Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:08, контрольная работа
В 70-е годы многие экономисты стали пользоваться термином "трудовой потенциал", которые первоначально служил синонимом "трудовых ресурсов". Одна из первых попыток разграничить указанные понятия принадлежит В.Г. Костакову. Он предложил следующую трактовку понятия трудовой потенциал: "Трудовой потенциал - это запасы труда. Они зависят от общей численности трудовых ресурсов и их структуры по полу и возрасту, уровня занятости по полу и возрасту, накопленных знаний, степени соответствия демографической структуры работающих условиям повышения эффективности труда, социальной мобильности (территориальной и профессиональной)".
В 70-е годы многие экономисты стали пользоваться термином "трудовой потенциал", которые первоначально служил синонимом "трудовых ресурсов". Одна из первых попыток разграничить указанные понятия принадлежит В.Г. Костакову. Он предложил следующую трактовку понятия трудовой потенциал: "Трудовой потенциал - это запасы труда. Они зависят от общей численности трудовых ресурсов и их структуры по полу и возрасту, уровня занятости по полу и возрасту, накопленных знаний, степени соответствия демографической структуры работающих условиям повышения эффективности труда, социальной мобильности (территориальной и профессиональной)".
Для начального этапа исследования
трудового потенциала характерной
была следующая ситуация - стремление
более объемно выразить категорию
"трудовые ресурсы" как единство
их количественных и качественных параметров
при ведущей роли последних, учитывающих
образовательный уровень, профессионально
- квалификационную подготовку и мобильность
контингентов трудовых ресурсов. Это
стремление привело к тому, что
некоторые авторы стали включать
в число социально-
Трудовой потенциал имеет количественную и качественную характеристику.
Количественно он определяется величиной трудовых ресурсов и рабочего времени, которое может быть отработано в тот или иной период.
Качество трудового потенциала характеризуется четырьмя основными составляющими:
– физической – это показатель эффективной работоспособности, состояния здоровья;
– интеллектуальной – это
показатель системы знаний и опыта
подготовки квалифицированных кадров
(образовательный и
– социальной – это показатель социального, психологического и нравственного состояния общества (социальная среда, справедливость и защищенность);
– технико-технологической – этот показатель зависит от технической вооруженности.
Различают трудовой потенциал человека, предприятия, поколения и страны. Трудовой потенциал человека (как отдельного лица) - совокупность его различных качеств: состояние здоровья, выносливость, тип нервной системы, т. е. его физические, умственные и интеллектуальные возможности. Трудовой потенциал предприятия - предельная величина возможного участия трудящихся в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта.
Трудовой потенциал региона, муниципального образования - совокупный трудовой потенциал людей разных поколений, проживающих на территории региона.
Трудовой потенциал поколения, страны - сводная экономико-географическая характеристика трудовой активности людей (чел.-лет).
2) Применительно к обществу трудовой потенциал определяется:
где Фп.общ – потенциальный фонд рабочего времени общества, ч. Он определяется:
– численность населения, способного участвовать в общественном производстве, по группам;
Тр – законодательно установленная величина времени работы по графику работников в течение календарного периода (год, квартал, месяц). Она представляет собой произведение количества рабочих дней в периоде на установленную задолженность рабочего дня в часах.
В 1990 году в международной
лексике появилось новое
Пж – ожидаемая продолжительность жизни (годы жизни);
Уобр – уровень образования (годы обучения);
ВВП – реальный душевой внутренний валовой продукт (ВВП).
Они отражают три главных качества:
а) здоровую жизнь;
б) уровень знаний;
в) уровень жизни.
Таким образом, трудовой потенциал можно определить как трудовые ресурсы в качественном измерении.
Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений: первый уровень, отражающий прошлое, т.е. представляющий собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее возможность функционирования и развития; второй уровень, характеризующий настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей; третий уровень, ориентированный на развитие: в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои способности, но и приобретает новые навыки.