Особенности мировой инфраструктуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Экономические отношения между странами возникли еще в древности, однако длительное время они носили ограниченный и нерегулярный характер. В XV-XVI веках в связи с началом Великих географических открытий стал формироваться мировой рынок. Он активно развивался в XVII-XVIII веках в ходе первоначального накопления капитала и промышленной революции. К концу XIX века мирохозяйственные отношения перешли на качественно иной уровень: возникло мировое хозяйство [2, c. 252].

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 86.55 Кб (Скачать)

Регуляторная перераспределительная деятельность государства обнаруживает себя в системе социальных гарантий в виде прожиточного минимума, минимального размера заработной платы, проведении трансфертов и иных льгот по оплате услуг ЖКХ, направленных на ослабление дифференциации доходов.

Наконец замыкающей функцией государства являются различные  стабилизационные мероприятия по применению регуляторов экономического роста, низкой инфляции и полной занятости. Эта функция наиболее противоречива, так форсирование экономического роста  посредством понижения ставки рефинансирования и увеличения государственных расходов и инвестиций в неоднородной по уровню технологического развития экономике  будет сопровождаться ростом инфляции и отставанием в производительности. В пределах стабилизационной функции  регулятор принимает решения о поддержании курса национальной валюты посредством взаимосвязанной балансировки платежного баланса страны. Те же цели преследует политика структурных преобразований, когда государство выступает заказчиком высокотехнологичной продукции, которая распределяется среди организаций и предприятий социальной инфраструктуры: образования, медицины, культуры, академической науки и других фундаментальных исследований.

 

 

2.3. Инновации,  как элемент инфраструктуры Республики  Беларусь

 

 

Уровень развития инновационной  инфраструктуры страны является одним  из главных индикаторов инновационности ее экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, другими словами направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой «чистой» науки и задачами производства.

В Республике Беларусь на сегодняшний  день функционирует более 40 субъектов  инновационной инфраструктуры, включая  научно-технологические парки, инновационные  центры, центры трансфера технологий и созданные в университетах структурные подразделения, выполняющие функции указанных субъектов инновационной инфраструктуры. Однако, большинство из них находятся на этапе становления. Это связано с непродолжительностью их функционирования и непреодолимостью схожих или однотипных проблем, препятствующих их формированию как полноценных субъектов инновационной инфраструктуры. К типичным проблемам, испытываемым субъектами инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь, можно отнести:

• несовершенство законодательных  основ их деятельности;

• отсутствие эффективного механизма финансового обеспечения  их деятельности, особенно на начальном  этапе;

• отсутствие отлаженной системы  взаимодействия между действующими субъектами инновационной инфраструктуры;

• недостаточная обеспеченность кадровыми ресурсами, особенно в  регионах Беларуси;

• недостаточная инновационная  активность научных организаций;

• низкая инновационная  восприимчивость промышленных предприятий.

В целях развития инновационной  деятельности в Республике Беларусь, посредством создания благоприятных  условий для появления и функционирования субъектов инновационной инфраструктуры предусмотрены следующие меры стимулирующего характера:

1. Разрешение министерствам,  иным республиканским органам  государственного управления, НАН  Беларуси и другим заказчикам  выделять средства на создание  и поддержку развития подведомственных  им организаций инновационной  инфраструктуры, включая следующие  направления расходования средств: 

- финансирование расходов, связанных с учреждением организаций  инновационной инфраструктуры;

- укрепление материально-технической  базы организаций инновационной  инфраструктуры;

- поддержка и развитие  информационного обеспечения организаций  инновационной инфраструктуры, включая  содержание маркетингово-информационных центров, подготовку и издание литературы (в том числе периодических изданий), проведение мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов, выставок и т.п.), обеспечение функционирования коммуникационных и информационно-аналитических компьютерных баз данных и иных сетевых ресурсов;

- подготовка, переподготовка  и повышение квалификации кадров  для организаций инновационной  инфраструктуры;

- финансирование расходов, связанных с международным сотрудничеством  организаций инновационной инфраструктуры;

- создание специального  Инновационного банка (Инновационно-инвестиционного банка, Банка развития), работающего в особом правовом режиме. К его основным функциям должны быть отнесены долгосрочное кредитование под низкую процентную ставку инновационных проектов и программ, страхование (гарантии) инвестиционных проектов;

- расширение практики  льготного кредитования инновационной  деятельности.

2. Для стимулирования  банковско-кредитных учреждений  следует предусмотреть освобождение  от налогообложения части прибыли  банков, получаемой ими в результате  предоставления долгосрочных кредитов  под конкретные инновационные  проекты. С целью обеспечения  доступными кредитно-инвестиционными  ресурсами рекомендовать Национальному  банку в качестве контрольного  показателя устанавливать показатель  долгосрочных кредитов экономике  (кредитно-инвестиционное таргетирование).

3. Как результат этих  преобразований может быть создание  республиканского Фонда специального  назначения с ниже перечисленными  основными функциями (либо придание  этих функций Белорусскому инновационному  фонду):

- проведение государственной  политики развития и поддержки  малых предприятий в научно-технической  сфере; 

- оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи  малым предприятиям научно-технической  сферы, реализующим проекты по  разработке и освоению новых  видов наукоемкой продукции и  технологий на основе принадлежащей  этим предприятиям интеллектуальной  собственности; 

- создание и развитие  инфраструктуры поддержки малого  предпринимательства в инновационной  сфере. 

4. Для снижения рисков  следует развивать систему страхования  инновационной деятельности на  основе развития специализированных  страховых и перестраховочных  компаний. Создать правовые и  организационные условия для  развития венчурного финансирования (в т.ч. вторичного рынка ценных  бумаг, систем оценки стоимости  акций и рыночной капитализации  высокотехнологичных компаний, коммерческих  структур по связи науки с  производством при поддержке  государства).

5. Совершенствование механизма  прямой финансовой поддержки  венчурного финансирования через  инновационные фонды. 

6. Расширение источников  внебюджетного финансирования за  счет увеличения инновационных,  венчурных и других фондов.

7. Создание и развитие  центров трансфера технологий, инновационно-технологических центров, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурных фондов и др., а также технико-внедренческих зон и инновационно активных технологий (типа Парка высоких технологий). Развитие рынка их услуг для поддержки инновационной деятельности.

8. Создание и поддержка  республиканской базы данных  по научно-исследовательским разработкам  технического характера, созданным  за счет бюджетных средств,  в том числе специализированных  баз данных удаленного доступа  по услугам сопровождения инновационной  деятельности.

9. Содействие созданию  экспертно-консалтинговых организаций,  оказывающих услуги по проблемам  интеллектуальной собственности,  стандартизации, сертификации, технологическому аудиту, а также обучающих центров развития инновационной активности, как в виде самостоятельной центров, так и при вузах.

10. Обеспечение доступа  белорусских предприятий к информационной  составляющей государственной системы  учета научных и научно-технических  результатов, полученных за счет  средств бюджета. 

11. Создание глобальной  информационной системы по инновациям  и мониторингу (включая республиканские  и региональные центры научно-технической  информации, регистрации НИОКР, патентно-лицензионные  фонды, и т.п.).

12. Создание национального  инновационного бизнес-центра (по международным стандартам) в составе ярмарочно-выставочного центра, центра глобальной информации и трансфера научно-технической продукции, бизнес-инкубатора, бизнес-школы, гостиничного комплекса, других компонентов.

В заключение необходимо отметить, что качественное законодательство об инновационной деятельности, эффективное  государственное регулирование  инновационной сферы являются необходимыми условиями для реализации государственной  инновационной политики.

 

 

    1. Анализ динамики рынка ценных бумаг, как элемента инфраструктуры Республики Беларусь

 

 

Ценные бумаги являются гибким инструментом инвестирования свободных  денежных средств юридических и  физических лиц, а также эффективным  способом мобилизации ресурсов для  развития производства и удовлетворения общественных потребностей. С каждым годом отмечается их активное участие  в обслуживании товарного и денежного  обращения.

Официальный интернет-сайт ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» является центральным элементом  системы раскрытия информации по результатам деятельности биржи  на валютном, фондовом и срочном  рынках введен в эксплуатацию с 1 июня 2000 года.

