Инфраструктура рынка товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с поставленной целью, были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть понятие и функции инфраструктуры рынка

2) рассмотреть различные классификации рыночной инфраструктуры

3) рассмотреть понятие рынка товаров

4) рассмотреть понятие рынка услуг

5) рассмотреть понятие инфраструктуры рынка товаров и услуг и определить её составляющие

Оглавление

Введение 3

1. Сущность и особенности рынка товаров и услуг

1.1. Понятие «рынка товаров и услуг»

1.2. Особенности рынка услуг

2. Общая характеристика рыночной инфраструктуры

2.1.Инфраструктура рынка

2.2 Роль инфраструктуры рынка в рыночной экономике

2.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры……….

2.4 Понятие «инфраструктура рынка товаров и услуг». Её составляющие….

Заключение

Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

    2) повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

    3) организационное оформление рыночных  отношений;

    4) облегчение форм юридического  и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

    5)подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

    (Основы экономической теории: Учебник/С.В. Мочерный, В.К. Симоненко, В.В. Секретарюк, А.А. Устенко; Под общ. ред. С.В. Мочерного. — К.: О-во «Знания», КОО, 2000. с.210-212,)

    2.2 Роль инфраструктуры рынка в рыночной экономике

     Для начала, что же такое рыночная экономика?

     Рыночная  экономика - форма экономической  организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.
     Рыночная  экономика - экономика, основанная на принципах: а)свободного предпринимательства;
     б) многообразия форм собственности на средства производства; - рыночного ценообразования;
     в) договорных отношений между хозяйствующими субъектами;
     г) ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

     Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое - рыночную экономику. Рыночной экономике необходима инфраструктура.

     В рыночной экономике инфраструктура выполняет следующие функции:

     1. Регулирующая функция - самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

     Важную  роль в рыночном регулировании имеет  соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена- это сигнал к сокращению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

     2. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно - технического прогресса и на его основе - интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.

     3. Ценообразующая (или эквивалентная) функция - это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

     4. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

     5. Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

     6. Оздоравливающая функция как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности (доходности) своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и наказываются «банкротством». И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.

     К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры в рыночной экономике относятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские); аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в том числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи; жилищно-коммунальное хозяйство. С известной долей условности к институтам общего характера можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т. п. Характер этой части институтов инфраструктуры делает возможным не только их военное использование государством в случае необходимости (отсюда – заинтересованность государства в их развитии), но и их приватизацию или коммерческой использование государством.

(Экономическая  теория :  учебное пособие/  под общей редакцией  академика В. И. Видяпина, академика Г. П. Журавлевой. – М.:

           ИНФРА – М, 2003г. стр.96-99)

     2.3 Роль государства  в формировании  рыночной инфраструктуры.

Чаще  всего, создание условий для развития рыночной инфраструктуры, без

   которой рынок не может существовать, во многом зависит от государства.   Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для

   соперничества предпринимателей, для  эффективной конкуренции, за

   ограничение власти монополий.  Оно также заботится о производстве

   достаточного количества общественных  товаров и услуг, так как  рыночный

   механизм не в состоянии должным  образом удовлетворять коллективные

   потребности людей. 

   Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться социально неимущих слоях населения. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо  потому, что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом  государство реализует политические и социально-экономические

   принципы данного сообщества  граждан. 

Роль государства  в рыночной экономике проявляется  через следующие

   важнейшие  функции: 

   а) создание  правовой основы для принятия  экономических решений.

   Государство  разрабатывает и принимает законы, регулирующие

   предпринимательскую  деятельность, определяет права  и обязанности граждан; 

   б) стабилизация  экономики. Правительство использует  бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты; 

   в) социально-ориентированное  распределение ресурсов. Государство

   организует  производство товаров и услуг, которым не занимается частный

   сектор. Оно создает условия для развития  сельского хозяйства, связи,

   транспорта, определяет расходы на оборону,  на науку, формирует программы  развития образования, здравоохранения  и т. д.; 
 

   г) обеспечение  социальной защиты и социальной гарантии. Государство

   гарантирует  минимум заработной платы, пенсии  по старости, инвалидности, пособие  по безработице, различные виды  помощи малоимущим и т. д. 

