Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 23:50, курсовая работа
В соответствии с поставленной целью, были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и функции инфраструктуры рынка
2) рассмотреть различные классификации рыночной инфраструктуры
3) рассмотреть понятие рынка товаров
4) рассмотреть понятие рынка услуг
5) рассмотреть понятие инфраструктуры рынка товаров и услуг и определить её составляющие
Введение 3
1. Сущность и особенности рынка товаров и услуг
1.1. Понятие «рынка товаров и услуг»
1.2. Особенности рынка услуг
2. Общая характеристика рыночной инфраструктуры
2.1.Инфраструктура рынка
2.2 Роль инфраструктуры рынка в рыночной экономике
2.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры……….
2.4 Понятие «инфраструктура рынка товаров и услуг». Её составляющие….
Заключение
Список литературы………………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ)»
Факультет экономики и управления
Кафедра
экономической теории
Курсовая работа
по дисциплине: «Микроэкономика»
на тему:
«Инфраструктура
рынка товаров и услуг»
Выполнил студент
1 курса
Группа: ГБЭ-2-10
Дневное отделение
Факультет
экономики и управления
Руководитель:
доцент к.э.н.,
Москва
2010
Оглавление
Введение 3
1. Сущность и особенности рынка товаров и услуг
1.1. Понятие «рынка товаров и услуг»
1.2. Особенности рынка услуг
2. Общая характеристика рыночной инфраструктуры
2.1.Инфраструктура рынка
2.2 Роль инфраструктуры рынка в рыночной экономике
2.3 Роль государства
в формировании рыночной
2.4 Понятие «инфраструктура рынка товаров и услуг». Её составляющие….
Заключение
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Темой моей курсовой работы является инфраструктура рынка товаров и услуг. Характеристику рынка, как совокупность актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру.
Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка и ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для нормального обеспечения процессов товародвижения, которое в свою очередь удовлетворяет потребности населения.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система наиболее эффективна и гибка для решения основных экономических проблем.
В России переход к рыночным отношениям еще не закончен, многие рыночные механизмы и законы еще не сформировались, действуют не в полную силу. Чтобы завершить этот процесс, прийти к стабильному, урегулированному рынку, необходимо изучать существующие рыночные институты, историю их возникновения, их недостатки, вырабатывать рекомендации по улучшению их. Целью моей работы является - рассмотрение инфраструктуры рынка товаров услуг и оценка их эффективности.
В соответствии с поставленной целью, были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и функции инфраструктуры рынка
2) рассмотреть
различные классификации
3) рассмотреть понятие рынка товаров
4) рассмотреть понятие рынка услуг
5) рассмотреть
понятие инфраструктуры рынка товаров
и услуг и определить её составляющие
В повседневной жизни часто встречаем слово «рынок». Рынок - место купли и продажи товаров. Это самое простое, но и самое поверхностное понимание рынка. Но в научной жизни рынок- это отношения между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками) по поводу обмена всей массы произведенных товаров и услуг. Обмен товарами происходит на основе эквивалентности, т. е. равноценности. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров. Границы рынка в общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.
Итак, основой рынка является товарное производство.
Рынок имеет свою классификацию:
1)По
объектам приложения различают:
строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы и т.д.
2)В
пространственном отношении
3)По механизму функционирования различают: свободный,
монополизированный, государственно-регулируемый и планово-
регулируемый рынки.
4)По
уровню насыщенности различают:
структуре), дефицитный и избыточный.
В данной работе я буду рассматривать лишь два вида рынков: рынок товаров и рынок услуг.
1.1 Рынок товаров и услуг
Для того, что бы дать определение рынку товаров и услуг надо разобраться, что же такое товары и услуги.
Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие - либо потребности человека.
Товар
– это специфическое
Рынок товаров и услуг - это
организованная структура,
Данный рынок является центральным звеном обшей системы взаимосвязанных рынков. Результаты его функционирования оказывают влияние на функционирование других рынков, во многом определяют состояние других рынков и, следовательно, общее экономическое равновесие. Рынок потребительских товаров, занимает в экономике центральное место как жизнеобеспечивающий элемент всего рыночного механизма. Торговля, воздействуя на производство через систему заказов, сделок, договоров, перемещая товары от производителя к потребителю через торговую сеть, удовлетворяет потребности как торговых и производственных предприятий, так и населения, поскольку товар является средством удовлетворения потребностей, а потребность - движущая сила в экономике и побудительный мотив экономической деятельности.
Рынок
потребительских товаров и
а) товаров кратковременного пользования ( таких как хлеб, молоко , сигареты, жвачка и др.)
б)
товаров долговременного
в) предметы роскоши
г) социальной инфраструктуры, или потребительских услуг ( образование, здравоохранение, бытовые услуги и др.)
(Носова
С.С. Экономическая
теория: Учебник для
вузов.М. Кнорус, 2010г
с.72-74,408-414)
Так же рынком товаров
Значение и функции рынка товаров и услуг:
2.Получение дохода предпринимательским сектором;
3.Создание общественных благ;
4.На нем потребляется основная часть валового национального продукта.
Определяющей характеристикой данного рынка является переход продукции из собственности производителя в собственность потребителя.
Рынок товаров и услуг делится на:
а) рынок потребительских товаров и услуг;
б) рынок средств производства;
в)
рынок правительственных
Рынок потребительских товаров - это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:
1)
путем развития
2) путем поддержания малых и средних предприятий.
3)
налоговое и кредитное
4) переход к свободному ценообразованию на большинство товаров.
5)
постепенная отмена
6)
радикальный пересмотр
Формирование этого рынка осуществляется на основе 2-х законов России: «О защите потребительского рынка» от 20.12.91г. «О защите потребителей» от 26.06.91г.
1.2 Особенности рынка услуг
Рынок
услуг - это относительно обособленная
подсистема рыночных отношений, выполняющая
функцию обеспечения
По своей сути, рынок услуг, развивающийся по законам рыночной экономики, является разновидностью товарного рынка и вместе с этим, имеет ряд специфических черт, что обуславливает особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.
Особенности рынка услуг видятся, прежде всего:
1) в высокой динамичности рыночных процессов (цель - непосредственное удовлетворение потребностей человека);
2) в территориальной сегментации (Формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком);
3) в высокой скорости оборота капитала ;
4) в высокой чувствительности к изменению рыночной конъюнктуры (Свойство, обусловленное невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также временным и пространственным совпадением их производства и потребления);
5) в специфике организации производства услуг (Обладая большей мобильностью малые и средние предприятия, являющиеся продуцента ми услуг, имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения конъюнктуры);
6) в специфике процесса оказания услуг (Личный контакт производителя и потребителя, с одной стороны, создает условия для расширения коммуникативных связей, а с другой – увеличивает требования к профессионально квалификационным качествам, опыту, этике и общей культуре производителя);