 года на 47%.

           По оценкам  Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей – 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.37 Суммарный доход от туризма в 2008 г. в России составил 833 млрд. руб., всего в стране в этой отрасли заняты более 1 млн. человек.38

              В марте прошлого 2008 г. глава Ростуризма Анатолий Ярочкин прогнозировал снижение объема выездного туризма в России в 2009 г. на 20-25%. "По итогам девяти месяцев 2009 г. падение выездного туризма составило 18-20%. Но я думаю, что с течением времени эта цифра оптимизируется в сторону уменьшения до 12-15%", – сказал Радьков.39

          Согласно рейтинговым показателям Всемирной туристской организации (UNWTO), Россия занимает 59-е место среди 133 стран по конкурентоспособности туристического сектора экономики, по числу мест в гостиницах – на 85 месте, по ценовой доступности размещения в них – на 115, по открытости для туризма – на 108.  По статистике Минспорттуризма, в  2009 г. внутри страны отдыхали более 32 млн. россиян. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 1,6%. За границу выехало 3,9 млн. российских туристов, снижение в среднем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 15%. В том числе в странах дальнего зарубежья отдохнули около 21 млн. человек (снижение – 20%).40

          Система статистики туризма базируется на двух основных видах показателей – мониторинге туристского рынка и оценке экономической роли туризма. К показателям мониторинга туристского рынка относятся объем въездного, выездного и внутреннего туристского потока, туристские расходы, объем платных услуг, а также ряд иных показателей – таких как занятость, средняя заработная плата в различных секторах туриндустрии, объем инвестиций в сферу туризма. Оценка экономической роли туризма состоит в определении его мультипликативного эффекта через долю в ВВП, занятости, инвестициях, доходах бюджета и пр. Источником официальных данных по статистике туризма является Росстат.41 Далее приведена статистика въезда в Россию иностранных граждан и выезда за границу российских граждан.

Таблица 542

Информация о работе Проблемы выхода российских регионов на международный рынок туристских услуг