Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:01, курсовая работа
Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг. Предоставление услуг – самая динамичная статья мировой торговли. В 90-е годы ХХ века доля всех видов услуг в ВВП развитых стран Запада была близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%. Одновременно наблюдалось увеличение занятых в сфере услуг: в США – около 80%, в России – около 45%.
В данной работе рассмотрены состав и структура мирового рынка услуг, его специфика, регулирование, более подробно охарактеризованы услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, освещены вопросы сотрудничества России и ЕС в сфере предоставления услуг.
Введение…………………………………………………………………….…..…3
Глава 1. Мировой рынок услуг. Структура и сущность……………….…….…4
1.1. Понятие «услуги»………………………………………………….……….4
1.2. Состав и структура мирового рынка…………………………….…..……5
1.3. Услуги в мировой экономике………………………………………..…….5
1.4. Динамика мировой торговли услугами…………………………….……..6
1.5. Роль услуг в национальной и мировой экономиках…………...……..….7
1.6. Особенность сферы услуг на мировом рынке…………………….…….10
1.7. Регулирование рынка услуг………………………………………………11
Глава 2. Виды услуг на мировом рынке и их специфика……………………..13
2.1. Транспортные услуги……………………………………………..………13
2.2. Туристические услуги…………………………………………….………14
2.3. Лизинг…………………………………………………………………...…22
2.4. Информационные услуги……………………………………………...….23
2.5. Таможенные услуги…………………………………………………...…..26
2.7. Финансовые услуги…………………………………………………....…..26
2.8. Инжиниринговые и консалтинговые услуги………………………..…...27
Глава 3. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)……..……..29
Глава 4. Россия на мировом рынке услуг………………………………..……..30
Заключение………………………………………………………………….……33
Список литературы………………………………………………………………34
2.5. Таможенные услуги.
При пересечении
таможенной границы взимаются
установленные таможенные
2.6. Рекламные услуги.
Рекламная деятельность требует значительных финансовых средств (оплата расходов за услуги). Определение эффективности рекламной деятельности предполагает проведение анализа структуры расходов на рекламу как в целом, так и по отдельным элементам: на проведение рекламных компаний, на использование конкретных рекламных средств, на изготовление рекламных материалов и их распределение. Целенаправленность рекламы предполагает ее ориентацию на известный рынок, конкретную группу потребителей.
2.7. Финансовые услуги.
Мировой рынок финансовых услуг включает банковские, страховые сделки и операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается в 1 трлн. долл.
Финансовая деятельность
– сравнительно молодая, но развивающаяся
отрасль международных
Разновидностью международной финансовой деятельности является страхование. Это такая форма экономических отношений, которая предполагает формирование за счет взносов участников этой деятельности целевых фондов для возмещения потерь, связанных со стихийными и случайными действиями природы и человека. Объектом страхования являются все факторы производства, каждый из которых подвержен различным рискам. Во внешнеэкономических связях страхуются сделки, заключаемые иностранными контрагентами. Страховой бизнес характеризу- ется постоянным расширением числа видов предоставляемых услуг. Они включают различные виды страхования, перестрахования, сервисное обслуживание, трастовые услуги и пр.
2.8. Инжиниринговые и консалтинговые услуги.
Инжиниринг (инженерно-консультационные услуги) – обособленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. Вся совокупность инжиниринговых услуг делится на 2 группы: в первой группе – услуги, связанные с подготовкой производственного процесса (предпроектные, проектные, послепроектные и специальные услуги), во второй группе – услуги по обеспечению нормального хода производства и реализации продукции (работы, связанные с оптимизацией процессов эксплуатации, управлением предприятием и реализацией его продукции, в том числе услуги по осмотру и испытанием оборудования, подбор и подготовка кадров, маркетинговые исследования и пр.).
В современных условиях роль инжиниринга как объекта международной торговли существенно возросла. Данные услуги оказываются специализированными фирмами, строительными и промышленными компаниями на коммерческой основе.
