Услуги на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг. Предоставление услуг – самая динамичная статья мировой торговли. В 90-е годы ХХ века доля всех видов услуг в ВВП развитых стран Запада была близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%. Одновременно наблюдалось увеличение занятых в сфере услуг: в США – около 80%, в России – около 45%.
В данной работе рассмотрены состав и структура мирового рынка услуг, его специфика, регулирование, более подробно охарактеризованы услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, освещены вопросы сотрудничества России и ЕС в сфере предоставления услуг.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…..…3
Глава 1. Мировой рынок услуг. Структура и сущность……………….…….…4
1.1. Понятие «услуги»………………………………………………….……….4
1.2. Состав и структура мирового рынка…………………………….…..……5
1.3. Услуги в мировой экономике………………………………………..…….5
1.4. Динамика мировой торговли услугами…………………………….……..6
1.5. Роль услуг в национальной и мировой экономиках…………...……..….7
1.6. Особенность сферы услуг на мировом рынке…………………….…….10
1.7. Регулирование рынка услуг………………………………………………11
Глава 2. Виды услуг на мировом рынке и их специфика……………………..13
2.1. Транспортные услуги……………………………………………..………13
2.2. Туристические услуги…………………………………………….………14
2.3. Лизинг…………………………………………………………………...…22
2.4. Информационные услуги……………………………………………...….23
2.5. Таможенные услуги…………………………………………………...…..26
2.7. Финансовые услуги…………………………………………………....…..26
2.8. Инжиниринговые и консалтинговые услуги………………………..…...27
Глава 3. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)……..……..29
Глава 4. Россия на мировом рынке услуг………………………………..……..30
Заключение………………………………………………………………….……33
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая по МЭ(услуги на мир.рынке).doc

— 200.50 Кб (Скачать)

Первоначально универсальные магазины, стремясь улучшить обслуживание клиентуры, сдавали в аренду свои помещения для деятельности турагенств. В дальнейшем, по мере спроса, они перешли к практике организации в своём составе формально не зависимых туристических фирм с ограниченной ответственностью, которые затем стали их дочерними фирмами.

В целях быстрого и  прочного завоевания рынка эти компании начали калькулировать цены на туры с  расчётом лишь на минимальную прибыль, что было возможно благодаря громадному капиталу торговых фирм. Промышленные фирмы, представляющие в первую очередь отрасли, обслуживающие туристический бизнес, на основе системы участия стали приобретать и включать в свою структуру туристические фирмы. Заметно усилилось проникновение банков и страховых компаний в сферу международного туризма путём приобретения всего или части контрольного пакета акций. Обладая разветвлённой сетью филиалов и обширным штатом страховых агентов, банки и страховые компании стали успешно осуществлять эти операции, получая дополнительную прибыль за счёт экономии на комиссии, выплачиваемой турагенту. Туры, предлагаемые банками, как правило, дешевле, чем у турагентов. Кроме того, банки и страховые компании имеют собственные автоматизированные системы учёта и управления, в памяти которых заложены все основные данные о вкладчиках и застрахованных лицах. Это позволяет им осуществлять целенаправленную рассылку рекламы и информации, предлагая клиенту такие туры, которые могут соответствовать его интересам и средствам.

Дисконтные карточки, выпускаемые банками, в отличие от кредитных и дебетовых пластиковых, являющихся платёжным средством, не предназначены для оплаты, но дают своим владельцам права на самые разнообразные скидки. В мире существует несколько глобальных систем дисконтных карточек.

В условиях, когда конкуренция в туристском бизнесе и индустрии отдыха и развлечений очень высока, владельцы отелей принимают участие в дисконтных программах, так как бесплатная информация о скидках, которая даётся в каталогах для владельцев карточек, привлекает потенциальных клиентов. Банковские структуры также заинтересованы в распространении карточек. Они выдают их как дополнение к эмитируемым кредитным карточкам бесплатно или гораздо дешевле розничной цены, тем самум расширяя спектр услуг для своих клиентов.

География дисконтных карточек очень разнообразна, наиболее популярно  “ETN-CARD”. Для путешественников эта  система является клубом, членство в котором позволяет уменьшать  дорожные расходы. К преимуществом  использования карточек “ETN” относят :

-- скидки для владельцев от 20 до 50% стоимости в десяти тысячах отелей в 175 странах мира, в том числе в Российской Федерации и в странах СНГ. В США в 400 отелях владелец карточки заплатит 50% от стоимости номера;

-- широкую систему  скидок в ресторанах (от 20 до 50%);

-- снижение (до 1/3) тарифов  при оплате аренды автомобиля;

-- скидка при покупке  авиа-, железнодорожных, автомобильных  билетов в размере 3-10%;

-- возможность бесплатно  получить карточки “ETN- Telecard”  и “Sprint Fonecard”, позволяющие вести  телефонные переговоры по льготным тарифам.

