Состав и структура цены

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:58, реферат

Краткое описание

Цена на любой товар состоит из определенных элементов, перечень которых меняется в зависимости от вида цены. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в долях или процентах, представляет собой структуру цены

Оглавление

1.Состав и структура цены. Система цен
2.Признаки классификации цен. Виды цен

Файлы: 1 файл

Ценообразование.doc

— 602.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

  1. Состав и структура цены. Система цен
  2. Признаки классификации цен. Виды цен
 

 

     
  1. Состав  и структура цены. Система цен
 

     Цена  на любой товар состоит из определенных элементов, перечень которых меняется в зависимости от вида цены. Соотношение  отдельных элементов цены, выраженное в долях или процентах, представляет собой структуру цены (рис. 1). 

       

     В соответствии с рис. 1 каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.

     Определение структуры цены позволяет понять, как она может изменяться, какую  долю в цене составляют себестоимость, прибыль, налоги.

     Например, при наличии нескольких торговых (оптовых) посредников в структуре  цены появится соответствующее количество однотипных элементов:

  • покупная цена оптового посредника;
  • продажная цена оптового посредника.

     В результате доля снабженческо-сбытовой надбавки возрастет, а структура  цены усложнится. На основе информации о структуре цены можно принимать  решения о возможных резервах и направлениях снижения цен, издержек, об увеличении прибыли, т. е. разрабатывать стратегию и тактику ценообразования на предприятии. Если максимальную долю в структуре цены занимает себестоимость выпуска продукции, т. е. денежные издержки, понесенные предприятием на изготовление и реализацию продукции, то подобную ситуацию можно воспринимать как сигнал к снижению конкурентоспособности, поскольку предприятие не может принимать полноценное участие в ценовой конкуренции. Большая доля прибыли, налогов и низкая доля себестоимости свидетельствуют о том, что предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать фактор снижения цен более свободно. Доля себестоимости в составе цены нуждается в дополнительном тщательном анализе. Это связано с тем, что все издержки производства продукции и оказания услуг делятся:

  • на условно-переменные, доля которых в составе себестоимости

     может быть разной;

  • условно-постоянные.

     Если  предприятие намечает снизить долю издержек в цене продукции, то оно  должно провести дополнительный анализ в этой области.

     Действующие в экономике цены образуют единую систему и находятся во взаимосвязи и взаимодействии (рис. 2).

     СИСТЕМА ЦЕН 

     

     Рис. 2. Система цен 

     Система цен состоит из ряда блоков, которые  в свою очередь делятся на подблоки (рис. 3). Характеристика основных блоков системы цен будет рассмотрена в следующих вопросах.

 

     

 

    1. Признаки  классификации цен. Виды цен
 

     В ценообразовании обычно выделяют следующие  признаки цены:

  • принадлежность к типу рынка или каналу реализации;
  • степень вмешательства государства в ценообразование;
  • объект сделки купли-продажи;
  • происхождение товара или услуги, вид деятельности по их созданию;
  • характер торговля;
  • экономическое пространство.

     Первый  признак цены ~ принадлежность к типу рынка или каналу реализации. Этот признак обозначает устойчивые связи между одним или несколькими типами субъектов торговой деятельности с теми или иными субъектами спроса, т. е. между продавцом и покупателем.

     Данный тип устойчивой связи сочетается с дополнительными признаками:

  • характером торговли;
  • объектом торговли;
  • степенью вмешательства государства и т. д.

     Главное в процессе образования обособленных рынков и каналов реализации - взаимосвязь между хозяйствующими субъектами: кто и кому продает товары на данном рынке. Например, оптовый рынок - это торговые операции между предпринимателями. Товар продается здесь для профессионального использования, т. е. для производственных нужд или для дальнейшего продвижения товара к потребителю.

     Степень вмешательства государства в ценообразование подразумевает, что цены и тарифы на услуги могут быть:

  • фиксированными;
  • регулируемыми;
  • свободными.

     Монопольно  устанавливаемые цены торговой фирмой, предприятием относятся к свободным.

     По  объекту сделки выделяются цены:

  • на товары;
  • услуги.

     Виды  цен на товары производственно-технического назначения:

  • на сырье;

     • на металл и металлоизделия;

     • на топливо;

     • на строительные материалы и т. д.

     Цены  на потребительские товары включают цены:

  • на товары:
  • продовольственные (без алкогольных напитков);
  • непродовольственные;
  • на алкогольные напитки.

     Такая классификация цен на товары принята  сегодня в системе статистики России.

     По  признаку назначения объекта сделки купли-продажи услуг различают  цены (тарифы) на услуги:

     • производственные;

     • потребительские.

