Особенности мировой инфраструктуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Экономические отношения между странами возникли еще в древности, однако длительное время они носили ограниченный и нерегулярный характер. В XV-XVI веках в связи с началом Великих географических открытий стал формироваться мировой рынок. Он активно развивался в XVII-XVIII веках в ходе первоначального накопления капитала и промышленной революции. К концу XIX века мирохозяйственные отношения перешли на качественно иной уровень: возникло мировое хозяйство [2, c. 252].

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 86.55 Кб (Скачать)

Глава 1

                           Особенности мировой инфраструктуры

 

                 Понятие и виды инфраструктуры

 

 

Экономические отношения  между странами возникли еще в  древности, однако длительное время  они носили ограниченный и нерегулярный характер. В XV-XVI веках в связи  с началом Великих географических открытий стал формироваться мировой  рынок. Он активно развивался в XVII-XVIII веках в ходе первоначального  накопления капитала и промышленной революции. К концу XIX века мирохозяйственные  отношения перешли на качественно  иной уровень: возникло мировое хозяйство [2, c. 252].

Страны мира, составляющие мировое хозяйство, отличаются друг от друга по степени экономического и социального развития. Среди  них выделяют развитые страны, с  высоким уровнем экономического развития и жизни населения. К  этим странам стремительно приближаются так называемые «новые индустриальные страны». Особое место занимают страны с переходной (или постсоциалистической) экономикой. Наконец, значительное число стран относятся к развивающимся - с низким социально-экономическим уровнем развития. У каждой из этих групп стран есть собственные трудности и проблемы.

Мировая экономика – это  совокупность национальных экономик, тесно связанных между собой  и выступающих как целостная  система.

Основными формами международных  экономических отношений являются:

• международная торговля товарами и услугами;

• международная миграция капитала и международный кредит;

• международные валютные отношения;

• международная миграция рабочей силы:

• международные научно-технические  связи [2, c. 256].

Мировое хозяйство — это  такая система отношений между  странами, когда главным связующим  звеном между ними становятся не отношения  обмена сами по себе, а отношения  производства, международная предпринимательская  деятельность. Иными словами, развитие мирового рынка и образование  мирового хозяйства означает, что  на смену вывозу товаров приходит вывоз факторов производства: международная  миграция капиталов, сырья, материалов, рабочей силы, их интернациональное  комбинирование, осуществляемое предпринимателями. Разумеется, международная предпринимательская  деятельность не отменяет торговых отношений  между странами. Она осуществляется через них, но содержание торговых отношений  претерпевает качественные изменения: торговля носит уже не самостоятельный  характер, а выступает моментом самого производства (международного предпринимательства).

Если в формировании мирового рынка особую роль сыграли государства, проводившие соответствующую политику, то в становлении мирового хозяйства  важное место принадлежит предпринимательским  фирмам, и прежде всего международным  монополиям, которые размещали свои филиалы в разных странах и  которые в конечном счете привели к интернационализации всех стадий общественного воспроизводства (производства, распределения, обмена и потребления) и явились наиболее эффективным механизмом международного размещения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов, предпринимательских способностей) [5, c. 232].

Следовательно, мировое хозяйство  возникает на том этапе развития национальных экономик, когда реальная хозяйственная власть в обществе постепенно переходит от государства  к предприятиям (фирмам) и они  становятся главным действующим  лицом не только во внутринациональных, но и в международных экономических  отношениях. При этом государство  оставляет за собой регулирующие функции и активно использует их в разнообразных формах. Это означает, что мировое хозяйство возможно лишь на стадии открытости общества, и прежде всего экономики.

