Состав и структура трудового потенциала РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:15, контрольная работа

Краткое описание

Реформирование экономики страны в 90-е годы прошлого столетия коснулось многих сторон жизни населения. Переход к многоукладной экономике, развитие частного сектора, появление неформальной деятельности, снятие ограничений в части повторной занятости, появление безработицы, формирование рынка жилья – все это существенно повлияло на условия жизни населения и соответственно на динамику его численности, состав, процессы воспроизводства населения.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 123.39 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Реформирование экономики  страны в 90-е годы прошлого столетия коснулось многих сторон жизни населения. Переход к многоукладной экономике, развитие частного сектора, появление  неформальной деятельности, снятие ограничений  в части повторной занятости, появление безработицы, формирование рынка жилья – все это существенно  повлияло на условия жизни населения  и соответственно на динамику его  численности, состав, процессы воспроизводства  населения.

Важной составной частью экономического потенциала страны являются трудовой потенциалы, которые определяются численностью и половозрастной структурой населения, количеством и качеством  трудовых ресурсов, их занятостью в  экономике.

В последние годы для характеристики трудового потенциала страны используется такое понятие, как «человеческий капитал». Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также накопление знаний, умений, опыта, образования, квалификации, информации, физического и психологического здоровья, духовного богатства, всесторонней мобильности. Он представляет собой не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек, а их накопленный запас. Всемирный банк и Международный валютный фонд разработали расширенную концепцию национального богатства, включив в нее человеческий и природный капиталы. Человеческий и природный капиталы в составе национального богатства страны статистическими органами Беларуси до сих пор не учитываются, хотя они играют, если исходить из аналогии с другими государствами, доминирующую роль. По имеющимся оценкам, доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55 %, что выше, чем в какой-либо другой стране СНГ.

Численность занятых в  экономике Беларуси уменьшилась  с 5150,8 тыс. чел. в 1990 г. до 4305 тыс. чел. в 2003 г., но уже в 2010 году данная цифра достигла 4654 тыс. чел., что говорит о том, что положение в стране стабилизируется, и число занятых динамично увеличивается.

В данной контрольной работе автор приложит все усилия, для  того, чтобы выполнить основную задачу определить состав и структуру трудового  потенциала  и определить его  роль в экономике Республике Беларусь.

Для решения данной задачи, требует дать ответы на следующие  вопросы:

Во-первых, определить понятие  «трудового потенциала»;

Во-вторых, дать количественную оценку трудового потенциала страны;

В-третьих, проанализировать проблему, как демографического, так и трудового потенциала нашей республики;

В-четвертых, отследить динамику трудового потенциала региона;

В-пятых, определить основные проблемы трудовых ресурсов нашего государства  и предложить пути их решения.

Актуальность выбранной  темы состоит, прежде всего, в том, что  определение и вычисление основных показателей трудового потенциала имеет не только теоретическое значение, но и огромную практическую значимость. На основе данных по основным показателям государство может увидеть «слабые» места в экономике и проводимой социальной политике и, следовательно, определить новые направления и приоритеты в своей деятельности. Сведение полученных данных за несколько лет позволяет проследить динамику основных показателей и выяснить, что было причиной роста или снижения трудового потенциала, и в будущем не допустить ошибок.

В качестве методологической базы контрольной работы использовались общенаучные принципы познания экономических явлений: диалектический, системный, конкретно-исторический, функциональный - научного анализа и обобщения изучаемых процессов и другие принципы, позволяющие рассмотреть изучаемые процессы в развитии, выявить противоречия и предложить пути их разрешения.