     Производственные  рыночные услуги (грузовой транспорт, водоснабжение, ремонтные работы, информационно-вычислительное обслуживание и т. п.) используются предприятиями и организациями нефинансового сектора экономики, т. е. производственными предприятиями (реальным сектором экономики) и коммерческими организациями сферы услуг. Отсюда следует, что цены (тарифы) на производственные рыночные услуги оказывают влияние на себестоимость товаров и услуг, создаваемых предприятиями и организациями нефинансового сектора.

     Особо следует выделить тарифы на электроэнергию, тепло и газ. Дело в том, что  эти блага — не просто услуги, а товары плюс услуги по их доставке. Целесообразно не включать эти три вида материальных благ ни в товары, ни в услуги, а показывать их в классификации для анализа цен самостоятельно. При этом необходимо так построить классификатор, чтобы тарифы на производственное потребление электроэнергии, теплоэнергии и газа не агрегировались с тарифами на их потребительское использование, поскольку тарифы для коммерческих пользователей и потребителей-субъектов личного потребления государство устанавливает на различных уровнях.

     Потребительские рыночные услуги имеют своим назначением  личное потребление (индивидуальное или  коллективное), их стоимость исчезает в момент потребления. Цены на потребительские услуги оказывают влияние на уровень жизни и на воспроизводство рабочей силы, т. к. влияют на здоровье, образование, профессиональную подготовку.

     Перечень  потребительских услуг включает услуги:

  • бытовые;
  • жилищно-коммунальные;
  • учреждений:
  • культуры;
  • туризма;
  • здравоохранения;
  • образования и т. д.

     Услуги  торговли не имеют тарифов, т. к. их стоимость  включается в стоимость продаваемых  товаров. Важные признаки цены - происхождение  товара или услуга, вид деятельности по их созданию.

     По  отраслевому признаку выделяются цены:

  • на промышленные товары;
    • продукцию:
    • сельского хозяйства;
    • строительства;
    • услуги:
    • транспорта и связи;
    • бытовые и коммунальные и т. д.

     Именно  этот принцип классификации цен  был положен в основу построения прейскурантов цен при централизованном ценообразовании. Этот признак следует использовать в классификации цен как дополнительный, а не как основной.

     Признак "характер торговли" формулируется  следующим образом: продается ли товар партиями — оптом или  в розницу — поштучно, в развес, мелкими упаковками.

     Существование оптово-розничной торговли не отменяет различия между оптовой и розничной  ценами: цена на единицу товара в  оптовой торговле всегда ниже, чем  при отпуске его в розницу.

     Услуги  по своей природе не могут реализовываться  партиями, их реализация предполагает адресность, единичность каждого пользователя услугой. Значит, данный признак присущ только ценам на товары.

     Избирательный признак цены состоит в том, что  цены могут рассматриваться либо как цены реализации (продаж), либо как  цены приобретений.

     Цены  продаж группируются по субъектам токовой  деятельности:

  • производственным предприятиям;
  • торгующим организациям;
  • организациям сферы услуг.

     Цены  приобретения группируются по покупателям-субъектам  спроса: предъявителям текущего производственного и инвестиционного спроса, субъектам потребительского спроса.

     К субъектам потребительского спроса относятся домашние хозяйства (население), государственные учреждения (школы, больницы и т. п.), НКО (некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства на общественных началах или за плату, возмещающую расходы, но не приносящую прибыль).

     Признак "экономическое пространство" состоит в том, что одни цены формируются  на внутреннем рынке, другие — во внешней  торговле. Внутренние и внешнеторговые цены покупок и продаж одних и тех же товаров, как правило, находятся на разных уровнях. Цены экспорта и импорта формирует мировой рынок. Номенклатура товаров экспорта и импорта различна.

     Россия  вывозит, главным образом:

  • углеводороды (нефть и газ);
  • иное минеральное сырье;
  • лесоматериалы;
  • металлы.

     Объектами ввоза, как правило, являются:

  • автомобили;
  • промышленное оборудование;
  • продовольственные товары;
  • Продукция химической промышленности.

     Отечественные и импортные товары конкурируют  на внутреннем рынке.

     Цены  экспорта оказывают влияние на всю экономику страны и на общий уровень внутренних цен, а также являются существенным фактором изменения курса национальной валюты.

     Признак структуры цены состоит в том, что цены включают издержки доставки:

  • до пункта отправления по железной дороге или другим видам транспорта (цена франко-станция отправления);
  • станции назначения (цена франко-станция назначения).

     Этот  признак цены особенно важен во внешней  торговле, т. к. влияет на цены экспорта и на цены импортных товаров во внутренней торговле.

     Несмотря  на множество цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в  уровень одной цены, как изменения  обнаруживаются в уровнях других цен.

     Изменения уровня одной цены имеют отклик в  уровнях других цен по следующим причинам:

  • существует единый процесс формирования затрат на производство;
  • все субъекты рынка взаимосвязаны между собой;
  • имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного

Информация о работе Состав и структура цены