Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:20, курсовая работа
На основании вышеизложенного, цель данной работы – проанализировать ценообразование на мировом рынке на примере цен на нефть.
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты ценообразования на мировом рынке;
- выявить особенности международной торговли нефтью и роль ОПЕК в ценообразовании на мировом рынке нефти;
- сделать выводы по результатам работы.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты ценообразования на мировом рынке
1.1 Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
1.2 Ценообразование на различных типах мировых товарных рынков
Глава 2. Особенности международной торговли нефтью и роль ОПЕК в ценообразовании на мировом рынке нефти
2.1 Обеспеченность стран мира природными запасами нефти
2.2 Анализ ценообразования на мировом рынке нефти
Заключение
Список литературы
На первом
этапе доминировали, во-первых, трансфертные
(внутримонопольные) цены, использовавшиеся
вертикально интегрированными международными
нефтяными компаниями для минимизации
своих налоговых отчислений по месту
добычи нефти. Во-вторых, справочные цены,
применявшиеся для расчета
Поскольку
промышленно развитые страны не могли
в одночасье существенно
Таким образом,
начало второго этапа сопровождалось
установлением принципиально
На втором этапе доминирующая роль в ценообразовании перешла к 13 развивающимся нефтедобывающим государствам — членам ОПЕК (Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Венесуэла, Эквадор, Индонезия).
Получив после 1973 г. серьезный и реальный контроль над огромными добывающими активами мировой нефтедобывающей отрасли, страны — члены ОПЕК стали основным поставщиком на рынке нефти. Как следствие, сменился и характер конкуренции на нефтяном рынке, так как стала доминировать вертикальная конкуренция между национальными (в основном государственными добывающими) компаниями стран ОПЕК и независимыми компаниями из промышленно развитых стран, действующими в сфере переработки и сбыта нефти из развивающихся стран. Более того, в последующие годы произошло не столько замещение одного вида конкуренции другим, сколько усиление и горизонтальной, и вертикальной конкуренции при их одновременном существовании. (Основная конкуренция развертывается на рынке между государственными (национальными) и международными (частными) нефтяными компаниями.) Вместе с тем разведка и добыча нефти в мире — преимущественно государственная сфера деятельности, в нем, безусловно, доминируют государственные (национальные) нефтяные компании, контролируя более 90% запасов и свыше 70% — добычи нефти и газа.
На втором
этапе картина основных принципов
ценообразования несколько
До 1986 г. активно развивался рынок разовых сделок, который постепенно стал играть самостоятельную роль — как доминирующий субъект в определении цены. До начала 70-х гг. на него приходилось лишь 3—5% международной торговли нефтью. В 70-е годы значение разовых сделок стало интенсивно возрастать: в первой половине десятилетия — на них приходилось уже 5—8%, в середине — 10—15%, и в середине 80-х годов — уже не менее 40—50% международной торговли нефтью. Таким образом, именно рынок разовых сделок стал определяющим с точки зрения объемов мировой нефтяной торговли. Только начиная с 1986 г. (третий этап) картельное ценообразование — назначение цен ограниченной группой участников, постепенно уступило место рыночному биржевому принципу ценообразования. Цены на нефть преимущественно стали устанавливаться в результате конкурентной борьбы большого числа игроков по регламентированной и прозрачной процедуре и отражали в каждый момент времени текущий баланс спроса и предложения на мировом рынке с учетом комплекса конъюнктурообразующих факторов экономического и политического характера.