При получении карточки владельцу выдаётся иллюстрированный каталог с адресами сервисных  служб, входящих в систему. Выбрав отель, владелец заказывает скидку на резервирование номера. Часто эту процедуру берёт  на себя сама дисконтная система.

Кроме распространения  дисконтных карточек, банки реализуют  дорожные чеки. Система дорожных чеков  схожа с системой аккредитивов, но, в отличие от последних, можно  не только обменивать в банке на деньги, но ими можно расплачиваться в магазинах, которые их принимают.

Дорожные чеки позволяют  обезопасить деньги от кражи, так  как платёжный документ становится действительным только после сличения подписи владельца с подписью на корешке книжки. В отличие от пластиковых карточек, для приобретения чека не обязательно иметь счёт в банке.

Дорожный чек ещё  называют туристским чеком, под которым  понимается платёжный документ, денежное обязательство выплатить обозначенную в нём сумму валюты его владельцу.

В Европе с 1968 года широкую  популярность приобрёл еврочек -- чек в евровалюте, который выписывается банком без предварительного взноса клиентом наличных денег в счёт банковского кредита сроком до месяца. Чек оплачивается в любой стране-участнице соглашения “Еврочек”, к которым относятся страны ЕС.

На мировом рынке сравнительно недавно появился новый вид размещения -- таймшер. Это не продажа стандартной недвижимости и не размещение в гостинице, а среднее между ними -- собственность, ограниченная по пользованию во времени. За единицу времени принимается одна неделя.

Сегодня таймшер-индустрия  состоит из двух частей:

-- продажа клубов или  апартаментов, разделённых на недели;

-- обмен этих недель  через единый центр по обмену, называемый клубом для отдыха, где собственники могут обменяться  своими неделями.

В мире насчитывается пять обменных организаций, среди которых лидируют “RCI”и “II” (Interval International).

Индустрия таймшера неуклонно  развивается с начала семидесятых  годов. С 1989 года мировое число курортов, работающих по системе таймшер, возросло на 600%, годовой объём продаж недель увеличился на 300%. С ростом популярности таймшеров менялась и сама индустрия. Если в годы формирования она привлекала в основном мелких предпринимателей, то сейчас ею занимаются такие корпорации как “Хилтон”, “Марриот”, “Дисней”, “Шэратон”, “Баррат”, “Вамли”.

Сегодня таймшер является одной из наиболее быстро развивающихся  отраслей индустрии отдыха. Он считается  самой современной технологией  в области между туризмом и  недвижимостью.

Курорты таймшер есть в 75 странах. Европа занимает второе место по развитию таймшера после США. Многие принимающие страны рассматривают таймшер как существенный элемент всей системы организации отдыха. В большинстве регионов он расширяет сезон каникул, способствует продолжительному экономическому росту, улучшает перспективы для инвестиций, повышает занятость.

Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.

 

 

2.3 Лизинг.

 

     Финансовый лизинг-это соглашение, предусматривающее в течение периода своего

действия выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость

амортизации оборудования или большую его часть.

 

Для финансового лизинга  характерно:

1.Участие третьей стороны-производителя или поставщика объекта сделки.

2.Невозможность расторжения  договора в течение основного  срока аренды (т.е.

срока, необходимого для  возмещения расходов арендодателя).

3.Более длительным  сроком лизингового соглашения, близким к сроку службы объекта сделки (10-12 месяцев).

4.Объекты сделки при  финансовом лизинге обычно отличаются  высокой стоимостью. После завершения срока контракта лизингополучатель может:

1.Купить объект сделки  по остаточной стоимости.

2.Заключить новый договор  на меньший срок по льготной ставке.

3.Вернуть объект сделки  лизинговой компании.

 

     Если лизингополучатель соглашается на покупку предмета сделки, то стороны

заранее определяют остаточную стоимость (от 1 до 10 % от первоначальной

стоимости).

Финансовый лизинг по экономической сущности напоминает долгосрочное

банковское кредитование.

     Выделяют 3 формы лизинговых сделок:

1.Лизинг «стандарт» - поставщик продает объект сделки  финансирующемуся

обществу, которое через  свои лизинговые компании сдает его  в аренду

потребителям.

2.Лизинг с привлечением  средств - лизингодатель получает  долгосрочный займ у

одного или нескольких кредиторов на сумму до 80% сдаваемого в аренду

имущества.

