Динамика и факторы развития мировой торговли услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:36, реферат

Краткое описание

Понятие услуг, виды услуг,развитие торговли услугами в Украине, основные тенденции в мировой торговле услугами

Оглавление

Введение
1.Понятие международных услуг
2. Виды международных услуг
3. Динамика развития международной торговли услугами
4. Положение Украины на международном рынке услуг
5.Факторы, влияющие на развитие международной торговли услугами
6. Основные тенденции на мировом рынке услуг
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 44.13 Кб (Скачать)

Расширяющиеся масштабы мирового производства товаров, внешней торговли, трансграничные перемещения  капиталов и рабочей силы неразрывно связаны с рынком транспортных услуг. Мировой рынок транспортных услуг  состоит из таких систем, как железнодорожный  рынок перевозок, автодорожный рынок, фрахтовый рынок морского тоннажа, рынки портовых услуг, авиафрахтовый и др.

Важной  составляющей частью международных  услуг является связь. Динамичным инструментом международной связи является глобальная сеть Интернет. Ее функционирование привело  к образованию высококонкурентного рынка международных информационных услуг. Мировой рынок информационных услуг Интернет растет очень быстро, если в 1996 г. его объем достигал 2,5 млрд долл., то в 2007 г. - 10 млрд долл.

Ведущую роль в формировании международной  сферы услуг играет финансовая деятельность разных субъектов МЭО. В результате их функционирования складывается мировой  рынок финансовых услуг, который  включает банковские, страховые сделки, а также операции с ценными  бумагами. Объем этого рынка оценивается  в 5 трлн долл.

Одним из распространенных видов международных  услуг является туризм. В международной практике существуют самые разнообразные виды туристических услуг:

  • размещение в гостиницах и мотелях;
  • удовлетворение культурных потребностей;
  • удовлетворение деловых интересов туристов, участвующих в симпозиумах, конференциях;
  • услуги по выбору или в комплексе, которые предоставляются по определенной программе.
  • 3. Динамика развития международной торговли услугами

Общий объем  экспортируемых услуг в мировой  торговле вырос со 155 млрд. долл. США  в 1975 г. до 2,4 трлн. долл. в 2005 г., т. е. за тридцать лет более чем в 15 раз. А за один только 2006 г. ~ на 11,3% (до 2,7 трлн. долл. США). Согласно официальной статистике, экспорт  услуг в мире составил около 19% всего  торгового экспорта (товаров и  услуг). Банковские услуги, страхование, операции на рынке ценных бумаг, строительство, телекоммуникационные услуги преодолели национальные границы.

 Географическое  распределение торговли услугами  отличается крайней неравномерностью. Около 75% стоимости объема услуг экспортируется развитыми странами, 24% развивающимися и странами с переходной экономикой, 1% - международными организациями. Международная практика свидетельствует, что услуги в основном экспортируются либо промышленно развитыми странами, либо имеющими географическое преимущество.

На мировом  рынке услуг доминируют восемь промышленно  развитых стран, на которые в 2005 г. приходилось 48,9% мирового экспорта услуг и 47,0% импорта. Доля первой пятерки (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония) составляет 38% всего мирового экспорта услуг. Они же являются основными мировыми импортерами услуг (37,3%). Для компаний из этих стран большое значение имеет производство услуг в их зарубежных филиалах.

В США  на долю туристических услуг приходится 30% всего экспорта услуг, на транспортные услуги приходится 17,6% (половина из них  – авиаперевозки). Наиболее значимым сегментом являются деловые услуги – 52,4% (166,8 млрд. долл.), к которым относятся  роялти и прочие лицензионные выплаты, компьютерные и информационные услуги, консалтинг и др.

Структура услуг  Великобритании показывает также высокую  долю деловых услуг – 68,4% (из них  наибольший объем – финансовые и  другие бизнес – услуги). На транспортные и туристические услуги приходится по 15%.

Значительно возросла доля развивающихся стран  в мировой торговле услугами, в  первую очередь за счет стран Азии. Так, с 1994–2006 гг. экспорт услуг Китая  вырос в 3,8 раза, Южной Кореи –  в 2,5. В Индии экспорт увеличился за десять последних лет почти  в 6 раз и составил 39638 млн. долл.

Экспорт услуг всех развивающихся стран  составляет 20%, а импорт на 5-10% больше.

Следует заметить, что некоторые страны имеют  аномально высокую долю коммерческих услуг в экспортных поступлениях (более 30%). Как правило, это характерно для тех стран, где весьма сильно развита индустрия туризма, а  производственный сектор в своей  экономике относительно невелик (Греция, Тунис, Египет, Турция). Противоположная  ситуация отмечается в странах, являющихся крупными поставщиками сырьевых ресурсов, в том числе углеводородного  сырья.