Консалтинг представляет собой особый вид консультационных услуг, которые предоставляются фирмам и предприятиям в форме консультаций по экономическим вопросам на коммерческой основе. Эти консультации оказывают специализированные фирмы по широкому кругу проблем – делают аналитические обзоры экономической деятельности предприятий за определенный срок, дают прогнозы функционирования рынков, разрабатывают технико-экономические обоснования разных проектов и т.д. Консалтинговые фирмы разрабатывают также для предприятий и компаний экспортно-импортную стратегию. При этом они действуют как на национальной территории, так и за рубежом, открывая там собственные филиалы или участвуя в смешанных компаниях аналогичного направления.
Глава 3. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) – General Agreement оп Trade in Services (GATS) – многостороннее соглашение, составляющее правовую базу регулирования торговли услугами в рамках ВТО. Заключено в результате Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (см.) и является составной частью всемирной торговой системы (см.). В ГАТС насчитывается 29 статей, объединенных в шесть разделов. Неотъемлемой частью Соглашения являются приложения, касающиеся отдельных видов услуг, а также перечни обязательств, принимаемых странами-членами ВТО по доступу на их национальные рынки услуг (секторальные обязательства). Таким образом, ГАТС содержит общие, обязательные для всех стран-участниц положения и конкретные обязательства по отдельным отраслям и видам услуг, фиксируемые в отдельных перечнях. Основополагающие положения ГАТС имеют некоторое сходство с базисными принципами ГАТТ. Так, в ГАТС оговариваются положения (хотя и с существенными различиями) о режиме наибольшего благоприятствования и национальном режиме, а также закреплен принцип гласности. Провозглашается линия на постепенную либерализацию всей сферы услуг, устанавливается порядок решения спорных и конфликтных ситуаций, аналогичный механизму, разработанному в рамках ГАТТ. Вместе с тем ГАТС содержит положения, вытекающие из различий между товаром и услугой (например, необязательность пересечения услугой границы страны). Текст ГАТС впервые в мировой практике дает определение термину "торговля услугами" (см.) и тем самым распространяет многосторонние договоренности на область правового регулирования отдельных стран. В силу этого меры внутриэкономической политики становятся предметом межгосударственного правового поля. В рамках ГАТС разработана стандартная форма (схема) предоставления уступок (см.), которую обязаны использовать страны-участницы, предоставляющие эти уступки. В результате переговоров Уругвайского раунда (см.) была разработана Классификационная схема видов услуг (см.), лежащая в основе составления национальных перечней обязательств по услугам. ГАТС предусматривает проведение дальнейших переговоров по либерализации торговли услугами. Соглашение можно рассматривать как документ, фиксирующий начальный этап разработки международных норм, регулирующих мировую торговлю услугами.
Глава 4. Россия на мировом рынке услуг.
Важные договоренности достигнуты в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и Европейским союзом, которое заключено 24 мая 1994 года. Обе стороны установили сотрудничество во всех сферах экономических отношений и в частности в торговле товарами и услугами.
В отношении условий учреждения компаний, оказывающих услуги в области страхования, ЕС предоставляет России безусловный режим наибольшего благоприятствования (РНБ), что фактически означает национальный режим.
Несмотря на то, что Россия не подписала Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), заключенное в апреле 1994 года в рамках Уругвайского раунда, ЕС согласился на использование для целей Соглашения отдельных налоговых элементов ГАТС и предоставил России аналогичные закрепленным для участников ГАТС условия доступа на рынки услуг ЕС (через реализацию принципа безусловного РНБ).
Россия и ЕС договорились предоставить друг другу РНБ в отношении услуги и поставщика услуги, в частности, в следующих секторах: консультационные услуги, инженерные услуги, услуги в области информации, телекоммуникаций, лизинговые услуги, услуги в области маркетинга и рекламы, услуги по техническим испытаниям, комиссионные агентские услуги в области оптовой торговли во внешнеэкономической деятельности, финансовые услуги.
В отношении учреждения и деятельности судоходных агентств по предоставлению международных транспортных услуг, охватывающих смешанные перевозки с использованием морского плеча, Россия и ЕС в соответствии с их законодательством предоставляют друг другу РНБ или национальный режим.
Стороны берут на себя
обязательство при
В Соглашении подтверждено намерение России и дальше увеличивать число портов, открытых для иностранных судов. В него включены положения о намерении сторон оказывать друг другу содействие в трансграничной торговле услугами мобильной спутниковой связи на их территориях.
