Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:15, контрольная работа
Реформирование экономики страны в 90-е годы прошлого столетия коснулось многих сторон жизни населения. Переход к многоукладной экономике, развитие частного сектора, появление неформальной деятельности, снятие ограничений в части повторной занятости, появление безработицы, формирование рынка жилья – все это существенно повлияло на условия жизни населения и соответственно на динамику его численности, состав, процессы воспроизводства населения.
Эти процессы привели к значительной естественной убыли населения страны. Международная миграция, которая в Беларуси по данным национальной статистики последние десятилетия была положительной, несколько смягчала сокращение населения, но полностью перекрыть естественную убыль не могла. В результате с 1994 по 14.10.2009 общая численность населения Беларуси уменьшилась на 755 тыс. человек или более чем на 7% [14]. В настоящее время население страны по данным на конец 2011 года составляет 9481,1 тыс. человек [1].
Существенно изменилась половозрастная структура населения страны. Удельный вес населения в дотрудоспособном возрасте, составлявший по переписи 1959 г. 31,3% , по следующей переписи - 1979 г. сократился до 25.0%, в 1990 г. упал до 24,5%, на конец 2005 г. составил только 16,7%, по последним данным, на конец 2010 г. эта цифра установилась на показателе 16% [14].
Одновременно за истекший период зеркально выросла доля лиц пенсионного возраста с 13,5% в 1959 г., до 16,8% в 1979 г., 23,3% в 1990 г. до 26,3 % в 2000, на конец 2010 года эта цифра составляет 27,6 %[13].
Глубина демографических проблем в республике достигла той степени, при которой они превратились в угрозу национальной безопасности, что получило самую серьезную оценку на государственном уровне. В 2002 году был принят закон «О демографической безопасности Республики Беларусь», в котором основными демографическими угрозами были названы депопуляция, старение населения, нерегулируемые миграционные процессы, деградация семьи. Основной формой реализации закона является разработка и реализация национальных программ демографической безопасности страны, которые должны приниматься на пятилетний период. В настоящее время действует «Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь», утвержденная указом Президента Республики Беларусь 26 марта 2007года [8].
В программе, действие которой рассчитано на 2007-2010 годы, намечен комплекс мер по стимулированию рождаемости, укреплению семьи, охране и укреплению здоровья населения, формированию здорового образа жизни, созданию благоприятной среды обитания, оптимизации миграционных процессов. Меры, реализованные в стране после принятия закона и программы демографической безопасности, позволили приостановить рост некоторых негативных тенденций. Как видно из таблицы 3, в последние годы незначительно выросла рождаемость, несколько уменьшилась смертность и соответственно снижаются темпы естественной убыли населения.
С конца 1980-х годов число
абортов стало устойчиво
Вместе с тем, самой серьезной ошибкой на сегодняшний день было бы считать, что произошел необратимый перелом в демографических процессах. Демографические показатели, намеченные в программе на 2010 год еще далеки от достижения. Например, смертность намечалось снизить до 10,0 или на 4,2 на тысячу человек по сравнению с 2006 годом [8], но ее реальное снижение в 2008 году пока в десять раз меньше – 0,4 на тысячу человек, в настоящий момент эта цифра составляет – 0,3.
Рождаемость, хотя и росла последние годы, но этот рост не позволил остановить естественную убыль населения. Кроме того сам рост во многом обеспечивался двумя факторами. Во-первых, благоприятно повлияло на него увеличение числа женщин в фертильном возрасте, произошедшее с начала века. Во-вторых, рост рождаемости обеспечивался и за счет отложенных в 90-е годы рождений. Значительное улучшение социально-экономических условий в нашей стране по сравнению с периодом конца прошлого века, способствовало реализации имевшейся, но отложенной установки на рождение детей, как первенцев, так и вторых в семье. Но в настоящее время эти резервы роста рождаемости уже исчерпаны.
На основе всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что воздействие демографических факторов, о которых говорилось выше, проявляется сегодня в ухудшении воспроизводственной основы формирования молодых поколений рабочей силы. И хотя Республика Беларусь в целом обладает достаточным трудовым потенциалом, преодоление негативных тенденций необходимо.
ГЛАВА 2
СОСТАВ И СТРУКТУРА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Основные показатели трудового потенциала страны
Трудовые ресурсы – это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.
К трудовым ресурсам следует относить население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике.
Граница трудоспособного
возраста населения в каждом государстве
определяется национальным законодательством
в зависимости от продолжительности
жизни и социально-
На основе Международную
системы классификации
К первой группе относится
та часть населения, предоставляющая
свой труд для производства товаров
и услуг. Это занятое население
и безработные, зарегистрированные
в управлениях по труду, занятости
и социальной защите. Данная группа
населения характеризуется
К экономически неактивному
населению трудоспособного
учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневных учебных заведений (в том числе аспирантуры и докторантуры);
лица, получающие пенсии;
лица, занятые домашним хозяйством, уходом за детьми, больными родственниками и другие;
безработные, не состоящие на учете в Управлениях по труду, занятости и социальной защите, но которые могут и готовы работать;
другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода [7, с. 71].
