Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 13:47, контрольная работа
Главным внешним признаком существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами.
Мировой рынок товаров и услуг - это важный сегмент международной торговли, который преимущественно базируется на международном разделении труда, на отношениях, связанных с перемещением этих традиционных товаров за пределы национальных границ отдельных государств.
Введение ……………………………………………………………..3
1. Сущность мирового рынка товаров и услуг………………...5
2. Особенности и структура современного мирового рынка...12
2.1. Особенности мирового рынка товаров и услуг…………….12
2.2. Структура мирового рынка товаров и услуг……………….17
Заключение …………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………
услуги, связанные с туризмом;
услуги по организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий;
услуги транспорта;
прочие, никуда не включенные услуги.
В системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые).
ВТО концентрирует внимание на взаимоотношениях производителя и потребителя услуг, выделяя четыре вида сделок в международной торговле услугами.
1. С территории одной страны на территорию другой страны (трансграничная поставка услуги). Например, пересылка в другую страну информационных данных по телекоммуникационным сетям.
2. Потребление услуги на территории другой страны (потребление за рубежом) предполагает необходимость перемещения покупателя (потребителя) услуги в другую страну с целью получения (потребления) там услуги, например, когда турист отправляется в другую страну для отдыха.
3. Поставка посредством коммерческого присутствия на территории другой страны (коммерческое присутствие) означает необходимость движения в другую страну факторов производства для оказания услуг на территории этой страны. Это означает, что иностранный производитель услуг должен осуществить инвестиции в экономику страны, создать там юридическое лицо с целью оказания услуг. Речь идет, к примеру, о создании или участии в создании банков, финансовых или страховых компаний на территории другой страны.
4. Поставка посредством временного присутствия физических лиц на территории другой страны означает, что физическое лицо перемещается в другую страну с целью оказания услуг на ее территории. Примером могут служить услуги, оказываемые юристом или консультантом.
В условиях высокой степени насыщения мирового рынка товарами и ужесточения на нем конкуренции важное значение приобретают услуги, оказываемые сектору бизнеса, например, инжиниринг, консалтинг, франчайзинг и др. Большой экспортный потенциал имеют туризм, здравоохранение, образование, культура и искусство.
Инжиниринг представляет собой инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов. Всю совокупность услуг инжиниринга можно разделить на две группы: во-первых, услуги, связанные с подготовкой производственного процесса и , во-вторых, услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции. В состав первой группы входят предпроектные услуги (разведка ископаемых, изучение рынка и т.п.), проектные (составление генерального плана, оценка стоимости проекта и т.д.) и послепроектные услуги (надзор и инспекция за осуществлением работ, подготовка персонала и др.). В состав второй группы входят услуги по управлению и организации производственного процесса, осмотру и испытанию оборудования, эксплуатации объекта и т.п.
Инжиниринговые услуги оказываются специальными инженерно-консультационными фирмами, а также промышленными или строительными компаниями. Наибольшее количество инжиниринговых фирм находится в ФРГ, где в основном функционируют мелкие и средние структуры с числом занятых менее 20 человек. Ведущее место среди экспортеров инженерно-строительных услуг по объему полученных заказов сохраняют американские и японские подрядные компании. Третье место удерживает Франция.
Консалтинг – это процесс предоставления клиенту необходимых для осуществления профессиональной деятельности особых знаний, навыков и опыта. Консалтинговые услуги могут рассматриваться с точки зрения предмета консультирования и классифицироваться в зависимости от разделов менеджмента: общий менеджмент, финансовый менеджмент и др. Исходя из метода консультирования, к примеру, выделяются экспертное и обучающее консультирование. Услуги консультантов предназначены для использования руководством компаний, т.е. лицами, принимающими решения и имеющими отношение к деятельности организации в целом. Привлекая консультанта, клиент ожидает получить от него помощь при развитии или реорганизации бизнеса, экспертные заключения в отношении каких-то решений или ситуаций, наконец, просто поучиться или перенять у него определенные профессиональные навыки. Иначе говоря, консультантов приглашают для того чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных решений.
