Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:00, контрольная работа
Многовековая история мировой торговли опирается на вполне осязаемую выгоду, приносимую участвующим в ней странам. Представление о том, что лежит в основе этой выгоды и чем определяются направления внешнеторговых потоков, нашло отражение в эволюции теорий международной торговли.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, объекты и субъекты мировой торговли……….4-7
Глава 2. Теории международной торговли и их эволюция…………8
Глава3. Основные и отличительные черты мирового рынка…...9-10
Заключение………………………………………………………………..11
Список используемой литературы…………………………………….12
Министерство образования и науки РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Урюпинский филиал
Факультет социально-гуманитарных и экономических наук
Кафедра экономики и менеджмента
по дисциплине: «Мировая экономика»
на тему: «Мировой рынок товаров и услуг. Основные и отличительные черты. »
Выполнила:
студентка 3 курса
заочного отделения
специальности «Финансы и кредит»
группы ФиКЗУ-091
Медведева А.Н.
Проверил:
к.т.н.,доцент
Сергеев С.Ю.
Урюпинск 2011г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие, объекты и субъекты мировой торговли……….4-7
Глава 2. Теории международной торговли и их эволюция…………8
Глава3. Основные и отличительные черты мирового рынка…...9-10
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………….12
Введение.
Мировая торговля представляет собой одну из форм международных экономических отношений, которая возникла в эпоху рабовладения, т.е. была исторически первой, и наиболее развита сегодня.
Многовековая история мировой торговли опирается на вполне осязаемую выгоду, приносимую участвующим в ней странам. Представление о том, что лежит в основе этой выгоды и чем определяются направления внешнеторговых потоков, нашло отражение в эволюции теорий международной торговли.
Глава 1. Понятие, объекты и субъекты мировой торговли.
Международная (мировая) торговля –это сфера товарно – денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля –это сфера обмена продуктами труда ( товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.
Внешняя торговля –это обмен товарами и услугами между государственно- оформленными национальными хозяйствами. Термин « внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.
Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка. Последний имеет принципиальные отличия от внутренних национальных рынков:
1) на мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары;
2) действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная стоимость;
3) он в большей степени подвержен монополизации;
4) Решающее влияние могут оказывать на экономические, а политические факторы;
5) Расчеты осуществляются в свободно- конвертируемой валюте и в международных счетных единицах.
В процессе международной торговли возникает два направления товаропотоков - экспорт и импорт.
Классификация видов экспорта:
1) вызов товаров, изготовленных в данной стране;
2) вывоз сырья и п/ф для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;
3) Реэкспорт- вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах;
4) Временный вывоз за границу национальных товаров с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров;
5) Вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК.
Аналогично рассмотрим классификацию импорта:
1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера;
2) ввоз сырья, п/ф, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;
3) Реимпорт- обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров;
4) Временный ввоз товаров на международные выставки;
5) Ввоз продукции в рамках ТНК.
Показатели оценки экспортно – импортных поставок имеют важное значение для определения качественных и количественных характеристик внешней и международной торговли, таких, как:
- стоимостной и физический объем ( товарооборот). Стоимостной объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов.
- товарная структура. Представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте.
- географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная структура –данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе. Организационная географическая структура – данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово- политическим группировкам.
Ориентируясь на эти характеристики, в дальнейшем будут определены масштабы развития международной торговли, структура субъектов, являющихся предметом международной купли –продажи.
Субъектами международной торговли выступают все государства мира, которые в зависимости от уровня их экономического развития подразделяются на группы: страны с развитой рыночной экономикой ( 24 страны с высоким уровнем доходов на душу населения, в т.ч. « большая семерка»), развивающиеся страны (132 страны с низким и средним уровнем доходов на душу населения) и страны с переходной экономикой ( бывшие социалистические страны Восточной Европы и СССР).
Таким образом, субъектами международной торговли выступают:
1) страны мира;
2) ТНК и МНК;
3) Региональные интеграционные группировки.
В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека- товары и услуги.
Товары в широком смысле – это предмет, удовлетворяющий какую- либо общественную потребность и произведенный для обмена. В рамках этого определения товаром могут считаться и услуги.
В более узком понимании, товар – это предмет труда человека, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий видимую осязаемую форму.
Услуга – это предмет труда человека, также направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенный для обмена, но принимающий форму невидимого, неосязаемого продукта.
