Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 08:50, курсовая работа
Цель работы: изучение возможностей выхода на международный рынок предприятия.
Задачи:
1. анализ уже имеющегося опыта;
2. исследование возможных вариантов решения накопившихся проблем предприятий при взаимодействии с участниками международного рынка, рассмотрение маркетинговой программы.
Введение 2
1.Выход предприятия на международный рынок 4
1.1. Интеграция и глобализация мировых процессов 4
1.2. Выход Российского предприятия «Уралмаш» на международный рынок. 12
2. Основные проблемы работы Российского предприятия на международном рынке 24
2.1. Ограничения экспорта товаров – одна из глобальных проблем выхода предприятий на международные рынки 24
2.2. Проблемы выхода на рынки наукоемкой продукции 28
Список использованной литературы 34
Введение
России на современном этапе
развития необходимы новые
Предприятия, в поисках новых возможностей роста, все чаще обращаются к инструментам международного рынка, которые способны вывести бизнес на качественно иной уровень развития. Международный рынок – новое экономическое явление для России новое, у предприятий нет опыта работы на нем, поэтому развитие и появление новых инструментов происходит достаточно медленно. Сам институт реального привлечения средств с помощью выхода на международные рынки только начинает зарождаться, поэтому анализ существующей небольшой практики становится особо ценным и актуальным. Для более быстрого роста числа эмитентов регулирующим органам необходимо реализовать комплекс мероприятий, которые сделают международный рынок инвестиционно привлекательным для предприятий.
Актуальность исследования, кроме того, обусловлена и тем, что в условиях изменения социально-экономических отношений в стране одной из важных проблем, требующих решения, является организация эффективного взаимодействия предприятий с участниками международного рынка.
Объектом работы является международный рынок на современном этапе его развития и деятельность российского предприятия как его субъекта.
Предмет исследования – конкретная деятельность предприятия на международном рынке.
Цель работы: изучение возможностей выхода на международный рынок предприятия.
Задачи:
Теоретическую базу исследования составили монографии и журнальные статьи, интернет - публикации ведущих ученых-экономистов, занимающихся вопросами функционирования между народного рынка товаров и проблемами появления на рынке новых субъектов. Среди них можно выделить труды О.В. Вьюгина, Я.М. Миркина, В.А. Галанова, Б.И. Алехина, Т.В. Решетниковой.
Международное сообщество в любой сфере сотрудничества на основе двусторонних или многосторонних соглашений представляет собой систему отношений (политических, экономических, военных и др.), обусловленную принципами единства интересов отдельного субъекта международных отношений и самой системы. К подобному международному сообществу, как к системе середины 60-х годов, начали медленно продвигаться две группы стран Европы, принадлежавших к различным политическим системам: страны — члены СЭВ и ЕЭС. Первоначально эти две системы региональных международных объединений формировались, прежде всего, на основе «набора» элементов совместимости в области экономики и идеологии, наиболее общих интересов развития и защитных барьеров.
В процессе исторического противоборства двух идеологических лагерей наибольшего «успеха» достигло западноевропейское сообщество, в то время как социалистический лагерь ушел с исторической арены. Однако вряд ли международное сообщество выиграло с его утратой1.
И, тем не менее, если мы поставим ряд вопросов к относительно сложившейся западноевропейской экономической, политической и военной ассоциации, соотнеся ее реальное состояние, цели и задачи с научными основами принципов формирования международной экономической интеграции, ее истинные цели с историческим предназначением международных экономических сообществ, то вряд ли получим в полной мере положительные ответы о ее действительных целях и назначении. Следует отметить, что в условиях сосуществования с СЭВ Европейский Союз больше решал и сегодня продолжает решать задачи военно-политического характера, чем экономического. Руководство ЕС уже на начальной стадии своего становления полностью игнорировало главную цель объединения — обеспечение стабилизации в области экономического сотрудничества и политического доверия на основе сбалансированности интересов всех заинтересованных в объединении стран. Об этом свидетельствует целый ряд негативных тенденций, развивающихся в странах Союза. Прежде всего, это касается диспропорций в размещении производительных сил, капиталов и рабочих мест в соответствии с интеграционной политикой руководства ЕС, с одной стороны, и социально-экономическими интересами — с другой. Это относится к таким странам, как Греция, Испания, Португалия, Ирландия, частично юг Италии, в которых создаются предпосылки снижения объемов производства и аннулирования отечественного промышленного производства.
Так, в Греции практически выведены из сферы экономики промышленные отрасли, а сельскохозяйственное производство во многом зависит от объемов квот на экспорт продукции, выделяемых органами ЕС. Если в начале 80-х годов, экспорт сельскохозяйственной продукции из Греции в страны Сообщества составлял более 90% от ее производства, то уже к началу 90-х годов он снизился до 70%.
Внутренний рынок Испании полностью принадлежит Германии и США. В результате, например, национальная импортная политика в защиту автомобильной отрасли в области ценовой политики (еще в 1986 г. тарифы были снижены с 36,5 до 22,5%) была вынуждена уступить крупным зарубежным монополиям. В целом уровень производительности труда в промышленности Испании на 30% ниже среднего показателя по странам Сообщества.
Сегодня в ряде стран Сообщества, составляющего примерно четверть населения, валовой продукт на душу населения достигает около 70% от среднего уровня ЕС.