     Кредиторами обычно выступают коммерческие банки (с помощью займа и

приобретение обязательств).

3.Возвратный лизинг  – в данном случае собственник  оборудования продает его лизинговой фирме и получает в свое распоряжение от покупателя согласованную сумму сделки купли-продажи. Одновременно бывший собственник берет оборудование у покупателя в аренду. При этом покупатель выступает в качестве арендодателя.

     В результате этой сделки продавец получает крупную сумму денег для

инвестирования на закупку  нового оборудования, модернизацию и  т.д. Полученная от этого прибыль в будущем окупит затраты по арендной плате. Возвратный лизинг можно успешно использовать для выравнивания баланса за счет переоцененки своего движимого и недвижимого имущества путем его продажи не по балансовой, а по рыночной стоимости, что очень выгодно.

При организации лизингового процесса можно выделить 3 этапа:

1.Предварительный –  осуществляется подготовительная  работа, предшествующая заключению ряда юридических договоров, изучаются все условия и особенности сделки, решается вопрос об источниках финансирования сделки.

На данном этапе оформляются заявки будущего лизингополучателя, готовятся заключения о кредитоспособности клиента и рассчитывается эффективность лизингового проекта.

2.на этом этапе производится  юридическое заключение лизинговой  сделки,

оформляются документы:

-   договор о купле-продаже объекта лизинга (при возвратном лизинге);

-   акт о приеме  объекта лизинга;

-  лизинговое соглашение;

-   договор на техническое обслуживание передаваемого в лизинг имущества;

-   договор на  страхование объекта лизинга.

3.Использование объекта лизинга – на данном этапе проводятся выплаты

лизингодателю лизинговых платежей, и после окончания срока  лизинга

оформляются отношения  по дальнейшему использованию объекта  лизинга.

Лизинговые платежи.

Арендная плата при  лизинге устанавливается по схеме: платежи должны

возместить инвестору  вложенную сумму, затраченную на покупку оборудования + обеспечить среднюю норму прибыли на инвестированный капитал.

В состав любого платежа  входят следующие элементы:

-   амортизация –  плата за ресурсы, привлекаемые лизингодателем для

осуществления сделки;

-   комиссионные  выплаты;

-   платежи за  услуги лизингодателя.

 

 

2.4. Информационные  услуги.

 

     В начале 2007 года завершился первый этап исследования мирового рынка услуг связи, организованного Некоммерческим партнерством «Центр исследования проблем телекоммуникаций». Особенность исследования заключается в комплексном подходе, позволившем изучить рынок телекоммуникационных услуг на четырех уровнях – мировом, региональном, уровне государств и операторском. Авторы этого проекта анализировали самую разнообразную информацию: данные международной  и национальной статистики, отечественных регулирующих органов, международных организаций и исследовательских центров, отчеты ведущих операторов рынка и сведения, собранные из других источников. В результате удалось оценить текущее состояние мирового рынка услуг связи и дать прогноз его развития до 2008 года. Следует отметить, что подобные комплексные исследования не проводились ни в бывшем СССР, ни в постсоветской России.