Торгуемые товары - товары, которые могут передвигаться между различными странами. Их цена определяется взаимодействием спроса и предложения как на внутреннем, так и на мировом рынке.
Неторгуемые товары - товары, которые потребляются в той же стране, где и производится, т.е. не перемещаются между странами, и цена на которые устанавливается балансом спроса и предложения в отечественных рамках.
Учитывая, что объектами мировой торговли выступают товары и услуги, можно выделить две ее формы: международную торговлю товарами и международную торговлю услугами.
Международная торговля товарами ( МТТ) – это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда (МРТ) и выражающая их взаимную экономическую зависимость.
Международная торговля услугами ( МТУ) – это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.
Развитие МТТ началось еще в эпоху рабовладения, о чем свидетельствуют международные торги, проводимые в Римской империи. Развитие МТУ началось позднее. Долгое время услуги относились, согласно Международной стандартной промышленной классификации, принятой ООН, к « неторгуемым» товарам.
Глава 2. Теории международной торговли их эволюция.
Многовековая история международной торговли опирается на вполне осязаемую выгоду, приносимую участвующим в ней странам. Представление о том, что лежит в основе этой выгоды и чем определяются направления внешнеторговых потоков, нашло отражение в эволюции теорий международной торговли. Впервые попытка определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели была сделана на стадии перехода феодализма к капитализму – 15-18 вв. – в экономическом учении меркантилистов.
Меркантилисты ( Томас Мун, Жан Батист Кольбер и др.) придерживались статистического взгляда на мир, который, с их точки зрения, располагал лишь ограниченным количеством богатств. Поэтому богатство одной страны могло увеличиться только за счет обнищания другой. Экономическая система, в соответствии со взглядами меркантилистов, состояла из трех секторов: производство, сельское хозяйство и иностранные колонии.
Глава 3. Основные и отличительные черты мирового рынка
Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами:
- он является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за национальные рамки;
- он проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения;
- он оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно;
- он выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.
Товар, находящийся на мировом рынке в фазе обмена, выполняет информационную функцию, сообщая усредненные параметры совокупного спроса и совокупного предложения, через которые каждый из участников может оценивать и адаптировать параметры своего производства.
Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок оказывает обратное влияние на производство, показывая ему, что, сколько и для кого нужно производить. В этом смысле мировой рынок оказывается
первичным по отношению к производителю и является центральной категорией международной экономики.
Главным внешним признаком существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами.
Хотя мировой рынок основывается на национальных рынках, он имеет отличительные черты:
1. На национальном рынке движение товаров обусловлено такими факторами, как производственные связи между предприятиями и районами страны, на мировой рынок значительное влияние оказывают межгосударственные границы и внешнеэкономическая политика отдельных стран.
2. Отличительной чертой мирового рынка является существование особой системы ценообразования – системы мировых цен.
3. Мировой рынок товаров дополняется быстрорастущим рынком услуг.
4. Структура и направление торговли отдельных стран на мировом рынке определяются изменением конкурентоспособности их товаров.
5. Мировой торговле присуща неравномерность роста торговли как между отдельными странами, так и всего мирового товарооборота.
Мировой рынок развивается в условиях острой конкурентной борьбы. Активную роль в ней играют те государства, которые не только осуществляют мероприятия по защите национального рынка от ввоза товаров извне, но и проводят политику, направленную на стимулирование экспорта своих товаров.
Особенностью мирового рынка в настоящее время является развитие межгосударственных форм его регулирования. Международная торговля характеризуется развитием интеграционных процессов как на региональном, так и на глобальном уровне. Результатом является возрастание масштабов и качественных изменений характера международной торговли, которая оказывает огромное воздействие на интернационализацию экономической жизни всех стран мира.
Благодаря этому изменилась функция международной торговли: из чисто коммерческих краткосрочных сделок она превратилась в основное средство непосредственного обслуживания национальных производственных процессов, связывающее их в единый механизм, не признающий национальных границ.
Заключение.
В своей контрольной работе я рассмотрела мировую торговлю. Мировая торговля представляет собой одну из форм мировых экономических отношений, это сфера товарно- денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Узнала, что в качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека – товары и услуги. В современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные и многонациональные компании ( ТНК и МНК). Развитие интеграционных процессов предопределяет участие в качестве субъектов международной торговли интеграционных региональных группировок.
Информация о работе Мировой рынок товаров и услуг. Основные и отличительные черты