Динамика и факторы развития мировой торговли услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:36, реферат

Краткое описание

Понятие услуг, виды услуг,развитие торговли услугами в Украине, основные тенденции в мировой торговле услугами

Оглавление

Введение
1.Понятие международных услуг
2. Виды международных услуг
3. Динамика развития международной торговли услугами
4. Положение Украины на международном рынке услуг
5.Факторы, влияющие на развитие международной торговли услугами
6. Основные тенденции на мировом рынке услуг
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 44.13 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Одесский национальный экономический университет

 

 

 

 

Кафедра международной экономики

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему:

«Динамика и факторы  развития мировой торговли услугами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Понятие международных услуг

   2. Виды международных услуг

3. Динамика развития международной  торговли услугами

4. Положение Украины на международном рынке услуг

  5.Факторы, влияющие на развитие международной торговли услугами

                6. Основные тенденции на мировом рынке услуг

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« Торговля объединяет человечество во всеобщее братство взаимной зависимости  и интересов»     Д.Гарфилд

« Каждый живет  продажей чего –  нибудь»             Р.С.Стивенсон

Введение

Наряду  с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы, существует и взаимодействует  с ними мировой рынок услуг. В  основе мирового рынка услуг лежит  огромная и быстрорастущая часть  мирового хозяйства - национальные сферы  услуг.

Международная торговля услугами происходила с  древнейших времен. Первыми крупными экспортерами услуг были древние  финикийцы, которые еще 3,5 тыс. лет  назад перевозили товары для торговцев  из других стран. Зачинателями международного туризма были древние греки: Пифагор  и историк Геродот 2,5 тыс. лет назад  путешествовали по другим странам с  познавательной целью.

В конце  XX в.35-40% экономически активного населения переместилось из промышленности в сферу услуг, превратившуюся в доминирующую сферу национальной экономики многих государств.

В настоящее  время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень  велика и актуальна. Это связано  с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым  ростом НТП. Все это невозможно без  существования информационных, финансовых, страховых, рекламных и других рынков услуг.

Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь  экономического роста и повышения  роли услуг в национальной экономике. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие рынка сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.

1. Понятие международных услуг

Услуги - это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая  личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного  рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности  общества в целом, не воплощенные  в материально-вещественной форме.

Международная торговля услугами стала  объектом изучения сравнительно недавно. Длительное время услуги, согласно международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам (nontradable goods), т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они производятся, и не перемещаются между странами. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

Определяя международную торговлю услугами как  специфическую форму мирохозяйственных  связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран, специалисты  обращают внимание на ее особенности. Рассмотрим их.

1)Международная  торговля услугами тесно связана  с торговлей физическими товарами. Как правило, купля-продажа материальных  товаров влечет за собой целый  шлейф услуг - маркетинговых, транспортных, финансовых, страховых, сервисных  (обслуживающих). И чем технически  сложнее и дороже материальное  благо, тем шире круг услуг,  связанных с его движением.  С другой стороны, торговля  услугами все активнее способствует  продвижению физических товаров на внешнем рынке: маркетинговые исследования и анализ рынков, финансовая и информационная поддержка, совершенствование транспортного обеспечения и другие услуги «прокладывают дорогу» материальным товарам и повышают эффективность торговли ими. Таким образом, если традиционно физические товары «тянули» за собой услуги, то в настоящее время при очень жесткой конкуренции на мировом рынке физических товаров «проталкивание» их в другие страны осуществляется с помощью и благодаря услугам.

2) По  своей специфике не все услуги  могут быть объектом внешней  торговли. По критерию возможного  участия в международной торговле  все услуги подразделяются на  три группы:

1.Такие,  которые могут быть объектом  внешней торговли (к ним, например, с незапамятных времен относятся  транспортные услуги: еще 3,5 тыс.  лет тому назад финикийцы регулярно  занимались фрахтом – морской  транспортировкой товаров; 2,5 тыс.  лет назад зародился международный  туризм, столетиями существуют на  внешнем рынке финансовые, страховые,  банковские услуги);

2.Услуги, которые в силу своих особенностей  не могут «поступать» на мировой  рынок (обычно к ним относят  коммунальные услуги, часть бытовых). Заметим, что круг таких услуг постепенно сужается;

3.Услуги, могущие быть и не быть объектом внешней торговли. К ним относятся большинство услуг, спектр которых расширяется по мере научно-технического прогресса. Так, во внешнеторговый оборот все больше втягиваются услуги системы быстрого питания, учреждений культуры, здравоохранения, спорта и т.д.

3) Международная  торговля услугами в большей  степени, чем торговля физическими  товарами:

  • защищена государством от иностранной конкуренции. Правительства многих стран

считают, что масштабный импорт услуг может  представлять угрозу для суверенитета и безопасности. Поэтому международная торговля услугами регламентируется со стороны государства более жестко;

  • монополизирована.

Зарубежная  доля в банковском итоге французского банка «Креди Лионе», занимающего 9-е место в мировом рейтинговом списке, составляет 46,4%. На рынке вторичного страхования 32 крупнейшие страховые компании сосредоточили в своих руках более 70 % его объема. Каждая из шести крупнейших аудиторских компаний мира («Артур Андерсен», «КПМГ», «Эрнст и Янг», «Куперс и Лайбренд», «ДТТ», «Прайс Вотерхаус») имеет свои представительства более чем в 110 странах мира, а их общая доля в доходах отрасли оценивается в 30%, 60% мирового рынка консалтинговых услуг сосредоточено в руках 40 компаний».

