Выход российских предприятий на международный рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 08:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение возможностей выхода на международный рынок предприятия.
Задачи:
1. анализ уже имеющегося опыта;
2. исследование возможных вариантов решения накопившихся проблем предприятий при взаимодействии с участниками международного рынка, рассмотрение маркетинговой программы.

Оглавление

Введение 2
1.Выход предприятия на международный рынок 4
1.1. Интеграция и глобализация мировых процессов 4
1.2. Выход Российского предприятия «Уралмаш» на международный рынок. 12
2. Основные проблемы работы Российского предприятия на международном рынке 24
2.1. Ограничения экспорта товаров – одна из глобальных проблем выхода предприятий на международные рынки 24
2.2. Проблемы выхода на рынки наукоемкой продукции 28
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая оригинал.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

                                                   Содержание

Введение

 

 

Введение

 

 России на современном этапе  развития необходимы новые источники  экономического роста. Как известно, Президентом РФ поставлена задача  удвоения ВВП к 2010г. Многие эксперты  полагают, что решению данной  задачи в значительной степени может способствовать ускорение роста в финансовом секторе, в частности, рост фондового рынка. Являясь инструментом трансформации сбережений в инвестиции, фондовый рынок решает проблему привлечения долгосрочного и относительно «дешевого» капитала. Всё вышесказанное  говорит об актуальности представленной темы.

Предприятия, в поисках новых возможностей роста, все чаще обращаются к инструментам международного рынка, которые способны вывести бизнес на качественно иной уровень развития. Международный рынок – новое экономическое явление для России новое, у предприятий нет опыта работы на нем, поэтому развитие и появление новых инструментов происходит достаточно медленно.  Сам институт реального привлечения средств с помощью выхода на международные рынки только начинает зарождаться, поэтому анализ существующей небольшой практики становится особо ценным и актуальным. Для более быстрого роста числа эмитентов регулирующим органам необходимо реализовать комплекс мероприятий, которые сделают международный рынок инвестиционно привлекательным для предприятий.

Актуальность исследования, кроме того, обусловлена и тем, что в условиях изменения социально-экономических отношений в стране одной из важных проблем, требующих решения, является организация эффективного взаимодействия предприятий с участниками международного рынка.

Объектом работы является международный рынок на современном этапе его развития и деятельность российского предприятия как его субъекта.

Предмет исследования – конкретная деятельность предприятия на международном рынке.

Цель работы: изучение возможностей выхода на международный рынок предприятия.

Задачи:

  1. анализ уже имеющегося опыта;
  2. исследование возможных вариантов решения накопившихся проблем предприятий при взаимодействии с участниками международного рынка, рассмотрение маркетинговой программы.

Теоретическую базу исследования составили монографии и журнальные статьи, интернет - публикации ведущих ученых-экономистов, занимающихся вопросами функционирования между народного рынка товаров и проблемами появления на рынке новых субъектов. Среди них можно выделить труды О.В. Вьюгина, Я.М. Миркина, В.А. Галанова, Б.И. Алехина, Т.В. Решетниковой.

 

 

1. ВЫХОД ПРЕДПРИЯТИЯ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК.

1.1. Интеграция  и глобализация мировых процессов

 

Международное сообщество в любой сфере сотрудничества на основе двусторонних или многосторонних соглашений представляет собой систему отношений (политических, экономических, военных и др.), обусловленную принципами единства интересов отдельного субъекта международных отношений и самой системы. К подобному международному сообществу, как к системе середины 60-х годов, начали медленно продвигаться две группы стран Европы, принадлежавших к различным политическим системам: страны — члены СЭВ и ЕЭС. Первоначально эти две системы региональных международных объединений формировались, прежде всего, на основе «набора» элементов совместимости в области экономики и идеологии, наиболее общих интересов развития и защитных барьеров.

В процессе исторического противоборства двух идеологических лагерей наибольшего «успеха» достигло западноевропейское сообщество, в то время как социалистический лагерь ушел с исторической арены. Однако вряд ли международное сообщество выиграло с его утратой1.

И, тем не менее, если мы поставим ряд вопросов к относительно сложившейся западноевропейской экономической, политической и военной ассоциации, соотнеся ее реальное состояние, цели и задачи с научными основами принципов формирования международной экономической интеграции, ее истинные цели с историческим предназначением международных экономических сообществ, то вряд ли получим в полной мере положительные ответы о ее действительных целях и назначении. Следует отметить, что в условиях сосуществования с СЭВ Европейский Союз больше решал и сегодня продолжает решать задачи военно-политического характера, чем экономического. Руководство ЕС уже на начальной стадии своего становления полностью игнорировало главную цель объединения — обеспечение стабилизации в области экономического сотрудничества и политического доверия на основе сбалансированности интересов всех заинтересованных в объединении стран. Об этом свидетельствует целый ряд негативных тенденций, развивающихся в странах Союза. Прежде всего, это касается диспропорций в размещении производительных сил, капиталов и рабочих мест в соответствии с интеграционной политикой руководства ЕС, с одной стороны, и социально-экономическими интересами — с другой. Это относится к таким странам, как Греция, Испания, Португалия, Ирландия, частично юг Италии, в которых создаются предпосылки снижения объемов производства и аннулирования отечественного промышленного производства.

Так, в Греции практически выведены из сферы экономики промышленные отрасли, а сельскохозяйственное производство во многом зависит от объемов квот на экспорт продукции, выделяемых органами ЕС. Если в начале 80-х годов, экспорт сельскохозяйственной продукции из Греции в страны Сообщества составлял более 90% от ее производства, то уже к началу 90-х годов он снизился до 70%.