Число безработных в странах ЕС возросло до 30%, а лиц, занятых в сельском хозяйстве — до 36% и колеблется от 6 до 12% трудоспособного населения.
В настоящее время следует отметить тенденции обострения противоречий в системе международных отношений, в том числе, в экономической сфере между странами и группой стран, между Российской Федерацией и Западной Европой и США. Поэтому важно учитывать необходимость разработки современной стратегической политики России по отношению к формируемым интеграционным международным объединениям, в которые российской экономике дорога практически закрыта, если не считать отдельных «успехов» на поприще вступления в некоторые международные организации (типа СБСЕ, участие в работе Европарламента, приобщение к «семерке», обещание на прием в международную торговую организацию и др.). Но эти «достижения» никоим образом не обеспечивают выравнивания баланса и паритетов экономических интересов России и Западной Европы, ее доступа на «общий рынок»2.
Политика экономического сотрудничества Европейского Союза со странами Восточной Европы и тем более с Россией строится не на основе обеспечения принципа баланса интересов и, как следствие, общеевропейской стабилизации, а на принципе приоритетности собственного развития, ограничения выхода России на европейские рынки и дисбаланса интересов России и стран Восточной Европы. Именно этой стратегией отбрасывания России на Восток можно объяснить политику «ассоциативных отношений» ЕС со странами Восточной Европы (прежде всего — Чехия, Венгрия, Польша, Словакия), представления им технической помощи и различного рода кредитов (программа «ФАРЕ»), распространения таможенных преференций (льготных таможенных пошлин) по значительному списку товаров.
Расчет руководства ЕС прост: создав относительно благоприятные социально-экономические условия и инфраструктуру рыночных механизмов в этих странах, принять их в свой «союз» (а при балтийские страны вообще без всяких «условий» — учитывается их военно-политическое положение) и на этой основе создать «Большую Европу». Именно поэтому заметны значительные потоки инвестиций в страны Восточной Европы (таблица 1).3
Таблица 1. Потоки инвестиций в страны Восточной Европы
ТОВАРНАЯ ГРУППА |
Импорт |
Экспорт |
Сальдо |
Продовольствие, напитки, табак |
313 |
2719 |
2406 |
Сырье |
1475 |
192 |
-1283 |
Энергоносители |
7769 |
61 |
-7708 |
Химические товары |
1439 |
1058 |
-81 |
Машины и оборудование |
426 |
4816 |
4390 |
Прочие готовые изделия |
3927 |
3060 |
-860 |
Важно подчеркнуть, что наибольшие объемы были направлены в экономику Польши, Чехии и Венгрии. В эти страны соответственно в 2005 г. чистый приток иностранных средств составил: 11,3, 26,1 и 16,9 млрд. долл., значительно ниже в Румынию — 3,4, Словакию — 4,0 и Болгарию — 3,4 млрд. долл.
Естественно, что эта политика ЕС разрабатывается и реализуется без учета интересов, роли и места России и других стран СНГ в общеевропейском развитии.
Складывается парадоксальная ситуация в системе торговли России и стран общего рынка. За последние годы страны ЕС резко увеличили свои экспортные поставки в Россию, особенно машин, оборудования, продовольственных и текстильных товаров (таблица 2).
Таблица 2. Показатели экономической безопасности
ПОКАЗАТЕЛИ |
Пороговые значения |
Фактическое состояние |
Соотношение |
Объем валового внутреннего продукта, %: |
|||
в целом (от среднего по "семерке") |
75 |
29 |
0,39 |
на душу населения (от среднего по "семерке") |
50 |
19 |
0,38 |
Доля в промышленном производстве, %: |
|||
обрабатывающая промышленность |
70 |
50 |
0,71 |
машиностроение |
20 |
15 |
0,75 |
Объем инвестиций, % к ВВП |
25 |
13 |
0,6 |
Расходы на научные исследования, % к ВВП |
2 |
0,5 |
0,25 |
Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции (машиностроение, 2004 г.), % |
6 |
2,6 |
0,43 |
Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума (сентябрь 2006 г.), % |
7 |
20 |
0,29 |
продолжение таблицы 2.
Продолжительность жизни населения, лет |
70 |
64 |
0,91 |
Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп населения и 10% самых низко доходных групп, раз |
8 |
12,9 |
0,62 |
Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения), тыс. |
5 |
6 |
0.83 |
Уровень безработицы по методологии МОТ, % |
7 |
9,2 |
0,76 |
Уровень инфляции за год (за 9 мес. 2006 г.), % |
20 |
16 |
1,25 |
Объем внутреннего долга за сопоставимый период времени, % к ВВП |
30 |
33 |
0,9 |
Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга, % к налоговым поступлениям бюджета |
25 |
100 |
0,25 |
Объем внешнего долга. % к ВВП |
25 |
31 |
0,8 |
Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета (проект бюджета 2007 г.), % |
30 |
45 |
0,66 |
продолжение таблицы 2.
Дефицит бюджета в % к ВВП (за январь—сентябрь 2006 г.) |
5 |
4,2 |
1,2 |
Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте, % |
10 |
50 |
0,2 |
Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей. % |
25 |
100 |
0,25 |
Доля импорта во внутреннем потреблении, %: |
|||
Всего |
30 |
53 |
0,56 |
в том числе — продовольствие |
25 |
30 |
0,83 |
Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму, раз |
1,5 |
5 |
0.3 |
Информация о работе Выход российских предприятий на международный рынок