При написании данной контрольной  работы были использованы материалы  как белорусских, так и зарубежных изданий, периодические издания  и материал, имеющийся в Интернете, среди авторов можно выделить следующих: Волкова, О.И., Горфинкель, В.Я., Ильин, Н.Л., Головачев, А.С, Головачева, И.В., Приходченко, О.И., Шахотько, Л., Ванкевич, Е., и ряд других авторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, КАК  ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ

 

    1. Понятие трудового потенциала

 

Движение от абстрактного, одностороннего к конкретному, развернутому, многообразному в познании человеческого  фактора привело к введению в  научный оборот термина «трудовой  потенциал». Это понятие экономисты и социологи используют сегодня  для характеристики термина «человеческий  фактор» в объемном выражении  как в масштабах всего общества, так и в рамках отдельных производственных коллективов. По общему мнению, «трудовой  потенциал» должен представить человеческий фактор в динамике в виде непрерывного, развивающегося, многопланового процесса, характеризующего скрытые возможности [18, с. 98].

Термин «потенциал» был  введен в научный оборот 10—15 лет  назад. Этимологически он означает «скрытые возможности, мощность, силу». Широкая  трактовка смыслового понятия «потенциал»  состоит в его рассмотрении как  «источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены  в действие, использованы для решения  какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области». Таким образом, термины  «потенциал», «потенциальный» означают наличие у кого-либо (будь то отдельно взятый человек, первичный трудовой коллектив предприятия, общество в  целом) скрытых, не проявивших еще  себя  возможностей  или способностей в  соответствующих  сферах их жизнедеятельности.

Определяя данную категорию, не следует противопоставлять понятия  «потенциал» и «ресурсы». Потенциал (экономический, производственный, трудовой) связан с обобщенной, собирательной  характеристикой ресурсов, привязанной к месту и времени. В настоящее время можно выделить три направления в развитии представлений о потенциале.

Сторонники первого направления  считают, что потенциал — это  совокупность необходимых для функционирования или развития системы различных  ресурсов, главным образом экономических, непосредственно связанных с  функционированием производства и  ускорением научно-технического прогресса.

Сторонники второго направления  представляют потенциал как систему  материальных и трудовых факторов (условий, составляющих), обеспечивающих достижение целей производства.

Сторонники третьего направления  рассматривают потенциал как  способность комплекса ресурсов решать поставленные перед ним задачи, т.е. потенциал — это целостное  выражение совокупной возможности  коллектива для выполнения каких-либо задач. На этой основе делается вывод  о синергетическом эффекте, совокупной возможности коллектива, т.е. чем  удачнее сложилась структура  объекта, чем в большем соответствии находятся его структурные и  функциональные элементы, тем выше его потенциал и эффективность.

Представление о сущности потенциала предопределяет подход к  его оценке, измерению и управлению. Действительно, когда потенциал  рассматривается как совокупность ресурсов, его оценка заключается  в установлении качественных и количественных характеристик отдельных видов  ресурсов, причем их взаимное влияние  не учитывается и не измеряется. Когда речь идет о системе ресурсов, то характеристики ее отдельных составляющих должны дополняться показателями, описывающими систему в целом [19, с. 200].

Рассматривая потенциал  как способность ресурсов давать определенные результаты и обеспечивать функционирование системы, следует  учитывать и выражать в показателях  все факторы, которые определяют такую способность. Для этого  необходимо иметь как характеристики ресурсов всех видов, так и их результирующие (системные) характеристики, знать способ их использования и управления ими. Другими словами, необходимо знать не только ресурсы, но и накопленные, однако еще не используемые резервы.

Потребность в резервах —  идея не новая. К ней постоянно  обращено внимание экономистов, правомерно считающих, что сознательно устанавливаемые  обществом пропорции лишь в том  случае обеспечивают действительно  планомерное развитие, если общество располагает достаточными резервами.

Различие между понятиями  «потенциал» и «резервы» заключается  в том, что «потенциал» содержит как сущее, так и потенциальное, а «резервы» — только потенциальное, неиспользованное. Используемые резервы, таким образом, есть существенная часть  потенциала. При этом уместно напомнить, что функции резервов шире, чем  сглаживание стихийных бедствий или учет изменений международной  обстановки. Важнейшей функцией резервов является предотвращение нарушений  хода воспроизводства вследствие ускорения  научно-технического прогресса, внедрения  инноваций. Чтобы добиться полного  и рационального использования  резервов, каждый коллектив должен хорошо знать свой потенциал, иметь  необходимое представление о  его уровне [18, с. 100].

