Особенности международной торговли нефтью и роль ОПЕК в ценообразовании на мировом рынке нефти

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

На основании вышеизложенного, цель данной работы – проанализировать ценообразование на мировом рынке на примере цен на нефть.
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты ценообразования на мировом рынке;
- выявить особенности международной торговли нефтью и роль ОПЕК в ценообразовании на мировом рынке нефти;
- сделать выводы по результатам работы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты ценообразования на мировом рынке
1.1 Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
1.2 Ценообразование на различных типах мировых товарных рынков
Глава 2. Особенности международной торговли нефтью и роль ОПЕК в ценообразовании на мировом рынке нефти
2.1 Обеспеченность стран мира природными запасами нефти
2.2 Анализ ценообразования на мировом рынке нефти
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРС. ПО МИР. ЭКОНОМ.(ГОТОВА).docx

— 73.42 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты ценообразования на мировом рынке

1.1 Основы  и особенности ценообразования  на мировом рынке

1.2 Ценообразование  на различных типах мировых  товарных рынков

Глава 2. Особенности  международной торговли нефтью и  роль ОПЕК в ценообразовании на мировом  рынке нефти

2.1 Обеспеченность стран мира природными запасами нефти

2.2 Анализ ценообразования на мировом рынке нефти

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

При анализе процессов, связанных  с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние  на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен  зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи  товара, какие нет, каков уровень  доходов, прибыли и куда будут, и  будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В современных условиях одной из важных проблем развития конкуренции  на мировом рынке товаров и  услуг, а также повышения их конкурентоспособности, является изучение факторов, влияющих на конкурентоспособность организации, выявление резервов и составление  на их основе научно-обоснованных планов дальнейшего развития.

Нефть была, есть и в обозримом  будущем останется основным источником первичной энергии, потребление  которой неуклонно расширяется  в связи с дальнейшим развитием  мировой экономики. Одновременно растет использование нефти и нефтепродуктов в качестве сырья для химической промышленности, что, как известно, экономически более оправданно и  эффективно по сравнению с прямым энергетическим использованием углеводородов. На долю нефти в общем мировом энергобалансе 2007 г. пришлось — около 40%, тогда как угля — 27%, природного газа — 23%, ядерного топлива — 7,5% и гидроэнергии — около 2,5%1.

Несмотря на то, что в течение последних 30 лет роль мирового рынка нефти в мировой экономике оставалась исключительно высокой, сам рынок вследствие различных геополитических процессов претерпевал практически революционные изменения: трансформировалась его структура, степень либерализации, принципы ценообразования.

Необходимым условием для осуществления  масштабных долгосрочных инвестиций в  нефтедобывающую промышленность при  условии благоприятных перспектив спроса на нефть на мировом рынке  является наличие соответствующих  геологических запасов нефти, как  в конкретном регионе, так и в  мире в целом.

Оценка геологических запасов  нефти в земных недрах всегда носит  приблизительный характер. Точность ее зависит от множества причин и  прежде всего от степени геологической  изученности территории, масштабов  уже проведенных поисково-разведочных  работ, критериев и методов, применяемых  при обработке полученных результатов  полевых исследований, а также  нередко от общеэкономических, политических и даже социальных факторов, подчас вынуждающих отдельные фирмы  и даже страны публиковать намеренно  завышенные или, напротив, заниженные оценки имеющихся у них запасов  природного сырья.

Необходимые масштабы геолого-поисковых  и разведочных работ определяются в первую очередь неуклонно растущей потребностью в нефти, долговременной динамикой мировых цен на нефть, а также, естественно, наличием соответствующих  месторождений, а в последние  десятилетия — чрезвычайно быстрым  развитием новых более эффективных  технологий их разведки и последующей  добычи нефти.

На основании вышеизложенного, цель данной работы – проанализировать ценообразование на мировом рынке на примере цен на нефть.

Задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты  ценообразования на мировом рынке;

- выявить особенности международной  торговли нефтью и роль ОПЕК  в ценообразовании на мировом  рынке нефти;

- сделать выводы по результатам  работы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты  ценообразования на мировом рынке

 

    1. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке

 

При анализе процессов, связанных  с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние  на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен  зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи  товара, какие нет, каков уровень  доходов, прибыли и куда будут, и  будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД)1.

В условиях рыночной экономики ценообразование  во внешней торговле, также как  и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане  само понятие цены сходно и для  характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:

  • экономический цикл;
  • состояние совокупного спроса и предложения;
  • инфляция.

Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся2:

  • издержки;
  • прибыль;
  • налоги и сборы;
  • предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
  • потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

  • сезонность;
  • эксплуатационные расходы;
  • комплектность;
  • гарантии и условия сервиса.

Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:

  • государственное регулирование;
  • валютный курс.

Внеэкономические, политические; военные.

Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс  ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать  и действие перечисленных выше групп  ценообразующих факторов. Взять, к примеру, спрос и предложение. Известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего, естественно относится состояние спроса и предложения.

Практически на цену предлагаемого  товара влияет3:

  • платежеспособный спрос покупателя данного товара, т.е. попросту говоря, наличие денег;
  • объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель;
  • полезность товара и его потребительские свойства.

На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:

  • количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
  • издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
  • цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета  и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические факторы4.

На мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса и  предложения». В случае громадного спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок  будет выброшен товар, произведенный  в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и которая наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой-либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощными державами.).

При работе с ценами рынка, в том  числе внешнеторговыми, следует  учитывать различия в них с  учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия «цены продавца», т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и «цены покупателя», т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.

В последние два-три десятилетия  важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой  торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком  какого-либо товара импортеру или  конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки:

техническое обслуживание, гарантийный  ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных  условиях, в период развития высоких  технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость  услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60-процентную долю в цене поставки.

Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совершенствование  качественных характеристик товара, с другой стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых  технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп  товаров. Однако с учетом т.н. полезного  эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т.д.) относительная  стоимость товара, а значит, и  его цена для потребителя снижается.

При анализе цен следует учитывать  и движение экономического цикла, что  в сфере международных экономических  отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены, как правило, не повышаются. И, наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на международную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений и тем более на фазе кризиса и подъема). Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и товарных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее «реакция цен» на продукцию машиностроительного комплекса.

 

1.2 Ценообразование на различных  типах мировых товарных рынков

 

В рыночной экономике процесс ценообразования  в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного  равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы  поведения на рынке экспортера и  импортера. Однако данные постулаты  требуют поправок в зависимости  от типа рынка. Главным критерием  классификации типов рынков, в  том числе и мировых, является характер и степень свободы конкуренции. Экономисты различают четыре типа рынков5:

Информация о работе Особенности международной торговли нефтью и роль ОПЕК в ценообразовании на мировом рынке нефти