Услуги на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг. Предоставление услуг – самая динамичная статья мировой торговли. В 90-е годы ХХ века доля всех видов услуг в ВВП развитых стран Запада была близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%. Одновременно наблюдалось увеличение занятых в сфере услуг: в США – около 80%, в России – около 45%.
В данной работе рассмотрены состав и структура мирового рынка услуг, его специфика, регулирование, более подробно охарактеризованы услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, освещены вопросы сотрудничества России и ЕС в сфере предоставления услуг.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…..…3
Глава 1. Мировой рынок услуг. Структура и сущность……………….…….…4
1.1. Понятие «услуги»………………………………………………….……….4
1.2. Состав и структура мирового рынка…………………………….…..……5
1.3. Услуги в мировой экономике………………………………………..…….5
1.4. Динамика мировой торговли услугами…………………………….……..6
1.5. Роль услуг в национальной и мировой экономиках…………...……..….7
1.6. Особенность сферы услуг на мировом рынке…………………….…….10
1.7. Регулирование рынка услуг………………………………………………11
Глава 2. Виды услуг на мировом рынке и их специфика……………………..13
2.1. Транспортные услуги……………………………………………..………13
2.2. Туристические услуги…………………………………………….………14
2.3. Лизинг…………………………………………………………………...…22
2.4. Информационные услуги……………………………………………...….23
2.5. Таможенные услуги…………………………………………………...…..26
2.7. Финансовые услуги…………………………………………………....…..26
2.8. Инжиниринговые и консалтинговые услуги………………………..…...27
Глава 3. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)……..……..29
Глава 4. Россия на мировом рынке услуг………………………………..……..30
Заключение………………………………………………………………….……33
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая по МЭ(услуги на мир.рынке).doc

— 200.50 Кб (Скачать)

Введение…………………………………………………………………….…..…3

Глава 1. Мировой рынок услуг. Структура  и сущность……………….…….…4

   1.1. Понятие «услуги»………………………………………………….……….4

   1.2. Состав и структура  мирового рынка…………………………….…..……5

   1.3. Услуги в мировой экономике………………………………………..…….5

   1.4. Динамика мировой торговли  услугами…………………………….……..6

   1.5. Роль услуг в национальной  и мировой экономиках…………...……..….7

   1.6. Особенность сферы услуг  на мировом рынке…………………….…….10

   1.7. Регулирование рынка  услуг………………………………………………11

Глава 2. Виды услуг на мировом рынке  и их специфика……………………..13

   2.1. Транспортные услуги……………………………………………..………13

   2.2. Туристические услуги…………………………………………….………14

   2.3. Лизинг…………………………………………………………………...…22

   2.4. Информационные услуги……………………………………………...….23

   2.5. Таможенные услуги…………………………………………………...…..26

   2.7. Финансовые услуги…………………………………………………....…..26

   2.8. Инжиниринговые и консалтинговые  услуги………………………..…...27

Глава 3. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)……..……..29

Глава 4. Россия на мировом  рынке услуг………………………………..……..30

Заключение………………………………………………………………….……33

Список литературы………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

     Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций. Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.

     Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.

     Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг. Предоставление услуг – самая динамичная статья мировой торговли. В 90-е годы ХХ века доля всех видов услуг в ВВП развитых стран Запада была близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%. Одновременно наблюдалось увеличение занятых в сфере услуг: в США – около 80%, в России – около 45%.

     В данной работе рассмотрены состав и структура мирового рынка услуг, его специфика, регулирование, более подробно охарактеризованы услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, освещены вопросы сотрудничества России и ЕС в сфере предоставления услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Мировой  рынок услуг: структура и сущность.

 

    1. Понятие «услуги».

 

     Услуги – это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

   Одной из важнейшей  закономерностей развития экономики  во всем мире является взаимосвязь  экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий.1 Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.

   Торговля услугами также  широко развита, как и международная  торговля товарами (в вещественном  понимании этого слова). Международная  торговля услугами имеет свою специфику:

  • неосязаемость
  • невидимость
  • неразрывность производства и потребления
  • неоднородность и изменчивость качества
  • неспособность услуг к хранению

   Именно в силу неосязаемости  и невидимости большинства услуг  торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.