Таким образом, среди характерных  черт мирового хозяйства необходимо выделить следующие:

а) активный процесс международного перемещения факторов производства, прежде всего в формах вывоза-ввоза  предпринимательского капитала, рабочей  силы, природных ресурсов, технологий;

б) развитие на этой основе международных  форм производства на пред приятиях, располагающихся  в нескольких странах, в первую очередь  в рамках транснациональных корпораций (ТНК);

в) возникновение экономики  открытого типа в рамках многих государств и межгосударственных объединений;

г) формирование 80 и международной  валютной и кредитно-банковской системы;

Таким образом, в экономическом  плане мировое хозяйство представляется более сложным и богатым понятием, чем мировой рынок. Оно характеризует  более высокую стадию развития рыночной экономики, включающую помимо традиционной международной торговли вывоз капитала, международную миграцию рабочей  силы, торговлю производственными ресурсами  и технологиями, а также возникающие  на этой основе международные по характеру  предприятия, меж- и наднациональные регулирующие органы. На стадии мирового хозяйства товарное производство и рыночная экономика претерпевают качественные изменения, поскольку национальные хозяйства становятся все более открытыми и ориентируются в своем развитии на международное экономическое сотрудничество.

Материальной основой  развития мирового рынка и формирования мирового хозяйства является международное  разделение труда [5, c. 233].

Понятие "инфраструктура" было введено в экономическую  литературу в 1955 году американским ученым П. Розенштейн-Розаном, определившим инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения.

Рыночная инфраструктура - совокупность (в идеальном случае, комплекс) учреждений, организаций  и других субъектов сферы обращения, обеспечивающих необходимые условия  для нормального функционирования рыночной экономики в данной стране или регионе. Рыночная инфраструктура делится в зависимости от видов  рынка на инфраструктуру рынка капитала, рынка средств производства, рынка труда. Элементами рынка капитала являются: фондовая биржа, страховые компании, аудиторские организации, брокерские конторы (компании), коммерческие банки, государственный страховой надзор, государственная инспекция по контролю за ценными бумагами, фонд государственного имущества, инвестиционные фонды, фонд общегосударственных научно-технических программ, стабилизационные фонды, инновационные фонды [1].

Инфраструктура рынка  – совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве.

Специфика отраслей инфраструктуры заключается в том, что они  производят не материальную продукцию, а услугу. Поэтому инфраструктура рынка представляет собой часть  сферы услуг.

Международная производственная инфраструктура — совокупность национальных элементов транспортных систем, систем информации и связи, обслуживающих  внешнеэкономическую деятельность и международное общение, и многих объектов и сооружении, обеспечивающих охрану окружающей среды, рациональное использование естественных ресурсов, нормальное функционирование совместных объектов. Совершенствование и развитие инфраструктуры создает благоприятные  условия для углубления взаимного разделения труда и расширения международных взаимовыгодных хозяйственных связей.

Конституирующими функциями  рыночной инфраструктуры являются распределительная, коммуникационная и регулирующая.

Под распределительной функцией понимается способность инфраструктуры рынка обеспечить распределение  товарно-материальных ценностей, финансовых и трудовых ресурсов по отраслям и  регионам.

Коммуникационная функция  – организация эквивалентного обмена продуктами труда (товарами, услугами, информацией и т.п.)

Регулирующая функция  – способность восстановить и  поддержать сбалансированность спроса и предложения на разнообразных  рынках.

Классификация инфраструктуры рынка и ее содержание определяется особенностями рынков (рынка товаров, рынка труда, рынка капиталов). Все  вышеперечисленные рынки органически  взаимосвязаны, воздействуют друг на друга  и функционируют благодаря целенаправленной деятельности рыночных институтов, которые  представляют собой специализированные организации и в совокупности составляют общую инфраструктуру рынка.

 

Таблица 1.1 - Классификация  инфраструктуры рынка и ее основных элементов

Инфраструктура рынка  товаров и услуг

Инфраструктура финансового  рынка

Инфраструктура рынка  труда

Инфраст-ра рынка ценных бумаг

Инфраструктура рынка  средне- и долгосрочных банковских кредитов

Инфрастр. валютного рынка

Биржевое посредничество: товарные биржи, брокерские конторы.

Фондовая биржа,

депозитарная

система,

брокерские

конторы.

