Мировая торговля товарами

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:21, реферат

Краткое описание

Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития.

Файлы: 1 файл

Мировая торговля товарами.docx

— 23.96 Кб (Скачать)

Мировая торговля товарами

Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди  современных внешнеполитических интересов  и проблем стран мира. Поэтому  изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения  внешней политики государства его  программ развития.

Международная торговля — система  международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие —  один из важных факторов развития мировой  экономики Нового времени.

Термин международная торговля впервые использовал в XII веке итальянский  ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии».

Преимущества участия стран  в международной торговле:

интенсификация воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах является следствием усиления специализации, создания возможности для зарождения и развития массового производства, повышения степени загруженности  оборудования, роста эффективности  внедрения новых технологий;

увеличение экспортных поставок влечёт за собой повышение занятости;

международная конкуренция вызывает необходимость совершенствования  предприятий;

экспортная выручка служит источником накопления капитала, направленного  на промышленное развитие.

основные этапы развития мировой торговли

В своем развитии мировая торговля проходит три основных этапа.

Этап I -- от Древнего мира до начала XIX в. Мировая торговля зародилась во времена Древнего Египта и других государств и развивалась в качестве морской и сухопутной торговли. На рубеже XVIII-- XIX вв. она приобрела характер устойчивых международных товарно-денежных отношений. Этому процессу во многом способствовало создание машинного производства в Англии, Голландии и других странах, которое было ориентировано не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Этап II -- XIX в. -- первая половина XX в. В  конце XIX в. образовался мировой рынок. В первой половине XX в. мировая торговля пережила глубокий кризис, начавшийся в годы Первой мировой войны и продлившийся до окончания Второй мировой войны, приведший к длительному нарушению мирового товарооборота. Войны потрясли всю структуру международных экономических отношений.

Этап III -- вторая половина XX в. -- начало XXI в. Для послевоенного периода характерно заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю историю человеческой цивилизации. Внушительные темпы роста мировой экономики во второй половине XX в. обусловлены высокими темпами экономического развития в этот период. Оно сопровождалось развитием разделения труда и стимулировало международный товарооборот. Значительную роль в ускорении темпов роста мировой торговли сыграло активное включение в нее новых групп стран, ранее экономически отсталых. Согласно прогнозам, высокие темпы роста мировой торговли сохранятся и в дальнейшем [3, 49]

Международная торговля связывает  национальные экономики в единую систему мирового рынка, который  имеет принципиальные отличия от внутренних. Они состоят в следующем: на мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары; здесь действуют мировые цены, в основе которых лежит не национальная, а интернациональная стоимость; мировой рынок в большей степени подвержен монополизации ТНК; часто решающее значение имеют не экономические, а политические факторы; конкуренция ведется в более жесткой форме в связи с большим числом экспортеров; расчеты всегда осуществляются в свободно конвертируемой валюте.

В современных условиях успешное развитие национальной экономики невозможно без ее участия в международном  обмене, даже самая развитая страна не в состоянии эффективно производить  и в полной мере обеспечивать свои потребности только отечественной  продукцией. Мировая торговля является основной формой внешнеэкономических  связей для большинства стран. 

 

Географическая  и товарная структура международной  торговли

Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте на протяжении последних 30 лет составляет около 70%. Такова же доля этих стран ив мировом  импорте. Около 20--30% мировой торговли приходится на развивающиеся страны, но в каждой из этих групп происходят существенные изменения. Ведущие позиции в мировой торговле занимают США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Среди развивающихся стран можно выделить Китай, Республику Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Малайзию, Мексику, Бразилию, Индонезию.

Международные организации  систематизируют и классифицируют товары, которые являются предметом  международной торговли.

К товарам, традиционно являющимся предметом биржевого оборота, относятся: продукты растительного происхождения; продукты животного происхождения; энергетические и смазочные материалы, а также иные химикаты; металлы, а  также изделия и полуфабрикаты  из них.

Биржевые товары отличаются от других сырьевых товаров наличием у них некоторых общих признаков, характеризующих их как предметы биржевой торговли (однородность, пригодность  к стандартизации, длительные сроки  хранения и т.д.).

На товары устанавливаются  цены (котировки) трех типов: цена продавца; цена покупателя; цена, по которой фактически была заключена сделка.

На некоторых биржах выделяются во всех трех указанных типах также  цены начала, середины и конца биржевой сессии, что позволяет участникам биржевой торговли ориентироваться  в краткосрочных тенденциях изменения  цен.

Еще одним способом международной  торговли являются аукционы (торги), специализирующиеся на сбыте реальных товаров со строго индивидуальными свойствами. В международной торговле сложилась весьма ограниченная номенклатура товаров, продающихся с аукционов (пушнина, чай, овечья шерсть, цветы, каучук, кожа, антиквариат). Наибольшее значение имеют австралийские и новозеландские аукционы, особенно аукцион в Сиднее. Важным центром аукционной торговли каучуком является Сингапур, пушниной -- Санкт-Петербург, антиквариатом -- аукционы Кристи (Christie) и Сотби (Sotheby) в Лондоне.

