Мировой рынок товаров и услуг. Основные и отличительные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:00, контрольная работа

Краткое описание

Многовековая история мировой торговли опирается на вполне осязаемую выгоду, приносимую участвующим в ней странам. Представление о том, что лежит в основе этой выгоды и чем определяются направления внешнеторговых потоков, нашло отражение в эволюции теорий международной торговли.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, объекты и субъекты мировой торговли……….4-7
Глава 2. Теории международной торговли и их эволюция…………8
Глава3. Основные и отличительные черты мирового рынка…...9-10
Заключение………………………………………………………………..11
Список используемой литературы…………………………………….12

Файлы: 1 файл

Мировая экономика контрольная работа медведева.doc

— 57.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный университет»

Урюпинский филиал

Факультет социально-гуманитарных и экономических наук

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Мировая экономика»

на тему: «Мировой рынок товаров и услуг. Основные и отличительные черты. »

 

Выполнила:

студентка 3 курса

заочного отделения

специальности «Финансы и кредит»

группы ФиКЗУ-091

Медведева А.Н.

Проверил:

к.т.н.,доцент

Сергеев С.Ю.

 

 

 

 

 

Урюпинск 2011г.

 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие, объекты и субъекты мировой торговли……….4-7

Глава 2. Теории  международной торговли и их эволюция…………8

Глава3. Основные и отличительные черты мирового рынка…...9-10

Заключение………………………………………………………………..11

Список используемой литературы…………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Мировая торговля представляет собой одну из форм международных экономических отношений, которая возникла в эпоху рабовладения, т.е. была исторически первой, и наиболее развита сегодня.

Многовековая история мировой торговли опирается на  вполне осязаемую выгоду,  приносимую участвующим в ней странам. Представление о том, что лежит в основе этой выгоды и чем определяются направления внешнеторговых потоков, нашло отражение в эволюции теорий международной торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие, объекты и субъекты  мировой торговли.

Международная (мировая) торговля –это  сфера товарно – денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли  всех стран мира. Иначе говоря,  международная торговля –это  сфера обмена продуктами труда ( товарами и услугами) между  продавцами и покупателями разных стран.

Внешняя торговля –это обмен товарами и услугами между государственно- оформленными  национальными хозяйствами.  Термин « внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.

Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка. Последний имеет принципиальные отличия от внутренних национальных рынков:

1)     на мировой рынок поступают только конкурентоспособные  товары;

2)     действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная стоимость;

3)     он в большей степени подвержен монополизации;

4)     Решающее влияние могут оказывать на экономические, а политические  факторы;

5)     Расчеты осуществляются в свободно- конвертируемой валюте и в международных счетных единицах.

В  процессе  международной торговли возникает два направления товаропотоков -  экспорт и импорт.

Классификация видов экспорта:

1)     вызов товаров, изготовленных в данной стране;

2)     вывоз сырья и п/ф для  переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;

3)     Реэкспорт- вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы,  включая товары, проданные на международных аукционах;

4)     Временный вывоз за границу национальных товаров с последующим возвратом или  вывоз ранее ввезенных иностранных товаров;

5)     Вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК.

Аналогично рассмотрим классификацию импорта:

1)     ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера;

2)     ввоз сырья, п/ф, узлов,  деталей для  переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;

3)     Реимпорт-  обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров;

4)     Временный ввоз товаров на международные выставки;

5)     Ввоз продукции в рамках ТНК.

Показатели оценки экспортно – импортных поставок имеют важное значение для  определения качественных и количественных характеристик внешней и международной торговли, таких, как:

-  стоимостной и физический объем ( товарооборот). Стоимостной объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени  в текущих ценах соответствующих  лет с использованием текущих валютных курсов.

- товарная структура. Представляющая собой соотношение товарных групп в мировом  экспорте.

- географическая структура представляет собой распределение  торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная структура –данные о международной торговле стран,  принадлежащих к одной части света, либо к одной группе. Организационная  географическая структура – данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и  иным торгово- политическим группировкам.

Ориентируясь на эти  характеристики, в дальнейшем будут определены масштабы развития  международной  торговли,  структура субъектов, являющихся предметом международной  купли –продажи.

Субъектами международной торговли  выступают все государства мира,  которые в зависимости от уровня  их экономического развития подразделяются на  группы: страны с развитой рыночной экономикой ( 24 страны с высоким уровнем доходов на душу населения, в т.ч. « большая семерка»), развивающиеся страны (132 страны с низким и средним уровнем доходов на душу населения) и страны с  переходной экономикой ( бывшие социалистические  страны Восточной Европы и СССР).

Таким образом, субъектами международной торговли выступают:

1)     страны мира;

2)     ТНК и  МНК;

3)     Региональные интеграционные группировки.

В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека- товары и услуги.

Товары в широком смысле – это предмет,  удовлетворяющий какую- либо общественную потребность и произведенный для обмена. В рамках этого определения  товаром могут считаться  и услуги.

