Состав и структура бизнес-плана

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Любое новое дело нуждается в принятии важных предварительных решений о его развитии. Бизнес-план- это очень хорошее средство для их осмысления. В условиях становящегося российского бизнеса уже работающие предприятия и люди, ещё недавно далёкие от хозяйственной деятельности, ищут новые возможные применения своих сил в экономике.

Оглавление

1. Введение.
2. Для чего нужен бизнес-план?
3. Этапы разработки бизнес-плана.
4. Структура и содержание бизнес-плана.
5. Оформление и стиль бизнес-плана.

Файлы: 1 файл

состав и структура бизнесс плана корпорации.docx

— 37.74 Кб (Скачать)

Содержание:

1. Введение.

2. Для чего нужен  бизнес-план?

3. Этапы разработки  бизнес-плана.

4. Структура и  содержание бизнес-плана.

5. Оформление и  стиль бизнес-плана.

1. Введение.

 
Любое новое дело нуждается в  принятии важных предварительных решений  о его развитии. Бизнес-план- это очень хорошее средство для их осмысления. В условиях становящегося российского бизнеса уже работающие предприятия и люди, ещё недавно далёкие от хозяйственной деятельности, ищут новые возможные применения своих сил в экономике.

Предпринимательство- это в большей степени творчество. Однако первые шаги в предпринимательской сфере требуют тщательного расчёта и умения правильно предвидеть своё будущее.

2. Для чего нужен  бизнес-план?

Бизнес-план-это  план развития предприятия, необходимый  для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса.

Бизнес-план может  быть разработан как для нового, только создающегося, предприятия, так  и для уже существующих экономических  организаций на очередном этапе  их развития.

Каковы основные цели бизнес-плана? Грубое, но верное определение  того, что означает бизнес-план для  предпринимателя, дал специалист по бизнес - планированию Г. Райен: «Понять себя и продать себя». Другими словами, бизнес-планирование решает следующие важные проблемы:

- определяет степень  жизнеспособности и будущей устойчивости  предприятия, снижает риск предпринимательской  деятельности;

- конкретизирует  перспективы бизнеса в виде  системы количественных и качественных  показателей системы;

- привлекает внимание  и интерес, обеспечивает поддержку  со стороны потенциальных инвесторов  фирмы;

- помогает получить  ценный опыт планирования, развивает  перспективный взгляд на организацию  и её рабочую среду.

Как видно, в отличие  от традиционного плана организации  бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц которые  могут быть полезны новому делу. Помимо инвесторов заинтересованными  лицами будущего бизнеса являются потенциальные  потребители и поставщики фирмы.

Для начинающего  предпринимателя бизнес-плен- это по сути, всё, чем он может привлечь внимание инвесторов. Уровень составленного бизнес-плана становится показателем надёжности серьёзности предпринимателя и его дела.

Как правило, бизнес-план является отправной точкой для начала переговоров между предпринимателем и возможными инвесторами (например, банками). Особенно необходим бизнес-план при ведении переговоров с  иностранными инвесторами.

Бизнес-план, как  никакой другой из планов фирмы, имеет  внешнюю направленность, превращая  в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный  выигрыш.

В современных российских условиях бизнес-план осуществляет ещё  одну важную функцию- он является инструментом приватизации государственных предприятий. Здесь он используется для обоснования предложений по приватизации, для определения круга задач, связанных с санацией 
(оздоровлением) приватизируемых предприятий. Бизнес-план входит в состав проспектов эмиссии ценных бумаг, публикуемых при акционировании экономической организации.

Для сегодняшней  российской практики характерна тенденция  перехода чрезмерно формализованного к более взвешенному и разумному  применению бизнес-планов в процессе приватизации.

Бизнес-план, как  и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно- 3-5 лет, иногда больше. Однако между  бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:

- в отличие от  стратегического плана бизнес-план  включает не весь комплекс  общих целей фирмы, а только  одну из них, ту, которая связана  с созданием и развитием определенного  нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован  только на развитие, в то время  как стратегический план может  включать другие типы стратегий  организации;

- стратегические  планы- это обычно планы с растущим горизонтом времени.

По мере выполнения очередного годичного плана его  результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре стратегического плана. Нередко  затем к стратегическому плану  добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеет чётко  очерченные временные рамки, по истечению  которых определённые планом цели и  задачи должны быть выполнены(например, должен быть построен и достигнут проектной мощности завод). Таким образом, бизнес-план по своей форме, в отличие от стратегического плана, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определённой самодостаточностью;

- в бизнес-плане  функциональные составляющие (планы  производства, маркетинга и др.) имеют  гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане,  являются полноправными, равновесными  частями структуры бизнес-плана.

Близким «родственным»  бизнес-плана можно назвать такой  документ, как технико - экономическое обоснование (ТЭО). ТЭО- это ещё один вариант плана развития предприятия. В связи с этим функции ТЭО во многом близки функциям бизнес-плана.

Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что технико- экономическое обоснование- это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно- технические аспекты проекта, в то время как коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. Следовательно, можно говорить о гораздо узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом.

Методика составления  ТЭО разработана Организацией Объединённых

Наций по промышленному  развитию (ЮНИДО). У нас методика ЮНИДО была использована при разработке Рекомендации по обоснованию предложений  о создании совместных предприятий.

В соответствии с  разработками ЮНИДО предлагается следующая  последовательность изложения материалов ТЭО.

1. Общие исходные  данные и условия.

2. Рынок и мощность  предприятия.

3. Материальные  факторы производства.

4. Место нахождения  предприятия.