Для оценки уровня специализации данной страны на экспорте услуг в западной статистике принято рассчитывать специальный  индекс. Он показывает соотношение  доли экспорта и доли импорта услуг  в ВНП (i эксп./i имп.). В наибольшей степени ориентирован на экспорт сектор услуг Швейцарии, США, Испании, Австрии, Великобритании, Бельгии, Люксембурга, Италии, Франции.

По мере своего развития международный рынок услуг  становится, с одной стороны, более  разнообразным, а с другой, структурированным: в нем все отчетливее можно  выделить специализированные (узкие) рынки, например рынок информационных услуг, туристских, транспортных, финансовых, инжиниринговых, консалтинговых и т.д. Международная статистика свидетельствует, что в последние годы структура рынка услуг претерпевает существенные изменения: в экспорте значительно снизилась доля транспортных услуг и, напротив, динамично растут туристские услуги, особенно высокими темпами увеличиваются деловые услуги, связанные с экспортом технологий, знаний, информации.

Известно, что различные страны весьма сильно отличаются друг от друга по степени  развития тех или иных услуг, поэтому  у стран наблюдаются различные  конкурентные преимущества, что определяет их специализацию на мировом рынке  услуг.

Например, швейцарские фирмы сильны в банковском деле, торговле, организации материально-технического обеспечения, обеспечении безопасности, консалтинге и обучении.

Английские  фирмы занимают прочные позиции  в страховании, аукционной торговле, управлении денежными операциями и  в различных отраслях консультационных услуг.

Шведским  фирмам принадлежит лидирующее положение  в специализированных перевозках и  экологическом инжиниринге.

Сингапурские  фирмы сильны в судоремонте, обслуживании авиалиний, портов и терминалов, и  в полиграфии.

Американским  фирмам принадлежит лидерство в  управлении гостиничным хозяйством, в бухгалтерском учете, рекламе.

Корея специализируется на консультационных и строительных услугах.

Как видим, хотя развитые страны имеют внутри страны мощную сферу услуг, на мировой  рынок они поставляют только определенный вид или несколько видов услуг, по которым у них весомые конкретные преимущества.

В последние  годы отмечается быстрое развитие международной  торговли наукоемкими, в том числе  инжиниринговыми, консультационными  услугами, для которых характерны высокая степень специализации  и разнообразия видов.

4.Положение Украины на международном  рынке услуг

Что касается Украины, то ее положение на мировом рынке услуг, несмотря на её большой потенциал научно-технических кадров, менее значительное, чем на мировом рынке товаров, и уже одно это требует повышенного внимания к развитию экспорта услуг. Неблагоприятная ситуация в украинской внешней торговле услугами связана с её отсталой структурой. Важнейшей статьей экспорта остается транспорт (65% экспорта), удельный вес которого в мировой торговле услугами имеет тенденцию к снижению, тогда как деловые услуги до 2004 года предоставлялись Украиной за границу в небольших объемах (немногим больше 1%).

Объем внешнеторгового  оборота услуг значительно увеличился за период 1994 - 1997 годов с 2,4 до 6,2 млрд.долларов, затем с 1998 по 2000 имел тенденцию к сокращению до 4,4 млрд. долл., а затем ежегодно увеличивался до 18,34 млрд. долл. США в 2008, в основном за счет использования нашей газотранспортной системы.

За годы независимости в общем объеме транспортных услуг сократилась  доля трубопроводного транспорта(с 59,4 до 33,6%), снизился удельный вес предоставления услуг морским транспортом (с 15 до 11%) и увеличился в два раза экспорт услуг, предоставляемых железнодорожным транспортом. Основной причиной этого является то, что в морских портах существует сложная и зачастую непрозрачная процедура пропуска грузов, чего не происходит на железнодорожных станциях Украины, так как невозможно проверять грузы на границе в железнодорожных составах.

Рынок основных видов деловых услуг, в том  числе компьютерных, страховых, финансовых услуг и роялти, которые на мировых  рынках занимают самые значительные позиции последние годы имеет в Украине устойчивую тенденцию к росту. Их удельный вес в экспорте услуг составил в 2008 году 8,4%. При этом импорт деловых услуг в 2008 составил 32,5% (в 1996 — 3,3%), из которых 22% приходится на сектор финансовых услуг.

За последние  годы этот сектор нашей экономики  представляет значительный интерес  для зарубежной банковской системы  в связи с открытием их филиалов в Украине. Впервые в 2008 экспорт компьютерных услуг превысил их импорт (+33 млн. долл. США). Менее всего пользуются спросом на внешнем рынке наши лицензионные услуги и роялти.

Иностранный туризм, приносящий во многих странах  большие доходы (вторая по значению позиция в мировом экспорте услуг), в Украине, несмотря на её значительный природно - климатический и культурно-исторический потенциал, не является значительным источником дохода. Его дельный вес в торговле услугами составляет всего 4,2%, хотя и имеет тенденцию к увеличению в последние годы. Значительные доходы Украина может иметь от экспорта строительных услуг, доля которых в настоящее время составляет всего 1%. И это при наличии многотысячной армии строителей, легально и нелегально работающих в России, по всей Европе и Северной Америке. Например, от строительной индустрии за рубежом Италия имеет 2,1 млрд. долл. доходов, Франция — 2,8 , Япония — 4,5, Германия — 7,0 млрд. долл.

 Если этим странам не всегда есть смысл активизировать строительный бизнес за рубежом из-за его трудоемкости, то для Украины международный рынок строительных услуг может представлять значительный интерес.

Экспорт образовательных услуг Украины  должен базироваться на том, что наша страна как европейская имеет  развитые учебные системы, которые  могут обеспечить подготовку конкурентоспособных  на мировом рынке специалистов.

Значительный  прорыв в экспорте образовательных  услуг может быть достигнут при  условии разработки и реализации государственной политики эффективного импорта образовательных услуг, ориентированных на их экспорт. Здесь преимущество должно предоставляться направлению граждан Украины для получения полного высшего образования и научной степени PhD за рубежом и привлечение ведущих иностранных ученых в сферу образования Украины.

В результате расширения возможностей для развития и удержания интеллектуального  потенциала страны, получения дополнительных источников для прорыва в научном  пространстве, а также развития образования и науки как определенного направления бизнеса, можно преодолеть тенденцию оттока умов за границу.

Все годы независимости нашей страны во внешней  торговле услугами сохраняется положительный  баланс. На страны СНГ в 2008 пришлось 36,7% экспорта и 16,1% импорта всех услуг  Украины (в 1996 эти показатели составляли 73,2% и 28,6% соответственно), в том числе  на Россию –32,9% экспорта и 13,3% импорта  услуг (в 1996 – 70,2% и 25,7%). В страны ЕС-  нашей страной экспортируется 34,6%, а импортируется 57,4% услуг.

По Украине  среди городов и областей в   группу «лидеров» , доля экспорта/импорта которых в общем объеме внешней торговли превышает 10% стабильно входят Киев (27,2%) и Одесская область (13,2%), в основном за счет предоставления транспортных (в т.ч. железнодорожных и авиа — Киевом и морских и железнодорожных — Одессой), деловых и строительных услуг. За «лидерами» по предоставлению услуг с большим отрывом следуют четыре области Восточного макрорегиона (Донецкая, Днепропетровская, Харьковская и Запорожская), две— Южного (АР Крым и Николаевская) и две — Западного (Киевская и Львовская). Причем Киевская область в данном случае берет на себя предоставление части услуг, которые значительно дороже в Киеве.

В разрезе  макрорегионов Украины по экспорту услуг лидирует Южный макрорегион — до 20%, благодаря «южным воротам» нашей страны — портам Одессе, Ильичевску и Южный, а по импорту услуг лидирует Западный макрорегион (32%) нашей страны. Сфера услуг, в качестве потенциала для увеличения экспорта страны, заслуживает приоритетного внимания, поскольку развитие инфраструктуры этой сферы, отвечающей современным достижениям науки и техники (например, для приема в стране значительно большего числа иностранных туристов), требует, как правило, меньших капиталовложений и времени, чем для сооружения предприятия, выпускающего промышленную продукцию. В сфере услуг есть даже секторы, которые вообще не требуют для развития каких- либо значительных инвестиций (например, сельский и зеленый туризм), и именно эти резервы необходимо задействовать в первую очередь.

5.Факторы, влияющие на развитие международной торговли услугами

Феномен быстрой экспансии международной  торговли услугами связывают с действием ряда условий и факторов.

Во-первых, общим условием, определяющим масштабы, структуру, тенденции и динамику развития мирового рынка услуг, является быстрый рост самой сферы услуг  во всех развитых странах и ее отдельных  секторов в большинстве государств мира. Так, если в конце 50-х годов ХХ в. доля всех видов услуг в ВВП западных стран составляла около 55%, то к началу XXI века она достигла 70%.

Во-вторых, длительный экономический подъем в  большинстве стран мирового сообщества, наблюдаемый в конце прошлого века, привел к повышению темпов экономического роста, деловой активности, производительности труда, уровня доходности фирм, платежеспособности населения, развитию общественного сектора экономики. Более «мобильный» стиль жизни (деловой и «обывательской») обусловил  не только значительный рост спроса на уже известные услуги, вовлеченные в мировой торговый оборот, но и расширение спектра новых услуг.

В-третьих, реально и активно протекающий  процесс глобализации выступает  мощным фактором развития мирового рынка  услуг, способствуя одновременно углублению специализации стран и разнообразию форм торговли услугами.

В-четвертых, важнейшую роль в развитии мирового рынка услуг, его структуры сыграл и играет научно-технический прогресс. Он, в частности, привел к тому, что:

1) революционные  технологические изменения в  средствах связи и на транспорте  превратили в товары целый  ряд так называемых нефакторных услуг. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг, а применение новых средств спутниковой связи и видеотехники, системы Интернет дало возможность в некоторых случаях вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя услуги;

Информация о работе Динамика и факторы развития мировой торговли услугами