На этом
этапе рынок разовых сделок продолжал
доминировать в определении объемов
торговли, тогда как рынок долгосрочных
сделок переместился на второе место
— то есть они просто поменялись
местами. В итоге эволюции характера
и структуры сделок на нефтяном рынке,
именно к бирже перешла
В начале
80-х был зафиксирован кратковременный
феномен снижения абсолютных объемов
спроса на жидкое топливо. После нефтяного
кризиса начала 70-х годов промышленно
развитые страны — импортеры жидкого
топлива были вынуждены искать адекватный
ответ на резкий рост мировых цен
на нефть в ослаблении зависимости
от ее поставок путем диверсификации
источников нефтеснабжения, за счет наращивания
отечественной добычи для хотя бы
частичного вытеснения поставок нефти
ОПЕК из баланса энергоснабжения. Однако
потребовалось очередное
- наращивание
импорта нефти из других
- увеличение собственной добычи нефти;
- расширение
потребления других
- наращивание
потребления других
- активное
внедрение энергосберегающих
В итоге, с середины 80-х годов наблюдается замедление роста мирового спроса на жидкое топливо по сравнению с темпами развития экономики в целом. В 2001 г. стала наблюдаться все большая либерализация нефтяной торговли, что можно назвать началом четвертого этапа в развитии мирового рынка нефти. Известные теракты 11 сентября серьезнее всего повлияли на общее состояние деловой среды США, поведение американских инвесторов, да и на сознание американского общества в целом. Общий объем ущерба, вызванного этими событиями, сегодня оценивается порядка 60 млрд. долл. Для этого этапа характерны два важнейших обстоятельства: во-первых, изменение нефтяных потоков, связанное с диверсификацией поставок нефти крупнейшими импортерами, и, во-вторых — возросшая роль биржевой торговли и увеличение оборотов «бумажной» нефти. События 11 сентября наглядно продемонстрировали необходимость коренного пересмотра прежней стратегии стран Запада в отношении ближневосточных производителей нефти. В течение долгих лет США и другие промышленно развитые государства рассматривали поддержание стабильности в этом регионе как неотъемлемый элемент своих геополитических интересов. Со временем усилия по поддержанию стабильности, как военными, так и политическими методами, требовали все больше ресурсов, зачастую не принося при этом желаемого положительного эффекта. В результате международные аналитики сегодня все чаще говорят о том, что Западу необходимо минимизировать свою зависимость от поставок нефти из стран Ближнего Востока19.
В этой связи стоит привести мнение эксперта в области энергетической политики Университета Райс (США) Э. Яффе о том, что «эта задача является одной из основных целей Вашингтона в отношениях с Россией». По мнению аналитика, инициатива эксплуатации огромных нефтяных и газовых резервов России получила новый импульс в июле 2002 г., когда в Соединенные Штаты привезли первую партию нефти прямо из России. В настоящее время администрация США поддерживает эту инициативу и считает важной, чтобы «Россия играла стратегическую роль в диверсификации поставок нефти на мировые рынки».
Однако, несмотря на поддержку на высоком уровне, сохраняются значительные трудности в реальной организации постоянных прямых поставок нефти из России в США, в их числе, прежде всего высокие транспортные расходы и, соответственно, необходимость установления более высоких отпускных цен. Тем не менее, российская компания «ЛУКОЙЛ» уже заявила о планах строительства морского нефтяного терминала для Тимано-Печорского месторождения, который даст ей серьезное транспортное преимущество при поставках нефти морем в США.
Кроме того, летом 2002 г. «ЛУКойл» представил планы строительства магистрального нефтепровода в Мурманск и нового нефтеналивного порта в Мурманске или вблизи него. Проект предусматривал строительство трубопровода длиной 1,5 тыс. км с пропускной способностью 50 млн. т. в год. По нему должна транспортироваться нефть с западносибирских месторождений. Предполагается, что в новый порт смогут заходить супертанкеры водоизмещением свыше 300 тыс. т, притом, что Мурманск расположен гораздо ближе к США, чем порты стран Ближнего Востока. Реализация этого проекта потребует значительных капиталовложений. Стоимость только одного строительства нефтепровода оценивается в 1,5—2,5 млрд. долл., и «ЛУКОЙЛу», который ведет освоение новых месторождений на Каспии и на севере Европейской части России, такие расходы не под силу. В сентябре ЮКОС, «Сибнефть» и Тюменская нефтяная компания сообщили о своих намерениях присоединиться к строительству экспортного терминала в Мурманске.
Немаловажным в этой связи является мнение Г. Купера, главного исполнительного директора американской компании «Тетон Петролеум», ведущей активную деятельность в России, который отметил, что «проблема расходов ничего не значит по сравнению с тем, сколько денег США потратили за многие годы, защищая свои источники снабжения на Ближнем Востоке».
