Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:22, курсовая работа
Экономические отношения между странами возникли еще в древности, однако длительное время они носили ограниченный и нерегулярный характер. В XV-XVI веках в связи с началом Великих географических открытий стал формироваться мировой рынок. Он активно развивался в XVII-XVIII веках в ходе первоначального накопления капитала и промышленной революции. К концу XIX века мирохозяйственные отношения перешли на качественно иной уровень: возникло мировое хозяйство [2, c. 252].
Регуляторная
Наконец замыкающей функцией
государства являются различные
стабилизационные мероприятия по применению
регуляторов экономического роста,
низкой инфляции и полной занятости.
Эта функция наиболее противоречива,
так форсирование экономического роста
посредством понижения ставки рефинансирования
и увеличения государственных расходов
и инвестиций в неоднородной по уровню
технологического развития экономике
будет сопровождаться ростом инфляции
и отставанием в
2.3. Инновации,
как элемент инфраструктуры
Уровень развития инновационной
инфраструктуры страны является одним
из главных индикаторов
В Республике Беларусь на сегодняшний день функционирует более 40 субъектов инновационной инфраструктуры, включая научно-технологические парки, инновационные центры, центры трансфера технологий и созданные в университетах структурные подразделения, выполняющие функции указанных субъектов инновационной инфраструктуры. Однако, большинство из них находятся на этапе становления. Это связано с непродолжительностью их функционирования и непреодолимостью схожих или однотипных проблем, препятствующих их формированию как полноценных субъектов инновационной инфраструктуры. К типичным проблемам, испытываемым субъектами инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь, можно отнести:
• несовершенство законодательных основ их деятельности;
• отсутствие эффективного
механизма финансового
• отсутствие отлаженной системы взаимодействия между действующими субъектами инновационной инфраструктуры;
• недостаточная обеспеченность кадровыми ресурсами, особенно в регионах Беларуси;
• недостаточная инновационная активность научных организаций;
• низкая инновационная восприимчивость промышленных предприятий.
В целях развития инновационной
деятельности в Республике Беларусь,
посредством создания благоприятных
условий для появления и
1. Разрешение министерствам,
иным республиканским органам
государственного управления, НАН
Беларуси и другим заказчикам
выделять средства на создание
и поддержку развития
- финансирование расходов,
связанных с учреждением
- укрепление материально-
- поддержка и развитие
информационного обеспечения
- подготовка, переподготовка
и повышение квалификации
- финансирование расходов,
связанных с международным
- создание специального
Инновационного банка (
- расширение практики
льготного кредитования
2. Для стимулирования
банковско-кредитных
3. Как результат этих
преобразований может быть
- проведение государственной
политики развития и поддержки
малых предприятий в научно-
- оказание прямой финансовой,
информационной и иной помощи
малым предприятиям научно-
- создание и развитие
инфраструктуры поддержки
4. Для снижения рисков
следует развивать систему
5. Совершенствование механизма
прямой финансовой поддержки
венчурного финансирования
6. Расширение источников
внебюджетного финансирования
7. Создание и развитие центров трансфера технологий, инновационно-технологических центров, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурных фондов и др., а также технико-внедренческих зон и инновационно активных технологий (типа Парка высоких технологий). Развитие рынка их услуг для поддержки инновационной деятельности.
8. Создание и поддержка
республиканской базы данных
по научно-исследовательским
9. Содействие созданию
экспертно-консалтинговых
10. Обеспечение доступа
белорусских предприятий к
11. Создание глобальной
информационной системы по
12. Создание национального инновационного бизнес-центра (по международным стандартам) в составе ярмарочно-выставочного центра, центра глобальной информации и трансфера научно-технической продукции, бизнес-инкубатора, бизнес-школы, гостиничного комплекса, других компонентов.
В заключение необходимо отметить, что качественное законодательство об инновационной деятельности, эффективное государственное регулирование инновационной сферы являются необходимыми условиями для реализации государственной инновационной политики.
Ценные бумаги являются гибким инструментом инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц, а также эффективным способом мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения общественных потребностей. С каждым годом отмечается их активное участие в обслуживании товарного и денежного обращения.
Официальный интернет-сайт ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» является центральным элементом системы раскрытия информации по результатам деятельности биржи на валютном, фондовом и срочном рынках введен в эксплуатацию с 1 июня 2000 года.