2.4 Понятие «инфраструктура  рынка товаров  и услуг». Её составляющие.

         Инфраструктура рынка товаров и услуг - это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих рынок товаров и услуг и обеспечивающих его функционирование, например, торговое законодательство, законы о рекламе, законодательство о защите прав потребителя, предприятия розничной торговли, товарные биржи. Эта часть инфраструктуры охватывает огромное экономическое пространство между производителями и потребителями; ее функционирование обеспечивает регулирование сбыта и обслуживание потребителей. Эта инфраструктура реагирует  на сигналы, идущие от спроса, и обеспечивает равновесие на товарном рынке.

Инфраструктура  рынка товаров и услуг включает следующие элементы:  
·        1)торговое законодательство;  
·        2)законы о рекламе;  
·        3)законодательство о защите прав потребителя;  
·        4)санитарно-гигиенические нормы;  
·        5)предприятия оптовой торговли;  
·        6)предприятия розничной торговли;  
·        7)товарные биржи;  
·        8)транспортные предприятия;  
·        9)складское хозяйство;  
·        10)консалтинговые фирмы;  
·        11)рекламные агентства;  
·        12)информационные периодические издания.

Реклама является одним из важнейших элементов  инфраструктуры рынка товаров и  услуг.

Но важно знать, что рекламой не является любая информация о товаре, хотя она и может содействовать реализации товаров. Рекламой является предпочтительная информация, которая показывает достоинства товара и  

специально ориентирована  на содействие его реализации. Эту функцию выполняет часто пропаганда - статьи о товаре и другие сведения в средствах массовой информации. Существуют различные способы рекламы: упаковка товаров, этикетки, витрины, печатные средства (плакаты, каталоги, проспекты, буклеты, листовки, почтовые марки, товарные чеки, закладки для книг, рекламные письма потенциальным покупателям и т.п.). Все это может быть на различных типах носителей информации: бумажных, звуковых, световых, электронных, теле- и видео. Компьютеризация привела к возникновению новых форм рекламы, например спам – навязчивой, несанкционированной рекламы в сети Интернет. К услугам рекламных агентств прибегают даже фирмы, имеющие даже собственные рекламные отделы.

       Важнейшим элементом современной инфраструктуры рынка товаров и услуг являются информационные сети и потоки, а также институты, включающие в себя  средства массовой информации, сети Internet, информационный и рекламный бизнес, благодаря которым она может существовать как единое целое, не только направляя функционирование рыночной экономики, но и содействуя оптимизации движения товарно-денежных потоков.

Вне информационной составляющей рыночная инфраструктура не может существовать, поэтому рассмотрим такое явление, как информационная инфраструктура рынка товаров и  услуг.

Под информационной инфраструктурой рынка товаров и услуг понимается совокупность средств коммуникаций, методического и программного обеспечения, технологий, информационных баз данных, вычислительной техники, осуществляющих связь с большими информационными системами, реализацию вспомогательных видов деятельности, а также обработку данных, их анализ с целью обеспечения необходимой информацией органов исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровне, предприятий и организаций для оценки спроса и предложения потребительских товаров и услуг на различных территориальных рынках, включая все формы торговли.  
Информационная инфраструктура рынка товаров и услуг должна обеспечивать в первую очередь доступность и достоверность информации, отражать территориальные различия, содержать статистические характеристики в динамике, постоянно поддерживать информацию в актуальном состоянии.

Основными факторами, влияющими на развитие информационной инфраструктуры рынка товаров и  услуг, являются:

    1)рост числа потенциальных пользователей коммерческой информации;

    2)превращение информации в товар; создание новых поколений ЭВМ, в том числе, персональных;

    3)развитие электронных сетей;

    4) наличие большого количества пакетов прикладных программ.

    Информационная  составляющая выполняет важную роль – она обеспечивает связь между рыночной инфраструктуры и внешней средой, каковой для нее выступает вся остальная часть экономической системы. 
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение

Таким образом, рынок товаров и услуг нацелен на связь сферы производства со сферой потребления и ориентирует производство на удовлетворение нужд потребителей. Инфраструктура рынка товаров и услуг должна создавать

Информация о работе Инфраструктура рынка товаров и услуг