Проблемы выхода российских регионов на международный рынок туристских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:12, дипломная работа

Краткое описание

В дипломной работе рассматривается российский регион на международном рынке туристических услуг на примере Тверской области. Тверская область является одним из сложившихся туристических регионов России с активно развивающейся и модернизируемой туристической инфраструктурой. Тверская область – традиционное место для рекреационного, культурно-познавательного, делового, паломнического туризма.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Туризм(2).docx

— 1.30 Мб (Скачать)

 

           Область разделена на восемь туристических зон, связанных внутри себя территориально и организационно:

  • Зона “Московское море” включает Конаковский и часть Калинин-ского

района, примыкающие к  акватории Иваньковского водохранилища. Представленные проекты - туристический  комплекс “Конаково Ривер Клаб”, загородный комплекс “Московское море”, спортивно-развлекательный комплекс курортного типа “Новое Завидово”.

  • Зона “Селигер” –  Осташковский, Пеновский, Селижаровский,

Фировский районы. Представлены такие проекты, как природный, историко-архитектурный  и этнографический парк “Волговерховье” (исток Волги), развитие промыслового туризма в охотхозяйствах Селигера, комплекс отдыха на воде “Граничный плес”  и этническая деревня-гостиница  “Тверская деревня”, гостиничный  комплекс, гостевой дом для паломников “Фировская жемчужина”, свободные  земельные участки для создания туристических комплексов на Селигере.

  • Зона “Великое Троеградье” (три города – Тверь, Торжок, Старица,

оказавшие огромное влияние  на развитие истории и культуры России) – Калининский, Старицкий, Торжок-ский, Кувшиновский районы. Представленные проекты – туристические комплексы “Кольцово” и “Рябеево”, многофункциональный гостиничный и торгово-офисный комплекс “Дон-ской”, многофункциональный гостиничный, жилой и торгово-офисный комплекс “Южный”, восстановление Путевого дворца и квартала исторических домовладений, развитие гостиничной сети в Старице.82

  • Зона “Балтийская стрела” – Андреапольский, Бельский, Жарков-ский,

Западнодвинский, Зубцовский, Нелидовский, Оленинский, Ржевский, Торопецкий районы. Представленные проекты –  туристический комплекс “Аристов Посад”, гостинично-туристический комплекс “Волга Кантри Клаб”, рекреационный  комплекс на Вазузском водохранилище  и проект развития охотхозяйства  “Сезон охоты”, туристический центр  “Ржев – Город воинской славы” и музей Второй мировой войны, природно-культурный парк “Чистый  лес”.

  • Зона “Русская Венеция” – Вышневолоцкий, Бологовский, Удомельский

районы. Представленный проект – создание города-музея в Вышнем Волочке.

  • Зона “Жемчужная нить” – Калязинский, Кашинский, Кимрский

районы.Представленные проекты  – туристическое направление “Кимры – центр отдыха и туризма”, туристическое направление “Кашин – город-курорт”, создание современного яхт-клуба “Калязин”.

  • Зона “Карельская тропа” – Лихославльский, Спировский,

Максатихинский, Рамешковский районы. Представленные проекты– высококлассный центр лыжного спорта и оздоровительного отдыха “Калашниково”, многоцелевой туристский центр культуры тверских карел, свободные земельные участки для создания туристических объектов на территории “Карельской тропы”.

  • Зона “Бежецкий Верх” – Бежецкий, Весьегонский, Краснохолмский,

Лесной, Молоковский, Сандовский, Сонковский районы. Представленные проекты - многофункциональный туристский комплекс “Куклино”.

Все эти зоны в полной мере укладываются в структуру зонирования  Тверской области – определенную стратегией развития туризма в регионе.83

Сейчас  область работает над выполнением  трехлетней программы развития туризма на 2008-2010 гг. Областные власти внятно определили не только место туризма среди приоритетных отраслей развития экономики региона, но и специфику туристического развития перспективных в этом отношении районов.84 Регион позиционируется как заповедник XVIII-XIX веков, предлагаются различные виды познавательных туров, связанных с народными промыслами, историей края, природными особенностями территорий. Интересным для гостей может стать реалистичное воссоздание исторической атмосферы: так, посетителям музея Калининского фронта предложат примерить часть военной формы лет.85 Большое значение в формировании мотивации у туристов имеет неповторимость объектов туристского показа. Так, краеведческие музеи есть в каждом городе. Но единственным в мире оказался музей мыши в городе Мышкине. В настоящее время пример этого маленького русского города в развитии туризма уже стал хрестоматийным. Такими же единственными в своем роде могли бы стать музеи каналов в Вышнем Волочке; музей деревянной резьбы в Кимрах – на родине выдающегося мастера резьбы по дереву Абаляева.

