Мировой рынок. Международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:50, реферат

Краткое описание

Становление мирового рынка.
1.Этап - начальный (с 18 до первой половины 19 века)
2.вторая половина 19 века до начала первой мировой войны(1914г.)
3.период между двумя мировыми войнами (1914-1939г.г.)
4.послевоенный период (50-60-ые г.г.)
5.современный период (с начала 70-х годов).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 70.50 Кб (Скачать)
 

 Международные экономические отношения существуют в таких трех формах: международная  торговля, международная миграция рабочей  силы, международное движение капитала.           

 К основным  формам внешнеэкономических отношений  относятся торговля, кооперация, инвестиции.

Мировой рынок

Торговля распространилась всюду и продолжает распространяться, разнося по всем углам мира плоды  цивилизации. 
  
Международное разделение труда и его международная кооперация заложили основы для возникновения мирового рынка, который развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы. Это и зафиксировал в своих путевых заметках в последней четверти прошлого века замечательный русский писатель.
 
 
Становление мирового рынка 
 
Становление простейшей формы внутреннего рынка, где все, что предназначено для продажи, сбывается самим производителем покупателю из рук в руки, а все, что покупается, сразу же оплачивается  и  забирается   покупателем, относится к самой ранней стадии становления товарного хозяйства, основанного на разделении труда. Этот тип общения, как свидетельствует история, практиковался уже в Помпеях, в Остии или Тимгаде Римском (Северная Африка). Свои рынки имели Древняя Греция, Китай классической эпохи, Египет, Вавилон, Эфиопия. С появлением денег между продавцом и покупателем встает купец, который оказывает услуги по продаже товаров, и меняла, одалживающий на это деньги. 
 
Практически сразу после возникновения рынки начали специализироваться. Появились национальные рынки товаров, в рамках которых розничные рынки отделились от оптовых, рынки труда, рынки капитала, и, самое главное, часть рынка уже ориентировалась на иностранных покупателей. Одной из разновидностей рынка труда была появившаяся в глубокой древности работорговля. Известными рынками, куда приезжали за «живым товаром» не только местные, но и заморские рабовладельцы, были Афины (V в. до н.э.), остров Делос (I—III вв. до н.э.), в средние века — Рим, Лион, Венеция, в XVII-XVIII веках — Восточная Гвинея, Ливерпуль, Нант, другие западноевропейские города. 
 
С XVI до середины XVIII века мануфактура, основанная на разделении труда, создавала условия для более масштабного производства товаров. Для такого производства городские рынки и ярмарки становились тесными. Шаг за шагом они расширялись до региональных, государственных, межгосударственных и, наконец, мировых масштабов. Международные рынки, представлявшие собой ту часть национальных рынков, которая была непосредственно связана с зарубежными рынками, возникли в Европе, на Ближнем Востоке, на Дальнем Востоке. Промышленность была тесно связана с национальными рынками. Товары для вывоза за рубеж представляли собой готовые продукты и производились из местного сырья. Торговля носила двусторонний характер. Великие географические открытия повлекли за собой активное развитие вывоза товаров во вновь открытые земли и стали важнейшим фактором развития капитализма в Европе. 
 
Узкая ремесленно-мануфактурная база перестала отвечать рыночным потребностям, и под давлением спроса в первой половине XIX века возникла крупная фабрично-заводская индустрия, продукция которой уже не могла сбываться только на внутреннем рынке, ей требовался всемирный сбыт. Так в эпоху первоначального накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров межгосударственной торговли в единый мировой рынок. Его окончательное формирование завершилось к рубежу XIX-XX веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня развития. Эволюция рынка по схеме «внутренний рынок — национальный рынок — международный рынок — мировой рынок»

Мировой рынок (world market) — сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, и других факторов производства. 
 
Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами:

он является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта  своей продукции за национальные рамки;

он проявляется  в межгосударственном перемещении  товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения;

он оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких  отраслях и регионах они могут  быть применены наиболее эффективно;

он выполняет  санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Товар, находящийся  на мировом рынке в фазе обмена, выполняет информационную функцию, сообщая усредненные параметры  совокупного спроса и совокупного  предложения, через которые каждый из участников может оценить и адаптировать параметры своего производства.  
 
Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок оказывает обратное влияние на производство, показывая ему, что, сколько и для кого нужно производить. В этом смысле мировой рынок оказывается первичным по отношению к производителю и является центральной категорией теории международной экономики. 
  
Внутренний рынок — форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное для продажи сбывается самим производителем внутри страны. 
  
Международный рынок — часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками. 
  
Национальный рынок — внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей. 

Международная торговля

Хронология  этапов развития международной  торговли

  1. Этап - начальный (с 18 до первой половины 19 века)
  2. вторая половина 19 века до начала первой мировой войны(1914г.)
  3. период между двумя мировыми войнами (1914-1939г.г.)
  4. послевоенный период (50-60-ые г.г.)
  5. современный период (с начала 70-х годов).
 

           Каждый этап  характеризовался определенными  источниками развития, особенностями,  которые отражали уровень интернационализации  производства и роль международной  торговли в развитии национальных  экономик, приоритетными методами регулирования.           

 Для первого  этапа характерно влияние промышленной  революции, в том числе в  развитии транспорта и связи.  Кроме этого, в процессах наблюдались  такие тенденции, как преобладание  вывоза товаров, опережение темпов  роста мирового товарооборота  в сравнении с ростом промышленного производства, лидерство Англии. В регулировании предпочтение отдавалось политике протекционизма. Вместе с тем, начинала зарождаться политика фритрейдерства.          

