Структура и особенности мирового рынка товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 13:47, контрольная работа

Краткое описание

Главным внешним признаком существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами.
Мировой рынок товаров и услуг - это важный сегмент международной торговли, который преимущественно базируется на международном разделении труда, на отношениях, связанных с перемещением этих традиционных товаров за пределы национальных границ отдельных государств.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………..3
1. Сущность мирового рынка товаров и услуг………………...5
2. Особенности и структура современного мирового рынка...12
2.1. Особенности мирового рынка товаров и услуг…………….12
2.2. Структура мирового рынка товаров и услуг……………….17
Заключение …………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Мировая экономика гр. М2-10-С(И) Стройкина Е.Ю..doc

— 175.50 Кб (Скачать)


Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»


 

 

Факультет: Экономический

Кафедра: Экономики и управления

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Мировая экономика»

Тема: «Структура и особенности современного мирового рынка товаров и услуг».

 

Выполнил:

 

ФИО полностью, заполняется студентом

Группа:

М2-10-С(И)

если номер группы неизвестен, просто, например, М(Ф, ЭУ и т.д.)-10-С(И),

заполняется студентом

Контактная информация:

 

e-mail, моб.телефон , заполняется студентом

Отметка о регистрации:

 

дата, подпись специалиста (заполняется специалистом кафедры)

Проверил:

 

ФИО преподавателя

Дата:

 

Оценка:

 

Примечания:

 

 

 

 

 

 

Пермь 2011 г.

 

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………..3

1.      Сущность мирового рынка товаров и услуг………………...5

2.      Особенности и структура современного мирового рынка...12

             2.1. Особенности мирового рынка товаров и услуг…………….12

             2.2. Структура мирового рынка товаров и услуг……………….17

             Заключение …………………………………………………………..23

Список  литературы…………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основной формой международных экономических отношений является мировая торговля, которая ведется на мировых рынках. Однако мировой рынок - более широкое понятие, охватывающее кроме сферы обращения товаров обращение услуг, рынок труда, капиталов и валют.

Зарождение мирового рынка относится к XVI-XVII вв., а его окончательное формирование завершилось на рубеже XIX-XX вв.

Мировому рынку в отличие от национального присущи следующие специфические черты:

- мобильность ресурсов, товаров и услуг на мировом рынке значительно ниже, чем на национальном;

- движение товаров и услуг на мировом рынке в большей степени подвергается политическому вмешательству и контролю со стороны государства;

- на мировом рынке существует собственная система цен - мировые цены. В процессе расчетов на мировом рынке каждая страна использует свою валюту, что порождает необходимость корректировки обменных курсов национальных валют в соответствии с паритетом покупательной способности.

Мировой рывок определяет товарные стандарты и издержки производства, влияет на национальные экономические программы.[2]

Мировой рынок – арена острой конкурентной борьбы между экспортерами идентичных и взаимозаменяемых товаров, а также поле столкновения интересов экспортеров и импортеров. Под влиянием конкуренции здесь постоянно меняется соотношение сил между основными центрами экономических отношений. Вместе с тем мировой рынок в значительной степени монополизирован, на нем сложно утвердиться новым конкурентам.

Данная работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, состоящая их двух разделов, заключение и списка литературы.

Источниками информации для написания работы по теме " Структура и особенности современного мирового рынка товаров и услуг " послужили базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Особенности мирового рынка товаров и услуг», раздел: Технологии и товары, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность мирового рынка товаров и услуг

 

Главным внешним признаком существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами.

Мировой рынок товаров и услуг - это важный сегмент международной торговли, который преимущественно базируется на международном разделении труда, на отношениях, связанных с перемещением этих традиционных товаров за пределы национальных границ отдельных государств.

Научно-техническая революция чрезвычайно разнообразит набор товаров и услуг, предлагаемых на мировом рынке. В частности, товаром становится технология.[10]

Международные документы ООН трактуют понятие «технология» двояко: с одной стороны, как набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг; а с другой – как материализованные или овеществленные научно-технические знания (машины, оборудование и др.). Это означает известную неоднородность объектов торговли на мировом рынке технологий. Однако обычно «технология выступает на мировом рынке в виде комплекса научно- технических знаний о приемах и методах производства и также формах его организации и управления».

