Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:15, контрольная работа
Реформирование экономики страны в 90-е годы прошлого столетия коснулось многих сторон жизни населения. Переход к многоукладной экономике, развитие частного сектора, появление неформальной деятельности, снятие ограничений в части повторной занятости, появление безработицы, формирование рынка жилья – все это существенно повлияло на условия жизни населения и соответственно на динамику его численности, состав, процессы воспроизводства населения.
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование экономики
страны в 90-е годы прошлого столетия
коснулось многих сторон жизни населения.
Переход к многоукладной
Важной составной частью экономического потенциала страны являются трудовой потенциалы, которые определяются численностью и половозрастной структурой населения, количеством и качеством трудовых ресурсов, их занятостью в экономике.
В последние годы для характеристики трудового потенциала страны используется такое понятие, как «человеческий капитал». Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также накопление знаний, умений, опыта, образования, квалификации, информации, физического и психологического здоровья, духовного богатства, всесторонней мобильности. Он представляет собой не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек, а их накопленный запас. Всемирный банк и Международный валютный фонд разработали расширенную концепцию национального богатства, включив в нее человеческий и природный капиталы. Человеческий и природный капиталы в составе национального богатства страны статистическими органами Беларуси до сих пор не учитываются, хотя они играют, если исходить из аналогии с другими государствами, доминирующую роль. По имеющимся оценкам, доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55 %, что выше, чем в какой-либо другой стране СНГ.
Численность занятых в экономике Беларуси уменьшилась с 5150,8 тыс. чел. в 1990 г. до 4305 тыс. чел. в 2003 г., но уже в 2010 году данная цифра достигла 4654 тыс. чел., что говорит о том, что положение в стране стабилизируется, и число занятых динамично увеличивается.
В данной контрольной работе автор приложит все усилия, для того, чтобы выполнить основную задачу определить состав и структуру трудового потенциала и определить его роль в экономике Республике Беларусь.
Для решения данной задачи, требует дать ответы на следующие вопросы:
Во-первых, определить понятие «трудового потенциала»;
Во-вторых, дать количественную оценку трудового потенциала страны;
В-третьих, проанализировать проблему, как демографического, так и трудового потенциала нашей республики;
В-четвертых, отследить динамику трудового потенциала региона;
В-пятых, определить основные проблемы трудовых ресурсов нашего государства и предложить пути их решения.
Актуальность выбранной темы состоит, прежде всего, в том, что определение и вычисление основных показателей трудового потенциала имеет не только теоретическое значение, но и огромную практическую значимость. На основе данных по основным показателям государство может увидеть «слабые» места в экономике и проводимой социальной политике и, следовательно, определить новые направления и приоритеты в своей деятельности. Сведение полученных данных за несколько лет позволяет проследить динамику основных показателей и выяснить, что было причиной роста или снижения трудового потенциала, и в будущем не допустить ошибок.
В качестве методологической базы контрольной работы использовались общенаучные принципы познания экономических явлений: диалектический, системный, конкретно-исторический, функциональный - научного анализа и обобщения изучаемых процессов и другие принципы, позволяющие рассмотреть изучаемые процессы в развитии, выявить противоречия и предложить пути их разрешения.
При написании данной контрольной работы были использованы материалы как белорусских, так и зарубежных изданий, периодические издания и материал, имеющийся в Интернете, среди авторов можно выделить следующих: Волкова, О.И., Горфинкель, В.Я., Ильин, Н.Л., Головачев, А.С, Головачева, И.В., Приходченко, О.И., Шахотько, Л., Ванкевич, Е., и ряд других авторов
ГЛАВА 1
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ
Движение от абстрактного,
одностороннего к конкретному, развернутому,
многообразному в познании человеческого
фактора привело к введению в
научный оборот термина «трудовой
потенциал». Это понятие экономисты
и социологи используют сегодня
для характеристики термина «человеческий
фактор» в объемном выражении
как в масштабах всего
Термин «потенциал» был введен в научный оборот 10—15 лет назад. Этимологически он означает «скрытые возможности, мощность, силу». Широкая трактовка смыслового понятия «потенциал» состоит в его рассмотрении как «источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области». Таким образом, термины «потенциал», «потенциальный» означают наличие у кого-либо (будь то отдельно взятый человек, первичный трудовой коллектив предприятия, общество в целом) скрытых, не проявивших еще себя возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности.
Определяя данную категорию,
не следует противопоставлять
Сторонники первого
Сторонники второго
Сторонники третьего направления рассматривают потенциал как способность комплекса ресурсов решать поставленные перед ним задачи, т.е. потенциал — это целостное выражение совокупной возможности коллектива для выполнения каких-либо задач. На этой основе делается вывод о синергетическом эффекте, совокупной возможности коллектива, т.е. чем удачнее сложилась структура объекта, чем в большем соответствии находятся его структурные и функциональные элементы, тем выше его потенциал и эффективность.
Представление о сущности
потенциала предопределяет подход к
его оценке, измерению и управлению.
Действительно, когда потенциал
рассматривается как
Рассматривая потенциал как способность ресурсов давать определенные результаты и обеспечивать функционирование системы, следует учитывать и выражать в показателях все факторы, которые определяют такую способность. Для этого необходимо иметь как характеристики ресурсов всех видов, так и их результирующие (системные) характеристики, знать способ их использования и управления ими. Другими словами, необходимо знать не только ресурсы, но и накопленные, однако еще не используемые резервы.
Потребность в резервах —
идея не новая. К ней постоянно
обращено внимание экономистов, правомерно
считающих, что сознательно
Различие между понятиями
«потенциал» и «резервы»
В каждом определенном периоде
на предприятии или в его
«Резерв» — термин французского происхождения, означающий «запас». В словаре русского языка отмечается, что резерв — это запас, откуда черпают новые силы, ресурсы. Но чтобы иметь резервы, необходимо их создавать. В этом и состоит принципиальный вопрос формирования производственного и трудового потенциала.
Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:
во-первых, отражает прошлое, т.е. представляет собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее способность к функционированию и развитию. В этом плане понятие «потенциал» фактически принимает значение понятия «ресурс»;
во-вторых, характеризует
настоящее с точки зрения практического
применения и использования наличных
способностей. Это позволяет провести
различие между реализованной и
нереализованной возможностями. В
этой своей функции понятие «
в-третьих, ориентирован на развитие (будущее): в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои наличные способности, но и приобретает новые силы и способности. Представляя собой единство устойчивого и изменчивого состояний, потенциал содержит в себе в качестве «потенции» элементы будущего развития [19, с. 200].
Уровень потенциала, характеризуя наличное состояние системы, обусловлен тесным взаимодействием всех трех вышеперечисленных состояний, что и отличает его от таких, на первый взгляд, близких ему понятий, как «ресурс» и «резерв».
Подход к рабочей силе как к ресурсу означает,
во-первых, отказ от представлений
о рабочей силе как «даровом богатстве»,
освоение которого не требует денежных
средств и организационных
и во-вторых, признание проблемы
нехватки отдельных категорий
Таким образом, отличие
концепции «трудовой потенциал»
Для рассмотрения понятия
«трудовой потенциал» работника (личности)
еще раз обратимся к
Из этого определения следуют два важных вывода.
Во-первых, до момента занятости человека трудом говорить о его рабочей силе можно лишь условно как о физической и духовной трудоспособности вообще, как о возможном потенциальном трудовом вкладе.
Во-вторых, результат
использования индивидуальной
Информация о работе Состав и структура трудового потенциала РБ