Рынок товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Инфраструктура рынка – это система специализированных институтов и организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков. Классификация субъектов рыночной инфраструктуры зависит от функциональной структуры рынков.

Оглавление

1. Субъекты и инфраструктура товарного рынка
1.1. Товар и его свойства
1.2. Макроэкономическое равновесие товарного рынка
1.3. Параметры товарного рынка
1.4. Виды торговли
2. Законодательное регулирование деятельности товарных бирж
2.1. Раздел I. Общие положения
2.2. Раздел II. Учреждение, организация и порядок прекращения деятельности товарной
2.3. Раздел IV. Государственное регулирование деятельности товарных бирж
3. Товарные биржи в России
4. Заключение
5. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 50.43 Кб (Скачать)

  Федеральное государственное учреждение

Профессионального высшего образования

«Краснодарский  Государственный Университет 

Культуры  и Искусств»

Кафедра экономики и управления 

Курсовая  работа  

на тему: «Рынок товаров» 
 
 
 
 

                  Выполнила:

                  Жукова  О. В.

                  Студент 3 курса МО ОЗО

                  факультет: экономики и управления

                  Проверила:

                  Басамыгина И. Н. 
                   
                   

Краснодар, 2009

  Содержание 
 

1. Субъекты и инфраструктура товарного рынка

1.1. Товар и его свойства

1.2. Макроэкономическое равновесие товарного рынка

1.3. Параметры товарного рынка

1.4. Виды торговли

2. Законодательное регулирование деятельности товарных бирж

2.1. Раздел I. Общие положения

2.2. Раздел II.  Учреждение, организация и порядок прекращения деятельности товарной

2.3. Раздел IV.  Государственное  регулирование деятельности  товарных бирж

3. Товарные биржи в России

4. Заключение

5. Список используемой  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Субъекты и инфраструктура товарного рынка 

     Инфраструктура рынка – это  система специализированных институтов  и организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков. Классификация субъектов рыночной инфраструктуры зависит от функциональной структуры рынков.

    В частности,  на товарном рынке  функционирует система оптовой  и розничной торговли, поэтому  предприятия торговли и выступают  в качестве главных элементов  инфраструктуры товарного рынка.

     Основные функции инфраструктуры товарного рынка заключаются в том, чтобы 1) связать друг с другом главных участников общественного производства; 2) обеспечить движение товарных потоков в отраслевом и региональном направлениях; 3) организовать заключение контактов на поставку и сбыт товаров; 4) организовать обслуживание потребителей.

     Элементы инфраструктуры товарного  рынка обладают очень важным  свойством быстро реагировать  на сигналы, идущие со стороны  спроса. Это дает возможность  рынку достаточно оперативно  справляться с возникающими диспропорциями  и дефицитами в экономике, а  значит поддерживать в ней  необходимое равновесие.

     Субъекты инфраструктуры товарного  рынка обслуживают торговлю –  сферу обращения – процесс  доведения продаваемого товара  до покупателя. Само слово торговля  происходит от слова «торг». Зачастую  торг в явном виде относительно  цены товара и не имеет места  в торговле, если господствует  цена, назначаемая продавцом.  Правда  в подобной ситуации за покупателем  остается право «проголосовать ногами», т.е. уйти, отказавшись от покупки товара по цене продавца. [5; стр.151]

     Торговля – отрасль со сложной структурой, определяемой такими параметрами, как: товарный ассортимент, организационно-правовые формы предприятий, объемы продаж, способы оплаты купленных товаров и его доставки покупателю, формы собственности на продаваемый товар, основными средствами торговых организаций, методами организации торговых процессов и управления ими. [5; стр.152] 
 

1.1. Товар и его свойства 

     Основой рыночной экономики является  товарное производство. Но! Товарное хозяйство возникло раньше рыночного и существовало несколько столетий до его утверждения.  Более того, товарно-денежные отношения имелись и в административно-командной системе.

     Поэтому следует признать, что  понятия «товарное производство»  более широкое, чем «рыночная  экономика» [1;стр.8]

     Ключевой категорией товарного  производства является товар.  Товары могут носить как материальный, так и не материальный характер. Товар обладает двумя свойствами:

- способностью  удовлетворять какую-либо человеческую  потребность;

- способность  обмениваться на другие товары.  [1; стр.39]

     В соответствии с каждым из  этих свойств существует потребительская  и меновая стоимости.

     Потребительской стоимостью называется способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

     Любой товар имеет потребительскую  стоимость, причем не только для ее обладателя, но и для других людей, причем товаропроизводителя она интересует оттого, что связана со способностью товара быть обменянным на другой.

     Менновой стоимостью  называется способность товара обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции. [2; стр.27-28]

     Величина стоимости товара определяется  не только затратами живого  труда, но и овеществленного  труда. Определяется общественно  необходимыми затратами (существует  разная квалификация производителей) - средние условия производства, организация производства, ср. квалификация сотрудников, техническая оснащенность. Общественно необходимые затраты совпадают с индивидуальными затратами тех товаропроизводителей, которые реализуют на рынке основную долю товаров того или иного рода.  