Сейчас, когда местные туристские центры, и в первую очередь Тверь, явно проигрывают соседним городам, таким  как Новгород Великий, Псков, Ярославль, в плане культурно-исторической мотивации, особое значение приобретает  «событийный» туризм, основой которого являются события культурной, спортивной, деловой жизни. Сегодня на любой  международной туристской выставке можно увидеть ежегодные календари  событий, которые проходят в том  или ином регионе.86

Наиболее  перспективными видами туризма, которые  могут быстро и успешно развиваться  в Тверской области являются:

          • экотуризм  (область самая экологически чистая  в Центральной России,

большие площади  лесов, низкая плотность населения)

         • «дикий» туризм (пока является  фактически бесплатным). Несмотря  на широкое распространение «дикого»  туризма в области (каждое лето  берега оз. Селигер и многих  других становятся пристанищем  для  огромного количества туристов, предпочитающих «дикий» отдых организованному), бюджет области практически не получает дохода от данной сферы.

         • экстремальный туризм (эта ниша  практически свободна на российском

рынке туруслуг, и может выдержать ценовую  конкуренцию на иностранных

рынках)

         • охота (наиболее дорогой  и престижный вид отдыха, позволит  привлечь наиболее состоятельных  клиентов и большое количество  иностранцев) 

          • водный туризм (Река Волга,  система Верхневолжских озер  позволяют

обеспечить  большой ассортимент водных видов  развлечений – яхты, прогулки на теплоходах, рыбалка, чистая вода озер и т.д.)

          • рекреационный туризм (большое  количество лечебных вод и  грязей, широкий ассортимент лечебных  и профилактических услуг) 

         • отдых на выходные (должен  привлечь прежде всего жителей  крупнейших городов Тверской  области и других ближайших  регионов России)

         • культурный туризм также  может развиваться, но должен  обязательно

сочетаться  с другими видами туризма, т. к. иначе  не сможет справиться с сильнейшей конкуренцией туров по «Золотому  кольцу» России. 87

            Тверская область не располагает какими либо абсолютно уникальными ресурсами, которые привлекали бы инвесторов «автоматически», вне зависимости от наличия или отсутствия продуманной экономической политики у региональных властей. Анализ ситуации в регионе показывает, что главным с точки зрения уникальности ресурсом Тверской области является ее географическое положение – на стыке сфер влияния двух российских столиц, представляющих собой благополучные и активно развивающиеся регионы. Нельзя не отметить, что Тверь – это единственная региональная столица, расположенная на полимагистрали «Москва – Санкт- Петербург». В то же время географическое положение – это ресурс, который не действует сам по себе, он нуждается в разработке. В противном случае инвестор что из Москвы, что из Санкт-Петербурга может просто «не заметить» Тверской регион. Уникальность данного ресурса также достаточно условная. У инвестора в Центральной России и на Северо-Западе всегда есть выбор из числа регионов, так или иначе приближенных к одной из двух столиц. Так, в сфере влияния Санкт-Петербурга инвестиционно наиболее привлекательным регионом уже давно стала Новгородская область, в сфере влияния Москвы – Московская, Ярославская области и др. Это вызвано как раз тем, что в Тверской области не было стратегии экономического развития, и регион практически не задействовал свой инвестиционный потенциал.88

 

 

Рис. 11. Количество туристов посетивших Тверскую область в сравнение  с другими регионами Российской Федерации за 2002-2008 гг.89

         

           Для развития туризма принципиальное значение имеют улучшение внешнего вида области, развитие инфраструктуры, усиление природоохранной деятельности, включая жесткое противодействие загрязнению окружающей среды. В этой связи нужна большая осторожность при реализации новых промышленных проектов с четким разграничением рекреационных и индустриальных зон.90

Рис. 12. Инвестиции в основной капитал коллективных средств размещения, тыс. руб. 2007 (Московская область – 943 183,1)91

 

В Тверской области активно  ведётся строительство и введение в эксплуатацию туристских центров, объектов размещения, дорожной инфраструктуры. Осуществляются работы по смежным программам развития территории Тверской области (план газификации и др.). Кроме того, при реализации различных инвестиционных проектов Тверская область имеет положительный опыт эффективного взаимодействия бизнеса, региональной власти, муниципалитетов и общественности при возрождении и вовлечении в туристическое использование памятников историко-культурного наследия.92

           В качестве зоны приоритетного развития рекреационной экономики следует выделить территорию на севере и западе области (вдоль границ Новгородской области) от Вышнего Волочка до Торопца.

