Статистика рынка товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе я буду рассматривать статистику конъюнктуры рынка: анализ потенциала рынка, анализ пропорциональности развития рынка, анализ тенденций развития, колебания и цикличности рынка; а также, анализируя рынок картофеля, строить регрессионную зависимость.

Оглавление

Введение
1. Анализ потенциала рынка.Анализ пропорциональности развития рынка.Анализ тенденций развития, колебаний и цикличности рынка.
2. Монографический анализ конъюнктуры и динамики товарооборота рынка картофеля.
3. Регрессионный анализ конъюнктуры и динамики товарооборота рынка картофеля.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Статистика рынка к р.doc

— 413.50 Кб (Скачать)

 

 

Факультет Экономический

Кафедра «Агробизнеса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семестровая работа по

Статистике  рынка товаров и услуг

 

 

 

 

 

 

 

 

         Студент                           

          Группа  351                                                                        

   

        

                                   Преподаватель                 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2013 г.

 

Содержание

 

          Введение

  1. Анализ потенциала рынка.Анализ пропорциональности развития рынка.Анализ тенденций развития, колебаний и цикличности рынка.
  2. Монографический анализ конъюнктуры  и динамики товарооборота рынка картофеля.
  3. Регрессионный анализ конъюнктуры  и динамики товарооборота рынка картофеля.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В данной работе я буду рассматривать статистику конъюнктуры рынка: анализ потенциала рынка, анализ пропорциональности развития рынка, анализ тенденций развития, колебания и цикличности рынка; а также, анализируя рынок картофеля, строить регрессионную зависимость.

Стратегические цели конъюнктурного анализа, вытекающие из общей статистики рынка, требует выявления и моделирования закономерностей действия рыночного механизма. Это необходимо для обеспечения предсказуемости развития рынка и для обоснования социально-экономических рычагов регулирования рыночных процессов. Оперативно-функциональные задачи оценки и анализа сложившейся ситуации ориентированы на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетингового менеджмента.

               Цель моей работы - научиться производить статистические исследования рынка товаров и услуг на примере рынка картофеля и изучить анализ статистики конъюнктуры рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ потенциала  рынка. Анализ пропорциональности  развития рынка. Анализ тенденций  развития, колебаний и цикличности рынка.

 1.1. Анализ потенциала рынка.

       Потенциал рынка - третья подсистема, которая характеризует исключительно важное рыночное явление, являющееся базой первой подсистемы. Первый из двух макропоказателей, образующих потенциал рынка, -производственный потенциал, который в конечном итоге обеспечивает объем товарного предложения, складывается из поступления товаров от отечественных производственных предприятий, закупок импортных товаров и товарных запасов (резервов). Производственный потенциал зависит от производственных мощностей и средств на импортную закупку товаров. Товарные запасы играют роль страхового резерва. Производственный потенциал-не обязательно соответствует предложению, потенциал может быть не полностью востребован. Второй макропоказатель третьей подсистемы отражает не менее важное полярное явление рынка — потребительский потенциал, который проявляется в форме емкости рынка, т.е. объема товарной массы, которая потребуется рынку для удовлетворения его потребностей.

1.2. Анализ пропорциональности развития рынка.

        Объединяет показатели функционирования рыночного механизма и пропорциональности развития рынка. И нацелен на характеристику наиболее важной точки рыночного механизма — сбалансированность рынка, соотношение спроса и предложения. Ясно, что подсистема сбалансированности рынка должна отражать как самостоятельные показатели товарное предложение и покупательский механизм, а также показатели, характеризующие их реакцию на «внешние раздражители», в частности маркетинговую деятельность (так называемую эластичность предложения и спроса). Показатели соотношения спроса и предложения образуют главную подсистему второго субблока, отражающего основную пропорцию развития рынка, остальные подсистемы направлены на характеристику других показателей пропорциональности рынка. Мы также включили в этот субблок показатели рыночного/коммерческого риска, поскольку вероятность потерпеть неудачу на рынке во многом зависит от рыночной ситуации, определяемой степенью сбалансированности рынка.

1.3. Анализ тенденций развития рынка

Для конъюнктурного анализа важным признаком  рыночной ситуации служит характеристика развития рынка во времени. Рынок, как мы уже указывали, явление динамическое; он непрерывно изменяется, и время выступает в качестве абсциссы экономической кривой, отражающей тенденции развития рынка.

