Консалтинговые услуги на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ теоретико-методологических основ и современной динамики развития консалтинговых услуг в России и на международном рынке.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• изучение и анализ особенностей формирования мирового рынка услуг;
• определение и классификация консалтинговых услуг;
• рассмотрение и анализ тенденций развития консалтинговых услуг в условиях мирового финансового кризиса;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и сущность международного консалтинга 5
1.1. Международный рынок услуг и условия его формирования 5
1.2. Понятие, цели и задачи консалтинга 8
Глава 2. Анализ мирового рынка управленческого консультирования 12
2.1. Международная классификация консалтинговых услуг 12
2.2. Мировой рынок консалтинговых услуг 17
Глава 3. Тенденции развития международного консалтинга 20
3.1. Развитие международного консалтинга в условиях мирового финансового кризиса 20
3.2. Консалтинг в России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

ОВД.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ» 
 
 

Кафедра управления экономическими и социальными процессами 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 

на тему: «КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ» 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила: 
 
 

           Руководитель: 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2008 

СОДЕРЖАНИЕ

 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность  темы исследования.

      В настоящее время мы живём в  мире потребления. Каждый является реальным и потенциальным потребителем производимых в мире товаров. Само по себе потребление товаров невозможно без «вовлечения» в сферу услуг. Доля сферы услуг в национальной экономике каждой страны с каждым годом набирает обороты, так как каждое предприятие любой отрасли в той или иной степени является не только производителем товаров, но и предоставляет услуги.

      Услуги как экономическое явление являются сложнейшей областью финансовых, правовых, производственных и социальных отношений, которая по мере своего развития стимулирует и катализирует процессы, происходящие в сферах производства, государственного управления, распределения и потребления.

      Однако  в последние годы становится всё  более очевидным, что эффективное  управление предприятием зависит во многом от квалифицированности персонала стоящего во главе организации. Для достижения этой цели необходимо постоянно обучать, повышать квалификацию управленческого персонала. Но в виду всё нарастающих «скоростей», темпов экономики данные методы не всегда приемлемы. Ведь можно просто не успеть! В таких ситуациях неотъемлемой мерой является привлечение сторонних специалистов – аудиторов, финансовых аналитиков, управленческих консультантов, то есть потребление деловых услуг.

      Особенно  в период мирового финансового кризиса  возрастает потребность в квалифицированном анализе состояния предприятия, оценки перспектив его развития, то есть в услугах адиторско-консалтинговых компаний. Данными причинами и объясняется актуальность темы исследования. 

      Цель  и задачи исследования.

     Целью исследования является анализ теоретико-методологических основ и современной динамики развития консалтинговых услуг в России и на международном рынке.

      Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

    • изучение и анализ особенностей формирования мирового рынка услуг;
    • определение и классификация консалтинговых услуг;
    • рассмотрение и анализ тенденций развития консалтинговых услуг в условиях мирового финансового кризиса;
    • анализ особенностей деятельности консалтинговых компаний в России.
 

      Объектом  исследования является процесс предоставления консалтинговых услуг на международном рынке в условиях мирового финансового кризиса.

      Предметом исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе международного консалтинга, теоретические основы и механизмы формирования мирового рынка управленческого консультирования.

 

      

Глава 1. Понятие и сущность международного консалтинга

1.1. Международный рынок услуг и условия его формирования

      Сегодня сфера услуг становится все более  значимой в мировой экономике. Всё больше видов услуг становятся предметом международной торговли, всё в большей мере происходит обособление реализации услуг от сделок по купле-продаже товаров, – в результате формируется мировой рынок услуг.

      Услуга  – это действие определённой потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет, как правило, в момент своего проявления ту или иную человеческую потребность /1, стр. 169/. При этом услуга может быть оказана либо вещно, то есть при помощи вещи (товара), либо в процессе функционирования самого живого труда.

      Международная торговля услугами и торговля товарами тесно взаимосвязаны. Однако существуют и серьёзные качественные различия между торговлей услугами и торговлей товарами:

    • регулирование торговли услугами происходит не на границе, а внутри страны;
    • услуги не подлежат хранению. Услуги одновременно производятся и потребляются. Поэтому большинство видов услуг базируются на прямых контактах между их производителями и потребителями;
    • производство, реализация и торговля услугами имеют большую государственную защиту, чем сфера производства и торговли товарами. Связь, транспорт, страховые и финансовые услуги, здравоохранение, наука, образование в большинстве стран находятся либо в полной или частичной собственности государства, либо под строгим контролем государства;
    • не все виды услуг могут являться предметом торговли. Услуги, предназначенные преимущественно для личного потребления, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот /2, стр. 263/.

