Мировой рынок и международная торговля товарами. Сфера услуг в постиндустриальной экономике и отраслевая структура мирового рынка услуг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:39, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение и развитие системы отношений по международному обмену товаров и услуг. Причины существования внешнеторговых отношений. Значение международной торговли для развития национальной экономики. Структура мирового рынка. Позиция России на мировом рынке услуг.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 2
1. Мировой рынок и международная торговля товарами……………………... 3
2. Сфера услуг в постиндустриальной экономике..…………………………….7
3. Отраслевая структура мирового рынка услуг……………………………….12
4. Россия на международном рынке товаров и услуг. ……………………......17
Заключение ………………………………………………………………………23
Список использованных источников………………………………………….. 25

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 132.06 Кб (Скачать)

- оказание услуги поставщиком услуги одной страны через присутствие физических лиц этой страны на территории другой страны.

К началу XXI в. сфера услуг  в ведущих зарубежных странах  выросла в крупнейший сектор хозяйства: их суммарная доля достигла 62-74% в  ВВП, 63-75% - в общей численности  занятых и превысила 50% общего объема капиталовложений (без жилищного строительства) [8]. Владимир Кондратьев в статье «Сфера услуг в постиндустриальной экономике» представляет сравнение развития рынка услуг на примере стран Западной Европы и США за 1995-2005г.г. (рис. 1) [12].

Рис. 1. Вклад различных отраслей сферы услуг в прирост условно-чистой продукции в Западной Европе и США за 1995–2005 гг., %

1 – бизнес-услуги (компьютерные, программное обеспечение, исследования и разработки); 2 – розничные услуги (автомобильный ремонт, торговля, гостиничное обслуживание и общественное питание, социальные услуги); 3 – профессиональные и финансовые услуги.

 

Динамику услуг определяет ряд долговременных факторов экономического развития. Потребности в развитии услуг выходят за рамки сугубо экономических: процесс гуманизации экономического роста сопровождается расширением комплекса услуг, направленных на совершенствование самого человека, его интеллектуальных и физических возможностей, удовлетворение его культурных, духовных и соц. запросов.

В последние два десятилетия  эти долговременные стимулы развития сферы услуг существенно дополнились  рядом весьма весомых новых. Многоплановое  воздействие на услуги оказывает  современная научно-техническая  революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств  коммуникаций возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг, радикально обновляются  их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания.

Критическая зависимость  конкурентоспособности стран в  глобальной экономике от человеческого  фактора, а также социальные обязательства  государства обусловили увеличение его расходов на развитие целого ряда услуг, в первую очередь социальных. Внутренний спрос на услуги в каждой из стран существенно дополняется  внешним.

Разные виды услуг характеризуются  разной степенью вовлечения в международный  оборот. Менее пригодны для этого  услуги, поступающие преимущественно  в личное потребление. Хотя такие  виды потребительских услуг, как  здравоохранение и образование, все больше вовлекаются на мировые  рынки развитыми странами.

К началу XXI в. торговля услугами возросла в 3 раза, достигнув 2605 млрд. долл. [7]. В целом за последние два десятилетия темпы роста экспорта товаров и услуг опережали рост мирового валового продукта. Одновременно с объемами менялась и структура этого рынка. Если в конце 1970-х - начале 1980-х гг. в отраслевой структуре экспорта преобладали транспортные услуги, то в последующие годы более высокие темпы роста были характерны для туризма и прочих услуг.

Внешнеторговая квота (отношение  торговли услугами к доле сферы услуг  в ВВП), а также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеторговых связях страны в сфере услуг[8].

Специализация страны на тех  или иных видах услуг зависит  от уровня экономического развития. Преобладающими в промышленно развитых странах  являются финансовые, телекоммуникационные, информационные и большинство отраслей деловых услуг. США, Великобритания, Франция, Швейцария, Германия являются экспортерами услуг образования и здравоохранения.

Для развивающихся стран  характерна специализация на транспортных, туристических и финансовых (оффшорных) услугах. Так, многие страны предпочитают осуществлять перевозки под панамским и либерийским флагами.

Некоторые страны могут получать высокие доходы от предоставления посреднических услуг при транзите товаров через свою территорию. Развитие торговли услугами способствует и оказанию так называемых сопутствующих услуг. Как правило, страны, предоставляющие портовые услуги, специализируются и на судоремонте. США как крупнейшие производители компьютеров широко поставляют на мировой рынок компьютерные услуги. В странах - экспортерах нефти преобладает фрахт с обслуживанием нефтеперевозок.

