Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:15, контрольная работа
Реформирование экономики страны в 90-е годы прошлого столетия коснулось многих сторон жизни населения. Переход к многоукладной экономике, развитие частного сектора, появление неформальной деятельности, снятие ограничений в части повторной занятости, появление безработицы, формирование рынка жилья – все это существенно повлияло на условия жизни населения и соответственно на динамику его численности, состав, процессы воспроизводства населения.
Сельское хозяйство – 9,7%
Строительство – 9,3%
Транспорт и связь – 7,6%
Торговля и общественное питание – 14,3%
Образование – 9,5 %
Другие – 24% (от общей численности занятого населения) [1].
Развитие рыночного сектора
экономики, переход к различным
формам собственности, развитие частного
предпринимательства привели к
перераспределению трудовых ресурсов
в пользу негосударственного сектора
экономики. Доля рабочих и служащих
государственных предприятий и
организаций в структуре
Таблица 6 Распределение численности занятого населения по формам собственности (в % к общей численности занятого населения)
2000 |
2003 |
2005 |
2006 |
2010 | |
Государственная собственность |
57,2 |
52,9 |
51,7 |
51,2 |
44,4 |
Частная собственность |
42,4 |
46,1 |
47,0 |
47,4 |
54,0 |
Иностранные предприятия |
0,4 |
1,0 |
1,3 |
1,4 |
1,6 |
Источник [1].
Одни отрасли в большей степени привлекательны для молодежи, в других отраслях трудится значительное число лиц старше трудоспособного возраста. Так, наибольшая доля молодежи среди работающих имеет место в сфере обращения и в сфере финансов и кредита. Первая из них требует мотивированных, инициативных и мобильных работников, способных переносить большие нагрузки. Вторая – хорошо подготовленных, амбициозных сотрудников. Самая большая доля лиц старших возрастов имеет место в сфере образования. Эта сфера является мало престижной и низко оплачиваемой, непривлекательной для молодежи. Социальный заказ, к сожалению, не предъявляется на высокообразованных людей в большинстве областей в силу общей примитивизации производства (слабое внедрение инноваций, акцент на развитие сферы обращения, приниженная роль промышленности и так далее) [10, с. 104].
Следует отметить, что уровень образования трудовых ресурсов в Республике Беларусь далеко опережает средний уровень для стран СНГ, но отстает от таких стран как Япония и США по числу лет на обучение.
Таблица 7 Распределение численности работников организаций по уровню образования (на конец года, в % к итогу)
2000 |
2003 |
2005 |
2006 |
2008 |
2010 | |
Всего работников |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе имеют образование | ||||||
высшее |
18,8 |
21,4 |
22,8 |
23,5 |
23,8 |
25,4 |
среднее специальное |
22,4 |
22,5 |
22,8 |
22,8 |
22,7 |
22,6 |
профессионально-техническое |
- |
- |
18,9 |
- |
20,3 |
20,6 |
общее среднее |
50,6 |
33,1 |
31,2 |
30,4 |
29,8 |
28,5 |
Источник [14 и 10, с. 105].
В отраслях имеются большие различия по уровню образования работников. Самый высокий уровень образования в сфере науки и научного обслуживания, за ним следует образование и культура и искусство.
Самый низкий образовательный
уровень сохранился в сельско–хозяйственной
отрасли. Очевидно, что обеспечение
данной отрасли
Таблица 8 Распределение численности работников организаций по уровню образования и отраслям экономики на конец 2010 года (в % к итогу),
Всего работников |
В том числе имеют образование | |||||
высшее |
ср-спец. |
проф-тех |
общее среднее |
общее базовое | ||
Всего работников |
100 |
25,4 |
22,6 |
20,6 |
28,5 |
2,9 |
из них | ||||||
Промышленность |
100 |
20,3 |
20,5 |
25,8 |
31,1 |
2,3 |
Сельское хозяйство |
100 |
8,7 |
16,4 |
23,5 |
41,1 |
10,3 |
Лесное хозяйство |
100 |
14,2 |
19,7 |
23,9 |
37,7 |
4,5 |
Строительство |
100 |
19,8 |
17,8 |
30,9 |
28,5 |
3,0 |
Транспорт |
100 |
16,9 |
21,0 |
22,2 |
37,9 |
2,0 |
Связь |
100 |
24,4 |
26,1 |
17,5 |
31,0 |
1,0 |
Торговля и общественное питание |
100 |
20,2 |
25,4 |
27,9 |
25,1 |
1,4 |
Материально-техническое снабжение и сбыт |
100 |
33,5 |
24,0 |
14,7 |
25,8 |
2,0 |
ЖКХ |
100 |
14,2 |
19,9 |
22,0 |
40,5 |
3,4 |
Непроизводственные виды бытового обслуж. населения |
100 |
17,0 |
20,7 |
21,3 |
28,6 |
2,4 |
Здравоохранение, физ.культура и соц.обеспечение |
100 |
22,0 |
43,1 |
8,6 |
24,5 |
1,8 |
Образование |
100 |
51,2 |
21,9 |
9,4 |
16,2 |
1,3 |
Культура и искусство |
100 |
35,0 |
34,0 |
8,7 |
21,0 |
1,3 |
Наука и научное обслуживание |
100 |
61,9 |
13,7 |
7,6 |
15,9 |
0,9 |
Источник: [14].