5. Проектно- конструкторская  документация.

6. Организация предприятия  и накладные расходы.

7. Трудовые ресурсы.

8. Планирование  сроков осуществления проекта.

9. Финансово-экономическая  оценка проекта.

Для российских предприятий  ТЭО является более привычной  фирмой обоснования экономического проекта из-за указанных особенностей его содержания. В современных условиях ТЭО отечественных предприятий в наибольшей степени приближены к образу, предложенному ЮНИДО.

Бизнес-план, как  форма обоснования предпринимательского проекта, постепенно вытесняет ТЭО  из сферы плановой деятельности бизнеса. В нём заложены преимущества гибкого  сочетания производственного и  рыночного, финансового и технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности фирмы.

 
3.Этапы разработки бизнес-плана.

Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой  информации.

Первый шаг в  подготовке бизнес-плана предполагает определение источников нужной информации.

Ими могут стать:

- учебники по  бизнес - планированию;

- правительственные  учреждения (в том числе занимающиеся  проблемами малого бизнеса);

- фирмы по управленческому  консультированию и другие подобные  организации;

- отраслевые издания;

- курсы по составлению  бизнес-планов;

- аудиторские фирмы;

- знакомые, коллеги,  друзья.

Вторым шагом  в работе над бизнес-планом становится определение целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и внешние цели предприятия могут  быть достигнуты, только если создан по-настоящему добротный и качественный план.

Российские бизнесмены часто приводят доказательства, опираясь скорее на эмоциональные, чем на рациональные доводы. Однако в кредитной сфере словам и формальным отпискам доверять не склонны.

Хилый, скудный  по содержанию, скрывающий важную хозяйственную  информацию бизнес-план не может соответствовать  целям привлечения инвесторов.

Наиболее распространённые недостатки при составлении бизнес-плана  российскими предпринимателями  будут указаны при характеристике содержания его разделов (в разделе 4)

Третий шаг к  созданию бизнес-плана- это точное определение своих целевых читателей- будут ли это только внутренние участники организации (что крайне маловероятно) или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, - будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты. (Венчурный, или рисковый, капитал- это коммерческие организации, специализирующиеся в области финансирования предпринимательских проектов на различных стадиях их осуществления (как на этапе становления, так и на этапах расширения и модернизации), а также финансирования отдельных рисковых подразделений- видов бизнеса, входящих в крупную хозяйственную организацию).

Выбор круга читателей  определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических  показателей (фирма, ориентированная  на финансирование в первую очередь  за счёт выпуска и продажи акции, должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация рассчитывает на получение банковского кредита, в бизнес-плане нужно указать величину процентов, имея в виду их типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов в частности).

Когда автор будущего бизнес-плана очертил круг своих  будущих читателей, он может перейти  к следующему, четвёртому шагу- установление общей структуры создаваемого документа.

Обычно бизнес-план включает в себя такие составные  части: 
- титульный лист; 
- резюме; 
- историю своего бизнеса ( если предприятие уже действует ); 
- описание продуктов (услуг); 
- описание дел в отрасли, товарные рынки; 
- конкурентов: оценку и выбор конкурентной стратегии; 
- производственный план; 
- план маркетинга; 
- организационный план; 
- финансовый план и оценку риска; 
- план исследований и разработку; 
- приложение (аппендикс).

Подробное описание каждого раздела бизнеса- плана в (разделе 4).

Пятый шаг бизнес- планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручится поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана.

Это могут быть внутренние участники- работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно также привлечь внешних консультантов, особенно для использования их в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над бизнес-планом могут вовлечены экономисты широкого профиля ( в том числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению.

Следующий, шестой шаг в бизнес- планировании- непосредственное написание бизнес- плана. Это очень ответственный и трудоёмкий этап.

Главное правило  здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это  требует большого количества времени  и у предпринимателя нет навыков  такого рода работы. Помощь консультантов  предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда внешние  и внутренние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют её первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут  ассистировать предпринимателю.

Если предприниматель  перепоручает написание бизнес-плана  кому- нибудь другому, то следствием этого являются: 
- неполное и несистематичное знание предпринимателем слабых и сильных сторон своей организации, основных направлений её деятельности, возможного будущего запланированного проекта. 
- отсутствие периода обучение деятельности по планированию, которое негативно скажется на будущих действиях организации

( ведь планирование- это неотъемлемый компонент управленческой деятельности); 
- неумение предпринимателя доказательно и глубоко продемонстрировать преимущества своего проекта будущим инвесторам.

Когда все разделы  бизнес-плана написаны, предприниматель  должен подготовить резюме основных идей бизнес-план.

В целом работа по бизнес планированию - это очень  трудоёмкий и достаточно длительный процесс. Предпринимателю приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана.

Различные специалисты  по бизнес- планированию единодушны в том, что суммарное время, необходимое для этого, составляет около 200 часов.

4. Структура и  содержание бизнес-плана.

В этом разделе  рассмотрим составляющие и содержание бизнес-плана.

Титульный лист и  оглавление.

Титульный лист имеет  следующее содержание: 
- заголовок плана; 
- дата его подготовки; 
- кто подготовил план, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя и его домашний телефон; 
- для кого подготовлен план; 
- иногда рекомендуют включить в титульный лист заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению,- так фиксируется право предпринимателя на свою идею.

Оглавление- это наиболее читаемая часть бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать чёткое представление о всём содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых отделов плане и не забить пронумеровать страницы.

Резюме.

Резюме пишется  в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришёл предприниматель.

Информация о работе Состав и структура бизнес-плана