  • диверсифицирована.

Расширяется купля-продажа целых  пакетов услуг, в результате чего снижаются риски от совершаемых операций.

Кроме того, услуги, как известно, обладают рядом  значительных отличий от физических товаров, что также накладывает  отпечаток на процесс международной  торговли, на технологию ее реального  осуществления. В связи с этим в современных условиях выделяют четыре способа международной торговли услугами:

  • Трансграничная торговля (cross-border trade).

Это ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга. Такой способ продажи  услуг значительно приближен  к продаже товаров в международной  торговле, например предоставление юридических  консультаций из-за границы по телефону (или факсу) либо участие в корреспондентской  обучающей программе зарубежного  учебного заведения (на ее долю приходится свыше 40% из всего объема международной  торговли услугами).

  • Потребление за границей (consumption abroad)

Ситуация, когда  потребитель из одной страны приобретает  и потребляет услугу на территории другой страны. В этом случае различие по сравнению с торговлей товарами состоит в том, что услуга и  продавец услуги не перемещаются через  границу, ее пересекает потребитель  услуги, например выезд за границу  на учебу или для лечения (20%).

  • Торговое (коммерческое) присутствие в стране предоставления услуги (commercial presence, либо – right of establishment)

Ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство  или дочернюю фирму, через которые  осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в  данном случае через границу не перемещаются (около 40%).

  • Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу (presence of natural persons providing services).

 Ситуация, когда услуга заключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель, например приезд из-за границы иностранного архитектора или иностранного персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране (более 1%).

2. Виды  международных услуг 

В настоящее  время насчитывается более 600 видов  услуг, которые охватывают сферы  деятельности, в том числе:

  • производство;
  • международная торговля;
  • международное движение капиталов;
  • транспорт и связь;
  • перемещение людей через границы.

Рассмотрим  более внимательно предоставление услуг в названных сферах экономической  деятельности.

Развитие  производства в таких подразделениях экономики как промышленность, сельское хозяйство, строительство практически  невозможно без так называемых производственных услуг. Оказание подобного рода услуг  необходимо на различных этапах производства.

Широко  распространенным видом производственных услуг являются инженерно-технические  услуги, получившие обобщенное название инжиниринг.

Международный инжиниринг – это оказание услуг  производственного, коммерческого, инженерно-проектного и научно-технического характера. Все  виды инжиниринговых услуг можно  разделить на две большие группы.

1. Услуги, связанные с подготовкой и налаживанием производственного процесса (предпроектные услуги: исследование почв, разведка ископаемых, топографические съемки и т.д.; проектные услуги: разработка инженерных проектов, оценка стоимости проекта, подготовка рабочих чертежей и т.д.; послепроектные услуги: ведение проекта, проведение приемных испытаний, подготовка инженерно-технического персонала и т.д.).

2. Услуги, целью которых является повышение  рентабельности производства (услуги  по осмотру и испытанию оборудования, эксплуатации объекта; помощь  в финансовых вопросах, реализация  продукции, внедрение систем информационного  обеспечения и т.д.).

Международный инжиниринг может быть оказан либо генеральным подрядчиком, либо поставщиком  технологии, либо инженерно-консультативной  фирмой.

К числу  производственных услуг относятся  международные услуги в области  арендных отношений. Международная аренда - это сдача в наем машин и оборудования иностранному контрагенту. Международные арендные отношения - взаимовыгодное дело.

На практике в экономической литературе различают  следующие виды арендных отношений:

рейтинг - краткосрочная аренда до 1 года;

хайринг - от 1 года до 3-5 лет;

лизинг - на 3-5 лет и более.

Следует отметить, что лизинг - это сложная  внешнеэкономическая операция. Для  ее осуществления нужно располагать  средствами для предоставления кредитов, а также техническими базами для  хранения машин и оборудования .

Важной  сферой применения международных услуг  является внешняя торговля. Прежде всего, она сама по себе является услугой, функция которой состоит в  перемещении произведенных товаров  от поставщика к потребителю. Кроме  того, в рамках внешней торговли применяются много разных услуг, обеспечивающих ускоренную реализацию и использование разного рода предметов, в том числе машин и оборудования. Широко практикуемым видом услуг в сфере торговли являются услуги по купле-продаже результатов творческой деятельности. В эту группу входит продажа патентов, лицензий на пользование патентами, международные сделки по торговле объектами авторского права, торговыми марками, результатами творческой деятельности и др.

В последнее  время в международной торговле обрел всеобщее признание так  называемый франчайзинг. Франчайзинг представляет собой специфическое соглашение между крупными иностранными компаниями и местными мелкими предпринимателями. Суть этой сделки состоит в том, что крупная компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта или услуги под товарным знаком этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен франчайзи получает разрешение использовать имя компании франчайзера, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки. Следует отметить, что в настоящее время франчайзинг популярен во многих странах мира и в его развитии участвуют такие известные фирмы, как Макдоналдс, Кока-Кола, Пепси и многие другие.

Информация о работе Динамика и факторы развития мировой торговли услугами