    В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю.  Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.2

 

1.2. Состав и структура мирового рынка.

 

Как отмечалось выше, мировой  рынок услуг состоит из множества  более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В услуги обычно включают транспорт, связь, торговлю, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, бытовые жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство, а также инженерно-консультационные услуги, информационные и вычислительные, рекламу, юридические, биржевые и посреднические услуги, операции с недвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по изучению рынков и контролю за качеством: предпродажный и послепродажный сервис, техническое обслуживание, деятельность государственных учреждений, организаций и ведомств. В ряде стран к услугам причисляют и строительство. Следует иметь в виду, что в России строительство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, розничная торговля, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовка, производственные виды бытового обслуживания включаются статистикой в сферу материального производства.

Мировая статистика свидетельствует  о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. Общий их объем составил около 25% общей величины мирового экспорта, причем в 2007 году  эта величина, по приблизительным подсчетам, увеличилась еще на 30%. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь – восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта.

 

    1. . Услуги в мировой экономике.

 

Все многообразие услуг в современной  развитой экономике можно сгруппировать  в несколько крупных, функционально  более или менее однородных подразделений  общей весьма разнородной структуры:

  1. Транспорт:
  • пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг)
  • грузовой (международная перевозка грузов)
  1. Поездки:
  • деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу: командировки)
  • личные (например, туризм)
  1. Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами)
  1. Строительство
  2. Страхование
  3. Финансовые услуги
  4. Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)
  5. Роялти и лицензионные платежи
  6. Другие бизнес – услуги:
  • посреднические услуги
  • лизинг
  • прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)

10.  Личные, культурные, рекреационные услуги:

  • аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)
  • прочие (показ выставок, проведение мероприятий)

11.  Правительственные услуги (поставка  товаров в посольство, консульство,  услуги, оказываемые международными  организациями по сохранению мира)

 

1.4. Динамика мировой торговли услугами.

 

   Динамику услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического развития.

   В последние  два десятилетия появился ряд  новых весьма весомых долговременных  стимулов  развития сферы услуг. Многоплановое воздействие на услуги оказывает современная научно-техническая революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникации возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг, радикально обновляются их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания. Снимая технические барьеры в передаче многих услуг на расстояние, новые технологии открывают для них мировой рынок. Развитие услуг оживляют и проводимые во многих странах приватизация и дерегулирование многих отраслей (транспорта, телекоммуникаций, финансовых и страховых услуг), а также либерализация внешнеэкономических операций.

  Сильным стимулом  развития ряда услуг послужила  крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства в развитых зарубежных странах В ее ходе намного выросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, связанные с разнообразными и сложными проблемами их реструктуризации и развития – техническими, сбытовыми, управленческими и т.д. Одновременно из состава крупных фирм в массовом порядке выделялись и переходили на самостоятельный бизнес их непрофильные подразделения, специализирующиеся на услугах. Итогом взаимодействия и взаимовлияния долговременных  и преходящих факторов было существенное повышение вклада отраслей услуг в экономический рост, эффективность хозяйства, социальный прогресс и глобализацию хозяйственной жизни.

   В параметрах  экономической динамики действие  этих факторов проявлялось в расширении спроса на услуги со стороны основных агентов хозяйственного процесса. Еще более динамично росли потребности в услугах со стороны современного хозяйства. Если в прошлом прирост услуг определялся преимущественно потребительским спросом, то теперь, по оценкам, 50 – 80% прироста услуг в развитых странах обеспечивает спрос со стороны производства.

   Расходы на  услуги выросли в крупную статью  производственных издержек фирм  разной отраслевой принадлежности. Подобные затраты особенно значительны в самих отраслях услуг и высокотехнологичных отраслях промышленности.

   Расширение позиций  и структурное усложнение сферы  услуг происходит как в результате  возникновения новых производств  (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем «экстернализации» услуг – выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. «Экстернализация» услуг – явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.3

   Что касается  региональной структуры мировой  торговли услугами, то Северная  Америка и Азия более динамично  увеличивали свое участие в  обмене услугами, чем Западная  Европа. Хотя Североамериканский и Западноевропейский регионы сохранили экспортную специализацию в этой сфере.

Информация о работе Услуги на мировом рынке