В непростых условиях 2010 года ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» продолжала стабильно работать, наращивать торговые обороты, решать задачи стратегического развития, предлагать новые технологические решения.
Ключевыми событиями 2010 года явились: внедрение системы электронного документооборота; запуск проекта по созданию единого сервисного уровня и системной интеграции информационных ресурсов биржи; разработка и ввод в эксплуатацию модуля БЕКАС ИКС «Внебиржевой рынок».
Объем торгов ценными бумагами в 2010 году увеличился по отношению к 2009 году более чем на 37 % и достиг отметки 81,6 трлн. бел. руб.
Созданные биржей в 2010 году условия для развития рынка негосударственных долговых инструментов стали одним из определяющих факторов трехкратного роста объемов операций на рынке корпоративных ценных бумаг.
Таблица 2.1 Динамика суммарного объема торгов за 2008-2010 годы
Сегмент рынка |
2008 год (млрд. бел руб.) |
2009 год (млрд. бел.руб.) |
2010 год (млрд. бел.руб.) |
Валютный рынок |
22 859,9 |
39964,7 |
39370,5 |
Фондовый рынок |
10015,6 |
19455,7 |
42206,4 |
Срочный рынок |
8,2 |
16,3 |
32,0 |
Итоги биржевой рынок |
32883,7 |
59436,7 |
81608,9 |
Итоги регистрации сделок на внебиржевом фондовом рынке |
6056,0 |
2272,9 |
4740,3 |
Источник: [14, с. 16, таблица 1]
Суммарный объем торгов увеличился по сравнению с прошлым годом в 1,37 раза и достиг 81,6 трлн бел. руб. (29,2 млрд долларов США).
Наиболее активно росли объемы торгов в секторе фондовых операций (рост по отношению к 2009 году в 2,2 раза). В результате кардинальным образом изменилась инструментальная структура оборотов организованного
рынка. Впервые в истории биржи объем операций с ценными бумагами превзошел объем операций с иностранной валютой.
Итоговые цифры по секторам выглядят следующим образом:
валютный рынок - 39,4 трлн бел. руб., или 48,24 % от биржевого оборота;
фондовый рынок - 42,2 трлн бел. руб. и соответственно 51,72 % от биржевого оборота. Доля срочного рынка в структуре торговых оборотов по-прежнему оставалась незначительной 0,03 трлн бел. руб. и составила 0,04 % от биржевого оборота.
Общее число участников торгов на 01.01.2011 составляло 67 организаций (32 банка и 35 брокерско-дилерских компаний). Самым активным из них, исходя из оценки доли в брутто-объеме, стал Национальный банк Республики Беларусь, вторую-пятую позицию заняли ОАО «Банк Москва-Минск», ЗАО «МТБанк», «Приорбанк» ОАО и ОАО «Белагропромбанк» соответственно. Вместе данная пятерка обеспечила 58,7 % суммарного оборота торгов.
Таблица 2.2. Объем торгов иностранной валютой за 2008-2010 годы
Наименование валюты |
2008 |
2009 |
2010 | |||
Млрд. бел. руб |
Млн. дол. США |
Млрд. бел. руб |
Млн. дол. США |
Млрд. бел. руб |
Млн. дол. США | |
Российский руб. |
6367,3 |
2966,2 |
10795,6 |
5056,9 |
6625,0 |
2374,8 |
Доллар США |
13238,6 |
6167,6 |
20621,2 |
9613,2 |
22660,4 |
8109,9 |
Евро |
3030,4 |
1411,4 |
8381,6 |
3925,8 |
9999,1 |
3583,1 |
Прочие валюты |
223,6 |
104,2 |
166,3 |
78,3 |
85,9 |
30,8 |
Итого |
22859,9 |
10649,4 |
39964,7 |
18674,2 |
39370,4 |
14098,6 |
Источник: [14, с. 16, таблица 2]
Таблица 2.3 Число членов Секций валютного рынка
2008 |
2009 |
2010 | |
банки |
28 |
30 |
32 |
Источник: [14, с. 17, таблица 3]
Суммарный объем операций на организованном валютном рынке в 2010 году достиг 39,4 трлн бел. руб. (снижение по отношению к 2009 году – 1,49 %), или 14,1 млрд дол. США.