Мировой рынок и международная торговля товарами. Сфера услуг в постиндустриальной экономике и отраслевая структура мирового рынка услуг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:39, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение и развитие системы отношений по международному обмену товаров и услуг. Причины существования внешнеторговых отношений. Значение международной торговли для развития национальной экономики. Структура мирового рынка. Позиция России на мировом рынке услуг.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 2
1. Мировой рынок и международная торговля товарами……………………... 3
2. Сфера услуг в постиндустриальной экономике..…………………………….7
3. Отраслевая структура мирового рынка услуг……………………………….12
4. Россия на международном рынке товаров и услуг. ……………………......17
Заключение ………………………………………………………………………23
Список использованных источников………………………………………….. 25

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 132.06 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Вологодский  государственный  технический  университет

 

Кафедра  экономики и  менеджмента

 

 

 

Контрольная работа №1

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

На тему: Мировой рынок и международная торговля товарами. Сфера услуг в постиндустриальной экономике и отраслевая структура мирового рынка услуг.

 

 

                               Выполнил студент: Лямова Н. Н.

      Группа: ЗЭУС-31

                                                       Шифр: 09053202109     Вариант: 10

                                          Адрес: г.Сокол, ул.Гражданская, 4 – 56  

                 Проверил: Роскова О.А.

 

 

 

Вологда

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….. 2 
1. Мировой рынок и международная торговля товарами……………………... 3 
2. Сфера услуг в постиндустриальной экономике..…………………………….7 
3. Отраслевая структура мирового рынка услуг……………………………….12 
4. Россия на международном рынке товаров и услуг. ……………………......17

Заключение ………………………………………………………………………23 
Список использованных источников………………………………………….. 25 

 

 

 

 

Введение

 

Международная торговля товарами и услугами является древнейшей формой международных экономических отношений. Она оказывает значительное влияние на уровень производства, занятости, цен каждой страны, участвующей в ней. Международная торговля развивается стремительными темпами.

И исторически, и логически  интернационализация хозяйственной  жизни началась со сферы товарного обращения. И, несмотря на то, что в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, по своим масштабам и функциям международная торговля сохраняет важную роль. Она опосредует практически все виды международного сотрудничества, включая совместную экономическую деятельность субъектов мирового хозяйства.

Необходимость возникновения  и развития системы отношений  по международному обмену товаров и  услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что  практически ни одна страна не располагает  количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей.

Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные  товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров  в стране имеются наилучшие условия  и связанные с ним издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и, продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство которых  обходится слишком дорого. Поэтому  всегда причинами существования  внешнеторговых отношений, а следовательно, и современного мирового рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.

  1. Мировой рынок и международная торговля товарами

 

Мировой рынок - это единая и целостная система торговых и финансово-экономических связей между всеми национальными хозяйствами. На мировом рынке формируются и действуют мировые цены; уровень которых предопределяется действиями законов всякого рынка [7].

Международная торговля –  это специфическая форма экономической деятельности, заключающаяся в перемещении (обмене) товаров и услуг между хозяйствами на международном уровне [8].

Объектами международной торговли являются товары и услуги, которые обладают особыми потребительскими свойствами и высоким качеством. Субъектами торговли (покупателями и продавцами) – государственные организации, отдельные лица, предприятия. Международная торговля включает в себя два взаимосвязанных процесса: экспорт, или вывоз, и импорт, или ввоз.

С развитием рыночной экономики  необходимость внешнего рынка возрастает, реализация товаров за границей позволяет  частично разрешать присущие рыночной экономике противоречия между производством  и потреблением. Участие национальных хозяйств в международной торговле ведет к интенсификации воспроизводственного процесса по ряду направлений: усиливается  специализация, создается возможность  организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения  новой техники и технологий, растет занятость.

Активное участие в  международной торговле создает  условия для ускорения развития и структурных изменений в  национальных хозяйствах. Для многих развивающихся стран рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и увеличения темпов экономического роста. Это позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую  силу, тем самым способствуя росту  производительности труда и доходов. Одновременно растут технический уровень и качество выпускаемых в стране товаров. Увеличение внешнеторгового обмена между национальными хозяйствами усиливает синхронизацию экономических процессов в мировом хозяйстве настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой международные последствия вплоть до распространения кризисных явлений на другие страны.

Таким образом, значение международной  торговли для развития национальной экономики заключается в том, что благодаря ей:

- преодолеваются ограниченность  национальной базы ресурсов и  узость внутреннего рынка;

- интенсифицируется воспроизводственный  процесс в национальных хозяйствах;

- увеличиваются возможности  накопления, индустриализации, повышения  темпов экономического роста,  рационализации использования природных  ресурсов и рабочей силы, что  ведет к росту производительности  труда и доходов;

- на базе увеличения  экспорта в стране создаются  новые рабочие места;

- повышается уровень международной  специализации страны.

Место международной торговли в системе международных экономических  отношений определяется тем, что, во-первых, она является основой для других форм мирохозяйственных связей - вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества; во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами; в-третьих, развитие международной торговли способствует углублению международного разделения труда, интернационализации производства и последующей экономической интеграции [7].

Современный мировой рынок  представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений по обмену произведенными национальными продуктами. Субъектами этих отношений могут выступать государства, отдельные организации и предприятия, частные лица. Так же как внутри страны, в структуре мирового рынка можно выделить рынки товаров и услуг, рынки труда, капитала и, кроме того, рынки достижений науки и техники [8]. В составе последних все большее значение приобретают информационные рынки. Можно выделить и отдельные рынки по региональному признаку - европейский, азиатский, южноамериканский, дальневосточный и др.