 Во втором  этапе, движущими источниками  внешней среды стали интенсивное использование достижений научно-технического прогресса в производстве товаров, развитие транспортных путей и качественных характеристик транспортных средств, становление монопольного производства.          

 В торговых  процессах стали преобладать вывоз капитала, быстрый рост товарооборота, изменения соотношения сил на мировом рынке за счет уменьшения влияния Франции и Англии, концентрация торговых связей между наиболее развитыми странами. В регулировании заметно усиление тенденций, связанных с переходом от защитного подхода к наступающему протекционизму.          

 Третий этап, наиболее драматичный из-за последствий  первой мировой войны, выразившийся  в кризисах (1920-1921гг., 1929-1933гг.). Начало  формироваться две мировые системы  хозяйствования. В процессах наблюдалось долгое и глубокое нарушение торговых связей, резкие колебания объемов товарооборотов, преобладание сырьевой структуры экспорта и импорта. Регулирование ознаменовалось с одной стороны, усилением таможенного протекционизма, с другой, крахом международной валютной системы и образование валютных блоков.          

 Четвертый  этап, где мы наблюдали распад  мировой колониальной системы,  формирование региональных образований,  появление мировых международных  организаций, усиление двух мировых  систем хозяйствования, стал ключевым в процессах изменения товарной структуры экспорта. Увеличение темпов роста мирового товарооборота с учетом ослабление позиций стран, которые развиваются, привело усилению позиций Японии, ФРГ, Канады и Италии с одновременным снижением удельного веса США, Великобритании и Франции в мировом экспорте.          

 В регулировании  заметен переход к политике  либерализации торговых связей, реализация комплекса таможенно-тарифных  мер под эгидой ГАТТ.          

 На современном  этапе к источникам внешней среды относят усиление международной конкуренции, укрепление существующих и появление новых интеграционных образований, распад мировой социалистической системы хозяйствования. В процессах наблюдается резкое увеличение объемов торговли, изменение товарной структуры экспорта, распространение устойчивых и долгосрочных отношений, активизация встречной торговли.          

 В регулировании  также протекают процессы перехода  от тарифного к нетарифному  регулированию, культивируется неопротекционизм, как инструмент стимулирования экспортного производства, завершается создание замкнутых экономических блоков.          

 В настоящее  время, для анализа состояния  мировой торговли разработано  ряд показателей развития международной  торговли.          

 К ним относятся:

Объемные (абсолютные)

экспорт (реэкспорт);

импорт (реимпорт);

внешнеторговый  оборот;

«генеральная» торговля;

«специальная» торговля;

физический объем  внешней торговли.

Результирующие

сальдо: торгового  баланса, баланса услуг, баланса  текущих операций;

индекс состояния  платежного баланса;

индекс «условий торговли»;

индекс «концентрации  экспорта»;

коэффициент зависимости  страны;

Структурные

товарная структура (экспорт, импорт);

региональная  структура (экспорт, импорт);

индекс диверсификации экспорта;

Интенсивности

квоты (экспортная, импортная, внешнеторговая);

объемы экспорта, импорта, внешнеторгового оборота  на душу населения;

Эффективности

эффект экспорта;

эффективность экспорта (фирмы, товара);

эффект импорта;

эффективность импорта;

Динамики

Сопоставления

Формы международной  торговли.          

Формы международной  торговли можно систематизировать  по трем направлениям. Критериями определения  форм является регулирование, предмет  торговли, взаимодействие субъектов  международной торговли.          

Ознакомиться  с классификацией форм международной  торговли можно на рис. 1.

Теоретики международной  торговли приводят такую типизацию  международной кооперации:          

1. По количеству  предметов

однопредметная;

многопредметная;           

2. По количеству сторон

двухсторонняя;

многосторонняя;           

3. По территориальному  охвату

локальная;

региональная;

межрегиональная;

глобальная;          

4. По стадиям  процесса

производственная;

коммерческая;          

5. По структуре  связей

внутрифирменная;

внутриотраслевая;

межотраслевая;

горизонтальная;

вертикальная;

смешанная;          

6. По организационной  форме

договорная;

совместные программы;

совместное предприятие;           

7. По объектам  связей

производственная;

научно-техническая;

сбытовая;

маркетинговая;

промышленное  сотрудничество.          

 Торговля  в сочетании с кооперацией  предусматривает заключение контрактов  связывающих производственные процессы  независимых фирм. В зависимости  от степени интеграции различают  производственную, сбытовую, производственно-сбытовую и торговлю в составе консорциумов.          

 Популярной  разновидностью международной торговли  в последнее время стала компенсационная  торговля в форме товарообменной (бартерной торговли), встречной  торговли в виде обратной закупки продукции или компенсационных соглашений. Последние могут заключаться в виде: собственно, компенсационных соглашений, обратной закупки, соглашения, предусматривающие возмещение.          

 Говоря о  регулировании мирового рынка  сырья, необходимо отметить, что оно происходит двумя методами это заключение международных товарных соглашений (Маракерское соглашение по созданию Мировой организации торговли) с учетом программ развития, стабилизации, административного управления и создание международных отраслевых организаций, как например объединений стран экспортеров нефти (ОПЕК).

Информация о работе Мировой рынок. Международная торговля