К занятым в экономике относятся:
лица, работающие на
предприятиях и в организациях
всех форм собственности,
лица, работающие в фермерских хозяйствах;
лица, занятые предпринимательской деятельностью и самозанятое население.
В таблице 4 представлены данные о количественных показателях распределения населения нашей страны по основным возрастным категориям
Таблица 4 Распределение населения Республики Беларусь по основным возрастным категориям
1990 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Численность населения (на конец года), тыс. чел. |
10190 |
9957 |
9630 |
9579 |
9542 |
9514 |
9500 |
9481 |
в том числе: | ||||||||
младше трудоспособного возраста |
2495 |
1989 |
1615 |
1570 |
1514 |
1520 |
1514 |
1513 |
в трудоспособном возрасте |
5665 |
5843 |
5944 |
5934 |
5908 |
5884 |
5847 |
5804 |
старше трудоспособного возраста |
2030 |
2125 |
2071 |
2075 |
2093 |
2110 |
2139 |
2164 |
Источник: [14].
На формирование численности и половозрастной структуры населения определенное влияние оказывает миграция населения.
В 50 – 60 гг. XX века в Беларуси наблюдался избыток трудовых ресурсов, который народное хозяйство республики не могло использовать в полной мере, обусловив тем самым переселение жителей в другие регионы бывшего СССР. Кроме того, Беларусь теряло свое население в обмене с Российской Федерацией, Украиной и Казахстаном, а также с некоторыми Прибалтийскими республиками.
Таблица 5 Международная миграция (человек)
2000 |
2005 |
2009 |
2010 | |
Прибыло в Республику Беларусь – всего |
25943 |
13031 |
19892 |
17169 |
в том числе | ||||
из стран СНГ |
23492 |
11426 |
15582 |
14303 |
из стран вне СНГ |
2451 |
1605 |
4310 |
2866 |
Выбыло из Республики Беларусь – всего |
13812 |
11082 |
7643 |
6866 |
в том числе | ||||
в страны СНГ |
7249 |
7520 |
5313 |
5040 |
из стран СНГ |
6563 |
3562 |
2330 |
1826 |
Источник: [1]
Коренной перелом во внешней миграции населения в сторону уменьшения произошел в 60-е гг. XX века, если говорить о веке XXI, то судя по данным содержащимся в таблице, самый минимальный процент миграции граждан из Республики Беларусь пришелся на 2000 год, в настоящий момент эта цифра, в два раза ниже, что говорит о стабильности в экономике и об улучшениях условий труда, что в полной мере позволяет найти рабочее место в нашей стране.
В последнее время для характеристики трудового потенциала страны используется такое понятие, как «индекс развития человеческого потенциала» и «человеческий капитал».
Из учебника, под редакцией В.М. Шимова следует, что индекс развития человеческого потенциала (далее – ИРЧП), или индекс человеческого развития (далее – ИЧР), разработан специалистами Программы развития ООН для сравнения отдельных стран по уровню развития человеческих ресурсов, а именно, насколько условия жизни в данной стране близки к общепризнанным критериям благополучия отдельного гражданина и всей нации – возможности жить долго, получить образование и иметь достойный уровень материального благосостояния. В показателе учитывается значимость как экономических, так и социальных факторов для жизни людей [7, с. 79].
ИРЧП стран мира публикуются Программой развитии ООН в ежегодных «Докладах о развитии человека». Если в 2002 года наша страна по индексу развития находилась на 62 месте [4, с. 161-162], то в настоящее время мы, к сожалению, опустились на 65 место [5].
Категория человеческий капитал
появилась в мировой
Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также накопление знаний, умений, опыта, образования, квалификации, информации, физического и психологического здоровья, духовного богатства, всесторонней мобильности. Он представляет собой не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек, а их накопленный запас. Общепризнанны два основных подхода к оценке накопленного человеческого капитала: затратный и доходный (рентный). Затратный подход основан на суммировании совокупных расходов на образование, профессиональную подготовку специалистов, поддержание здоровья и другие затраты общества, относимые обычно к инвестициям в человеческий капитал. Стоимость человеческого капитала определяется накоплением чистых инвестиций в развитие человека как будущего работника на всех стадиях его жизненного цикла. Доходный принцип основан на оценке получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на средства, вложенные в соответствующий образовательный и квалификационный уровень [7,с. 80].
Всемирный банк и Международный
валютный фонд разработали расширенную
концепцию национального
В настоящее время национальное богатство нашей страны включает в себя различные элементы и имеет собственную структуру. По мнению многих экономистов, элементы национального богатства должны соответствовать следующим основным признакам:
- материальности;
- накопляемости;
- долговременности
- воспроизводимости;
- возможности превращаться в элемент рыночного оборота.
В национальное богатство включается накопленный в результате трудовой деятельности людей материальные блага и природные ресурсы. Соответственно выделяют общественное богатство, созданное трудом людей, и естественное богатство (природные ресурсы).
Информация о работе Состав и структура трудового потенциала РБ