В более узком понимании, товар – это предмет труда человека, удовлетворяющий общественную потребность,  произведенный для обмена  и принимающий видимую осязаемую форму.

Услуга – это предмет труда человека,  также  направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенный для обмена, но принимающий форму невидимого,  неосязаемого продукта.

Торгуемые товары - товары, которые могут передвигаться между различными странами. Их цена  определяется взаимодействием спроса и предложения как  на внутреннем, так и на мировом рынке.

Неторгуемые товары -  товары, которые потребляются  в той же стране, где и производится, т.е. не перемещаются между странами, и цена на которые  устанавливается балансом спроса и предложения в отечественных рамках.

Учитывая, что  объектами мировой торговли выступают товары и услуги, можно выделить две ее  формы: международную торговлю товарами и  международную торговлю услугами.

Международная торговля товарами ( МТТ) – это форма связи между товаропроизводителями разных стран,  возникающая на основе международного разделения труда (МРТ) и выражающая их взаимную экономическую зависимость.

Международная торговля услугами ( МТУ) – это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Развитие МТТ началось еще в эпоху рабовладения, о  чем свидетельствуют международные торги,  проводимые в Римской империи. Развитие МТУ началось позднее. Долгое время услуги относились, согласно Международной стандартной промышленной классификации, принятой ООН,  к « неторгуемым» товарам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Теории международной торговли  их эволюция.

Многовековая история  международной торговли опирается на вполне осязаемую выгоду, приносимую участвующим в ней странам. Представление о том,  что лежит в основе этой выгоды и чем определяются направления внешнеторговых потоков, нашло отражение в эволюции теорий международной торговли. Впервые  попытка определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели была сделана на стадии перехода феодализма к капитализму – 15-18 вв. – в экономическом учении меркантилистов.

Меркантилисты ( Томас Мун, Жан  Батист Кольбер и др.) придерживались статистического взгляда на мир,  который,  с их точки зрения,  располагал лишь ограниченным количеством богатств. Поэтому богатство одной страны могло увеличиться только за счет обнищания другой.  Экономическая система, в соответствии со взглядами меркантилистов, состояла из  трех секторов: производство,  сельское хозяйство и иностранные колонии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные и отличительные черты мирового рынка

 

Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами:

-         он является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за национальные рамки;

-         он проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения;

-         он оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно;

-         он выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Товар, находящийся на мировом рынке в фазе обмена, выполняет информационную функцию, сообщая  усредненные параметры совокупного спроса и совокупного предложения, через которые каждый из участников может оценивать и адаптировать параметры своего производства.

    Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок оказывает обратное влияние на производство, показывая ему, что, сколько и для кого нужно производить. В этом смысле мировой рынок оказывается

первичным по отношению к производителю и является центральной категорией международной экономики.

Главным внешним признаком существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами.

Хотя мировой рынок основывается на национальных рынках, он имеет отличительные черты:

1. На национальном рынке движение товаров обусловлено такими факторами, как производственные связи между предприятиями и районами страны, на мировой рынок значительное влияние оказывают межгосударственные границы и внешнеэкономическая политика отдельных стран.

2. Отличительной чертой мирового рынка является существование особой системы ценообразования – системы мировых цен.

3. Мировой рынок товаров дополняется быстрорастущим рынком услуг.

4. Структура и направление торговли отдельных стран на мировом рынке определяются изменением конкурентоспособности их товаров.

5. Мировой торговле присуща неравномерность роста торговли как между отдельными странами, так и всего мирового товарооборота.

Мировой рынок развивается в условиях острой конкурентной борьбы. Активную роль в ней играют те государства, которые не только осуществляют мероприятия по защите национального рынка от ввоза товаров извне, но и проводят политику, направленную на стимулирование экспорта своих товаров.

Особенностью мирового рынка в настоящее время является развитие межгосударственных форм его регулирования. Международная торговля характеризуется развитием интеграционных процессов как на региональном, так и на глобальном уровне. Результатом является возрастание масштабов и качественных изменений характера международной торговли, которая оказывает огромное воздействие на интернационализацию экономической жизни всех стран мира.

Благодаря этому изменилась функция международной торговли: из чисто коммерческих краткосрочных сделок она превратилась в основное средство непосредственного обслуживания национальных производственных процессов, связывающее их в единый механизм, не признающий национальных границ.

 

 

 

 

Заключение.

В своей контрольной работе я рассмотрела мировую торговлю. Мировая торговля представляет собой  одну  из форм  мировых экономических отношений, это сфера товарно- денежных отношений,  представляющая собой  совокупность внешней торговли всех стран мира.   Узнала, что в качестве  объектов международной торговли выделяют продукты труда человека – товары и услуги.  В современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные и многонациональные компании ( ТНК и МНК). Развитие интеграционных процессов предопределяет участие в качестве субъектов международной  торговли интеграционных региональных группировок.

Информация о работе Мировой рынок товаров и услуг. Основные и отличительные черты