Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 19:42, курсовая работа
Инфраструктура рынка – это система специализированных институтов и организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков. Классификация субъектов рыночной инфраструктуры зависит от функциональной структуры рынков.
1. Субъекты и инфраструктура товарного рынка
1.1. Товар и его свойства
1.2. Макроэкономическое равновесие товарного рынка
1.3. Параметры товарного рынка
1.4. Виды торговли
2. Законодательное регулирование деятельности товарных бирж
2.1. Раздел I. Общие положения
2.2. Раздел II. Учреждение, организация и порядок прекращения деятельности товарной
2.3. Раздел IV. Государственное регулирование деятельности товарных бирж
3. Товарные биржи в России
4. Заключение
5. Список используемой литературы
(в ред. Закона РФ от 30.04.1993 N 4919-1, Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)
Статья 35. Полномочия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков по контролю и надзору за деятельностью товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров
(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)
Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе:
(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)
отказать бирже в выдаче лицензии на организацию биржевой торговли в случае несоответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли требованиям, установленным пунктом 2 статьи 12 настоящего Закона, а также отложить выдачу этой лицензии при нарушении Положения о лицензировании товарных бирж;
аннулировать выданную бирже лицензию или приостановить ее действие, если биржа нарушает законодательство;
направить
бирже обязательное для исполнения
предписание об отмене или изменении
положений учредительных
направить биржевому посреднику обязательное для исполнения предписание о прекращении деятельности, которая противоречит законодательству;
применять
к бирже или биржевому
(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)
назначать государственного комиссара на биржу;
организовывать по согласованию с органами финансового контроля Российской Федерации аудиторские проверки деятельности бирж и биржевых посредников;
требовать
от бирж, расчетных учреждений (клиринговых
центров) и биржевых посредников
представления учетной
направлять
в суд или арбитражный суд
материалы для применения предусмотренных
законом санкций к биржам и
их членам, нарушившим законодательство,
а в случае обнаружения признаков
преступления передавать материалы
в соответствующие
Статья 36. Санкции за нарушение настоящего Закона
1. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе применить к бирже санкцию в виде приостановки действия лицензии, выданной бирже, на срок до трех месяцев в случаях нарушения положений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 3; пунктом 2 статьи 4; пунктом 3 статьи 7; пунктом 3 статьи 11; пунктами 2 (абзацы третий, четвертый и пятый) и 7 статьи 14; пунктом 2 (абзац первый) статьи 20; пунктом 1 статьи 28; пунктом 2 статьи 29; пунктом 1 статьи 31 настоящего Закона.
(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)
2. В случае, если биржа продолжает допускать нарушение положений настоящего Закона, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе аннулировать выданную бирже лицензию на организацию биржевой торговли.
(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 15.04.2006 N 47-ФЗ.
4. Полученные федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, его должностными лицами и служащими от биржи и (или) биржевого брокера, биржевого посредника и других участников биржевой торговли данные рассматриваются как конфиденциальные и не подлежащие оглашению без согласия последних.
(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)
Федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, его должностным лицам и служащим запрещается разглашать информацию о товарных биржах и (или) биржевых брокерах, биржевых посредниках и других участниках биржевой торговли, содержащую их коммерческую тайну.
(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)
5 - 6. Утратили силу. - Федеральный закон от 15.04.2006 N 47-ФЗ.
Статья 37. Государственный комиссар на товарной бирже
1.
Государственный комиссар на
бирже осуществляет
2. Государственный комиссар на бирже вправе:
присутствовать на биржевых торгах;
участвовать в общих собраниях членов биржи и в общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи с правом совещательного голоса;
знакомиться с информацией о деятельности биржи, включая все протоколы собраний и заседаний органов управления биржей и их решения, в том числе конфиденциального характера;
вносить предложения и делать представления руководству биржи;
вносить
предложения в федеральный
(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)
осуществлять контроль за исполнением решений федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.
(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)
3.
Права и обязанности
(в ред. Закона РФ от 30.04.1993 N 4919-1, Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)
4.
