Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 16:49, курсовая работа
Задачи работы:
рассмотреть теоретические основы проведения маркетинговых исследований на рынке гостиничных услуг;
сделать обзор рынка гостиничных услуг г. Гродно;
исследовать предпочтения потребителей относительно выбора гостиницы;
определить стратегии деятельности гостиницы;
разработать направления маркетинговой деятельности ГГУП «Гостиничное хозяйство».
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ 6
1.1 Гостиничные услуги и их классификация 6
1.2 Классификация средств размещения. Типология гостиниц 10
1.3 Особенности исследования рынка гостиничных услуг и его компонентов 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ Г.ГРОДНО И ПОЛОЖЕНИЯ ГГУП «ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО» НА НЕМ 27
2.1 Характеристика ГГУП «Гостиничное хозяйство» 27
2.2 Рынок гостиничных услуг г.Гродно и конкурентное положение ГГУП «Гостиничное хозяйство» 29
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ГГУП «ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО» НА РЫНКЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ Г.ГРОДНО 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
- предложение гостиничных
услуг характеризуется
Спрос на гостиничные услуги — это платежеспособная потребность в гостиничных продуктах и услугах. Этот спрос отличается высокой эластичностью, высокой степенью дифференциации, высокой замещаемостью.
Спрос на гостиничные услуги находится под влиянием разнообразных факторов, которые можно определить как ценовые и неценовые. Цена — основной фактор, определяющий величину спроса. Как правило, выбор средств размещения, продолжительность отдыха, условия проживания зависят от ценового фактора. [3, c.106]
К неценовым факторам относят мотивационные и поведенческие факторы.
Предложение гостиничных услуг представляет собой совокупность возможностей гостиничных предприятий представить на рынок гостиничные продукты и услуги.
Гостиничный продукт с точки зрения производства представляет собой совокупность определенного количества и качества услуг, способных удовлетворить потребности людей в отдыхе, развлечениях и комфортном проживании.
Как и всякий другой товарный рынок, рынок гостиничных услуг неоднороден и классифицируется по региональному, целевому и иным признакам.
С точки зрения маркетинговой деятельности гостиничный рынок характеризуется как:
потенциальный рынок, состоящий из совокупности потребителей с родственными потребностями в отношении гостиничных услуг, достаточными ресурсами и возможностями покупки;
целевой рынок, состоящий из потребителей, объединенных общими потребностями и характеристиками, на которых нацелена деятельность компании;
основной рынок, состоящий из потребителей — основных покупателей услуг;
дополнительный рынок, состоящий из потребителей, которые являются покупателями определенного объема услуг;
стратегический рынок, состоящий из потребителей услуг, на которых фирма делает ставку в будущем.
Исследование рынка гостиничных услуг определяется по двум направлениям: оценка тех или иных параметров на данный момент времени и получение прогнозных данных.
В первую очередь необходимо оценить текущую ситуацию на рынке (конъюнктуру рынка), а затем определить величину емкости рынка.
Рыночная конъюнктура — это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих состояние спроса и предложения на гостиничные услуги, а также уровень цен на них.
Конъюнктуру рынка гостиничных услуг характеризуют:
- соотношение спроса и предложения гостиничных услуг;
- уровень цен;
- состояние конкуренции;
- степень государственного регулирования;
- наличие сезонных колебаний спроса на гостиничные услуги;
- тенденции и перспективы
развития рынка гостиничных
Изучение конъюнктуры рынка гостиничных услуг осуществляется поэтапно.
I этап. Проведение текущего
наблюдения за предложением
II этап. Анализ, систематизация
и обобщение полученной
III этап. Разработка конъюнктурных отчетов, обзоров и прогнозов.
Одной из основных задач исследований гостиничного рынка является определение его емкости. Этот показатель дает возможность количественно оценить принципиальные возможности работы на конкретном рынке.
Емкость рынка — потенциально возможный объем реализуемых на нем услуг в течение определенного промежутка времени (за год). Измеряется как в натуральном выражении (количество потребителей услуг), так и в стоимостном выражении (объем поступлений от продаж в денежном выражении).
