Состав и структура трудового потенциала РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:15, контрольная работа

Краткое описание

Реформирование экономики страны в 90-е годы прошлого столетия коснулось многих сторон жизни населения. Переход к многоукладной экономике, развитие частного сектора, появление неформальной деятельности, снятие ограничений в части повторной занятости, появление безработицы, формирование рынка жилья – все это существенно повлияло на условия жизни населения и соответственно на динамику его численности, состав, процессы воспроизводства населения.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 123.39 Кб (Скачать)

Сельское хозяйство – 9,7%

Строительство – 9,3%

Транспорт и связь – 7,6%

Торговля и общественное питание – 14,3%

Образование – 9,5 %

Другие – 24% (от общей численности  занятого населения) [1].

Развитие рыночного сектора  экономики, переход к различным  формам собственности, развитие частного предпринимательства привели к  перераспределению трудовых ресурсов в пользу негосударственного сектора  экономики. Доля рабочих и служащих государственных предприятий и  организаций в структуре занятости  постоянно снижается 

 

Таблица 6 Распределение численности занятого населения по формам собственности (в % к общей численности занятого населения)

 

2000

2003

2005

2006

2010

Государственная собственность

57,2

52,9

51,7

51,2

44,4

Частная собственность 

42,4

46,1

47,0

47,4

54,0

Иностранные предприятия

0,4

1,0

1,3

1,4

1,6


Источник [1].

Одни отрасли в большей  степени привлекательны для молодежи, в других отраслях трудится значительное число лиц старше трудоспособного возраста. Так, наибольшая доля молодежи среди работающих имеет место в сфере обращения и в сфере финансов и кредита. Первая из них требует мотивированных, инициативных и мобильных работников, способных переносить большие нагрузки. Вторая – хорошо подготовленных,  амбициозных сотрудников. Самая большая доля лиц старших возрастов имеет место в сфере образования. Эта сфера является мало престижной и низко оплачиваемой, непривлекательной для молодежи. Социальный заказ, к сожалению, не предъявляется на высокообразованных людей в большинстве областей в силу общей примитивизации производства (слабое внедрение инноваций, акцент на развитие сферы обращения, приниженная роль промышленности и так далее) [10, с. 104].

Следует отметить, что уровень  образования трудовых ресурсов в Республике Беларусь далеко опережает средний уровень для стран СНГ, но отстает от таких стран как Япония и США по числу лет на обучение.

 

Таблица 7 Распределение  численности работников организаций  по уровню образования (на конец года, в % к итогу)

 

 

2000

2003

2005

2006

2008

2010

Всего работников

100

100

100

100

100

100

В том числе имеют образование

высшее 

18,8

21,4

22,8

23,5

23,8

25,4

среднее специальное

 

22,4

 

22,5

 

22,8

 

22,8

 

22,7

 

22,6

профессионально-техническое

 

-

 

-

 

18,9

 

-

 

20,3

 

20,6

общее среднее

50,6

33,1

31,2

30,4

29,8

28,5


Источник [14 и 10, с. 105].

В отраслях имеются большие  различия по уровню образования работников. Самый высокий уровень образования в сфере науки и научного обслуживания, за ним следует образование и культура и искусство.

Самый низкий образовательный  уровень сохранился в сельско–хозяйственной  отрасли. Очевидно, что обеспечение  данной отрасли высококвалифицированными кадрами, как и в 2006, так и в 2010 году стоит очень остро.

 

Таблица 8 Распределение  численности работников организаций  по уровню образования и отраслям экономики на конец 2010 года (в % к  итогу),

 

 

Всего работников

В том числе имеют образование

высшее

ср-спец.

проф-тех

общее среднее

общее базовое

Всего работников

100

25,4

22,6

20,6

28,5

2,9

из них

Промышленность

100

20,3

20,5

25,8

31,1

2,3

Сельское хозяйство

100

8,7

16,4

23,5

41,1

10,3

Лесное хозяйство

100

14,2

19,7

23,9

37,7

4,5

Строительство

100

19,8

17,8

30,9

28,5

3,0

Транспорт

100

16,9

21,0

22,2

37,9

2,0

Связь

100

24,4

26,1

17,5

31,0

1,0

Торговля и общественное питание

 

100

 

20,2

 

25,4

 

27,9

 

25,1

 

1,4

Материально-техническое  снабжение и сбыт

 

100

 

33,5

 

24,0

 

14,7

 

25,8

 

2,0

ЖКХ

100

14,2

19,9

22,0

40,5

3,4

Непроизводственные виды бытового обслуж. населения

 

100

 

17,0

 

20,7

 

21,3

 

28,6

 

2,4

Здравоохранение, физ.культура и соц.обеспечение

 

100

 

22,0

 

43,1

 

8,6

 

24,5

 

1,8

Образование

100

51,2

21,9

9,4

16,2

1,3

Культура и искусство

 

100

 

35,0

 

34,0

 

8,7

 

21,0

 

1,3

Наука и научное обслуживание

 

100

 

61,9

 

13,7

 

7,6

 

15,9

 

0,9


Источник: [14].

 

В целом система обеспечения  занятости идет, если так можно  выразиться, на поводу у малоподготовленной к труду молодежи. Об этом свидетельствует  практика избавления на рабочих местах от пенсионеров путем прекращения  контракта без объяснения причин, а также сохранение относительно низкого возраста выхода на пенсию (60/55 лет).

Итак, динамика занятости  в Республике Беларусь имеет следующие  особенности:

1. Общая численность занятых хотя и снизилась по отношению к 1990 году, но после 2004 года имеет тенденцию роста и в настоящее время составляет 4 686,0 тысяч человек.

2. Рост числа лиц с  документами о высшем и среднем  специальном образовании, которые  практически не имеют никакой  квалификации или имеют подготовку, но не могут найти работу  по профилю образования [10, с. 112].

Таким образом, современные  социально-экономические процессы в совокупности с неблагоприятной  экологической и демографической  ситуациями в нашей республике обусловили обострение проблемы трудовых ресурсов. В новых условиях республика должна ориентироваться на трудосберегающие технологии. Но добиться высокого и  эффективного уровня занятости населения  возможно только при условии социально-профессиональной мобильности рабочей силы в едином образовательном и экономическом  пространстве с соседними странами.

 

 

3.2. Способы увеличения трудовых ресурсов в Беларуси

 

Демографические факторы, о  воздействии которых говорилось в предыдущих главах, проявляются  в настоящее время в ухудшении  воспроизводственной основы формирования молодых поколений рабочей силы.

И, несмотря на то, что наша страна в целом обладает достаточным  трудовым потенциалом, преодоление  негативных тенденций необходимо, но, следует отметить, что эта ситуация осложняется следующими факторами:

• диспропорциями в распределении (село-город; между регионами и  отраслями народного хозяйства)

• недостаточным по современным  требованиям уровнем профессионального  образования;

• недостаточной конкуренцией на рынке труда и требовательностью  к кадрам на всех уровнях в силу наличия родственных связей и  клановости, а также и отсутствия возможностей регулярной ротации внутри республики, не говоря уже об едином экономическом пространстве СНГ  [10, с.97]

Проанализировав все вышесказанное, следует рассказать об тех способах, которые возможны для увеличения трудовых ресурсов нашей страны.

Во-первых, за счет внутренних ресурсов.

- увеличение пенсионного  возраста – достаточно высокой уровень пенсий по сравнению со средней зарплатой по стране и относительно низкий пенсионный возраст обуславливают высокий уровень социальных взносов – 34% от фонда зарплаты, из которых 29% направляются на выплату пенсий. Такая ситуация усугубляет проблемы нанимателей в части себестоимости продукции и сохранений конкурентоспособности.

В Беларуси пенсионный возраст  является одним из наиболее низких в Восточной Европе. Учитывая, что  продолжительность жизни женщин в Беларуси в среднем на 8 лет  больше, чем у мужчин, первое, что  можно сделать – это увеличить  пенсионный возраст для женщин в  Беларуси до уровня мужчин.

Но, в случае принятия данного  решения, не избежать множества вопросов и обсуждений.

- более эффективное использование  имеющихся трудовых ресурсов  – технологическое перевооружение  предприятий и повышение производительности  труда. В будущем даже сельское хозяйство, не говоря уже о промышленности, имеет значительный резерв в сокращении избыточной занятости и высвобождении дополнительных трудовых ресурсов для белорусской экономики. Чтобы оценить потенциал этого возможного прироста трудовых ресурсов за счет более эффективного использования уже имеющихся ресурсов, можно привести пример из отрасли сельского хозяйства. В Литве в 2009 году 50 тысяч фермеров собрали 3,3 млн. т. зерна, а 400 тыс. человек, вовлеченных в сельхозпроизводстве в Беларуси, - 9 млн. тонн. То есть, выработка на одного работника отличается в 3 раза [11].