Кредитно-финансовая

инфраструктура: банки, страховые

компании,

инвестиционные институты.

Валютная

биржа,

брокерские

конторы

Государственная

служба занятости:

региональные

центры занятости.

Внебиржевое

посредничество:

торгово-промышленная палата, ярмарки,

выставки, аукционы,

предприятия оптовой торговли,

предприятия розничной торговли.

     

Государственный

фонд содействия

занятости.

Коммуникационное обеспечение: связь, транспорт, профессиональные деловые  услуги. Фискальное обеспечение:

налоговая система,

таможенная система.

Государственная инспекция  труда.

Республиканский

трудовой арбитраж.

     

Государственная

миграционная

служба.

Система

подготовки и

переподготовки

кадров.


Примечание – Источник: [6, c. 28]

Связь элементов инфраструктуры различных рынков очевидна: благодаря  кредитно-финансовой инфраструктуре (банки, страховые компании, различные фонды) производство обеспечивается капиталом. Биржи труда обеспечивают производство рабочей силой. Фондовые биржи соединяют  владельцев сбережений с будущими инвесторами. Товарные биржи обеспечивают движение товарных потоков в отраслевом и  региональном направлениях, организуют заключение контрактов на поставку товаров, сбыт продукции и обслуживание потребителей.

Анализ показывает, что  издержки плохой инфраструктуры эквивалентны дополнительному 30%-ному налогу на все  коммерческие предприятия страны.

Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны  между собой и в совокупности играют важную роль в экономике.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

  • биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);
  • аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;
  • кредитная система и коммерческие банки;
  • эмиссионная система и эмиссионные банки;
  • система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);
  • информационные технологии и средства деловой коммуникации;
  • налоговая система и налоговая инспекция;
  • система страхования хозяйственного коммерческого риска и страховые компании;
  • специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
  • торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
  • таможенная система;
  • профсоюзы работающих по найму;
  • коммерческо-выставочные комплексы;
  • система высшего и среднего экономического образования;
  • аудиторские компании;
  • консультативные (консалтинговые) компании;
  • общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

- специальные зоны свободного  предпринимательства. Инфраструктура  призвана обеспечить цивилизованный  характер деятельности рыночных  субъектов, элементы инфраструктуры  не навязаны извне, а порождены  самими рыночными отношениями.

В целом инфраструктура рынка  определяется уровнем развития экономической  системы. Например, на Западе в развитых странах существует мощная, достаточно разветвленная рыночная инфраструктура. Использование субъектами рынка  новых информационных технологий в  своей деятельности вывело рыночную инфраструктуру на более высокий  качественный уровень, например, создание «виртуальных» банков, широкое распространение  и использование компьютерных сетей, развитие крупных международных  организаций.

 

    1. Функции и особенности мировой инфраструктуры

 

 

Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это  особый товар, существующий только в  момент его производства. Можно выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные  природой рыночной экономики:

а) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики.

б) регулирование движения товарно-денежных потоков. В качестве субъектов рыночной экономики мы рассматриваем, с одной стороны, владельцев ресурсов и владельцев продуктов, а с другой – коммерческие структуры  и государство. Обе классификации  субъектов экономики дополняют  друг друга и выделяют этих субъектов  по разным критериям. Каждая из выделенных функций характеризуется определенными  чертами или свойствами.

Обеспечивающая функция  по самой своей сути есть функция  внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики, характеризующая ее сущность и непосредственное предназначение. Такая функция носит пассивный  характер. Рыночная инфраструктура, как  подсистема всей экономики, как бы предоставляет  рыночной экономике условия и  возможности для выполнения экономических  функций (прежде всего таких, как  оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них продуктов хозяйственной  деятельности), непосредственно не участвуя в создании продукта. Тем  не менее, указанная функция может  быть также классифицирована как  прямая, поскольку формирование адекватной инфраструктуры является одним из непосредственных и обязательных условий существования  и воспроизводства экономической  системы, а также ее развития.

Информация о работе Особенности мировой инфраструктуры