Государственный комиссар не
вправе принимать
Статья 38. Гарантия самоуправления товарных бирж
1.
Вмешательство государственных
органов, за исключением
(п. 1 в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)
2.
Решения федеральных органов
исполнительной власти, органов
исполнительной власти
(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также их должностные лица, деяния которых повлекли за собой неисполнение биржевых сделок и (или) нанесение ущерба сторонам сделки, несут полную ответственность и возмещают нанесенный ущерб в полном объеме, включая упущенную выгоду. Ущерб возмещается из соответствующих бюджетов.
(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)
3. ТОВАРНЫЕ БИРЖИ В РОССИИ СЕГОДНЯ
Что представляет собой современная российская биржа? Еще несколько лет назад такой вопрос был неуместен, так как бирж еще не существовало. А сегодня биржи функционируют в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Волгограде, Екатеринбурге, Рязани и в других городах.
Товарные биржи сегодня регистрируются в порядке, установленном законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" для предприятий. Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике, комитет по экономике и комитет по материально-техническому обеспечению республиканских и региональных программ выдают биржам лицензии на право биржевой деятельности, и осуществляет контроль за их деятельностью.
В принципе все созданные в России товарные биржи изначально носили универсальный характер. Тем не менее, к настоящему времени специализация по некоторым направлениям проводится или объявлена на следующих биржах:
МТБ - нефть, нефтепродукты, зерно;
РТСБ - металлы;
Тюменская и сургутская ТФБ - нефть и нефтепродукты;
Росагробиржа, Всесоюзная биржа АПК - сельхозпродукция.
Рассмотрим на примере МТБ цели и основные направления работы товарной биржи. Итак, МТБ была создана в мае 1990 г.
Учредителями
биржи является Главное управление
снабжения материалами и оборудованием
Мосгорисполкома, Ассоциация молодых
руководителей предприятий
Цели создания МТБ:
- осуществление натуральных
товарообменных операций для
привлечения в регион
- установление между участниками
МТБ хозяйственных связей
и заключение между ними
- предоставление информации, полученной
в результате биржевой
- принятие
согласованных решений по
производству и поставкам товаров
между изготовителями и
- вовлечение в рыночный
Основные направления работы МТБ:
- коммерческая торговля товарами,
предназначенными к
свободной продаже на основе
реального спроса и
- осуществление обмена товарными массами на основе курса ценности, установленного между ними;
- торговля товарными массами на СКВ;
- участие в установлении цен на продукцию, реализуемую с помощью товарной биржи.
На МТБ изменен сам тип организации торгов. Разрешен допуск в зал свободных покупателей, которые могут заключать сделки без помощи брокеров.
Кроме изменения правил проведения торгов, МТБ и РТСБ на путь более широких преобразований, создание новых структур и совершенствование устава.
МТБ увеличило свой уставной капитал, что должно привести к увеличению ответственности участников биржевой сделки и позволит решить проблему соблюдения обязательств.
РТСБ стремится перейти к западному типу функционирования биржи как бесприбыльной организации. Все доходы будут направляться на оплату текущих расходов и развитие биржевых структур. Это достаточно логичный шаг, если учесть, что те деньги, которые брокеры платят бирже как участники сделок, они позже получают как ее акционеры. Решение об отмене дивидендов к тому же позволит уменьшить отчисления от совершаемых сделок (0.2 процентов).
Растет интерес предприятий к действующим биржам. Это подтверждает и резкое увеличение цены брокерского места на биржах. Так, брокерское место на РТСБ в декабре 1990г. стоило 150 тыс.руб., а в июне 1991 г. цена составила 4.5 млн.руб. Хотя, по мнению одного из руководителей РТСБ , столь высокая цена объясняется "внешними" для биржи причинами и реальная стоимость составляет 1-1.5 млн.руб. Только на июньском аукционе РТСБ получила 150 млн. рублей от продажи акций и брокерских мест. Такая же тенденция роста цены брокерского места наблюдается на других биржах: