Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических подходов особенностей конкуренции на мировом рынке (на примере компании Apple)
В ходе работы решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть конкуренцию и конкурентную стратегию в целом
2. Выяснить какие существуют источники конкурентного преимущества.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I Теоретические основы конкуренции…………………………………………………..……………………...5
1.1. Понятие конкуренции. Конкурентная стратегия……..……………………………………………………...5
1.2. Источники конкурентного преимущества……………………………………………..……….14
ГЛАВА II Анализ конкуренции на мировом рынке на примере компании «Apple»……………………………………………………………………………...17
2.1. История компании «Apple»………………………………………………….……...…17
2.2. Анализ конкурентной позиции компании «Apple» на примере Apple (iPhone 4) и Samsung (Galaxy S II) ………………..……...23
2.3. Перспективы развития компании «Apple»……………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………30
ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
по дисциплине «Международный маркетинг»
Тема: «Особенности конкуренции на мировом рынке»
студентки группы МЭ - 31
экономического факультета
Парченко Наталья
Научный руководитель
ст.преп
Мелашкевич Антон
Москва
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I Теоретические основы конкуренции…………………………………………………
ГЛАВА II Анализ конкуренции на мировом рынке
на примере компании «Apple»……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………30
ВВЕДЕНИЕ
Современный мировой
рынок представляет собой сложную
систему, постоянно меняющуюся от спроса
и предложения товаров и услуг.
На эти процессы оказывают влияние
возникновение новых потребност
Любой бизнес, как правило, развивается от небольшого по размерам монопродуктового вида производственно-коммерческой деятельности в направлении образования сложного вертикально интегрированного комплекса. Так или иначе, приходит время, когда каждая компания сталкивается с решением вопроса выбора стратегии для развития или выживания бизнеса. С увеличением масштабов бизнеса меняется и система управления им. На первых порах бизнес успешно управляется теми, кто его организовал - предпринимателями. Затем возникает необходимость в специализированных функциональных подразделениях управления компанией. Дальнейший рост влечет за собой децентрализацию функций управления на уровень отдельных производственно-коммерческих подразделений. Все эти изменения могут занимать относительно короткий или, наоборот, продолжительный промежуток времени в жизни компании, могут проходить гладко или же сопровождаться конфликтами.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических подходов особенностей конкуренции на мировом рынке (на примере компании Apple)
В ходе работы решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть конкуренцию и конкурентную стратегию в целом
2. Выяснить какие
существуют источники
3. Провести анализ
конкурентной позиции компаний
4. Узнать перспективы развития компании Apple.
Глава I Теоретические основы конкуренции.
1.1 Понятие конкуренции. Конкурентная стратегия.
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. [8, с.278] Разные виды конкуренции зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
Рыночное соперничество классифицируется так:
Совершенная (свободная) конкуренция - конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:
1.Объём производства
2.Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
3.Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
4.Продавцы действуют независимо друг от друга;
5.Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.
Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур.
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции смотри таблица 1. [10, с.581]
Таблица 1 Сравнительная таблица совершенной конкуренции и монополии.
Параметры состояния рынка |
Совершенная конкуренция |
Монополия |
Число продавцов |
Много |
Один |
Барьеры входа и выхода из рынка |
Нет |
Есть (нет вхождения) |
Дифференциация продукта |
Нет (одинаковые продукты одинакового вида) |
Нет (один продукт) |
Участие фирм в контроле над ценами |
Нет |
Полный контроль |
С учётом охвата экономики выделяются:
1. Чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой);
2. Абсолютная монополия (
В зависимости от причин возникновения различают следующие виды монополий:
1. Естественная монополия - ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).
2. Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.)
3 Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.
В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:
1. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;
2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;
3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.
Ценовая дискриминация
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.
Конкурентная стратегия - это комплексный план действий компании на рынке относительно фирм-конкурентов. Маркетинговый смысл конкурентных стратегий заключается в том, что они способствуют увеличению или удержанию предприятием своего положения на рынке относительно конкурентов. [7, с.224]
Конкурентное преимущество - это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относиться как к самому товару, (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара.
Деловые и корпоративные стратегии побеждают тогда, если их основой является устойчивое конкурентное преимущество. А конкурентное преимущество фирма может иметь в том случае, если:
Информация о работе Особенности конкуренции на мировом рынке