Франчайзинг – система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Этот вид услуги характеризуется тем, что франчайзер передает не только исключительные права, основанные на лицензионном соглашении, на занятие предпринимательской деятельностью, но и охватывает помощь в обучении, маркетинге, управлении в обмен на финансовую компенсацию от франчайзиата. Франчайзинг как бизнес предполагает, что, с одной его стороны, стоит фирма, известная на рынке и имеющая высокий имидж, а с другой – гражданин, мелкий предприниматель, маленькая фирма. Обе стороны связаны договором франчайза.
Международный туризм предоставляет разнообразные туристские услуги, предназначенные для удовлетворения широкого спектра (например, культурных, духовных) потребностей людей. Туризм может классифицироваться по различным признакам:
цель: маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, курортный, самодеятельный, фестивальный, охотничий, шоп-туризм, религиозный и др.;
форма участия: индивидуальный, групповой, семейный;
география: межконтинентальный, международный, региональный, по сезонности – активный туристический сезон, межсезон, несезон.[11]
2. Особенности и структура современного мирового рынка.
2.1 Особенности мирового рынка товаров и услуг.
Углубление международного разделения труда, развитие торговли между странами неизбежно приводит к образованию мирового рынка.
Мировой рынок товаров и услуг представляет собой систему экономических отношений в сфере обмена, которая складывается между субъектами (государствами, предприятиями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, финансовыми институтами, региональными блоками и т.д.) по поводу купли-продажи товаров и услуг, т.е. объектов мирового рынка.[5]
Как целостная система мировой рынок сложился к концу XIX века одновременно с завершением формирования мирового хозяйства.
Мировой рынок товаров и услуг имеет свои особенности. Главное состоит в том, что сделки по купле-продаже товаров и услуг совершаются резидентами различных государств; товары и услуги, перемещаясь от производителя к потребителю, пересекают границы суверенных государств. Последние, реализуя свою внешнеэкономическую (внешнеторговую) политику, с помощью различных инструментов (таможенных пошлин, количественных ограничений, требований соответствия товаров тем или иным стандартам и т.п.) оказывают существенное влияние на товарные потоки как с точки зрения географической направленности, так и отраслевой принадлежности, интенсивности.
Принятые классификации групп стран в международной экономике отражают не только достигнутый уровень экономических возможностей этих стран (уровень ВВП на душу населения, уровень социальной защиты и т. д.). Учитываются и схожесть институциональной структуры, близкие принципы организации производства. На основе подобных признаков предложенная . классификация отражает функциональную роль различных стран на мировом рынке.
Международная статистика группирует страны по трем критериям. Первый ориентируется на достигнутый уровень экономического развития страны и тип хозяйственных проблем, который соответствует этому уровню. Такую группировку предложила ООН. Второй критерий взял на вооружение Мировой банк. Он группирует все страны по доходам — по ВИД (валовой национальный доход) на душу населения. Третий используется для определения степени открытости страны мировому рынку. На него опирается Мировой банк и МВФ, анализируя внешнеэкономические позиции страны.
Группировка стран по достигнутому уровню развития. ООН выделила три группы стран:
развитые страны с рыночной экономикой;
развивающиеся страны с рыночной экономикой;
страны с переходной экономикой (от административно-командной к рыночной), или, как их иногда называют, посткоммунистические страны.
Из 184 стран мира, входящих в состав ООН к середине 90-х годов, группа индустриальных стран охватила промышленно развитые страны Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского бассейна с высоким уровнем доходов. Эта группа сформировалась в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Позже к ней примкнули Турция, Мексика, Чехия, Венгрия и Южная Корея. Группа стран ОЭСР включала в себя 29 стран. Она создавала более половины мирового ВНП (валовой национальный продукт) и более 2/3 экспорта.
Из этих стран, своими успехами добившихся высокого уровня доходов, выделяют самых преуспевающих — страны «большой семерки». Это США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Канада, Италия. Эти страны производят несколько меньше половины (47%) мирового ВВП и занимают 51% потоков международной торговли. Каждая из перечисленных стран производит ВВП, намного превышающий ВВП любой другой развитой страны.
