Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 13:47, контрольная работа
Главным внешним признаком существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами.
Мировой рынок товаров и услуг - это важный сегмент международной торговли, который преимущественно базируется на международном разделении труда, на отношениях, связанных с перемещением этих традиционных товаров за пределы национальных границ отдельных государств.
Введение ……………………………………………………………..3
1. Сущность мирового рынка товаров и услуг………………...5
2. Особенности и структура современного мирового рынка...12
2.1. Особенности мирового рынка товаров и услуг…………….12
2.2. Структура мирового рынка товаров и услуг……………….17
Заключение …………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………
Изменение конкурентоспособности товара имеет ряд последствий, в частности, изменение структуры и направленности товарных потоков в мировой экономике, а также коррекция роли и «веса» тех или иных стран. Например, в последние десятилетия в мировом экспорте значительно укрепились позиции новых индустриальных стран и Китая, удельный вес США, напротив, заметно сократился.
Если внешняя торговля представляет собой торговлю одной страны с другими странами, состоящую из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров и услуг, то международная торговля – это совокупность внешней торговли стран мира.[1]
2.2. Структура мирового рынка товаров и услуг.
Внешнюю и международную торговлю характеризуют такие важнейшие показатели, как общий объем (товарооборот), товарная структура, географическая структура.[7]
ХХ век был отмечен более высоким ростом мирового экспорта в сравнении с темпами роста мирового ВВП или объемом промышленного производства. Так, если среднегодовой прирост ВВП составлял 3%, то мирового экспорта, соответственно, 4,5-5%. При этом динамика мировой торговли в отдельных странах и регионах была различной, о чем свидетельствуют данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Динамика физического объема мировой торговли, % к 1980 г.*Страны, регионы 1970 1990 1999
Экспорт
Мир в целом 61 154 289
Промышленно развитые, в том числе 54 153 242
США 51 131 227
ЕС 56 154 240
Япония 40 162 191
Развивающиеся 77 154 351
Импорт
Мир в целом 59 162 273
Промышленно развитые, в том числе 62 160 265
США 64 182 375
ЕС 60 158 148
Япония 65 175 263
Развивающиеся 48 161 303 [12]
Товарная структура мирового экспорта претерпевает существенные изменения (смотри таблицу 2).
Таблица 2. Товарная структура мирового экспорта по основным группам товаров, %.**Товарные группы 1937 1998
Продовольствие (включая напитки и табак) 22,8 7,6
Сырье 31 4,0
Минеральное топливо 7,6 6,2
Продукция обрабатывающей промышленности 38,8 78,4
Оборудование (включая средства транспорта) 10,6 40,7
Химические товары 4,6 9,5
Прочая продукция обрабатывающей промышленности 23,6 28,2
Черные и цветные металлы и металлопродукты 10,6 6,7
Текстильные изделия (пряжа, ткани, одежда) 8,9 6,6 [13]
Как видим, динамика структуры мирового экспорта по основным группам товаров развивается таким образом, что превалирующей группой по-прежнему остается продукция обрабатывающей промышленности с возросшим вдвое удельным весом на фоне значительного сокращения продовольствия и сырья.
При этом важно отметить, что структура экспорта отражает уровень экономического развития страны. Поэтому закономерно, что в экспорте развитых стран преобладает продукция обрабатывающей промышленности, а в экспорте развивающихся – аграрно-сырьевая продукция. Кроме того, конъюнктура цен на мировых рынках более благоприятна на продукцию обрабатывающей промышленности, чего не скажешь о продовольствие или сырье.
Картина географической структуры международной торговли представлена в таблице 3.