Зная емкость рынка и тенденции его изменения, можно оценить перспективы того или иного рынка при его освоении. Наиболее объективным показателем деятельности фирмы является доля рынка. Она отражает результаты деятельности фирмы и определяется следующим образом:
(1.1)
Рост рыночной доли указывает на увеличение экономической устойчивости фирмы, так как растет норма получаемой фирмой прибыли.
Емкость потребительского рынка гостиничных услуг
Показатель емкости потребительского рынка гостиничных услуг региона (города) определяется общей суммой инвентарных гостиничных мест всех гостиниц (Г):
Е гр=Г1+Г2+Г3+...+Гn, (1.2)
где Е гр — емкость гостиничного рынка.
Емкость гостиничного рынка делится на две части — востребованную и невостребованную.
Востребованная часть рынка гостиничных услуг (+ ЕГР) определяется суммой занятых койкомест (3) во всех гостиницах, образующих емкость рынка этих услуг:
+Е гр=31+32+33+…+Зn. (1.3)
Невостребованная часть рынка гостиничных услуг (- ЕГР) определяется суммой невостребованных койкомест в каждом отеле (Н), образующих единое рыночное пространство:
- Е гр = Н1 + Н2 + Н3 +... + Нn. (1.4)
Таким образом, можно определить востребованную и невостребованную части емкости гостиничного рынка исследуемого региона. Данные исследования, конечно, должны носить системный характер, тогда выявленная динамика позволит четко определить причины и тенденции в изменении спроса на гостиничные услуги.
Свойство потребительского рынка гостиничных услуг — иметь либо отрицательный, либо положительный спрос позволяет использовать термин «индекс спроса».
Индекс спроса (Ис) в численном выражении отражает либо положительный (востребованную часть потребительского рынка гостиничных услуг) спрос, либо отрицательный (невостребованную часть потребительского рынка гостиничных услуг) спрос. Перед числом ставится знак либо «+» (положительный спрос), либо «-» (отрицательный спрос).
Индекс спроса (Ис) определяется отношением востребованной части потребительского рынка гостиничных услуг (положительного спроса) или невостребованной части (отрицательный спрос) к общей емкости потребительского рынка гостиничных услуг:
(1.5)
Показатель, превышающий большую часть потребительского рынка гостиничных услуг либо в положительном, либо в отрицательном спросе, и будет определять состояние потребительского рынка гостиничных услуг.
Следует отметить значительное колебание спроса на гостиничные услуги, особенно вследствие сезонности, погодных условий, спада деловой активности и целого ряда других объективных и субъективных причин, которые необходимо глубоко и всесторонне исследовать. Материалы, полученные в результате исследований, позволят формировать научно обоснованные прогнозы будущего спроса на гостиничные услуги.
Вместе с тем резкие колебания в загрузке номерного фонда гостиниц в течение календарного года от 100 до 20 % и ниже подчеркивают важность такого показателя, как показатель рыночной эффективности загрузки гостиниц.
Индекс рыночной эффективности на рынке гостиничных услуг (Ирэф) определяется отношением показателя загрузки конкретного отеля (П) к общему показателю востребованных гостиничных услуг (мест) на потребительском рынке гостиничных услуг (мест) на потребительском рынке гостиничных услуг (+ ЕГР):
(1.6)
где И рэф — индекс рыночной эффективности отеля; П — показатель загрузки в койкосутках; Егр — показатель востребованных мест на рынке гостиничных услуг.
Рассмотрев понятие и особенности гостиничных услуг, можем сделать вывод о том, что размещение – один из самых важных элементов туризма. Это непреложное и жесткое требование экономики любого туристского региона или центра, жаждущего твердых и больших доходов от приема туристов и эксплуатации своих туристских ресурсов. Гостиничная индустрия - это суть системы гостеприимства. Она и исходит из древнейших традиций, присущих практически любой общественной формации в истории человечества, - из уважения гостя, торжества его приема и обслуживания. [19, c.42]
Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию за оплату краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях и т. д.
В международной практике принята стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО. По ней все средства делятся на две категории: коллективные и индивидуальные.
К коллективным средствам размещения туристов относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения, специализированные заведения и прочие предприятия размещения. По определению ВТО, гостиница - это коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум - заправку постелей, уборку номера и санузла) и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров.