Внутренний рынок Испании полностью принадлежит Германии и США. В результате, например, национальная импортная политика в защиту автомобильной отрасли в области ценовой политики (еще в 1986 г. тарифы были снижены с 36,5 до 22,5%) была вынуждена уступить крупным зарубежным монополиям. В целом уровень производительности труда в промышленности Испании на 30% ниже среднего показателя по странам  Сообщества.

Сегодня в ряде стран Сообщества, составляющего примерно четверть населения, валовой продукт на душу населения достигает около 70% от среднего уровня ЕС.

Число безработных в странах ЕС возросло до 30%, а лиц, занятых в сельском хозяйстве — до 36% и колеблется от 6 до 12% трудоспособного населения.

В настоящее время следует отметить тенденции обострения противоречий в системе международных отношений, в том числе, в экономической сфере между странами и группой стран, между Российской Федерацией и Западной Европой и США. Поэтому важно учитывать необходимость разработки современной стратегической политики России по отношению к формируемым интеграционным международным объединениям, в которые российской экономике дорога практически закрыта, если не считать отдельных «успехов» на поприще вступления в некоторые  международные организации (типа СБСЕ, участие в работе Европарламента, приобщение к «семерке», обещание на прием в международную торговую организацию и др.). Но эти «достижения» никоим образом не обеспечивают выравнивания баланса и паритетов экономических интересов России и Западной Европы, ее доступа на «общий рынок»2.

Политика экономического сотрудничества Европейского Союза со странами Восточной Европы и тем более с Россией строится не на основе обеспечения принципа баланса интересов и, как следствие, общеевропейской стабилизации, а на принципе приоритетности собственного развития, ограничения выхода России на европейские рынки и дисбаланса интересов России и стран Восточной Европы. Именно этой стратегией отбрасывания России на Восток можно объяснить политику «ассоциативных отношений» ЕС со странами Восточной Европы (прежде всего — Чехия, Венгрия, Польша, Словакия), представления им технической помощи и различного рода кредитов (программа «ФАРЕ»), распространения таможенных преференций (льготных таможенных пошлин) по значительному списку товаров.

Расчет руководства ЕС прост: создав относительно благоприятные социально-экономические условия и инфраструктуру рыночных механизмов в этих странах, принять их в свой «союз» (а при балтийские страны вообще без всяких «условий» — учитывается их военно-политическое положение) и на этой основе создать «Большую Европу». Именно поэтому заметны значительные потоки инвестиций в страны Восточной Европы (таблица 1).3

 

Таблица 1. Потоки инвестиций в страны Восточной Европы

ТОВАРНАЯ ГРУППА

Импорт

Экспорт

Сальдо

Продовольствие, напитки, табак

313

2719

2406

Сырье

1475

192

-1283

Энергоносители

7769

61

-7708

Химические товары

1439

1058

-81

Машины и оборудование

426

4816

4390

Прочие готовые изделия

3927

3060

-860


 

Важно подчеркнуть, что наибольшие объемы были направлены в экономику Польши, Чехии и Венгрии. В эти страны соответственно в 2005 г. чистый приток иностранных средств составил: 11,3, 26,1 и 16,9 млрд. долл., значительно ниже в Румынию — 3,4, Словакию — 4,0 и Болгарию — 3,4 млрд. долл.

Естественно, что эта политика ЕС разрабатывается и реализуется без учета интересов, роли и места России и других стран СНГ в общеевропейском развитии.

Складывается парадоксальная ситуация в системе торговли России и стран общего рынка. За последние годы страны ЕС резко увеличили свои экспортные поставки в Россию, особенно машин, оборудования, продовольственных и текстильных товаров (таблица 2).

 

Таблица 2. Показатели экономической безопасности

ПОКАЗАТЕЛИ

Пороговые значения

Фактическое состояние

Соотношение

Объем валового внутреннего продукта, %:

     

в целом (от среднего по "семерке")

75

29

0,39

на душу населения (от среднего по "семерке")

50

19

0,38

Доля в промышленном производстве, %:

     

обрабатывающая промышленность

70

50

0,71

машиностроение

20

15

0,75

Объем инвестиций, % к ВВП

25

13

0,6

Расходы на научные исследования, % к ВВП

2

0,5

0,25

Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции (машиностроение, 2004 г.), %

6

2,6

0,43

Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума (сентябрь 2006 г.), %

7

20

0,29


продолжение таблицы 2.

Продолжительность жизни населения, лет

70

64

0,91

Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп населения и 10% самых низко доходных групп, раз

8

12,9

0,62

Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения), тыс.

5

6

0.83

Уровень безработицы по методологии МОТ, %

7

9,2

0,76

Уровень инфляции за год (за 9 мес. 2006 г.), %

20

16

1,25

Объем внутреннего долга за сопоставимый период времени, % к ВВП

30

33

0,9

Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга, % к налоговым поступлениям бюджета

25

100

0,25

Объем внешнего долга. % к ВВП

25

31

0,8

Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета (проект бюджета 2007 г.), %

30

45

0,66


 

продолжение таблицы 2.

Дефицит бюджета в % к ВВП (за январь—сентябрь 2006 г.)

5

4,2

1,2

Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте, %

10

50

0,2

Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей. %

25

100

0,25

Доля импорта во внутреннем потреблении, %:

     

Всего

30

53

0,56

в том числе — продовольствие

25

30

0,83

Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму, раз

1,5

5

0.3

Информация о работе Выход российских предприятий на международный рынок