Крупнейшим экспортером  коммерческих услуг с 1998 г. являются США (их доля в мировом экспорте составляла 17,5%), [7]. Особую роль в этом случае сыграло развитие транснациональных корпораций.

Среди развивающихся стран  в международной торговле услугами выделяются три группы стран. К первой относятся новые индустриальные страны, особенно азиатского региона. Республика Корея, Гонконг, Сингапур, о. Тайвань, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив на протяжении двух последних десятилетий его объемы более чем в 6 раз. Вторую группу составляют страны, для которых производство услуг является главным направлением развития экономики. Как правило, это островные или малые государства. Для них характерна ярко выраженная специализация на туристических, финансовых либо транспортных услугах. Третья группа объединяет наименее развитые страны, являющиеся экспортерами на мировой рынок преимущественно сырья (Ангола, Гана, Ливия, Иран и т. д.).

Для государств Центральной  и Восточной Европы, Балтии и СНГ, несмотря на некоторое наращивание  торговли услугами, характерно превышение ввоза услуг над вывозом. В этом регионе наибольший удельный вес в торговле услугами принадлежит России, а наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия [8].

  1. Отраслевая структура мирового рынка услуг

 

Международная торговля услугами — это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран [2].

Международная торговля услугами имеет свою специфику. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворятьличные потребности [3].

Мировой рынок  финансовых услуг включает банковские, страховые сделки и операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается в 1 трлн. долл. [7].

Финансовая деятельность - сравнительно молодая, но развивающаяся  отрасль международных экономических  отношений. Наиболее важным ее сектором являются международные перемещения  капиталов, которые растут быстрее, чем торговля товарами.

В настоящее время в  мире насчитывается несколько главных  центров, которые соперничают между  собой в международном перемещении  капиталов. Наряду с такими традиционными центрами, как Нью-Йорк, Лондон, Токио, Париж, Цюрих, на международных финансовых рынках важную роль играют Сингапур, Гонконг, Бахрейн, Кипр, Панама и др.

Несмотря на появление  новых центров международного финансирования, ведущее место удерживают традиционные - Нью-Йорк, Лондон, Токио.

Международные перевозки - перевозки грузов и пассажиров между двумя и более странами. В отличие от перевозок в пределах одной страны (внутренних перевозок), их выполнение регулируется условиями, установленными международными соглашениями.

На основе научно-технического прогресса в последние десятилетия  существенно улучшилась международная  транспортная инфраструктура сети, перевозки грузов и пассажиров значительно ускорились и стали дешевле. В результате сокращается так называемое экономическое расстояние между странами, которые стали как бы в несколько раз ближе друг к другу.

Международные перевозки  автомобилями особенно распространены внутри Европы, где небольшие расстояния между странами и высокоразвитая сеть дорог делают этот вид транспорта легкодоступным и быстрым.

Спрос на авиатранспорт значительно  увеличился с внедрением реактивных двигателей. На увеличение спроса повлияло также развитие международного туризма.

Международные авиаперевозки  совершаются в основном между  Северной Америкой, Европой, Японией  и новыми индустриальными странами Азии и составляют 75% мировых пассажирских перевозок. Из них 30% обеспечивают компании США и 10% - компании Великобритании. США обладают самым крупным внутренним рынком запланированных авиаперевозок, которые составляют 56% мировых внутренних перевозок. На страны ЕС приходится 22% мировых внутренних перевозок [7].

Международный туризм. Развитие международного туризма основывается на эффективной коммерциализации туристических продуктов. Туризм представляет совокупность услуг, которые реально могут быть опробованы только в момент их потребления и которые в отличие от промышленных продуктов не могут воспроизводиться систематически. Успешная продажа туристических продуктов требует доверительных взаимоотношений между клиентами и продавцом.

В настоящее время туризм является рекордно большой индустрией современного мира, занимая в то же время первое место по темпам роста [8]. Доходы от международного туризма уже превысили поступления от экспорта нефти и нефтепродуктов, электронного оборудования, автоэкспорта, почти в три раза превысили доход от экспорта теле- и радиоаппаратуры.

Наиболее развитыми в  отношении международного туризма  являются Европа, Северная и Южная  Америка, Восточная Азия - Тихий океан.