Модернизация экономики, техническое и технологическое  переоснащение предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, способны в разы повысить производительность труда в экономике Республики Беларусь. В этом есть значительный потенциал. То есть, целесообразно стремиться к тому, чтобы нынешние 4,6 млн. работников стали оснащены более передовой  техникой и технологиями, чтобы их производительность труда приблизилась к уровню развитых стран (это значит, повысилась в 5-10 раз). Тогда и нынешние работники могут повысить ВВП в течение 5 лет на 60%, как того требует программа социально-экономического развития на 2011 – 2015 гг. [11].

- существуют и другие  внутренние источники за счет  оптимизации структуры имеющихся  трудовых ресурсов и включения  имеющихся резервов – это сокращение  армии (это дополнительные 40 –  45 тыс. человек в качестве трудовых  ресурсов), реформа уголовно-процессуальной  системы и снижение числа заключенных  (это еще 40 – 45 тыс. человек), увеличение занятости женщин  в экономике (50 – 100 тыс. человек), а также людей с ограниченными  двигательными способностями, прежде  всего, так называемых колясочников (50 – 100 тыс. чел.). Названные источники  увеличения экономически активного  населения не способы решить  проблему старения населения,  но вполне в состоянии ее  смягчить.

- более бережное отношение  к уже имеющимся трудовым ресурсам  – сокращение числа суицидов (это дополнительные  - 4,5 тыс. чел.  в качестве трудовых ресурсов), сокращение убийств,  сокращение  количества случаев гибели людей  на дорогах и на производстве, сокращение количества смертельных  случаев от отравления алкоголем  и от болезней, связанных с  курением.

- добиться сокращения  оттока белорусов в другие  страны на ПМЖ за проведения государственной политики доходов, ориентированную на дорогую рабочую силу. Не делать ставку на дешевую рабочую силу, как на конкурентное преимущество. Различными инструментами макроэкономической политики (прежде всего, налогово-бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики) добиваться того, чтобы средняя зарплата в Беларуси в долларовом эквиваленте по паритетному курсу была одной из самых высоких среди стран Восточной Европы, стран Балтии и стран СНГ. Это конечно будет серьезно напрягать экономику, производителей, но с другой стороны, это будет подталкивать их к повышению производительности труда за счет внедрения новых технологий с тем, чтобы избежать использования большого количества относительно дорогой рабочей силы.

Во-вторых, увеличение трудовых ресурсов за счет внешних источников, а именно – привлечения мигрантов.

Если все таки рост производительности труда кардинально повысить не удастся и ставка в экономическом росте будет делаться на уже существующие предприятия с практически неизменными технологиями, то рост нынешнего ВВП на 60% за пятилетку потребует привлечения дополнительных трудовых ресурсов.

Если же проанализировать и предположить, что все варианты использованы, то через 10 – 15 лет, число необходимых дополнительных работников будет исчисляться цифрой более 1 млн. человек. Для сравнения, за последние 10 лет миграционный приток в Беларусь составил всего 85 тысяч человек. Чтобы понять насколько это весомая цифра – 1 млн. человек – можно отметить, что, например, увеличение пенсионного возраста в Беларуси на 5 лет у мужчин и женщин потенциально могло бы обеспечить прирост занятого населения всего на 285 тысяч человек. Это  с учетом того, что многие люди в нашей стране (41 % женщин и 7 % мужчин) продолжают трудиться и после выхода на пенсию. Так что даже продление пенсионного возраста на 5 лет полностью не решит проблемы возможного дефицита трудовых ресурсов [11].

Положительную тенденцию  по увеличению трудовых ресурсов можно  видеть по данным, содержащимся в следующей  таблице 6.

Таблица 9 Трудовые ресурсы (тыс. чел.)

 

2000

2005

2009

2010

Трудовые ресурсы – всего

6005

6210

6077

6071

в том числе:

трудоспособное население  в трудоспособном возрасте

5712

5942

5773

5767

лица старше и младше трудоспособного  возраста, занятые в экономике

 

293

 

268

 

304

 

304

Из общей численности  трудоспособных ресурсов экономически активное население

 

4540

 

4491

 

4686

 

4693

в том числе занятое  население

4444

4414

4644

4654

численность безработных

95,8

67,9

40,3

33,1

Уровень, зарегистрированной безработицы (в % к экономически активному  населению)

 

 

2,1

 

 

1,5

 

 

0,9

 

 

0,7

Информация о работе Состав и структура трудового потенциала РБ