Тенденция развития рынка — экономическое и статистическое понятие, характеризующее закономерность изменения его основных параметров во времени.

Тенденции развития рынка определяются на основе анализа изменения основных своих параметров (поставки, продажи, цен, товарных запасов). Термин тенденция происходит от лат.tendere — направляться, стремиться. Визуально рассматриваются динамические ряды темпов роста или их графические изображения (диаграммы), и на этой основе дается описательная характеристика тенденций. Иногда используется так называемый метод технического сглаживания уровней динамического ряда. Фактические данные (эмпирические уровни) наносятся на график, а после этого проводится линия, на глаз осредняющая всё колебания. Такой метод широко применяется в анализе биржевой конъюнктуры, когда требуются моментальные выводы о тенденции развития рынка. Применяется еще достаточно простой, но не очень точный метод, известный в теории статистики как метод механического сглаживания, сущность которого будет рассмотрена в анализе сезонных колебаний.

Более надежный способ выявления основной тенденции  развития рынка заключается в построении и графическом изображении трендовых моделей (так называемый метод статистического, или аналитического, выравнивания). Их суть заключается в погашении случайных отклонений от линии, усредняющей фактические данные и выражающей графически и математически главную тенденцию развития.

Тренд — графическое или математическое выражение закономерности динамического развития, т.е. отражение основной тенденции изменений изучаемого явления.

             Данный метод имеет то преимущество, что определяет не только вектор, но и среднюю скорость развития, а также его характер: ускорение (степенная и показательная кривые, парабола n-го порядка), рост с замедлением (полулогарифмическая кривая), спад с замедлением (гипербола), равномерное развитие (прямая) и т.д. Сущность данного метода заключается в том, что изменение явления (например, продажа товара) рассматривается как функция времени:

yt=f(t), 


где t — номер уровня (периода, даты) динамического ряда.

Для построения трендовых моделей используются уравнения, отбираемые по минимуму остаточной дисперсии.

Для расчета параметров трендовых моделей используются стандартные компьютерные программы, а для линейных и линеаризированных моделей можно использовать систему нормальных уравнений. Однако практически использовать систему нормальных уравнений можно только ограниченно: для моделей, построенных по функции не более чем второго порядка. В противном случае придется решать больше трех уравнений. Расчет можно упростить, если использовать следующие формулы сумм значений t с первой по четвертую степень.

Анализ  тенденций и колеблемости рынка достаточно трудоемкий процесс, требующий сбора соответствующей информации, построения динамических рядов, статистических расчетов (как правило, с использованием компьютерной технологии). Для оперативных Целей, наряду с уже упоминавшимся графическим (техническим) методом характеристики тенденций и устойчивости рынка и методами механического сглаживания, также не требующими сложных расчетов, рекомендуется использовать специфический конъюнктурный метод тестирования.

В конъюнктурном тесте используются три группы величин 
(переменных):

  • инструментальные переменные- зависимые от деятельности предприятий, планируемые самими предприятиями;
  • переменные ожидания-зависимые не от предприятий, а от внешних факторов;
  • совокупные переменные-зависимые как от действий предприятий, так и от внешних факторов.

В практике конъюнктурного анализа получили большое распространение тенденциальные опросы, являющиеся по существу вариантом экспертного исследования. Именно на их основе разрабатываются конъюнктурные тесты, которые представляют собой средние арифметические из трех возможных оценок сложившейся тенденции развития рынка: рост (подъем), стабильность, понижение (спад), каждой из которых присваивается соответствующий балл. В результате дается обобщающая оценка тенденций развития рынка.

Не менее  важна характеристика колеблемости рынка в статике, в территориально-экономическом пространстве. Например, вариация цен по предприятиям, выступающим со своими товарами на рынке. Сильные колебания, в частности, могут указывать на проявления ценовой конкуренции или на неустойчивость рыночной ситуации, часто обусловленную дифференциацией спроса. Так, в пределах одного и того же города наиболее высокие цены обычно отмечаются в центре города; в «спальных» районах цены, как правило, ниже; самые низкие цены складываются в производственных зонах.