В непростых условиях 2010 года ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» продолжала стабильно работать, наращивать торговые обороты, решать задачи стратегического развития, предлагать новые технологические решения.

Ключевыми событиями 2010 года явились: внедрение системы электронного документооборота; запуск проекта по созданию единого сервисного уровня и системной интеграции информационных ресурсов биржи; разработка и ввод в  эксплуатацию модуля БЕКАС ИКС «Внебиржевой рынок».

Объем торгов ценными бумагами в 2010 году увеличился по отношению к 2009 году более чем на 37 % и достиг отметки 81,6 трлн. бел. руб.

Созданные биржей в 2010 году условия для развития рынка негосударственных  долговых инструментов стали одним  из определяющих факторов трехкратного роста объемов операций на рынке  корпоративных ценных бумаг.

 

Таблица 2.1 Динамика суммарного объема торгов за 2008-2010 годы

Сегмент рынка

2008 год

(млрд. бел руб.)

2009 год

(млрд. бел.руб.)

2010 год

(млрд. бел.руб.)

Валютный рынок

22 859,9

39964,7

39370,5

Фондовый рынок

10015,6

19455,7

42206,4

Срочный рынок

8,2

16,3

32,0

Итоги биржевой рынок

32883,7

59436,7

81608,9

Итоги регистрации сделок на внебиржевом фондовом рынке

6056,0

2272,9

4740,3


Источник: [14, с. 16, таблица 1]

Суммарный объем торгов увеличился по сравнению с прошлым годом  в 1,37 раза и достиг 81,6 трлн бел. руб. (29,2 млрд долларов США).

Наиболее активно росли  объемы торгов в секторе фондовых операций (рост по отношению к 2009 году в 2,2 раза). В результате кардинальным образом изменилась инструментальная структура оборотов организованного

рынка. Впервые в истории  биржи объем операций с ценными  бумагами превзошел объем операций с иностранной валютой.

Итоговые цифры по секторам выглядят следующим образом:

валютный рынок - 39,4 трлн бел. руб., или 48,24 % от биржевого оборота;

фондовый рынок - 42,2 трлн бел. руб. и соответственно 51,72 % от биржевого оборота. Доля срочного рынка в структуре торговых оборотов по-прежнему оставалась незначительной 0,03 трлн бел. руб. и составила 0,04 % от биржевого оборота.

Общее число участников торгов на 01.01.2011 составляло 67 организаций (32 банка  и 35 брокерско-дилерских компаний). Самым активным из них, исходя из оценки доли в брутто-объеме, стал Национальный банк Республики Беларусь, вторую-пятую позицию заняли ОАО «Банк Москва-Минск», ЗАО «МТБанк», «Приорбанк» ОАО и ОАО «Белагропромбанк» соответственно. Вместе данная пятерка обеспечила 58,7 % суммарного оборота торгов.

 

Таблица 2.2. Объем торгов иностранной валютой за 2008-2010 годы

Наименование валюты

2008

2009

2010

Млрд. бел. руб

Млн. дол. США

Млрд. бел. руб

Млн. дол. США

Млрд. бел. руб

Млн. дол. США

Российский руб.

6367,3

2966,2

10795,6

5056,9

6625,0

2374,8

Доллар США

13238,6

6167,6

20621,2

9613,2

22660,4

8109,9

Евро

3030,4

1411,4

8381,6

3925,8

9999,1

3583,1

Прочие валюты

223,6

104,2

166,3

78,3

85,9

30,8

Итого

22859,9

10649,4

39964,7

18674,2

39370,4

14098,6


Источник: [14, с. 16, таблица 2]

 

Таблица 2.3 Число членов Секций валютного рынка

 

2008

2009

2010

банки

28

30

32


Источник: [14, с. 17, таблица 3]

Суммарный объем операций на организованном валютном рынке в 2010 году достиг 39,4 трлн бел. руб. (снижение по отношению к 2009 году – 1,49 %), или 14,1 млрд дол. США.

Информация о работе Особенности мировой инфраструктуры