Значимость выполненной  работы для отечественной отрасли  связи подтвердил «круглый стол», организованный Некоммерческим партнерством. В дискуссии  по острым вопросам развития мирового рынка услуг связи приняли  участие представители государственных  структур и российских предприятий отрасли, а также эксперты консалтинговых компаний, специализирующихся на исследованиях в области телекоммуникаций. Активно обсуждались вопросы международного опыта в сфере регулирования конкуренции, перспективы развития услуг международной IP-телефонии, изменения, происходящие на рынке стационарной связи и т. д. Остановимся на наиболее интересных темах, ставших предметом исследования и обсуждения за «круглым столом». 
Изучая мировую практику, эксперты все чаще приходят к выводу, что период реформ и потрясений в отрасли связи остался в прошлом. В последние годы тенденция повышения открытости сегментов мирового рынка телекоммуникационных услуг становится преобладающей. Подобной либерализации рынков услуг связи способствуют соглашения, принятые в рамках ВТО. В то же время еще сохраняется ряд препятствий. Объем обязательств, принятых на себя государствами – членами ВТО, различается, и в ряде случаев национальные режимы, регламентирующие деятельность локальных рынков, препятствуют закреплению наметившейся тенденции. Свобода действий, предоставленная национальным властям генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС), также является сдерживающим фактором на пути к открытым рынкам услуг связи. Так, например, в Китае, ставшим членом ВТО в 2001 году, до сих пор сохраняется существенный протекционизм во внутреннем регулировании. Кроме того, либерализацию отрасли сдерживают региональные соглашения между отдельными странами, что особенно характерно для ЕС, где действуют общие правила, обязательные для всех стран-членов. В ходе исследования изучалась проблема нарастания межфирменной и межвидовой конкуренции. Можно смело говорить об универсальном характере этого процесса, ставящего базовых операторов в достаточно сложное положение. Конкуренция со стороны новых участников рынка усиливается, в особенности когда за альтернативными операторами стоят значительные финансовые ресурсы, позволяющие реализовать конкурентное преимущество путем внедрения передовых технологий. Стремительное развитие мобильной связи – один из ярчайших примеров межвидовой конкуренции. Во многих странах наблюдается устойчивая тенденция вытеснения стационарной связи мобильной. Очевидно, что схожие проблемы актуальны и для России. Бурный рост услуг мобильной связи за последнее десятилетие заставил по-новому взглянуть на перспективы дальнейшего развития стационарной связи. Высокими темпами распространяется IP-телефония, расценки на эти услуги существенно ниже, чем в сегменте стационарной связи. Интенсивно развивается широкополосный доступ, позволяющий базовым операторам более эффективно использовать существующую инфраструктуру и компенсировать снижение активности в секторе стационарной телефонии. 
Следует отметить, что анализ международного опыта в сфере регулирования конкуренции в области связи представляет интерес для органов законодательной и исполнительной власти России, имеющих непосредственное отношение к отрасли. Грядущее вступление России в ВТО ставит перед государством ряд вопросов, при решении которых целесообразно учитывать зарубежный опыт. Это касается, в частности, приватизации в сфере связи, что актуально не только для российских госструктур (Мининформсвязи, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по тарифам), но и для отечественных операторов связи. 
Выполненный в ходе исследования анализ финансовой деятельности крупнейших мировых компаний, работающих в сфере телекоммуникаций, изучение динамики таких показателей, как валовая прибыль, чистая прибыль, норма прибыли, задолженность, показывает, что налицо тенденция стабилизации и снижения объемов общих поступлений при некотором увеличении прибыли за счет снижения операционных издержек. Выявлены также такие тенденции, как изменение организационной структуры компаний, пересмотр сферы деятельности, сокращение долговых обязательств и инвестиционных затрат. Не остались без внимания экспертов отраслевые перемены, обусловленные развитием технологий. Ярким примером технического прогресса являются сети широкополосного доступа, позволяющие операторам использовать имеющуюся инфраструктуру и компенсировать падение активности в секторе стационарной телефонии. Наряду с технологией широкополосного доступа значительное влияние на развитие рынка телекоммуникационных услуг оказывает IP-телефония. Ее внедрение усугубило положение базовых операторов, расценки на услуги которых в ряде случаев оказываются неконкурентоспособными. Результаты исследования показывают, что IP-телефония сегодня – существенная составляющая рынка услуг международной связи. Развитие мирового рынка связи сопровождается широкомасштабным географическим перераспределением доходов от продаж телекоммуникационных услуг. Имеющиеся данные наглядно демонстрируют различие в темпах роста региональных рынков отрасли. Если в 2005 году по показателю общемировых доходов лидировал укрупненный регион, включающий Европу, Ближний Восток и Африку (его доля составляла 34,2%), за ним следовали Северная Америка (32,2%) и азиатско-тихоокеанский регион (27%), то по прогнозу на 2010 год, доли этих регионов будут приблизительно одинаковыми. 
Внутри крупных регионов также существует значительное различие динамики роста отдельных национальных рынков. Например, рынок Японии характеризуется высоким уровнем технологического развития и насыщения современными видами связи, при этом его стоимостное выражение фактически не меняется. В то время как рынки Индии и Китая, обладающие большим потенциалом емкости, активно растут. В этих странах в условиях неразвитости инфраструктуры стационарной связи опережающими темпами внедряются альтернативные виды беспроводной и комбинированной (ограниченной мобильности) связи. В относительно короткие сроки произошли коренные технологические, организационно-правовые и экономические изменения, влияющие на структуру и динамику мирового рынка телекоммуникационных услуг. Переход отрасли на качественно новый уровень, обусловленный внедрением цифровых технологий, расширением спектра возможностей и услуг связи, требует тщательного анализа и осмысления этих процессов. НП «ЦИПРТ» планирует продолжить знакомство читателей корпоративного журнала с результатами исследования мирового телекоммуникационного рынка и в ряде статей подробно осветить тенденции, характерные для отрасли связи.

Информация о работе Услуги на мировом рынке