      Для наглядности можно представить качественные различия между товарами и услугами и торговлей ими в виде таблицы (табл. 1.1.).

      Таблица 1.1.

      Различия  товаров и услуг

Товары Услуги
Осязаемы Неосязаемы
Видимы Невидимы
Поддаются хранению Не поддаются  хранению
Торговля  товаром не связана с производством Торговля услугами связана с их производством
Экспорт товара означает вывоз товара с таможенной территории за границу без обязательства  об обратном ввозе Экспорт услуги означает оказание услуги иностранцу, то есть нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны
 

      Однако  и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа  на диске), вполне видимы (театральное представление или модельная стрижка), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке). /2, стр. 264/

      В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг обычно группируется по различным признакам.

      Услуги  делятся на:

    • факторные услуги (factor services) – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы;
    • нефакторные услуги (non-factor services) – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие не финансовые услуги) /2, стр. 266/.

      В соответствии со способом доставки услуг  потребителю услуги делятся на:

    • услуги, связанные с инвестициями, – банковские, гостиничные и профессиональные услуги;
    • услуги, связанные с торговлей, – транспорт, страхование;
    • услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей, – связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги / 2, стр. 266/
 

      Существует  полезное с аналитической точки  зрения деление международных сделок с услугами в зависимости от характера  поведения продавца и покупателя услуг (табл. 1.2.)

Таблица 1.2.

Международные сделки с услугами

  Потребитель не перемещается Потребитель перемещается
Производитель не перемещается А. Транспорт, компьютерные и информационные услуги В. Поездки (туризм), образование и медицинские услуги
Производитель перемещается С. Прямые иностранные  инвестиции, временная трудовая миграция D. Поездки в третьи страны, организованные фирмами нерезидентами
 

      Услуги, если ими торгуют на мировом рынке, по своей экономической природе  ничем не отличаются от обычного торгуемого товара. Поэтому все теории спроса и предложения в международной  торговле полностью применимы и к торговле нефакторными услугами.

1.2. Понятие, цели и задачи консалтинга

      Управленческий  консалтинг зародился в ходе промышленной революции, когда начали появляться первые фабрики, а также связанные  с этим институциональные и общественные преобразования. Консалтинг становится возможным, когда процесс общения и структуризации управленческого опыта достигает развитой стадии /3, стр. 94/.

      Управленческое  консультирование являет собой очень пространное понятие, поскольку в общем каждая попытка помочь потребителю в решении той или иной задачи представляет собой консалтинг. В связи с этим за время существования консалтинга, как области знаний накопилось множество его определений. Однако в данном многообразии, некоторые авторы (и мы с ними согласны) выделяют два основных подхода к определению консалтинга.

      Первый  подход заключается в определении  консалтинга, как особой функции  менеджмента – то есть функциональный подход. Фриц Стееле даёт следующее определение консалтинга: «Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это» /1, стр. 94/.

      Приверженцы второго подхода рассматривают управленческое консультирование как особую профессиональную службу и выделяют ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно Лэрри Грейнеру и Роберту Метцгеру «управленческое консультирование – это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений» /1, стр.96/.

      Во  многом эти два подхода являются двумя сторонами одного и того же понятия, они взаимодополняют  друг друга.

      Таким образом, объединив эти подходы  возможно представить следующее  определение консалтинговой деятельности:

      Консалтинг-менеджмент – это вид интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которого квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы, способствующие успешному управлению организацией-клиентом /5/.

      Квалифицированный консультант строит свою деятельность на принципах, представляющих собой  совокупность характеристик, основных правил и методов консалтинговой деятельности, которые следует учитывать, консультируя организацию.

      Принципы  консалтинговой деятельности:

    • Компетентность
    • Репутация
    • Этические нормы
    • Интересы клиента
    • Широкие общественные интересы
    • Изменение системы
    • Вовлечение персонала
    • Научность
    • Гибкость
    • Креативность
    • Конкретность и объективность
    • Эффективность
    • Взаимоотношения

Информация о работе Консалтинговые услуги на мировом рынке