В целом система обеспечения занятости идет, если так можно выразиться, на поводу у малоподготовленной к труду молодежи. Об этом свидетельствует практика избавления на рабочих местах от пенсионеров путем прекращения контракта без объяснения причин, а также сохранение относительно низкого возраста выхода на пенсию (60/55 лет).
Итак, динамика занятости в Республике Беларусь имеет следующие особенности:
1. Общая численность занятых хотя и снизилась по отношению к 1990 году, но после 2004 года имеет тенденцию роста и в настоящее время составляет 4 686,0 тысяч человек.
2. Рост числа лиц с
документами о высшем и
Таким образом, современные
социально-экономические
3.2. Способы увеличения трудовых ресурсов в Беларуси
Демографические факторы, о
воздействии которых говорилось
в предыдущих главах, проявляются
в настоящее время в ухудшении
воспроизводственной основы формирования
молодых поколений рабочей
И, несмотря на то, что наша страна в целом обладает достаточным трудовым потенциалом, преодоление негативных тенденций необходимо, но, следует отметить, что эта ситуация осложняется следующими факторами:
• диспропорциями в распределении
(село-город; между регионами и
отраслями народного хозяйства)
• недостаточным по современным
требованиям уровнем
• недостаточной конкуренцией
на рынке труда и
Проанализировав все вышесказанное, следует рассказать об тех способах, которые возможны для увеличения трудовых ресурсов нашей страны.
Во-первых, за счет внутренних ресурсов.
- увеличение пенсионного возраста – достаточно высокой уровень пенсий по сравнению со средней зарплатой по стране и относительно низкий пенсионный возраст обуславливают высокий уровень социальных взносов – 34% от фонда зарплаты, из которых 29% направляются на выплату пенсий. Такая ситуация усугубляет проблемы нанимателей в части себестоимости продукции и сохранений конкурентоспособности.
В Беларуси пенсионный возраст является одним из наиболее низких в Восточной Европе. Учитывая, что продолжительность жизни женщин в Беларуси в среднем на 8 лет больше, чем у мужчин, первое, что можно сделать – это увеличить пенсионный возраст для женщин в Беларуси до уровня мужчин.
Но, в случае принятия данного решения, не избежать множества вопросов и обсуждений.
- более эффективное
Модернизация экономики,
техническое и технологическое
переоснащение предприятий
- существуют и другие
внутренние источники за счет
оптимизации структуры
- более бережное отношение
к уже имеющимся трудовым
- добиться сокращения оттока белорусов в другие страны на ПМЖ за проведения государственной политики доходов, ориентированную на дорогую рабочую силу. Не делать ставку на дешевую рабочую силу, как на конкурентное преимущество. Различными инструментами макроэкономической политики (прежде всего, налогово-бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики) добиваться того, чтобы средняя зарплата в Беларуси в долларовом эквиваленте по паритетному курсу была одной из самых высоких среди стран Восточной Европы, стран Балтии и стран СНГ. Это конечно будет серьезно напрягать экономику, производителей, но с другой стороны, это будет подталкивать их к повышению производительности труда за счет внедрения новых технологий с тем, чтобы избежать использования большого количества относительно дорогой рабочей силы.
Во-вторых, увеличение трудовых ресурсов за счет внешних источников, а именно – привлечения мигрантов.
Если все таки рост производительности труда кардинально повысить не удастся и ставка в экономическом росте будет делаться на уже существующие предприятия с практически неизменными технологиями, то рост нынешнего ВВП на 60% за пятилетку потребует привлечения дополнительных трудовых ресурсов.
Если же проанализировать и предположить, что все варианты использованы, то через 10 – 15 лет, число необходимых дополнительных работников будет исчисляться цифрой более 1 млн. человек. Для сравнения, за последние 10 лет миграционный приток в Беларусь составил всего 85 тысяч человек. Чтобы понять насколько это весомая цифра – 1 млн. человек – можно отметить, что, например, увеличение пенсионного возраста в Беларуси на 5 лет у мужчин и женщин потенциально могло бы обеспечить прирост занятого населения всего на 285 тысяч человек. Это с учетом того, что многие люди в нашей стране (41 % женщин и 7 % мужчин) продолжают трудиться и после выхода на пенсию. Так что даже продление пенсионного возраста на 5 лет полностью не решит проблемы возможного дефицита трудовых ресурсов [11].
Положительную тенденцию по увеличению трудовых ресурсов можно видеть по данным, содержащимся в следующей таблице 6.
Таблица 9 Трудовые ресурсы (тыс. чел.)
2000 |
2005 |
2009 |
2010 | |
Трудовые ресурсы – всего |
6005 |
6210 |
6077 |
6071 |
в том числе: | ||||
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
5712 |
5942 |
5773 |
5767 |
лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике |
293 |
268 |
304 |
304 |
Из общей численности трудоспособных ресурсов экономически активное население |
4540 |
4491 |
4686 |
4693 |
в том числе занятое население |
4444 |
4414 |
4644 |
4654 |
численность безработных |
95,8 |
67,9 |
40,3 |
33,1 |
Уровень, зарегистрированной безработицы (в % к экономически активному населению) |
2,1 |
1,5 |
0,9 |
0,7 |
Информация о работе Состав и структура трудового потенциала РБ