1.2. Макроэкономическое равновесие товарного рынка 

     Для расширения производства  товаров требуется инвестиции, получение  которых возможно из нескольких  источников. Во-первых, предприниматель  вправе использовать для этих  целей часть прибыли. На принятие  им такого решения будет влиять  норма банковского процента. Если  ожидаемая предпринимателем норма  прибыли по его проекту превышает  норму банковского процента, о он будет материально заинтересован в реализации своих планов. Если же ситуация складывается иначе и норма процента превышает ожидаемую норму прибыли, то имеет смысл отказаться от проекта и вложить деньги в банк на более выгодных условиях. Следовательно, чем выше норма процента, тем ниже спрос на инвестиции.

     Во-вторых, предприниматель может  взять кредит в банке, в этом  случае связь инвестиционного  спроса с нормой процента становиться  более отчетливой. По мере повышения  процента, т.е. удорожания кредита,  инвестиции оказываются все менее выгодными. Предпринимателю приходится сравнивать возможные направления вложения заемного капитала,  выбирая наиболее прибыльные проекты. Таким образом, высокая норма процента по банковским кредитам заставляет предпринимателя воздерживаться от инвестиций, снижает инвестиционный спрос.

     В-третьих, потенциальный инвестор  может попытаться привлечь капиталы  путем выпуска облигаций своего  предприятия. Чем выше инвестиционный  спрос предприятия, реализуемый  в предложении облигаций, тем  ниже ставка процента по облигациям.

     Итак, по всем источникам получения  инвестиций есть достаточно оснований,  чтобы наиболее обобщенно сформулировать  зависимость инвестиционного спроса  от нормы процента. При любых  вариантах финансирования чем выше норма процента, тем ниже инвестиционный спрос, и наоборот.

     Одна составляющая макроэкономического  равновесия товарного рынка –  инвестиционный спрос, другая  – предложение сбережений. Спрос  на инвестиции предъявляют предприниматели,  а сбережения предлагает население,  в общем случае они не совпадают.  Производители, формируя инвестиционный  спрос, ориентируются на ожидаемые  доходы в будущем. Владельцы денежных доходов, исходя из  их величины в настоящем, распределяют свои средства на текущее потребление и сбережение, интересуясь текущими ценами на товары и услуги, нормой процента.

      Для макроэкономического равновесия  товарного рынка необходимо, чтобы  инвестиционный спрос, предъявляемый  предпринимателями, был полностью  удовлетворен предполагаемыми сбережениями. [3; стр. 119-120]

     Макроэкономического равновесия  товарного рынка весьма неустойчиво.  Возможно неравновесие как в сторону инвестиционного спроса, так и в сторону предложения сбережений. При равенстве инвестиций и сбережений по объемам требуется вмешательство государства для его поддержания. Современное рыночное хозяйство нуждается в системе аккумуляции сбережений, в проведении государством денежной и антиинфляционной политике, в устранении дефицита бюджета.

     Совместное макроэкономическое  равновесие рынков товаров и  денег дает равновесную норму  процента. Рыночная система располагает  механизмом краткосрочного действия, который в состоянии довольно  эффективно регулировать инвестиции, производство, сбережения, процентные  ставки и др. Так, под влияние  импульса инвестиций сначала  происходит всплеск хозяйственной  активности, а затем взаимодействие  рынков товаров и денег гасят  ее и стабилизируют положение. [3;127-128] 

1.3. Параметры товарного рынка 

    Для определения товарного рынка  необходимо установить следующие параметры: продуктовые границы рынка, состав продавцов и покупателей на исследуемом  товарном рынке, географические границы  рынка, объем товарных ресурсов рынка.

    В каждом конкретном случае она может  варьироваться. Так, если товарная группа определена однозначно, следует, пропустив  соответствующий этап, переходить к  определению состава покупателей  и продавцов. Возможен также пропуск  нескольких этапов. При установлении указанных выше параметров после  прохождения каждого из этапов необходима корректировка показателей, определенных на предыдущем этапе.

    Информационная  база для определения параметров товарных рынков

    В качестве источников исходной информации о рынках необходимо использовать:

    - данные государственной статистической  отчетности, характеризующие деятельность  хозяйствующих субъектов;

    - сведения о результатах хозяйственной  деятельности, полученные Государственным  комитетом по антимонопольной  политике и поддержке новых  экономических структур Российской  Федерации (далее Антимонопольный  комитет) и его территориальными  управлениями непосредственно от  хозяйствующих субъектов;

    - данные выборочных опросов покупателей,  характеризующие:

    - покупательские предпочтения;

    - критерии и барьеры взаимозаменяемости  товаров, критерии определения  географических границ товарного  рынка;

    - данные товароведческой экспертизы, подтверждающие или отрицающие  взаимозаменяемость товаров при  формировании товарных групп;

    - данные ведомственных и независимых  информационных центров и служб  о состоянии, структуре и объемах  товарных рынков, участии в товарообороте  отдельных производителей и покупателей  продукции. [6; стр.79] 

1.4. Виды торговли. 

     Торговля подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внешняя торговля характеризуется тем, что продавец и покупатель представляют разные страны, происходит замена собственника товара и денежных средств одной страны на другую.

Информация о работе Рынок товаров