           Динамика развития международной торговли


Около 60 % мирового ВВП приходится на услуги, преобладающая часть которых не является предметом международной торговли (образование, медицинское обслуживание, государственное управление, оптовая и розничная торговля). Это так называемые неторгуемые (nontradable), т. е. не участвующие в международной торговле, услуги. Доля экспорта товаров в мировом ВВП, из которого вычтены услуги, не участвующие в мировой торговле, значительно больше, чем в общем объеме мирового ВВП (по некоторым подсчетам, чуть ли не около половины).

Со второй половины XX века, когда  международный обмен по определению  М. Пебро приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. ВТО констатирует, что последние десятилетия объём мировой торговли растёт значительно быстрее, чем всё мировое производство[2]. Так, за 1950—2000 гг. мировая торговля выросла в 20 раз, а производство — в 6 раз. В 1999 г. общий объём экспортасоставил 26,4 % от мирового производства по сравнению с 8 % в 1950 г. В период 1950—1998 гг. мировой экспорт вырос в 16 раз. По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. В 70-е годы мировой экспорт снизился до 5 %, ещё больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х он продемонстрировал заметное оживление. Со второй половины XX века проявилась неравномерность динамики внешней торговли. В 90-е годы Западная Европа — главный центр международной торговли. Её экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. Экспорт товаров и услуг в мире в 2007 году по данным ВТО составил 16 трлн долл. США. Доля группы товаров составляет 80 %, а услуг 20 % от общего объёма торговли в мире. Годовой оборот торговли товарами и сырьём к 2012 году составляет около $20 трлн.[3]

На современном этапе  международная торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества:

  • внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста;
  • зависимость стран от международного товарообмена значительно повысилась.

Основные факторы, влияющие на рост международной торговли:

  • развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
  • НТР;
  • деятельность транснациональных корпораций.

 

Заключение

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических  отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов  всего нынешнего объема международных  экономических отношений. Ещё ни одной стране мира не удалось создать  экономику, без участия в международной  торговле. В современных условиях активное участие страны в мировой  торговле связано со значительными  преимуществами: оно позволяет более  эффективно использовать имеющиеся  в стране ресурсы, приобщиться к  мировым достижениям науки и  техники, в более сжатые сроки  осуществить структурную перестройку  своей экономики, а также более  полно и разнообразно удовлетворять  потребности населения.

Международная торговля является следствием международного разделения труда и  международной специализации. Это  закрепляет за ней серьёзные перспективы  развития. Кроме того, мировая торговля способствует углублению интернационализации  производства, международной экономической  интеграции и глобализации. Исходя из этого изучение её современного положения и рассмотрение перспектив её развития необходимо для построения внешнеэкономической стратегии  как на макро-, так и на микроуровне. Это означает, что не только государства должны иметь свою программу поведения на международном рынке товаров и услуг, но и сами предприятия и организации, работающие на этом рынке должны иметь стратегические концепции функционирования и поведения в меняющихся условиях.

Внешняя торговля, особенно в странах  с открытой экономикой, где высока доля продукции, реализуемой на мировых  рынках, оказывает огромное влияние  на общее состояние экономики. Ухудшение  условий экспорта товаров (снижение цен, уменьшение спроса на них) или импорта (его удорожание) может вести к  падению национального производства, ухудшению состояния платёжного баланса, снижению курса национальной валюты. Особенно тяжело снижение объёмов  внешней торговли отражается на положении  стран с однобокой структурой экспорта, порождает нестабильность их экономики.

Динамика развития международной  торговли характеризуется стремительным  ростом объёмов товарооборота в  последнее десятилетие. Это обусловлено  как ростом экономического, так и  научно-технического потенциала большинства  государств. При этом важно отметить тенденцию, согласно которой растёт доля торговли готовой продукцией по отношению к доле торговли сырьём и материалами. В том числе  повышаются и объёмы торговли полуфабрикатами. В растущем многообразии форм международной  торговли весомое положение начинает занимать внутрикорпоративная торговля ТНК. Это объясняется прежде всего укреплением позиции на международном уровне самих ТНК, а так же естественным благоприятным положением связанных, но находящихся в разных странах подразделений.

Структурные сдвиги, происходящие в  экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства способствуют активизации международной торговли. Объёмы международной торговли, движущей все международные товарные потоки, растут быстрее производства. Они  растут и относительно предыдущих, при чём большими темпами. Кроме того, меняется и структура торговли. Сейчас преобладает торговля готовой продукцией над торговлей сырьём и материалами. Географическая структура международной торговли также изменяется: основной товарооборот развивающихся стран направляется на развитые, они же в свою очередь торгуют по большей части между собой, переориентируясь при этом все в большей степени на рынок услуг, развивают сферу международного туризма. Кроме того, развивающиеся и постсоциалистические страны расширяют свой экспорт рабочей силы.

Существенную роль в регулировании  внешней торговли играет Генеральное  соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное с 1 января 1995 г. во Всемирную торговую организацию, а также различные товарные договоры и межправительственные торговые соглашения, заключаемые на двусторонней основе.

Таким образом, подводя итоги, можно  сказать, что в динамике наблюдается  стремительный рост объёмов международной  торговли, а доля готовой продукции  в нём неуклонно растёт. Структура  международной торговли, как географическая, так и товарная постоянно меняется, представляя собой в данный момент систему из двух элементов: развитые страны, торгующие в основном между  собой, и развивающиеся страны, поставляющие свою продукцию в развитые страны.


Информация о работе Мировая торговля товарами