Рынок товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Инфраструктура рынка – это система специализированных институтов и организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков. Классификация субъектов рыночной инфраструктуры зависит от функциональной структуры рынков.

Оглавление

1. Субъекты и инфраструктура товарного рынка
1.1. Товар и его свойства
1.2. Макроэкономическое равновесие товарного рынка
1.3. Параметры товарного рынка
1.4. Виды торговли
2. Законодательное регулирование деятельности товарных бирж
2.1. Раздел I. Общие положения
2.2. Раздел II. Учреждение, организация и порядок прекращения деятельности товарной
2.3. Раздел IV. Государственное регулирование деятельности товарных бирж
3. Товарные биржи в России
4. Заключение
5. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 50.43 Кб (Скачать)

(в ред.  Закона РФ от 30.04.1993 N 4919-1, Федерального  закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)

 

    Статья 35. Полномочия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков по контролю и надзору за деятельностью  товарных бирж, биржевых посредников  и биржевых брокеров

(в ред.  Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)

 

    Федеральный орган исполнительной власти в области  финансовых рынков вправе:

(в ред.  Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)

    отказать  бирже в выдаче лицензии на организацию  биржевой торговли в случае несоответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли требованиям, установленным  пунктом 2 статьи 12 настоящего Закона, а также отложить выдачу этой лицензии при нарушении Положения о  лицензировании товарных бирж;

    аннулировать  выданную бирже лицензию или приостановить  ее действие, если биржа нарушает законодательство;

    направить бирже обязательное для исполнения предписание об отмене или изменении  положений учредительных документов, правил биржевой торговли, решений  общего собрания членов биржи и других органов управления биржей, или прекращении  деятельности, которая противоречит законодательству;

    направить биржевому посреднику обязательное для исполнения предписание о  прекращении деятельности, которая  противоречит законодательству;

    применять к бирже или биржевому посреднику соответствующие санкции в случае нарушения ими законодательства, неисполнения или несвоевременного исполнения предписаний федерального органа исполнительной власти в области  финансовых рынков;

(в ред.  Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)

    назначать государственного комиссара на биржу;

    организовывать  по согласованию с органами финансового  контроля Российской Федерации аудиторские проверки деятельности бирж и биржевых посредников;

    требовать от бирж, расчетных учреждений (клиринговых  центров) и биржевых посредников  представления учетной документации;

    направлять  в суд или арбитражный суд  материалы для применения предусмотренных  законом санкций к биржам и  их членам, нарушившим законодательство, а в случае обнаружения признаков  преступления передавать материалы  в соответствующие правоохранительные органы.

 

    Статья 36. Санкции за нарушение настоящего Закона

 

    1. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе применить к бирже санкцию в виде приостановки действия лицензии, выданной бирже, на срок до трех месяцев в случаях нарушения положений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 3; пунктом 2 статьи 4; пунктом 3 статьи 7; пунктом 3 статьи 11; пунктами 2 (абзацы третий, четвертый и пятый) и 7 статьи 14; пунктом 2 (абзац первый) статьи 20; пунктом 1 статьи 28; пунктом 2 статьи 29; пунктом 1 статьи 31 настоящего Закона.

(в ред.  Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)

    2. В случае, если биржа продолжает допускать нарушение положений настоящего Закона, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе аннулировать выданную бирже лицензию на организацию биржевой торговли.

(в ред.  Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)

    3. Утратил силу. - Федеральный закон  от 15.04.2006 N 47-ФЗ.

    4. Полученные федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, его должностными лицами и служащими от биржи и (или) биржевого брокера, биржевого посредника и других участников биржевой торговли данные рассматриваются как конфиденциальные и не подлежащие оглашению без согласия последних.

(в ред.  Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)

    Федеральному  органу исполнительной власти в области  финансовых рынков, его должностным  лицам и служащим запрещается  разглашать информацию о товарных биржах и (или) биржевых брокерах, биржевых посредниках и других участниках биржевой торговли, содержащую их коммерческую тайну.

(в ред.  Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)

    5 - 6. Утратили силу. - Федеральный закон  от 15.04.2006 N 47-ФЗ.

 

    Статья 37. Государственный комиссар на товарной бирже

 

    1. Государственный комиссар на  бирже осуществляет непосредственный  контроль за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства.

    2. Государственный комиссар на  бирже вправе:

    присутствовать  на биржевых торгах;

    участвовать в общих собраниях членов биржи  и в общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи с  правом совещательного голоса;

    знакомиться с информацией о деятельности биржи, включая все протоколы  собраний и заседаний органов  управления биржей и их решения, в  том числе конфиденциального  характера;

    вносить предложения и делать представления  руководству биржи;

    вносить предложения в федеральный орган  исполнительной власти в области  финансовых рынков;

(в ред.  Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)

    осуществлять  контроль за исполнением решений федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

(в ред.  Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)

    3. Права и обязанности государственного  комиссара определяются настоящим  Законом и положением о государственном  комиссаре, утверждаемым Правительством  Российской Федерации по представлению  федерального органа исполнительной  власти в области финансовых  рынков.

(в ред.  Закона РФ от 30.04.1993 N 4919-1, Федерального  закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)

    4. Государственный комиссар не  вправе принимать самостоятельные  решения, обязательные к исполнению.