Опыт последних десятилетий показывает, что от уровня развития технологии в той или иной национальной экономике зависят позиции последней на мировом рынке, обусловливаемые наличием (или отсутствием) конкурентных преимуществ. Параметры конкурентных преимуществ могут существенно различаться. Так, в условиях преимущественно экстенсивного типа воспроизводства преобладают критерии издержек, цен и качества. Преимущественно интенсивному (инновационный) типу воспроизводства соответствуют иные критерии – абсолютная новизна изделий, сроки возможного развертывания их производства конкурентам. Однако в любом случае конкурентоспособность определяется инновационностью, различны лишь формы ее проявления: постепенное улучшение потребительских свойств продукции или переход к новым поколениям техники; расширение перечня ее типов в рамках единства их системного качества.

Современная экономика становится все более инновационной, то есть растет степень ее способности генерировать и усваивать новое знание и технологию вследствие роста скорости распространения и интенсивности внутринационального и международного потока знаний и технологий, осуществляемых посредством взаимодействия субъектов национальной и мировой экономики.

Технологический ресурс ныне ученые рассматривают как полноценный производственный ресурс или экономический фактор производства наряду с традиционными. Процесс доведения технологии-идеи до стадии коммерческой реализации, когда технология-товар становится востребованным на рынке, называют инновационной деятельностью.

Технологический ресурс той или иной страны может быть охарактеризован, как видно из табл.1, по многим позициям.

Таблица 1. Некоторые характеристики технологического ресурса России и других стран 1995 г. (экспертные рейтинговые оценки)

                          Россия              Польша              Китай              США              Германия              Япония

1.Уровень технологического развития.              44              40              31              1              5              2

 

2.Уровень развития информационных технологий.              41              44              45              1              18              9

 

3.Коммерциализация исследований.              45              42              39              1              15              4

 

4.Собственные нововведения.              36              34              13              1              5              10

 

5.Собственные известные торговые марки.              52              45              44              1              4              2

6.Лицензирование иностранной технологии.              51              41              32              28              35              16

7.Технологический трансфер посредством прямых иностранных инвестиций.              50              23              30              27              49              47

8.Усвоение новой технологии.              53              52              42              2              20              1

 

Особенности услуг как объекта торговли.

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.

Процесс мирового хозяйства во второй половине XX века неразрывно связан с развитием международного разделения труда, глобализацией и регионализацией мировой экономики. Зрелость мирового рынка товара, степень его насыщенности во многом обусловили рост спроса на услуги, что вызвало интенсивное развитие международной торговли услугами, а также обусловило формирование мирового рынка услуг.

Под услугой принято понимать такую деятельность, которая может не воплощаться в материальном продукте, но всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает потребитель.

Специфика экономических отношений по поводу купли-продажи услуг заключается в непосредственной связи между производителем и потребителем. Услуга удовлетворяет индивидуальную потребность в данном, определенном виде труда. Вследствие того, что услуги производятся на заранее известный контингент потребителей, перепроизводства услуг быть не может.

Качество услуги, в отличие от качества товара, может быть переменчивым и различаться существенным образом в зависимости от условий ее производства и потребления, времени производства услуги, уровня квалификации производителя и т.д.

Для обеспечения качества услуг фирмы выделяют средства на обучение и привлечение по-настоящему хороших специалистов. Авиакомпании, банки и отели, как свидетельствует мировая практика, тратят значительные суммы на обучение своих служащих искусству оказания добротных услуг. Кроме того, поставщики услуг отслеживают степень удовлетворенности клиентуры посредством опросов, проведения контрольных покупок и т.д. для выявления случаев неудовлетворительного обслуживания и исправления ситуации.

Международная торговля услугами встречает больше различных барьеров в сравнении с торговлей товарами; некоторые виды услуг вообще не могут экспортироваться, например, коммунальные или бытовые.

Подходы к классификации услуг.

Понятие «услуга» включает в себя комплекс многообразных видов экономической деятельности человека, обусловливая существование различных вариантов классификаций услуг.

Международной практикой определены следующие 12 секторов услуг, которые, в свою очередь, включают в себя 155 подсекторов:

      коммерческие услуги;

      услуги почт и связи;

      строительные работы и сооружения;

      торговые услуги;

      услуги в сфере образования;

      услуги по охране окружающей среды;

      услуги в области финансового посредничества;

Информация о работе Структура и особенности мирового рынка товаров и услуг