Особенности ценообразования на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:56, доклад

Краткое описание

Ценообразование на мировых рынках во многом зависит от типа рынка. В зависимости от количества субъектов торговли и характера конкуренции различают рынок совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и рынок конкурентов-олигополистов.

Файлы: 1 файл

Особенности ценообразования на мировом рынке.docx

— 19.47 Кб (Скачать)

Особенности ценообразования  на мировом рынке

 

Мировой рынок, характеризующийся  особенно жесткой конкуренцией, налагает определенный отпечаток на процесс  ценообразования. На уровень цены оказывают  влияние особенности каждого  отраслевого рынка, его тип, наличие  и число посредников, существующие системы скидок, объемы продаж и  проч.

 

Все многообразие экономических  факторов, влияющих на мировые цены, можно условно объединить в несколько  групп:

 

- общеэкономические (фаза  экономического цикла, спрос и  предложение, уровень инфляции  и т. п.);

 

- связанные с производством  конкретного товара (издержки, прибыль,  уровень налогов, потребительские  свойства товара, спрос и предложение);

 

- специфические, которые  связаны только с некоторыми  видами товаров и услуг (сезонность, гарантии и проч.) или с особенностями  валютной политики.

 

Помимо экономических на цены могут влиять также политические или военные факторы.

 

Уровень цены на каждый товар  на мировом рынке определяется с  учетом конкретной рыночной ситуации и прежде всего зависит от соотношения спроса и предложения, а также уровня конкуренции на данном рынке. За мировую цену принимают цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках. Обычно это цены сделок между крупнейшими продавцами и покупателями или цены основных торговых центров, таких как Лондонская биржа металлов или Чикагская торговая биржа. Остальные участники рынка при заключении сделок ориентируются на эти цены.

 

От уровня мировой цены возможны отклонения. Так, если под  воздействием спроса часть покупателей  готова заплатить за товар больше рыночной цены, то продавец использует ценовую политику "снятия сливок", устанавливая на товар более высокую  цену. Впоследствии, по мере насыщения  рынка товаром, цены обычно снижают. На товары известной фирмы, пользующейся доверием покупателей и обеспечивающей стабильно высокое качество, могут  устанавливаться престижные цены

 

На товары длительного  пользования, продающиеся на рынках долгое время, могут устанавливаться  несколько видов цен: скользящая (снижается по мере насыщения рынка), долговременная неизменная, гибкая (меняется под воздействием спроса и предложения) и договорная, предусматривающая систему скидок.

 

Как и на внутреннем рынке, на мировом рынке существуют цены продавца и цены покупателя. В зависимости  от рыночной конъюнктуры формируется  рынок продавца - там, где существует избыточный спрос и где цены в  этом случае диктует продавец, или  рынок покупателя, на котором из-за избыточного предложения господствует покупатель и именно он диктует цены. Но такие ситуации, возникающие на рынках, как правило, недолговечны.

 

Ценообразование на мировых  рынках во многом зависит от типа рынка. В зависимости от количества субъектов  торговли и характера конкуренции  различают рынок совершенной  конкуренции, чистой монополии, монополистической  конкуренции и рынок конкурентов-олигополистов.

 

На рынке совершенной  конкуренции, который характеризуется  большим числом покупателей и  продавцов и однородной продукцией, цены имеют тенденцию к сближению. Этому способствует стремление продавцов  получить максимум прибыли: продавец незначительно  снижает цены, увеличивая объемы поставок, и благодаря этому получает большую  массу прибыли и сохраняет  свои позиции на рынке.

 

Рынок чистой монополии - это  рынок одного продавца, который варьирует  цены, поставляя различное количество продукции в зависимости от спроса. Как правило, монополист заранее  юридически закрепляет свое право поставки продукции на рынки зарубежных стран, не давая возможности проникнуть на них конкуренту. Для увеличения объемов продаж он пользуется методом  ценовой дискриминации, меняя цену в зависимости от страны-импортера. В мировой практике таких рынков относительно немного.

 

На рынках монополистической  конкуренции продавцами выступают  как крупные производители, так  и менее сильные фирмы. Цены на этих рынках образуются на конкурентных началах, но с элементами монополизма. В случае, когда крупные производители  начинают повышать цены, всегда находятся  более мелкие конкуренты, готовые  продать аналогичную продукцию  по более низким ценам. По этим принципам  идет на современном рынке и конкуренция  между производителями взаимозаменяемых товаров.

 

Олигополистический рынок  представлен несколькими крупными производителями - поставщиками товаров, обладающими значительными сегментами рынка. Эти фирмы и страны-импортеры, как правило, заключают соглашения о сотрудничестве. Между собой  эти фирмы заключают негласные соглашения о разделе рынков сбыта, ценах и объемах производства. Необходимость поддержания определенной стабильности на таких рынках привела к созданию международных картелей, определяющих ценовую политику и координирующих объемы производства.

 

Каждый производитель, выходя на мировой рынок, должен иметь представление  о типе этого рынка, видах цен  и их уровнях. В настоящее время  созданы специальные банки данных по всем видам товаров и товарным группам по регионам и временным  периодам. Аналогичные справки можно  получить и в Интернете, но необходимо иметь в виду, что все цены в  этом случае носят ориентировочный, справочный характер.