 

    Статья 38. Гарантия самоуправления товарных бирж

 

    1. Вмешательство государственных  органов, за исключением случаев  нарушения настоящего Закона  и других актов законодательства, и органов местного самоуправления  в деятельность бирж не допускается.

(п. 1 в  ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)

    2. Решения федеральных органов  исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления, имеющие  следствием неисполнение и (или)  нанесение ущерба сторонам биржевых  сделок, признаются незаконными  в судебном порядке.

(в ред.  Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)

    Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также их должностные лица, деяния которых повлекли за собой неисполнение биржевых сделок и (или) нанесение ущерба сторонам сделки, несут полную ответственность  и возмещают нанесенный ущерб  в полном объеме, включая упущенную  выгоду. Ущерб возмещается из соответствующих  бюджетов.

(в ред.  Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)

 
 

3. ТОВАРНЫЕ БИРЖИ В РОССИИ СЕГОДНЯ

 

      Что представляет  собой современная российская биржа? Еще несколько лет  назад такой вопрос был неуместен,  так как бирж еще не существовало.  А сегодня биржи функционируют в  Москве, Санкт-Петербурге,  Нижнем Новгороде, Самаре, Волгограде, Екатеринбурге, Рязани и в других городах.

      Товарные биржи сегодня регистрируются в порядке, установленном законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" для предприятий.  Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике,  комитет по экономике и  комитет  по материально-техническому  обеспечению республиканских и региональных программ выдают биржам лицензии на право биржевой деятельности, и осуществляет контроль за их деятельностью.

      В принципе  все  созданные  в   России   товарные   биржи изначально носили универсальный характер.  Тем не менее, к настоящему времени специализация по некоторым направлениям проводится или объявлена на следующих биржах:

     МТБ - нефть, нефтепродукты, зерно;

     РТСБ - металлы;

     Тюменская и сургутская ТФБ - нефть и нефтепродукты;

     Росагробиржа, Всесоюзная биржа АПК - сельхозпродукция.

      Рассмотрим на примере МТБ цели и основные направления работы товарной  биржи.  Итак,  МТБ  была  создана в мае 1990 г.

Учредителями  биржи является Главное управление снабжения материалами и  оборудованием  Мосгорисполкома,  Ассоциация молодых  руководителей предприятий СССР, Союз строительно-монтажных кооперативов СССР, СП "Волтек", Союз центров НТТМ, малые венчурные и инновационные фирмы СССР.  Членами биржи стали более 250 крупных объединений,  предприятий и организаций страны. Уставной капитал биржи - 100 млн.рублей. Стоимость места на бирже - 250 тыс. рублей (25 тыс.долл.). Изначально МТБ действовала как биржа закрытого типа,  но  из-за  превышения  предложения  над спросом в  один  из дней недели торговля проводится с участием свободных покупателей.

Цели  создания МТБ:

        - осуществление  натуральных   товарообменных  операций для  привлечения в регион необходимых  товарных масс;

        - установление  между  участниками   МТБ  хозяйственных связей  и заключение между ними договоров  на поставку продукции;

        - предоставление информации,  полученной  в  результате биржевой деятельности  о реальных потребностях рынка;  

- принятие  согласованных  решений  по  производству  и поставкам товаров   между изготовителями и потребителями;

        - вовлечение в рыночный товарооборот  излишних запасов      продукции.

              

Основные  направления работы МТБ:

 

        - коммерческая  торговля товарами,  предназначенными к          свободной продаже на основе  реального спроса и предложения;

        - осуществление обмена  товарными   массами  на  основе курса  ценности, установленного между  ними;

        - торговля товарными массами  на СКВ;

        - участие в установлении цен  на продукцию, реализуемую с  помощью товарной биржи.

         

       На МТБ  изменен сам тип  организации торгов.  Разрешен  допуск в зал  свободных   покупателей,  которые  могут   заключать сделки без помощи  брокеров.

      Кроме изменения правил проведения торгов,  МТБ и РТСБ  на путь более  широких преобразований,  создание новых структур и совершенствование устава.

      МТБ увеличило свой уставной капитал,  что должно привести к увеличению ответственности участников биржевой сделки и позволит решить проблему соблюдения обязательств.

      РТСБ  стремится перейти к западному  типу функционирования биржи как бесприбыльной организации.  Все доходы будут направляться на оплату текущих расходов и развитие биржевых структур. Это достаточно логичный шаг, если учесть, что те деньги, которые брокеры платят бирже как участники сделок, они позже получают как ее акционеры.  Решение об отмене дивидендов к тому же позволит  уменьшить отчисления от совершаемых сделок (0.2 процентов).

      Растет интерес  предприятий  к  действующим  биржам.  Это подтверждает и  резкое  увеличение  цены  брокерского места на биржах. Так,  брокерское место на РТСБ в декабре 1990г. стоило 150 тыс.руб., а в июне 1991 г. цена составила 4.5 млн.руб. Хотя, по мнению одного из руководителей РТСБ , столь высокая цена объясняется "внешними" для биржи причинами и реальная стоимость составляет 1-1.5 млн.руб.  Только на  июньском  аукционе РТСБ получила  150  млн.  рублей от продажи акций и брокерских мест. Такая же  тенденция роста цены брокерского места наблюдается на других биржах:

Информация о работе Рынок товаров