Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:22, курсовая работа
Экономические отношения между странами возникли еще в древности, однако длительное время они носили ограниченный и нерегулярный характер. В XV-XVI веках в связи с началом Великих географических открытий стал формироваться мировой рынок. Он активно развивался в XVII-XVIII веках в ходе первоначального накопления капитала и промышленной революции. К концу XIX века мирохозяйственные отношения перешли на качественно иной уровень: возникло мировое хозяйство [2, c. 252].
В ведущих европейских странах начало формирования хозяйственного порядка на принципах суверенитета и свободы относится к 14 веку в Англии, когда были приняты первые статусы о продолжительности рабочего дня и уровне заработной платы. На основе устойчивых форм экономических процессов естественным образом создавалась правовая база функционирования экономики.
В настоящее время правовое
обеспечение функционирования хозяйственного
механизма смешанной экономики
включает предоставление законного
статуса и прав предприятиям частной
собственности. Законодательная база
определяет формы предпринимательства,
условия его функционирования и
взаимоотношения между
Широта функций государства
по правовому обеспечению
Механизм рынка, зародившись из обменных процессов, своими функциями преобразует обменные и иные экономические процессы, создает новее условия своего существования. Эти новые условия, созданные механизмом рынка постепенно вступают в противоречия с ним. Противоречия механизма рынка постепенно расширяются до пределов, когда требуются действия внешних сил в лице государства. Можно отметить следующие изъяны механизмов рынка, требующие активной роли государства в экономике страны: существование долгосрочного равновесия на рынке при одновременно высокой безработице. Дж. М. Кейнс впервые провел анализ положения высокоразвитой страны и сделал следующие обобщения:
Возможность воспроизводства
кризиса при сокращающемся
Механизм рынка меняет отраслевую структуру, отправляя в прошлое одни отрасли и содействуя возникновению новых отраслей. Эти процессы в ряде случаев приобретают затяжной социально неприемлемый характер (длительная структурная безработица).
Механизм рынка, приводя к концентрации производства, ослабляет конкуренцию. Возникает необходимость общехозяйственных, правовых и социальных условий, обеспечивающих эффективную конкуренцию. Создание таких условий становится уделом такой внешней силы как государство.
Механизм рынка порождает значительные конъюнктурные колебания и не равномерность развития отраслей, что сопровождается неравномерной притягательностью для капитала и труда. Возникает необходимость решения проблем безработицы, других социальных проблем посредствам перераспределения доходов. В большинстве стран социальная устойчивость становится предметом опеки государства на основе программ социального обеспечения.
Современное общество нуждается
в усилиях государства
Механизм рынка способствует развитию отдельных территорий либо их замедлению, или ориентирован на развитие территорий без учета народнохозяйственной целесообразности. Механизм рынка допускает значительные конъюнктурные колебания различной длительности, что делает необходимыми усилия государства по достижению умеренного, но постоянного экономического роста. В этих усилиях государства также нуждается поддержание рациональной структуры и производства занятости, валютного курса и др.
Рыночный механизм не чувствителен
к проблемам социальной обеспеченности,
что делает необходимым проведение
экономической политики перераспределения
доходов для поддержания
В ряде сфер общественного
производства действия механизма при
производстве благ является неэффективным.
К таким благам относятся некоторые
общественные товары, которые удовлетворяют
потребности населения
Причиной неэффективности
рыночного механизма при
Рыночный механизм не в
состоянии решить проблему внешних
эффектов, которые состоят в том,
что издержки или выгоды от хозяйственных
решений не находят отражения
в ценах. Расхождение между частной
и общественной выгодой является
внешним эффектом. Предприятие, использующие
воду без очистных сооружений снижает
свои издержки производства. Но загрязнение
воды в водоемах приводит к антисанитарии,
гибели рыбы и др. в данном случае
для общества проявились отрицательные
внешние эффекты (экстернами), так
как общество вынуждено нести
дополнительные затраты по созданию
экономически благоприятной среды.
Вместе с тем могут возникать
внешние положительные эффекты,
когда хозяйственная
Внешние отрицательные эффекты
создают экономическую
Производство общественных товаров ведется в значительных рамках государственного сектора экономики, где государство выступает как предприниматель, инвестор, организатор НИОКР, и в значительной мере как потребитель продукции. Основной недостаток государственного сектора в России состоит в том, что он не является продуктом развитой рыночной экономики, но формируется в ходе трансформации центрально управляемого хозяйства в рыночное.
В ряде случаев механизм
рынка, способствуя концентрации производства,
капитала и рабочей силы, не служит
политическим интересам государства.
Показательным представляется то, как
развивается экономика в
Правовые процедуры
В условиях рынка режим частной собственности не является абсолютным, права собственности ограничены законодательством, что позволяет собственнику трансформировать эту организацию лишь в пределах обеспечения стабильности условий труда, выполняемых функций и др. Например Кодекс о труде является воплощением таких ограничений по установлению найма и увольнения, границ труда и отдыха, минимальной часовой, дневной, месячной оплаты труда.
Пространство экономических процессов, подпадающих под функцию создания благоприятной правовой и институциональной среды включает также ряд мероприятий государства по регулированию процессов передела собственности. Рыночные отношения порождают постоянную подвижность капитала и собственности, так как конкуренция устраняет гарантии существующей эффективности и следовательно создает обстановку постоянного передела собственности, изменения системы правомочий по поводу любого объекта экономической деятельности. Постоянная проблема перераспределения экономической власти требует от государства необходимости следовать ясно очерченным принципам ограничения монополизма. Известно, что в условиях рынка инновации становятся условием передачи контроля над ресурсами от организаций с неэффективным их применением к эффективно действующим, проявлением таких процессов являются банкротства, санация, слияния и добросовестное поглощение. Однако экономические субъекты не нейтральны к этим процессам и государству необходимо прозрачно жестко обеспечивать правовую основу процессов изменения правомочий собственности. В противном случае криминал будет заполнять правовой вакуум.
Реализация второй экономической
функции государства
Общий процесс развития производства
и эволюция рыночной системы со временем
требуют такой гибкости от корпораций,
возникших на основе применения инноваций,
на которую они в их нынешнем состоянии
не могут дать положительного ответа.
Инновации и гибкость рыночного
поведения, ставшие ранее предпосылкой
роста и концентрации организации
в условиях свободы предпринимательства,
с некоторых пор становятся недоступны
другим участникам рынка. Такой разлад
между средой, породившей концентрированное
производство и корпорациями, требует
согласования широкого спектра интересов
участников рынка. В такой ситуации
государство вынуждено выбирать
между монополией на рынке продукции
и монополией на рынке организаций.
Поскольку стратегическим является
недопущение дефицита продукции
и снижение ее разнообразия, мощная
организация более пригодна к
продуцированию большего разнообразия
товаров и услуг, то возникает
проблема выбора. Или обеспечить разнообразие
товаров и услуг через
Перераспределение ресурсов
и доходов это прерогатива
механизма рынка, однако, с этой ролью
в ряде случаев он справляется
с данным процессом неудовлетворительно
из-за значительного времени или
из-за неполного использования