Развивающиеся страны — 132 государства Азии и Африки, Латинской Америки — характеризуются низким и средним уровнем доходов. Они производят где-то 40% мирового ВВП. Их экспорт составляет 26% в мировом объеме.
К странам с переходной экономикой относятся 28 государств. В их составе выделяют две региональные подгруппы. Первая подгруппа включает в себя страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Албанию. Вторая подгруппа — страны СНГ и Монголию. Китай, несмотря на его активное реформирование и промышленное развитие, пока еще относят к группе развивающихся стран. Страны с переходной экономикой озабочены структурными перестройками, необходимыми для освоения рыночного хозяйства, которое приходится обустраивать на обломках плановой социалистаческой системы. Эти страны производят более 5% мирового ВВП, а их экспорт составляет чуть больше 3% от мирового уровня.
Группировка стран по уровню доходов на душу населения. Классификация страны по этому показателю имеет не только аналитическое, но и практическое значение. Он учитывается при решениях о предоставлении экономической помощи и льгот.
На основании показателя ВНД на душу населения по методологии Мирового банка выделяют четыре группы стран. Для 2000 года были выделены:
страны с низким доходом (менее 755 долл.) — 63 страны;
страны с уровнем дохода ниже среднего (от 756 до 2995 долл.) —54 страны;
страны с уровнем дохода выше среднего (от 2996 до 9265 долл.) —38 стран;
• страны с высоким доходом (более 9266 долл.) — 52 страны.
К числу стран и территорий с высокими доходами, помимо стран — членов ОЭСР, относятся Сингапур, Гонконг, Макао, малые страны, работающие на экспорте нефти (Бруней, Кувейт), «заморские» территории Франции (Реюньон, Мартиника), а также карликовые государства — оффшорные зоны (Багамы, Бермуды, Каймановы острова).
Страны Восточной Европы и Латинской Америки преимущественно относятся к группе стран выше среднего.
Категорично стран с доходом ниже среднего представляют Китай, Россия и многие страны СНГ, арабские (не нефтяные) страны.
А к группе государств с низким доходом относятся большинство государств Тропической Африки (Африки ниже Сахары), Индия и ее соседи по Южной Азии и ряд стран СНГ.
Группировка стран по степени открытости мировому рынку. По этому критерию Мировой банк выделяет 5 групп.
Низшая группа стран, которую причисляют к закрытой экономике, имеет долю экспорта в ВВП менее 10%, высшая группа — более 35%. Наиболее открытую экономику имеют такие малые страны, проводящие либеральную внешнеторговую политику, как Ирландия, Бельгия, Нидерланды. Доля экспорта всех этих стран превышает уровень 60%.
Большинство переходных экономик, включая Россию, относятся к весьма открытым экономикам с долей экспорта в ВВП. В России к началу XXI века она превысила 45%.
Регулирование движения товаров на мировом рынке осуществляется не только на уровне отдельных государств, но и на линии межгосударственных институтов – Всемирной торговой организации (ВТО), Европейского Союза, Североамериканского Соглашения о свободной торговле и др. Например, основополагающими принципами и правилами ВТО являются:
предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;
взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
отказ от использования количественных ограничений;
транспарентность торговой политики;
разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.
Все страны-члены ВТО (а их насчитывается более 140) принимают обязательство по выполнению порядка 20 основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения», охватывающих свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.[4]
Конкурентная борьба на мировом рынке проходит в более разнообразных, чем на рынках отдельных стран, формах и предполагает использование широкого спектра методов. Неценовая конкуренция в современных условиях является доминирующей, ценовая конкуренция характерна для абсолютного меньшинства товаров. Неценовая конкуренция предполагает конкурирование товаров по качественным параметрам, а также по «пакету услуг», «прилагаемому» к товару.
Информация о работе Структура и особенности мирового рынка товаров и услуг