В каждом определенном периоде  на предприятии или в его подразделениях образуются отклонения между созданными возможностями и их действительным использованием. Принимая форму неиспользованных возможностей, они выступают в  виде производственных резервов, которые  в конечном счете отражают степень  использования производственного  и трудового потенциала.

«Резерв» — термин французского происхождения, означающий «запас». В  словаре русского языка отмечается, что резерв — это запас, откуда черпают новые силы, ресурсы. Но чтобы  иметь резервы, необходимо их создавать. В этом и состоит принципиальный вопрос формирования производственного и трудового потенциала.

Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:

во-первых, отражает прошлое, т.е. представляет собой совокупность свойств, накопленных системой в  процессе ее становления и обусловливающих  ее способность к функционированию и развитию. В этом плане понятие  «потенциал» фактически принимает  значение понятия «ресурс»;

во-вторых, характеризует  настоящее с точки зрения практического  применения и использования наличных способностей. Это позволяет провести различие между реализованной и  нереализованной возможностями. В  этой своей функции понятие «потенциал»  отчасти совпадает с понятием «резерв». Рассматривая структуру потенциала с этих позиций, следует учитывать, что в первом случае оставшиеся в  нереализованном виде структурные  элементы потенциала ведут к снижению эффективности его функционирования (например, неиспользуемые в работе трудовые навыки утрачиваются, нереализованные  личностные способности разрушаются), а во втором случае «избыточный» запас  сил и способностей работника  обеспечивает гибкость и маневренность  развития системы по отношению к  меняющимся условиям труда;

в-третьих, ориентирован на развитие (будущее): в процессе трудовой деятельности работник не только реализует  свои наличные способности, но и приобретает  новые силы и способности. Представляя  собой единство устойчивого и  изменчивого состояний, потенциал  содержит в себе в качестве «потенции» элементы будущего развития [19, с. 200].

Уровень потенциала, характеризуя наличное состояние системы, обусловлен тесным взаимодействием всех трех вышеперечисленных  состояний, что и отличает его от таких, на первый взгляд, близких ему понятий, как «ресурс» и «резерв».

Подход к рабочей силе как к ресурсу означает,

во-первых, отказ от представлений  о рабочей силе как «даровом богатстве», освоение которого не требует денежных средств и организационных усилий со стороны государства и предприятий,

и во-вторых, признание проблемы нехватки отдельных категорий квалифицированных  работников по сравнению с потребностями  производства, что делает необходимым  управление процессом использования  наиболее важных и дефицитных их категорий.

 Таким образом, отличие  концепции «трудовой потенциал»  от концепции «рабочая сила»  состоит в признании экономической  целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением на  производство лучшей по качеству  рабочей силы, ее обучением, поддержанием  в трудоспособном состоянии и  созданием условий для ее дальнейшего  совершенствования.

Для рассмотрения понятия  «трудовой потенциал» работника (личности) еще раз обратимся к определению  «рабочей силы», данному К.Марксом: «...совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека и которые  пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости». Данное определение относится  преимущественно к индивидуальной рабочей силе, поскольку речь идет в нем об «организме и живой  личности человека» [18, с. 198].

Из этого определения  следуют два важных вывода.

Во-первых, до момента занятости человека трудом говорить о его рабочей силе можно лишь условно как о физической и духовной трудоспособности вообще, как о возможном потенциальном трудовом вкладе.

 Во-вторых, результат  использования индивидуальной рабочей  силы — это реальный трудовой  вклад работника, он выражается  в конкретном продукте, а также  в определенном уровне производительности  и эффективности труда, достигнутом  данным работником.

Информация о работе Состав и структура трудового потенциала РБ