Сегодня мировые рынки  можно классифицировать по различным основаниям. Основным направлением дифференциации рынков являются сами товары. Товарные рынки можно разделить на: рынки энергоносителей и сырья, агропродовольственные рынки и рынки готовой продукции, рынки услуг, финансовые рынки и рынки инноваций (табл. 1) [3].

Таблица 1.

Структура мирового рынка 

Международная торговля товарами

Международная торговля услугами

Международное движение факторов производства

Международная торговля финансовыми  инструментами

Предметы потребления

Средства производства

Продовольствие

Сырье

Туризм

Инжиниринг

Консалтинг

Транспортные

Банковские

Страховые

Информационные

Капитал

Рабочая сила

Технологии

Валюта

Ценные бумаги

Кредиты

Деривативы

Расчеты


 

Международная торговля машинами и оборудованием. Рынок машин и оборудования развивается под воздействием наиболее прогрессивных форм международной специализации и кооперирования, объединения усилий специализированных продуцентов в международном научно-техническом и производственном сотрудничестве. Машины и оборудование поставляются на внешние рынки как в собранном, так и в разобранном виде.

Международная торговля сырьевыми товарами. Статистика ООН относит к сырьевым товарам продовольствие, сырьевые материалы (кожевенное сырье; каучук, включая синтетический; лесопродукты, включая целлюлозу и бумагу; текстильные волокна и др.), руды и другие минералы, включая природные удобрения, топливные товары и цветные металлы. Международная торговля сырьем в значительно большей степени, чем торговля готовой продукцией, монополизирована крупнейшими компаниями промышленно развитых капиталистических стран.

 Международная торговля услугами. Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринговых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др. В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства.

По данным «Независимой газеты» (со ссылкой на ежегодный Доклад о мировой торговле World Trade Report 2011 в Женеве), отмечается быстрый рост мирового товарооборота в 2010 году. По физическому объему, то есть без учета роста цен и изменений валютных курсов, мировой товарный экспорт увеличился по сравнению с 2009 годом на 14,5%. Такой рост, позволивший достичь и даже слегка превзойти уровень предкризисного 2008 года, является рекордным за весь период с 1950 года, когда был начат систематизированный сбор статистических данных о мировой торговле [11].

Зависимость динамики внешней  торговли от темпов общеэкономического развития особенно наглядно проявилась в основных группах стран. Так, в  группе развитых стран ниже среднего мирового уровня оказался как прирост  ВВП, составивший 2,6%, так и прирост  их совокупного экспорта и импорта  – 12,9% и 10,7% соответственно. В результате удельный вес развитых стран в  мировой торговле упал в 2010 году до рекордно низкого уровня в 55%.

 

  1. Сфера услуг в постиндустриальной экономике

 

Происходящая НТР, воздействуя, прежде всего, на производственную сферу, одновременно стимулировала ускоренное развитие сферы услуг, которая объединяет широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребностей общества в целом. Соответственно мировой рынок отреагировал на это, создав в конце XX в. особый сектор - рынок услуг. Сфера услуг представляет собой сферу товарно-денежных отношений по поводу обмена как производственными, так и непроизводственными услугами [8].

Торговля услугами, независимо от того, где она происходит, имеет  свою специфику. В силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. В отличие от операций с товарами услуги не подлежат таможенному контролю.

На долю услуг приходится более 22% мировой торговли. Развитие торговых отношений в новом секторе  мирового рынка потребовало упорядочения связей и отношений по обмену услугами. Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) является первым многосторонним и имеющим силу закона соглашением, охватывающим торговлю и инвестиции в этом секторе. Оно вступило в  силу с 1 января 1995 г. Данное соглашение направлено на сокращение и устранение государственных мер, являющихся препятствием для свободного предоставления услуг  через государственные границы  или представляющих собой дискриминацию  в отношении компаний по оказанию услуг, образованных с участием иностранного капитала. Соглашение обеспечивает правовую базу для решения вопросов об устранении препятствий для торговли и инвестиций в сфере услуг, включая конкретные обязательства стран - участниц Всемирной  торговой организации по ограничению  использования таких барьеров и  согласования вопросов по открытию рынков услуг во всем мире.

Поставка услуги - это  ее производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка [7]. ГАТС определяет торговлю услугами как поставку услуг четырьмя основными способами:

- с территории одной страны на территорию другой страны - так называемая «трансграничная поставка», которая предполагает нахождение потребителя и поставщика услуг по разные стороны границы в момент оказания услуги. Например, предоставление по факсу информации или консультаций, грузовые перевозки, осуществление международных расчетов в режиме реального времени;

- передвижение потребителя в страну, где предоставляется услуга («потребление за рубежом»). Например, услуги, оказываемые иностранному туристу в стране его временного пребывания: он пользуется услугами предприятий общественного питания, ему оказывают услуги местные экскурсоводы, предприятия по организации досуга и прочие. При этом понимается, что перемещение непосредственно самого потребителя услуги не всегда обязательно: достаточно перемещения собственности потребителя (например, услуга по ремонту судна за рубежом может предполагать только перемещение судна); в этом случае услуга потребляется в месте нахождения собственности, а не в месте нахождения потребителя;

- учреждение поставщиком услуги одной страны коммерческого присутствия на территории другой страны, где должна оказываться услуга («коммерческое присутствие»). Под «коммерческим присутствием» в данном случае понимается любая форма делового или профессионального учреждения, включая создание, приобретение или сохранение юридического лица, филиала или представительства;

Информация о работе Мировой рынок и международная торговля товарами. Сфера услуг в постиндустриальной экономике и отраслевая структура мирового рынка услуг.