Таблица 3. Распределение внешней торговли по географическим направлениям, %.***Экспортеры Годы Импортеры
промышленно развитые страны В. Европа и страны бывшего СССР развивающиеся страны
всего США З. Европа Япония
промышленно развитые страны 1965 74,7 10,9 51,2 2,8 3,2 21,1
1999 67,3 16,6 40,1 4,9 3,6 26,9
США 1965 66,7 - 31,3 7,6 0,5 32,8
1999 57,7 - 23,4 8,6 1,1 41,6
З. Европа 1965 78,4 7,8 64,3 0,8 4,2 16,5
1999 79,3 8,5 66,3 1,8 5,1 13,6
Япония 1965 51,4 29,7 13,0 - 2,5 43,1
1999 54,6 31,1 18,8 - 0,4 45,0
В. Европа и бывший СССР 1965 20,9 0,7 18,7 1,1 63,2 10,6
1999 57,7 4,4 51,3 1,3 23,3 13,4
развивающиеся страны 1965 71,6 18,5 41,1 7,5 5,2 20,9
1999 55,6 23,0 20,2 9,2 1,7 39,2 [14]
Международная торговля влияет на состояние национальной экономики, выполняя следующие задачи:
1. Восполнение недостающих элементов национального производства, которое делает «потребительскую корзину» экономических агентов национальной экономики более разнообразной;
2. Трансформация натурально-вещественной структуры ВВП вследствие способности внешних факторов производства видоизменять и разнообразить эту структуру;
3. Эффектообразующая функция, т.е. способность внешних факторов влиять на рост эффективности национального производства, максимизацию национального дохода при единовременном сокращении общественно необходимых затрат на его производство.
Бесчисленное множество наименований товаров и услуг по их назначению, свойствам, особенностям ценообразования и формам обмена привело к формированию на мировом рынке отдельных структурных образований, секторов, специфических рынков, составляющих структуру мирового рынка.
В общем виде на мировом рынке можно обособить:
- рынок товаров;
- рынок услуг;
- рынок рабочей силы;
- рынок капиталов.
На мировом рынке товаров различают секторы топливно-сырьевых, сельскохозяйственных, промышленных товаров.
Сырьем или сырым материалом называют исследованные, разведанные и добытые природные богатства. Они составляют материальную основу продукта, являются основными материалами. Все виды сырья, которые потребляются современной промышленностью подразделяются на две большие группы: промышленное сырье и сельскохозяйственное сырье. Промышленное сырье делится на сырье минерального происхождения и полученное искусственным путем. В международной практике к сельскохозяйственному сырью часто относят продовольственные ресурсы, продукты животноводства, рыболовства, сырье для пищевой промышленности и т.п.[8]
Функции рынка, утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций: Информационная, Посредническая, Ценообразующая, Регулирующая, Санирующая.
Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Функция посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послеcбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Функция ценообразующая. На рынок поступают обычно продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель товара. Здесь, следовательно, формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
Функция регулирующая - самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы, столь остро поставленные П. Самуэльсоном: что производить? для кого производить? как производить? Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды -- одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.
Функция санирующая. Рыночный механизм - это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.[9]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главным внешним признаком существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами.
Мировой рынок товаров и услуг - это важный сегмент международной торговли, который преимущественно базируется на международном разделении труда, на отношениях, связанных с перемещением этих традиционных товаров за пределы национальных границ отдельных государств.
ХХ век был отмечен более высоким ростом мирового экспорта в сравнении с темпами роста мирового ВВП или объемом промышленного производства. Так, если среднегодовой прирост ВВП составлял 3%, то мирового экспорта, соответственно, 4,5-5%. При этом динамика мировой торговли в отдельных странах и регионах была различной.
Важно отметить, что структура экспорта отражает уровень экономического развития страны. Поэтому закономерно, что в экспорте развитых стран преобладает продукция обрабатывающей промышленности, а в экспорте развивающихся – аграрно-сырьевая продукция. Кроме того, конъюнктура цен на мировых рынках более благоприятна на продукцию обрабатывающей промышленности, чего не скажешь о продовольствие или сырье.
На мировом рынке, как и на любом рынке, формируются спрос и предложение и поддерживается стремление к рыночному равновесию.
Список литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения – М.: Юристъ, 2006.
2. Киреев А. П. Международная экономика. В 2-х ч. — Ч. П. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. Учебное пособие для вузов.— М.: Международные отношения, 2005. — 488 с.
Информация о работе Структура и особенности мирового рынка товаров и услуг