           Необходима разработка новых организованных туристических

маршрутов познавательного  характера (автобусных туров). В настоящее  время освоен только маршрут «Тверь – Торжок», остальные направления не развиты, тогда как с точки зрения познавательного туризма интересна значительная часть региона. Туры выходного дня могут быть связаны с пушкинскими местами, русскими усадьбами, старинными малыми городами, православными монастырями и др.;

            - сочетание разных видов туризма (например, рекреационного и познавательного – летний отдых на Селигере может сочетаться с экскурсиями по примечательным местам региона);

            - проведение в Тверской области выездных конференций, семинаров, в т.ч. международных (преимущество Тверской области – в нахождении на трассе Москва-Петербург, вблизи которой расположен международный аэропорт «Шереметьево»);

            - включение Тверской области в известные межрегиональные туристские маршруты (например, включение Калязина и Кашина в теплоходные маршруты по Волге).

              Целесообразно привлечение ученых – специалистов по культурному ландшафту при подготовке маршрутов и принятии решений о развитии туристических комплексов. Такое сотрудничество будет эффективно для решения задач грамотного выбора и обустройства туристических мест, ландшафтного проектирования, сохранения гармонии туристических объектов и природной среды.93

            Помимо помощи в маркетинговой деятельности работа с предприятиями включает в себя поиск инвесторов для строительства гостиничных комплексов (ориентированных на людей с самым разным уровнем доходов), развития других видов туристических объектов. Заинтересованными структурами могут стать наиболее крупные столичные фирмы (как московские, так и питерские), занимающиеся внутренним туризмом. Возможно привлечение ведущих российских туристических фирм, работающих на зарубежных маршрутах, но заинтересованных в диверсификации своей деятельности. В дальней перспективе могут рассматриваться западные туристические фирмы и/или владельцы гостиничных цепочек (например, проект создания международного центра делового туризма).

            Важным для развития туризма является координация работы с федеральными структурами:

             - систематическая работа с профильными федеральными ведомствами (в том числе департаментом туризма в составе федерального министерства) по обеспечению режима наибольшего благоприятствования региональным проектам, эффективной рекламной деятельности;

            - добиться признания территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом федерального значения – поставить такой вопрос в правительстве РФ и Государственной Думе;

            - добиться создания в районе озера Селигер, прилегающих озер и Волжского истока Верхневолжского национального парка. Ввести сборы за въезд на территорию национального парка. Одновременно усилить, сделать максимально жестким природоохранный контроль на территории;

              - добиваться включения старинных городов региона (Тверь, Кашин, Калязин, Старица, Торжок) в «Золотое кольцо России» и, не откладывая, – создать проект собственного «Золотого кольца» (с более широким списком городов, а также исторических усадеб);94

            - привлечение на отдых и для проведения деловых мероприятий крупных государственных чиновников (с развитием инфраструктуры соответствующего уровня);

            - совместное  усиление природоохранной деятельности.

Основные инвестиционные проекты Тверской обсласти:

1. Верхневолжский национальный  парк

          Прорывным проектом в сфере туризма может стать создание в районе озера Селигер, прилегающих озер и Волжского истока Верхневолжского национального парка (на территории Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов). Для этого необходимо соответствующее решение правительства РФ. Одновременно необходимо добиваться – на уровне правительства и Государственной Думы – признания территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом федерального значения. В целом, Селигер является одним из известных туристических брэндов региона и самой очевидной точкой роста для областной туристической отрасли в целом.95 Cтало весьма обычным писать о Селигере и его окрестностях как о некоем туристическом рае. Между тем здесь, как в большом зеркале, отражаются многие проблемы тверского туризма. Каким в общественном сознании в последние годы представлялся отдых на знаменитом озере? Палатка в живописном месте на берегу, рыбалка на заре, костер и гитара вечером, и прочее. С такими стереотипами надо прощаться, считают в тверской туристической администрации. И «дикого» туриста по возможности «окультуривают». 
          В последнее время на Селигере появился ряд баз, рассчитанных на состоятельных клиентов, - в низкий сезон они смогут существовать за счет делового и корпоративного туризма. Например, открытая в 2006 году гостиница «Селигер» - реконструированный главный дом бывшей усадьбы Толстых «Новые Ельцы» (50 номеров, двухместный номер - от 3300 руб.) или база «Озерная» с полным набором коттеджей от «крестьянского» до «царского» (39 000 руб. в сутки на шестерых).  
В «селигерской столице» Осташкове в последние годы открылись рассчитанные на средний класс гостиницы «Эпос» (45 мест, в самом центре города) и «Монолит» (42 места). Наконец, для тех, кто не желает расставаться с «палаточным» отдыхом, будут обустраиваться специальные площадки – с регулярным подвозом продовольствия, регулярной уборкой мусора и т. д.96

Информация о работе Проблемы выхода российских регионов на международный рынок туристских услуг