В зависимости  от распределения предприятий дается оценка степени различий рыночных параметров: чем больше доля средней группы, тем устойчивее рынок. Например, низкие цены были отмечены всего в 14% предприятий, высокие - в 18%, а в остальных предприятиях цены были на среднем уровне. Это означает, что рынок достаточно равномерен. Другое дело, если каждая группа занимает в совокупности значительное место. Например, низкий уровень цен отмечался в 25% предприятий, средний - в 27% и высокий - в 48%.

Если в первом случае всего в трети предприятий  цены отклонялись от среднего уровня, то во втором примере средняя по ценам группа предприятий уже не преобладает над другими, которые занимают значительное место в совокупности. Это указывает на существенную неравномерность в состоянии рынка (по данному параметру).

Формализованные оценки колеблемости показателей рынка  в статике, в частности в географическом или экономическом пространстве (по регионам или по конкурирующим фирмам, или по собственным предприятиям — торговым единицам и т.п.) осуществляются с помощью следующей формулы:

V= а *100 /y

где V - коэффициент вариации (стандартизованный в процентах к среднему уровню по территории или по предприятиям);

а - среднеквадратическое отклонение.

В тех  случаях, когда взвешивание невозможно осуществить или когда структура более или менее однородна, допустимо прибегать  к косвенным характеристикам (например, использовать показатели размерности, в регионах - численность населения, в предприятиях - торговую площадь, число работающих и т.п.) или, в крайнем случае, использовать невзвешенные средние.

1.4. Анализ цикличности рынка

Изучая  тенденции развития рынка как  за год, так и за более длительный период, можно заметить, что изменения параметров рынка происходят как бы волнообразно, т.е. проявляется повторяемость тенденций развития. Явление это носит название цикличности. Это явление обусловлено как внешними факторами, так и глубинными внутренними свойствами рынка. Различаются внутригодовая, сезонная цикличность, или сезонность, и многолетняя экономическая цикличность, отражающая закономерности действия рыночного механизма.

Цикличность рынка — регулярно повторяющиеся во времени изменения уровня, вектора, скорости и характера его развития.

Малая, или внутригодовая, цикличность  обычно носит сезонный характер и более или менее совпадает с климатическими сезонами. Сезонные колебания рынка обусловлены сезонностью сельскохозяйственного производства, сезонно-климатическими изменениями потребностей, вакационными периодами и т.п.

Сезонность  на рынке — внутригодовые постоянно  повторяющиеся колебания спроса и предложения.

Сезонность - явление сложное и по своим  последствиям противоречивое. Появление на рынке сельскохозяйственных продуктов нового урожая обуславливает пик сезонных колебаний продажи и цен (с противоположными векторами изменений) в осенне-летний период. Ему соответствует и сезонный подъем спроса. Однако современные сельскохозяйственные и складские технологии позволяют выращивать и хранить овощи и фрукты в течение всего года. Это несколько сглаживает сезонные колебания (естественно, цена таких продуктов значительно выше, чем в период массового урожая). Сглаживает размах сезонности еще и импортная политика, в частности завоз в зимние месяцы из стран с благоприятным климатом для овощей и фруктов. Таким образом, в значительной мере сезонность-проявление действия рыночного механизма, сбалансированности спроса и предложения.

               Сезонные колебания спроса и предложения охватывают далеко не все товары, но для многих из них характерен значительный размах сезонных колебаний. Следует иметь в виду, что сезонность различных товаров (и сельскохозяйственного, и промышленного происхождения) имеет свои особенности. Это создает ряд организационно-технологических и экономических проблем: образование сезонных товарных запасов, неравномерность нагрузки на работников торговли и торговое оборудование, простои транспортных средств и т.д. Спады спроса и предложения чередуются с подъемами, и этот процесс происходит каждый год.

Для оценки сезонных изменений используются различные статистические приемы. Как  правило, исключаются случайные колебания и тем самым выявляется сезонная составляющая. Чаще всего в этих целях используют среднемесячные или среднеквартальные данные за несколько лет, обычно 3 — 5 лет. Используется следующая формула простой средней арифметической, отражающая средний месячный уровень (i-го месяца) за три года:

yi=yi1+yi2+yi3/3

где yi1+yi2+yi3 - месячные уровни (например, майские) за три года (например, 1998,1999,2000гг.)

Простейшим  способом выявления сезонных колебаний  служит расчет индекса сезонности (iсеэ), отношение каждого уровня (месячного или квартального) к соответствующей средней величине, исчисленной за год или за несколько лет.

Информация о работе Статистика рынка товаров и услуг