Соглашение предусматривает открытие европейского рынка услуг космических запусков для России на конкурентных условиях. В Соглашении прописаны также эволюционные оговорки, касающиеся трансграничной торговли услугами. Одна из них фиксирует намерения России и ЕС о дальнейшей либерализации режима торговли услугами.
Соглашение вместе с Заключительным актом подписано в двух экземплярах на русском и государственных языках стран – членов ЕС. Оно вступает в силу после завершения процесса ратификации с участием Парламента России, Европейского Парламента и парламентов 15 стран-членов ЕС. Взаимные обязательства сторон изложены в 112 статьях, десяти приложениях, двух протоколах и ряде совместных деклараций, входящих в исходное Соглашение.
До вступления Соглашения в силу применялось Временное соглашение между Россией и ЕС о торговле и связанных с торговлей вопросах, вступившее в силу с 1 февраля 1996 года, которое содержало те «торговые» положения Соглашения, которые не требовали ратификации. Это соглашение предоставляло торговле между ЕС и Россией режим, основанный на правилах ВТО и, таким образом, снимало многие ранее наложенные ограничения на экспорт в ЕС, обеспечивало лучшую защиту прав интеллектуальной собственности, а также устраняло различия в импортных пошлинах.
Для обеспечения соблюдения и выполнения положений СПС были созданы три комитета. Совет сотрудничества собирается раз в год на уровне министров. Комитет сотрудничества, состоящий из старших должностных лиц ЕС и России, оказывает поддержку работе Совета по сотрудничеству. Комитет парламентского сотрудничества, состоящий из членов Европейского Парламента и Федерального Собрания Российской Федерации, имеет полномочия представлять рекомендации Совету по сотрудничеству.
По некоторым оценкам, от дискриминационного режима во внешней торговле Россия теряла до 3 млрд. долл. в год. Соглашение с ЕС – одно из первых, которое создало недискриминационный режим. В нем воплотилась общая приверженность ЕС и России развитию взаимовыгодного партнерства и взаимопонимания.
На российском рынке
предоставлением услуг
Остановимся на одном субъекте.
ООО «Концерн СоюзВнешТранс»
- старейший международный
Профиль
деятельности и услуги:
Услуги, предоставляемые организациям и предприятиям:
«Союзвнештранс» является учредителем и акционером целой сети предприятий, фирм и смешанных компаний в России, других странах СНГ, Европы и Азии - всего более чем в 120 пунктах: морских и речных портах, пограничных железнодорожных станциях, автомобильных переходах, международных аэропортах, крупных транспортных узлах и промышленных центрах. «Союзвнештранс» - член Российской ассоциации международных экспедиторов (РАМЭ), а также Международной Федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА). За успешную экспедиторскую деятельность «Союзвнештранс» награжден международной премией «Золотой Меркурий».
Заключение.
Международной торговлей услугами в той или иной степени занимаются более 40 международных организаций.
Ряд восточноевропейских стран достигли успехов в экспорте отдельных видов услуг. У Югославии, например, соотношение между вывозом услуг и товаров составило 1:2. Однако доля восточноевропейских стран и республик бывшего СССР в мировом вывозе услуг невелика и составляет около 4% (в экспорте товаров – примерно 8%). Весьма невелики и инвестиции этих стран в сферу услуг за рубежом. Проблема более активного участия большинства этих стран в международном разделении труда распространяется и на сферу услуг.
Специалисты не надеются на быстрое развитие экспорта банковских, фрахтовых, биржевых, посреднических и рекламных услуг из России, Украины, Белоруссии, стран Прибалтики и других восточноевропейских стран. И это тогда, когда многие из них обладают значительными резервами для развития туризма, экспорта транспортных услуг (транзит, морские перевозки) и ряда современных услуг – инженерно-консультационных и строительных, лицензий и ноу-хау, услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Использованию этих резервов часто мешает низкое качество предоставляемых услуг, объясняемое как слабой материально-технической базой услуг, так и недостатками хозяйственных механизмов. В ряде указанных стран слабо развиты целые отрасли сферы услуг.
Весьма перспективно развитие взаимной торговли услугами между странами Восточной Европы и странами СНГ.
Список литературы.