Африка - пример крайне неравномерного развития туристской индустрии. Лишь несколько  стран делают упор на расширение рекреационной  отрасли и обладают комплексом туристских услуг такого качества, которое соответствует международным стандартам. Развитие данной отрасли в Ближнем Востоке носит неустойчивый характер по причине сложной политической ситуации, отсутствия государственной поддержки турбизнеса и низкой степени безопасности пребывания иностранных.

Гостиничное хозяйство занимает основное место в международном туризме [8]. Туристские потоки непосредственно зависят от размера этого сектора индустрии туризма и качества предлагаемых помещений.

Гостиничный бизнес, являясь  одним из видов экономической  деятельности, прямо или косвенно создает рабочие места и является важным средством пополнения казны  иностранной валютой. В мире постоянно  происходит процесс освоения новых  концепций гостиничного бизнеса  и модернизации старых.

Ресторанные цепи. В последнее десятилетие произошло значительное увеличение количества и размеров ресторанных цепей в мире. Несомненным лидером здесь являются США, чьи ресторанные цепи проводят активную экспансионистскую политику за пределами своей страны. Их успех связан с большим количеством американских туристов и американцев, проживающих за рубежом, а также огромным количеством иностранцев, в различное время работающих или обучающихся в США. Особенно быстро растут цепи ресторанов, основной продукцией которых являются гамбургеры и пицца. Из ресторанных цепей самый высокий оборот имеет «Макдональдс».

В современный международный  туризм вовлекаются все более  широкие слои населения, что вызывает изменение как его видовой структуры, так и структуры доходов туристских предприятий. Указанное изменение оказывает разноплановое воздействие на международный туристический бизнес.

Производственные услуги. Одна из важнейших таких услуг - консалтинг, который сейчас является индустрией, находящейся в процессе становления. В качестве одного из основных признаков превращения консалтинга из индивидуально-профессиональной деятельности в индустрию служит тот факт, что большая часть консалтинговых услуг предоставляется не индивидуальными консультантами, а корпорациями (консалтинговыми фирмами). Наиболее развитой эта отрасль услуг является в Северной Америке (США и Канаде), Западной Европе, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Сингапуре. Однако консалтинговые фирмы есть практически во всех регионах мира.

Характерная особенность  развития международных консалтинговых услуг - активное внедрение в нее крупнейших аудиторских фирм, элитная верхушка которых по мере гигантских слияний в их собственных рядах последовательно сужалась до «большой восьмерки» в начале 80-х гг., «шестерки» в начале 90-х и «пятерки» в наши дни. К нынешним участникам «большой пятерки» относятся «ПрайсУотерхауКуперз», «Эрнст энд Янг», «КПМГ», «Делойт энд Туш», «Артур Андерсен».

В системе мирового рынка консалтинговых услуг важное место занимают инженерно-консалтинговые услуги - инжиниринг и реинжиниринг [7].

Инжиниринг (англ. engineering - изобретательность, знание) - инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов. Задачей инжиниринга является получение заказчиками наилучшего результата от вложения капитала.

Реинжиниринг (англ. re-engineering) - это инженерно-консультационные услуги по перестройке систем организации и управления производственно-торговым и инвестиционным процессами хозяйствующего субъекта в целях повышения его конкурентоспособности и финансовой устойчивости [8].

Информационные  услуги в последние годы приобретают особое значение в развитии рынка производственных услуг. На этом рынке все большим спросом пользуются Интернет-услуги, которые представляют собой особую индустрию, основу электронного бизнеса, средство донесения информации до индивидуальных и корпоративных потребителей. Масштабы этого явления поистине огромны. По оценкам различных аналитиков, общий оборот Интернет-индустрии в 2004 г. составил более 7 трлн. долл.

Широкополосный доступ в  Интернет создает основу для десятков новых сервисов, включая видео  по запросу, интерактивные развлечения  и доступ к образовательным интерактивным  программам, имеющим качество на уровне обычного видео. Причем это технологии уже сегодняшнего, а не завтрашнего  дня. Интернет будет способствовать росту количества персональных компьютеров  и мобильных устройств, позволяющих  осуществлять подключение к нему.

Информация о работе Мировой рынок и международная торговля товарами. Сфера услуг в постиндустриальной экономике и отраслевая структура мирового рынка услуг.