 

Цены на мировом рынке  существуют в нескольких видах.

 

Контрактная цена - цена, согласованная  между продавцом и покупателем  в процессе переговоров. Она, как  правило, ниже цены продавца, не меняется в течение всего срока действия контракта и является коммерческой тайной.

 

Справочная цена - цена продавца, публикуемая в специальных справочных изданиях и в периодической печати. Но необходимо учитывать, что между  справочными и фактическими ценами всегда существует определенная разница. Как правило, справочные цены всегда завышают, так как они не реагируют  на изменения конъюнктуры рынка.

 

Биржевые цены- цены на товар, продаваемый на товарных биржах. В  основном это сырье и полуфабрикаты. Такие цены оперативно отражают все  изменения, происшедшие на рынках. Но поскольку в биржевых ценах не учитываются условия поставки, платежа  и ряд других факторов, то эти  цены не полностью отражают действительные тенденции в изменении цен.

 

Аукционные цены- цены, установившиеся в результате торгов. Они реально  отражают спрос и предложение  товара в данный период.

 

Статистические внешнеторговые цены - средние цены, публикуемые  в различных статистических сборниках. По ним возможно только проследить динамику изменения цен и внешней торговли, для отдельных субъектов рынка они могут служить только ориентиром.

 

При определении цены используются два метода: полных затрат и прямых затрат. Метод полных затрат включает суммирование всех затрат на производство и реализацию продукции плюс предполагаемая прибыль. Методом прямых затрат предусматривается деление всех издержек на прямые и накладные расходы. Накладные расходы (условно-постоянные) практически не меняются в зависимости от объема производства, а прямые (переменные) полностью зависят от объема произведенной продукции. К сумме этих затрат добавляется определенная прибыль.

 

Издержки производства лежат  в основе определения цен на продукцию  обрабатывающей промышленности. Цена сырьевых ресурсов на мировых рынках не зависит от размера издержек на их добычу. На нее влияют в основном спрос и предложение, биржевые котировки  и положение отдельных государств или их групп на мировом рынке.

 

При определении конкретной цены на товар продавец в зависимости  от ситуации на рынке может пойти на уступки, предоставив покупателю скидку. В мировой практике существует около 40 видов скидок. Чаще всего используются следующие:

 

- скидка продавца - дается  относительно постоянному покупателю  или за объем единовременной  покупки (до 30%);

 

- скидка "сконто"-предоставляется в случае полной или частичной предоплаты товара;

 

- бонусная скидка- предоставляется постоянному партнеру-покупателю, который правильно и своевременно выполняет все контрактные обязательства. Скидка предоставляется на годовой объем продаж.

 

Кроме того, может быть предоставлена  скидка за покупку внесезонного товара, а также дилерская скидка, т. е. скидка агентам и посредникам  на покрытие расходов по продаже.

 

При заключении контракта  на поставку размер цены может варьироваться  в зависимости от того, какие затраты  включаются в цену товара, каковы условия  поставки. Таких условий несколько.

 

1. Франко - пункт отправления.  В этом случае цена уплачивается  за товар, который находится  у производителя в определенном  исходном пункте (склад, завод). Все  расходы и риски до принятия  товара покупателем несет продавец, а покупатель оплачивает все  экспортные налоги и другие  расходы.

 

2. ФОБ (от англ. free on board - свободен на борту). В цену включаются все расходы до момента доставки товара на транспортное средство. Возможны различные варианты продажи на условиях ФОБ.

 

Базовая форма - франко-вагон - указанный пункт отправления. Продавец обеспечивает погрузку товара на транспорт  и несет ответственность за товар  до погрузки. Дальнейшую оплату транспортировки  и все другие платежи и услуги обеспечивает покупатель.

 

Другой вариант - франко-вагон - указанный пункт отправления  с предварительной оплатой перевозки  до пункта назначения. Покупатель оплачивает перевозку, стоимость которой включена в цену товара.

 

Есть еще несколько  вариантов, которые предполагают, что  транспортировка оплачивается покупателем  в пункте назначения, что она включена в цену предложения, и др.

 

3. ФАС (свободно вдоль  судна в порту погрузки). В цену  товара включаются расходы на  его доставку в пункт отправления  и размещение около транспортного  средства в пределах досягаемости  его грузовых устройств, а при  отсутствии транспорта - в месте,  указанном покупателем. Все связанные  с этим расходы, а также риск  порчи и гибели товара до  момента размещения и сдачи  его у транспортного средства  несет продавец.

 

4. СИФ (от англ. cost, insurance, freigh - стоимость, страхование, фрахт). В цену включаются все расходы, связанные с транспортировкой и страхованием товара.

 

5. КАФ аналогичны СИФ,  только страхование товара от  риска случайной гибели или  порчи в процессе перевозки  производит покупатель.

 

Таким образом, в зависимости  от условий продажи меняется конкретная цена, которая будет определена в  контракте


Информация о работе Особенности ценообразования на мировом рынке