К индивидуальным средствам
размещения относятся собственные, используемые
посетителями жилища - квартиры; виллы;
особняки; коттеджи, комнаты, арендуемые
у частных лиц или агентств; помещения,
предоставляемые бесплатно родственниками
и знакомыми.
Но все-таки главным, классическим типом
предприятия размещения туристов считается
гостиница.
По состоянию на 01.01.2015 г. ГГУП «Гостиничное хозяйство» осуществляет следующие виды деятельности:
Доля каждого вида деятельности в товарообороте предприятия представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Удельный вес видов услуг в структуре товарооборота ГГУП «Гостиничное хозяйство» за 2014 год
Наименование |
Всего | |
млн. руб. |
% | |
Гостиничные услуги |
1642 |
50,32 |
Торговля и общественное питание |
1127 |
34,54 |
Услуги автостоянок и платных парковок |
494 |
15,14 |
ИТОГО |
3263 |
100 |
Таким образом, наибольший удельный вес в структуре товарооборота занимают услуги гостиниц – на их долю приходится 50,32% от выручки предприятия, в связи с чем, именно совершенствование качества гостиничных услуг является на сегодняшний день наиглавнейшей задачей, необходимой для успешного осуществления хозяйственной деятельности ГГУП «Гостиничное хозяйство». Именно совершенствование качества обслуживания, внедрение новейших технологий в организацию гостиничного бизнеса является фактором устойчивого и эффективного развития предприятия.
В состав предприятия входит пять структурных подразделений (не наделенные правами юридического лица):
По данным проведенного исследования рыночной конъюнктуры, ГГУП «Гостиничное хозяйство» на конец 2014 года имеет стабильное положение на Гродненском рынке, имея в своем сегменте долю, приблизительно равную 68 %. Анализ показывает, что основными потребителями гостиничных услуг предприятия являются жители Республики Беларусь, граждане стран СНГ и дальнего зарубежья – 94,2 %, 3,7 %, 2,1 % от общего числа клиентов, соответственно. Руководство предприятия заинтересовано в динамичном наращивании доли рынка, укреплении конкурентоспособности и повышении эффективности собственного бизнеса.
Для решения поставленных задач с целью обеспечения ежегодного роста главных финансово-экономических показателей работы предприятия, среди которых расходы на оплату труда и чистая прибыль, планируется обеспечить рост товарооборота в 2015 – 2016 гг. в объеме не менее 5 % ежегодно, преимущественно за счет увеличения занимаемой доли рынка гостиничных услуг.
При этом ежегодный рост среднемесячной заработной платы по предприятию составит в среднем 5,3 %.
В городе Гродно действуют 7 гостиниц (не считая мелких предприятий оказывающих минимальные услуги по размещению не более 10 человек), из них 5 гостиниц сертифицированы по качеству услуг на уровне трех звезд.
Единовременная вместимость гостиниц за 2014 год составила 72,7 тыс. чел.
Город испытывает острый недостаток гостиничных мест во время проведения значимых масштабных культурных и деловых мероприятий (Республиканский фестиваль национальных культур, День города, выставка-ярмарка «Еврорегион «Неман», международный инвестиционный форум «Гродно – город на перекрестке границ» и др. бизнес-форумы).
Результаты проведенного специалистами предприятия в 2014 году маркетингового исследования (опрос клиентов гостиниц «Беларусь» и «Гродно» на предмет выявления потребительских предпочтений) показывают, что на сегодняшний день основным направлением формирования стратегических конкурентных преимуществ в гостиничном бизнесе является предоставление клиентам услуг более высокого качества по сравнению с конкурирующими аналогами.
По отношению к ГГУП «Гостиничное хозяйство» ключевым здесь является предоставление гостиничных услуг, которые удовлетворяли бы и даже превосходили ожидания клиентов, чтобы через 2, максимум 3 года обеспечить соотношение «цена / качество» как минимум в 1,3 раза выше по сравнению с конкурентами (величина в 30% признана в маркетинге порогом психологического восприятия преимуществ оказываемых услуг по качеству) и выйти на плановые показатели по приросту товарооборота.
По данным на 01.01.2015 г. на рынке гостиничных услуг г. Гродно конкуренцию ГГУП «Гостиничное хозяйство» составляют следующие компании (таблица 2.2).