Вместе
с тем необходимо принимать во
внимание и то, что даже если российская
нефть пойдет в США, американская
нефтеперерабатывающая
Касаясь в этой связи проблемы возможного роста зарубежных инвестиций в добычу российских энергоресурсов, эксперты ссылаются на мнение министра энергетики РФ И. Юсуфова о том, что «в ближайшие годы, чтобы поднять уровень добычи до 8 млрд. барр., российской нефтяной промышленности необходимо ежегодно 1 млрд. долл. инвестиций». Тем не менее, эксперты указывают, что администрация Дж. Буша, понимая всю нестабильность ситуации на Ближнем Востоке, считает «американо-российское партнерство в сфере энергетики неизбежным».
Экспорт российской нефти в США, по-видимому, будет возрастать, хотя этим планам может препятствовать одновременное стремление Москвы улучшить условия экспорта своей нефти на европейские рынки. По прогнозу МЭРТ, при благоприятных условиях экспорт нефти РФ в дальнее зарубежье может увеличиться со 152,8 млн. т в 2006 г. до 180. млн. т в 2009 г.; тогда как в 2010 г. он может составлять 249 млн. т. В то же время Россия, которая в настоящее время не способна конкурировать на американском рынке с другими странами, может помочь ввести мировые цены в приемлемый для РФ, США и МЭА коридор — 20—25 долл. за баррель20.
Другой
пример: в настоящее время Япония,
вторая по экономической мощи страна
в мире, экспортирует около 80% потребляемой
ею нефти с Ближнего Востока. При
этом в течение последних двадцати
пяти лет ни одна японская компания
ни разу не приобретала нефть в
России. Компания Nippon Oil, крупнейшее нефтеперерабатывающее
предприятие в Японии, уже заявила
о своей заинтересованности в
регулярных закупках российской нефти
для того, чтобы снизить свою зависимость
от нефтедобычи на Ближнем Востоке.
«Мы стремимся
Закупки нефти в России японская сторона рассматривает в качестве средства защиты своих интересов от угрозы перебоев в поставках в случае кризисных ситуаций в Персидском заливе. На текущий момент Nippon Oil сообщает о закупке двух миллионов баррелей российской нефти сорта Urals, при этом цена сделки не оглашается. По словам представителя Nippon Oil, пока речь идет о разовой закупке, причем в качестве посредника выступает крупная западная нефтяная компания. Тем не менее, в Nippon Oil не исключают возможности дальнейшего продолжения закупок российской нефти.
Интересно в этой связи, что в январе 2003 г., АК «Транснефть» представила в Правительство проект и ТЭО строительства магистрального нефтепровода Ангарск — Находка, по которому можно будет поставлять нефть в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и, в частности, в Японию. Что примечательно, Япония уже согласилась выдать целевой кредит под строительство данного нефтепровода, что свидетельствует о ее серьезной заинтересованности в стабильных поставках нефти из России.
Важную роль в ценообразовании на современном мировом рынке нефти продолжает играть ОПЕК — Организация стран — экспортеров нефти (Organization of Petroleum Exporting Countries, OPEC). Она была создана 10 сентября 1960 г., когда в Багдаде собрались представители пяти наиболее богатых нефтедобывающих государств (Ирака, Ирана, Кувейта, Венесуэлы и Саудовской Аравии) и подписали договор о создании ОПЕК, целью которой является защита интересов своих членов в условиях постоянно растущей конкуренции. В 1960 г. пять стран — организаторов ОПЕК обеспечивали около 80% мирового экспорта нефти. Сегодня этот показатель снизился до 60%, однако количество стран-членов ОПЕК увеличилось, и в сумме все они располагают 77% мировых запасов нефти и обеспечивают около 40% нефтедобычи. За прошедшие 40 лет эта организация, несомненно, стала самым влиятельным участником на мировом нефтяном рынке, от решений которой по сей день во многом зависит его конъюнктура.